Я - гражданин России
рабочая программа на тему
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-grazhdanin_rossii.docx | 88.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СУККУЛОВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ СОШ
с. Суккулово
________Ф. М. Чулпанова
«____»__________2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ
Составитель
учитель начальных классов
Ефремова И. Р.
с. Суккулово
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………..3
2. Планируемые результаты ……………………………………………………………..8
3. Содержание программы ……………………………………………………………11
4. Учебно-тематический план ……………………………………………………………16
5. Список литературы ……………………………………………………………………28
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовнонравственного и правового долга.
Программа “Я - гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Я - гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественноисторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я - гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования
системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов - афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы: создание условий для формирования личности
гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно - музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историкопатриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа “Я - гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
- “Я и я” - формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральноволевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
- “Я и семья” - формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях - дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама - самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я - дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
- “Я и культура” - формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и
фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
- “Я и школа” - формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат
«Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
- “Я и мое Отечество” - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
- “Я и планета” - формирование гражданского отношения к планете Земля. Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля
- Диагностика нравственной воспитанности по методике
М.И.Шиловой;
- Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг»
(А.С.Прутченков);
- Методика - тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
- Изучение самооценки личности младшего школьника;
- Методика определения самооценки (Т.В.Дембо,
С.Я.Рубинштейн);
- Проектная методика «Автопортрет»;
- Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
- Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
- Социометрия;
- Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
- Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
- Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
- Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
Ценностные установки и планируемые результаты Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота
о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля; красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета |
уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ |
Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета | |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование | |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, |
родителей | ||
Ценностно | Имеет ценностную | Методика |
отношение к | установку «Учение», | изучения |
учебному труду; | «Труд» | ценностных |
сформированность | установок и | |
первоначальных | ориентаций, | |
навыков | портфолио | |
общественно- | обучающихся, | |
полезной и | результаты | |
личностно- | выполнения | |
значимой | проектных работ | |
деятельности | Участвует в | Мониторинг |
общественно-полезной | участия в | |
деятельности | общественнополезных делах, акциях | |
Ценностное | Имеет ценностную | Методика |
отношение к | установку «Природа» | изучения |
природе, | ценностных | |
окружающей среде | установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ | |
Ценностное | Имеет ценностную | Методика |
отношение к | установку | изучения |
прекрасному, | «Прекрасное», интерес | ценностных |
сформированность | к чтению, | установок и |
представления об | произведениям | ориентаций, |
эстетических | искусства, спектаклям, | педагогическое |
идеалах | концертам, выставкам, | наблюдение, |
музыке. | портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ | |
Ценностное | Имеет ценностную | Анкета, анализ |
отношение к | установку «Семья», | творческих и |
семье, старшему | начальные | проектных работ, |
поколению | представления об | собеседование, |
этических нормах | отзывы родителей | |
взаимоотношений в | ||
семье, между | ||
поколениями | ||
Развитое | Степень участия и | Анализ |
социальное | эффективность | воспитательной |
партнерство | взаимодействия с | работы класса, |
учреждениями | отзывы | |
дополнительного | социальных | |
образования | партнеров, достижения обучающихся |
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за
сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства,
формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм
правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,
способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы: доброжелательный; порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Организация работы по программе “Я - гражданин России” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю (1-2), 2 часа в неделю (3-4) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
- ступень - 1 класс «Маленькие Россияне»;
- ступень - 2 класс «Моя Малая Родина»;
- ступень - 3 класс «Россия - Родина моя»;
- ступень - 4 класс «Я - гражданин России».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- класс «Маленькие Россияне» - 33ч
Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12, практических -21
- “Я и я”(4ч) - формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
- “Я и семья”(6ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
- “Я и культура”(5ч) - формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
- “Я и школа”(8ч) - формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
- “Я и мое Отечество”(6ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
- “Я и планета”(4ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
- класс «Моя Малая Родина» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21
1“Я и я”(4ч) - формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я - ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
- “Я и семья”(5ч) - формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3“Я и культура”(4ч) - формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
- “Я и школа”(6ч) - формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
- “Я и мое Отечество”(9ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Г ерои Советского союза - наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6“Я и планета”(6ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
- класс «Россия - Родина моя» - 68ч
Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -18, практических -50
- “Я и я”(5ч) - формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
- “Я и семья”(16ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Мой папа - мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей - золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
- “Я и культура”(10ч) - формирование отношения к искусству.
Раз - словечко, два - словечко - будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
Экскурсии в вернисаж, библиотеку.
- “Я и школа”(11ч) - формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
- “Я и мое Отечество”(18ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России.
Г ород, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
- “Я и планета”(8ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные - рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
- класс «Я - гражданин России» - 68ч
Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -26, практических -42
- “Я и я”(9ч) - формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
- “Я и семья”(9ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини - проект. Оформление фотовыставки.
- “Я и культура”(9ч) - формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
- “Я и школа”(9ч) - формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
- “Я и мое 0течество”(20ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Г осударственный праздник - День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Г ерои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города - герои.
Конкурсы сочинений. Мини - проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
- “Я и планета”(12ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Растения из Красной книги. Растения - рекордсмены.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Теория | Прак тика | Дата | |
1. Праздник первого звонка. | 1 | 1 | |||
2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | 1 | 1 | |||
3. Моя семья - моя радость. | 1 | 1 | |||
4. Правила поведения в школе. Урок - игра. | 1 | 1 | |||
5. Экскурсия по школьному саду. | 1 | 1 | |||
6. Я, ты, мы. Игра. | 1 | 1 | |||
7. Кто что любит делать. Конкурс викторина. | 1 | 1 | |||
8. Конкурс рисунков «Золотая волшебница Осень». | 1 | 1 | |||
9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. | 1 | 1 | |||
10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 1 | 1 | |||
11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |||
12. Мои права и обязанности. | 1 | 1 | |||
13. История моего села. Экскурсия в музей | 1 | 1 | |||
14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | 1 | 1 | |||
15. Законы жизни в классе. Урок - игра. | 1 | 1 | |||
16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия. | 1 | 1 | |||
17. Фотографии из семейного альбома. Презентация. | 1 | 1 | |||
18. Школа вежливости. Беседа. | 1 | 1 | |||
19. Маленькая страна. Экологическая акция. | 1 | 1 | |||
20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |||
21. Они защищают Родину. Конкурс стихов. | 1 | 1 | |||
22. Загляните в мамины глаза. Праздник. | 1 | 1 | |||
23. Встречаем Масленицу. | 1 | 1 | |||
24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. | 1 | 1 | |||
25. Слушаем сказки моей бабушки. | 1 | 1 | |||
26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. | 1 | 1 | |||
27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | 1 | 1 | |||
28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу. | 1 | 1 | |||
29. Мои родные - защитники Родины. Фотовыставка. | 1 | 1 | |||
30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. | 1 | 1 | |||
31. Десант чистоты и порядка. | 1 | 1 | |||
32. Самый красивый школьный двор. Акция. | 1 | 1 | |||
33. С чего начинается Родина? КВН | 1 | 1 |
2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Теория | Прак тика | Дата | ||
1. Урок Мира. | 1 | 1 | ||||
2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | 1 | 1 | ||||
3. Обязанности ученика в школе. Беседа. | 1 | 1 | ||||
4. Осень в родном селе. Фотоконкурс. | 1 | 1 | ||||
5. Подумай о других. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | ||||
6. Я - ученик. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | ||||
7. Родной край в древности. Экскурсия в музей. | 1 | 1 | ||||
8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | ||||
9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. | 1 | 1 | ||||
10. Мой портфель. Игра - экспромт. | 1 | 1 | ||||
11. Моя любимая мамочка. Презентация. | 1 | 1 | ||||
12. Школьная символика (гимн, герб, флаг) | 1 | 1 | ||||
13. Мой любимый город. Беседа. | 1 | 1 | ||||
14. Наш город. Конкурс визиток. | 1 | 1 | ||||
15. О чем шепчут названия улиц родного села. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | ||||
16. Самый уютный класс. Конкурс. | 1 | 1 | ||||
17. Экология нашего села. Беседа. | 1 | 1 | ||||
18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | 1 | 1 | ||||
19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | ||||
20. Мы и наши права. Урок - игра. | 1 | 1 | ||||
21. Игры на развитие произвольных процессов. | 1 | 1 | ||||
22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. | 1 | 1 | ||||
23. Мама, папа, я - дружная семья. Конкурс - соревнование. | 1 | 1 | ||||
24. По каким правилам мы живем в школе? Игра. | 1 | 1 | ||||
25. Широкая Масленица. Игра. | 1 | 1 | ||||
26. Поэты и писатели нашего района. Выпуск буклетов. | 1 | 1 | ||||
27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. | 1 | 1 | ||||
28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. | 1 | 1 | ||||
29. День птиц. Выставка рисунков. | 1 | 1 | ||||
30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей. | 1 | 1 | ||||
31. Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества. | 1 | 1 | ||||
32. Открытка ветерану. Акция. | 1 | 1 | ||||
33. Десант чистоты и порядка. | 1 | 1 | ||||
34. Знай и люби свой край. Викторина. | 1 | 1 |
3 класс «Россия — Родина моя» - 68ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Теория | Прак тика | Дата | |||
1. Урок милосердия и доброты. | 1 | 1 | |||||
2. Знакомства с символами Российского государства. | 1 | 1 | |||||
3. Мой класс - моя семья. Беседа. | 1 | 1 | |||||
4. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. | 1 | 1 | |||||
5. Ты и твои друзья. Игра. | 1 | 1 | |||||
6. В гостях у предков. Сказочный марафон. | 1 | 1 | |||||
7. Откуда я родом. Архивные раскопки. | 1 | 1 | |||||
8. Наша страна - Россия. Путешествие по страницам журнала. | 1 | 1 | |||||
9. Осень в родном селе. Фотоконкурс. | 1 | 1 | |||||
10. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | 1 | 1 | |||||
11. Вежливая улица. Викторина. | 1 | 1 | |||||
12. Каков я в школе? Анкетирование. | 1 | 1 | |||||
13. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма. | 1 | 1 | |||||
14. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. | 1 | 1 | |||||
15. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | 1 | 1 | |||||
16. Сценки из школьной жизни. | 1 | 1 | |||||
17.Раз - словечко, два - словечко - будет песенка. Конкурс песен под караоке. | 1 | 1 | |||||
18. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час. | 1 | 1 | |||||
19. Мои любимые книги. Выставка книг. | 1 | 1 | |||||
20. Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |||||
21. Почему меня так назвали. Презентация. | 1 | 1 | |||||
22. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. | 1 | 1 | |||||
23. Пожилые люди - мудрые люди. Выставка. | 1 | 1 | |||||
24. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. | 1 | 1 | |||||
25. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям. | 1 | 1 | |||||
26. Село, в котором я живу. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |||||
27. Моя семья - моя радость. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |||||
28. По каким правилам мы живем. Игра. | 1 | 1 | |||||
29. Конституция - основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |||||
30. Новогодние зарисовки. Конкурс газет. | 1 | 1 | |||||
31. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. | 1 | 1 | |||||
32. Новогодняя сказка. Праздник. | 1 | 1 | |||||
33. Флаги России. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |||||
34. Кто что любит и умеет делать. Викторина. | 1 | 1 | |||||
35. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |||||
36. Животные - рекордсмены. Просмотр видеофильма. | 1 | 1 | |||||
37. Чем живет планета Земля? КВН | 1 | 1 | |||||
38. Наша республика. Интеллектуальная игра. | 1 | 1 | |||||
39. Мастерская по изготовлению сувениров. | 1 | 1 | |||||
40. Операция «Сувенир». | 1 | 1 | |||||
41. Богатыри земли Русской. Урок - вернисаж. | 1 | 1 | |||||
42. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | 1 | 1 | |||||
43. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных. | 1 | 1 | |||||
44. Честь имею. Игровая программа. | 1 | 1 | |||||
45. Мой папа - мастер на все руки. Презентация. | 1 | 1 | |||||
46. Мамины помощники. Ролевая игра. | 1 | 1 | |||||
47. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 | 1 | |||||
48. Народный лечебник. Бабушкины советы. | 1 | 1 | |||||
49. У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных поделок. | 1 | 1 | |||||
50. Быть человеком. Дискуссия. | 1 | 1 | |||||
51. Дорогая моя столица. Заочное путешествие. | 1 | 1 | |||||
52. Спешите творить добро! Ситуативный практикум. | 1 | 1 | |||||
53. Музыкальная азбука. Викторина. | 1 | 1 | |||||
54. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. | 1 | 1 | |||||
55. Панорама добрых дел. Смотр - конкурс. | 1 | 1 | |||||
56. Судьба Земли - наша судьба. Круглый стол. | 1 | 1 | |||||
57. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений. | 1 | 1 | |||||
58. День птиц. Викторина. | 1 | 1 | |||||
59. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов. | 1 | 1 | |||||
60. Дети войны. Литературное чтение. | 1 | 1 | |||||
61. История села. Презентация. | 1 | 1 | |||||
62. История Отечества. Аукцион знаний. | 1 | 1 | |||||
63. Вам, защитники Отечества! Акция. | 1 | 1 | |||||
64. Встреча с местными поэтами. | 1 | 1 | |||||
65. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. | 1 | 1 | |||||
66. Сад на окошке. Акция. | 1 | 1 | |||||
67. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра. | 1 | 1 | |||||
68. Кто хочет стать знатоком истории. КВН | 1 | 1 |
4 класс «Я — гражданин России» - 68ч
Тема по программе. Тема и номер урока. | Всего | Теория | Прак тика | Дата | |
1. Поговорим о толерантности. | 1 | 1 | |||
2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием | 1 | 1 | |||
3. Символика России. | 1 | 1 | |||
4. Символы нашего края. | 1 | 1 | |||
5. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала. | 1 | 1 | |||
6. Моя семья. Мини - проект. | 1 | 1 | |||
7. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. | 1 | 1 | |||
8. Десант чистоты и порядка. | 1 | 1 | |||
9. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | |||
10. Я и мой класс. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |||
11. Продолжаем изучать Школьный Устав. | 1 | 1 | |||
12. Игры с младшим братом (сестрой). | 1 | 1 | |||
13. Правила жизни. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | |||
14. Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». | 1 | 1 | |||
15. Тест «Познай себя». | 1 | 1 | |||
16. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. | 1 | 1 | |||
17. От вершины к корням. Из истории появления законов. | 1 | 1 | |||
18. Государственный праздник - День Согласия и примирения. | 1 | 1 | |||
19. День пожилого человека. Акция «Доброта души». | 1 | 1 | |||
20. Песни бабушек. Конкурс песен. | 1 | 1 | |||
21. Правила счастливого человека. Психологический практикум. | |||||
22. Откуда я родом. Презентация. | 1 | 1 | |||
23. Зачем нужно учиться в школе. Диспут. | 1 | 1 | |||
24. Моё село. Конкурс сочинений. | 1 | 1 | |||
25. Путешествие в страну Законию. Викторина. | 1 | 1 | |||
26. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. | 1 | 1 | |||
27. Хочу и надо. Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | |||
28. Основной закон жизни нашего государства. Беседа. | 1 | 1 | |||
29. Я и моя семья. Фотовыставка. | 1 | 1 | |||
30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. | 1 | 1 | |||
31. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие. | 1 | 1 | |||
32. Новый год шагает по планете. Презентация. | 1 | 1 | |||
33. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма. | 1 | 1 | |||
34. Самое сильное звено. Игровая программа. | 1 | 1 | |||
35. Панорама добрых дел. | 1 | 1 | |||
36. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. | 1 | 1 | |||
37. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |||
38. Наша домашняя коллекция. Презентация. | 1 | 1 | |||
39. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра - упражнение. | 1 | 1 | |||
40. Забота о родителях - дело совести каждого. | 1 | 1 | |||
41. Природа в поэзии. Конкурс стихов. | 1 | 1 | |||
42. Мой лучший школьный друг. Письмо другу. | 1 | 1 | |||
43. Герои России. Сообщения учащихся. | 1 | 1 | |||
45. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 | 1 | |||
46. Образ русской женщины. Беседа - диалог. | 1 | 1 | |||
47. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут. | 1 | 1 | |||
48. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра. | 1 | 1 | |||
49. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием. | 1 | 1 | |||
50. Знаешь ли ты страны мира? Викторина. | 1 | 1 | |||
51. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов. | 1 | 1 | |||
52. Семь чудес света. Просмотр видеоролика. | 1 | 1 | |||
53. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. | 1 | 1 | |||
54. Растения - рекордсмены. Просмотр видеофильма. | 1 | 1 | |||
55. Геральдика - наука о гербах. Беседа. | 1 | 1 | |||
56. Я - житель планеты Земля. Круглый стол. | 1 | 1 | |||
57. Берегите природу. Конкурс экологических сказок. | 1 | 1 | |||
58.Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества. | 1 | 1 | |||
59. Победа деда - моя победа. Мини - проекты о своих героических родственниках. | 1 | 1 | |||
60. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества. | 1 | 1 | |||
61. Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ. | 1 | 1 | |||
62. Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа. | 1 | 1 | |||
63. Города - герои. Оформление альбома. | 1 | 1 | |||
64. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа. | 1 | 1 | |||
65. Школьный двор. Защита проекта. | 1 | 1 | |||
66. Школьный двор. Акция. | 1 | 1 | |||
67. Мы - россияне. Анкетирование. | 1 | 1 | |||
68. Я - гражданин России. Игра - викторина. | 1 | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. - СПб: Тритон, 1997.
- Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.
- Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.: Г енезис, 2004.
- Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская.
- Новосибирск, 2003.
- Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
- Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
- Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с.
- Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. - М.:Вако, 2007
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с.
- Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.
- Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
- Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
- Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.
- Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Асар, 1999.
- О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.
- Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996.
- Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.
- Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. - Белово, 2010. - 48-49с.
- Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов.
- М.: Просвещение, 2010. - 191., 204с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я - гражданин России. Государственные символы.
Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....
Родительское собрание "Я гражданин России"
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...
Классный час "Я - маленький гражданин России"
Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"
Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...
Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»
Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...
Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)
На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....