Секреты общения и сотрудничества в детском коллективе
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Совместное мероприятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Секреты общения и сотрудничества в детском коллективе»

Цель:

  • формирование представлений о вербальном и невербальном общении;
  • развитие мыслительных способностей, внимания;
  • приобретение навыков невербального общения, обогащение опыта межличностного взаимодействия;
  • развитие эмпатии, толерантности.

Задачи:

  • познакомить обучающихся со средствами вербального и невербального общения; способствовать раскрепощению участников.
  • установить психологический и эмоциональный контакт с детьми;
  • учить детей анализировать свое поведение, мимику, позы, жесты, а также других людей.

Наглядные средства и оборудование: магнитная доска, схемы.

Форма проведения занятия: групповая.

Предполагаемый результат: благоприятный психологический климат. Упражнения проходят весело, активно, в результате чего, у детей повышается настроение, снижается усталость.

Разминка, игры, способствуют развитию выразительного поведения, побуждают участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Занятие доступное, построенное с учетом психологических и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на занятии, направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

На данном занятии поставленные задачи решаются эффективно и перегрузки учащихся как физической, так и психической, нет, благодаря смене видов деятельности и форм работы.

I. Мобилизационный момент.

Обучающиеся и психолог сидят в кругу на стульях.

Психолог. Сегодня у нас с вами не обычный урок математики или русского языка, а урок общения. И задания, которые вы будете выполнять на этом уроке, тоже необычные.

Тема нашего занятия – “Секреты общения и сотрудничества в детском коллективе ”. Вывешивается схема на доску (или см. презентацию).

Ребята, общаться с одними людьми нам приятно, у нас поднимается настроение, а при общении с другими людьми у нас портится настроение, мы огорчаемся.

Давайте сегодня мы попытаемся разгадать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга.

II. Приветствие.

Давайте познакомимся и поприветствуем друг друга разными способами.

Разминка “Поприветствуй соседа”.

Инструкция:

Рукопожатие “Импульс”

Ребята, давайте встанем в круг, я сейчас каждому из вас передам свое рукопожатие, а вы его будете передавать до тех пор, пока оно не вернется ко мне”. Ускоряя темп. Повторяем 3 раза. Молодцы!

По имени. А теперь поприветствуем друг друга другим способом. Соседа справа мы назовем по имени и, скажем “Здравствуй, Света…” с улыбкой, по кругу.

А теперь следующим способом “Привет”.

Ребята, а еще какие способы приветствия вы знаете? Дети называют и вместе с психологом выполняют приветствие (например, обнять при встрече).

Дети садятся на стулья

III. Способы общения: Ребята, видите, сколько способов общения существует. И общаться можно при помощи слов. А можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все они делятся на вербальные и невербальные.

(Схемы вывешиваются на доску ли см.презентацию) “ВЕРБАЛЬНОЕ, НЕВЕРБАЛЬНОЕ”. Те способы общения, которые мы выражаем с помощью слов, речи называются вербальными, а те, которые мы выражаем с помощью мимики, позы, жестов, называются невербальными. И у каждого способа общения есть свои секреты.

Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что при обращении к нам в одних случаях к нам обращаются по имени, а других наше имя не называют.

В начале нашего занятия мы приветствовали друг друга по имени и без. Когда вам было приятнее, когда ваше имя называли или нет? (Ответы детей)

Конечно ребята, приятнее, когда называют тебя по имени, ведь имя – это самый важный звук, который мы слышим с детства. (Схема вывешивается “ИМЯ” или см.презентацию).

Вот и узнали один из секретов общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

Детям предлагается «Сказочный конверт».

В «сказочном конверте» лежат вопросы и карта сказочной страны.

Ребята по очереди выбирают себе сказочные вопросы, с целью поближе познакомиться друг с другом.

IV. Сотрудничество.

Цель: дать детям представление о понятии «сотрудничество» и «Общение».

Содержание: Педагог заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе ничего не получится, уметь общаться с разными людьми, договариваться, уступать, если очевидна правота. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству… посредством общения.

Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы возникает вопрос:

Педагог: что значит «Сотрудничество» и «Общение»?

-умение понять другого,

-умение слушать

-умение делать дело вместе

-умение договориться

- умение уступить,

-умение быть вежливым.

Педагог предлагает детям перейти от слов к делу, и применить все эти умения в выполнении следующих заданий».

Дети разбиваются на пары. Каждая пара получает по два вырезанных из бумаги силуэта варежек. Необходимо суметь украсить их узорами или рисунками, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга (дети работают в парах под музыкальное сопровождение). В работе можно использовать фломастеры, краски, гуашь. Во время задания ребятам говорить нельзя.

V. «Песчинки».

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция: “Представим себе, что все мы – песчинки. Песчинки выглядят так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Песчинки очень легкие, и когда дует ветер, постоянно перемещаются и время от времени собираются в разных местах. Число песчинок может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Когда прозвучит команда – «Ветер дует»-все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, три, два, пять- песчинки должны собраться – по три в каждой. Песчинки собираются так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.

VI. Загадка.

А сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.

“Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда”

Подсказки детям: от чего становится всем светлей?

Ну, конечно же, это улыбка! 

Вот такой простой, но ценный секрет общения:

“Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им. И давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. 

Разминка  "Волшебный сон" (релаксационное упражнение)

- Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём.

Сядьте так, что бы вам было удобно и постарайтесь выполнять мои просьбы.

Реснички опускаются... 
Глазки закрываются... 
Мы спокойно отдыхаем (2 раза), 
Сном волшебным засыпаем. 
Дышится легко, ровно, глубоко. 
Напряженье улетело... 
И расслаблено все тело (2 раза), 
Будто мы лежим на травке, 
На зеленой мягкой травке... 
Греет солнышко сейчас... 
Руки теплые у нас... 
Жарче солнышко сейчас... 
Ноги теплые у нас... 
Дышится легко... ровно... глубоко... (Длительная пауза) 

Мы спокойно отдыхали, 
Сном волшебным засыпали. 
Хорошо нам отдыхать! 
Но пора уже вставать! 
Крепче кулачки сжимаем. 
Их повыше поднимаем. 
Потянулись! Улыбнулись! 
Дружно глазки открываем. (Дети открывают глаза.)

VII. Игра инопланетяне.

А сейчас мы с вами поиграем в необычную игру “Отгадай животное”.

Инструкция: “Представьте, что к нам прилетели инопланетяне. И в зоопарке увидели много разных зверей. Они сейчас пришли к вам и хотят рассказать, какое животное им больше всего понравилось. Но как? Они не знают языка. (Ответы детей)

Вот сейчас мы и поиграем. Выберите то животное, которое понравилось инопланетянину. По очереди мы будем показывать его, а остальные ребята постараются его угадать.

Вопросы детям:

  1. А по каким признакам вы угадали животное?
  2. Что вам было проще угадывать или показывать?
  3. А почему другие ребята не всегда вас понимали? (Все люди разные и используют разные средства общения).

Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.

IX. Тест «Общительны ли вы?»

- Все люди нуждаются в общении, но эта потребность проявляется по-разному: есть люди общительные, а есть – замкнутые.

- Я предлагаю вам определить, общительны ли вы с помощью теста. На мой вопрос вы должны ответить «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «плюсом», ответ «нет» - «минусом».

Вопросы анкеты:

1.Я люблю новые знакомства?

2.Я люблю быть с друзьями больше, чем читать книги или смотреть телевизор?

3. Если кто-то скучает или грустит, я могу поднять ему настроение?

4.У меня много друзей?

5.Я не люблю один находиться дома?

6.Мне делают замечания за то, что на уроке разговариваю?

7.Если я хочу что-то узнать, мне легче спросить, чем самому

искать в книгах?

8.Мне нравится участвовать в разных мероприятиях?

9.Я не стесняюсь обратиться к прохожему на улице?

10.Я люблю поговорить по телефону?

Подведение итогов:

1-3 «плюса» - малообщительный человек;

4-6 «плюсов» - средний уровень общительности;

7-8 «плюсов» - высокий уровень общительности;

9-10 «плюсов» - подумайте, не утомляете ли вы других слишком большой общительностью.

Наше занятие подходит к концу.

X. Закрепление.

Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

  • человеку приятно, когда его называют по имени;
  • основной вид общения – вербальное общение;
  • существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь;
  • слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства; улыбка помогает сделать общение приятным.

И это далеко не все секреты успешного общения, сегодня мы только познакомились с некоторыми из них. И я надеюсь, что наши секреты общения, с которыми мы сегодня познакомились, вы будете применять и в своей жизни.

Спасибо вам за приятное общение, вы активное поработали, я желаю вам успехов и удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

секреты общения

классный час для учащихся 2 класса...

"Секреты общения"

В данной работе приведены несколько рекомендации по общению, которыми можно пользоваться при общении как со взрослыми, так и с детьми....

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса по теме «Секреты общения».

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса по теме «Секреты общения».Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга.Цели:...

Рекомендации для родителей "Дети и родители: секреты общения"

Рекомендации для родителей "Дети и родители: секреты общения" будут полезны родителям, которые заитересованы в темлых, позитивных отношениях между ними и их детьми.  Одним из самых ценных аспекто...

"Секреты общения и сотрудничества в детском коллективе"

С помощью данной разработки есть возможность подготовить  участников к психологической работе, снять напряжения.  Упражнения помогают  раскрепоститься и эмоционально настроиться на обще...

«Секреты общения»

Цели:разнообразить досуг детей;сплотить коллектив детей;развивать активность, мышление....