Конспект классного часа "День Героев Отечества"
методическая разработка (4 класс) на тему

Гайнанова Эльмира Амирхановна

Задачи мероприятия:

познакомить с историей праздника «День Героев Отечества»;

познакомить с понятием «герой»;

рассмотреть качества личности, присущие герою;

узнать истории подвигов героев Великой Отчественной войны Саткинского района, детей-героев Великой Отчественной войны, героев России, детей, награжденных медалями «За спасение погибавших»;

развивать умение анализировать, участвовать в беседе, развивать связную монологическую и диалогическую речь, расширять кругозор;

воспитывать чувство уважения, признательности и гордости к героям, чувство патриотизма, интерес к истории к своей Родины, побудить желание совершать добрые дела, поступки,  учить быть ответственным, мужественным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»

Областной конкурс «Герои Отечества - наши земляки»,

посвященный Дню Героев Отечества

Номинация «Методическая разработка»

Классный час «День Героев Отечества»

Автор:  

Гайнанова Эльмира Амирхановна

учитель начальных классов

Сатка 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задачи мероприятия:

познакомить с историей праздника «День Героев Отечества»;

познакомить с понятием «герой»;

рассмотреть качества личности, присущие герою;

узнать истории подвигов героев Великой Отчественной войны Саткинского района, детей-героев Великой Отчественной войны, героев России, детей, награжденных медалями «За спасение погибавших»;

развивать умение анализировать, участвовать в беседе, развивать связную монологическую и диалогическую речь, расширять кругозор;

воспитывать чувство уважения, признательности и гордости к героям, чувство патриотизма, интерес к истории к своей Родины, побудить желание совершать добрые дела, поступки,  учить быть ответственным, мужественным.

Метод проведения: словесный метод: беседа, обсуждение, рассказ учителя, рассказы подготовленных учащихся; наглядный метод: демонстрация слайдов, ордена «Красная звезда»

Возраст детей, на которых рассчитано мероприятие: 4 класс, 10-11 лет

Условия для его проведения: урок-классный час

Оборудование, оформление:

технические средства: телевизор, компьютер;

слайдовая презентация;

музыкальное произведение: песня «Герои России» в исполнении С.Михайлова и видеоролик к песне;

карточки со словами-качествами, карточки с пословицами;

орден Красной звезды.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Рассказ о знаменательной дате

 9 декабря наша страна отмечает День Героев Отечества.

Слайд 1

В эту знаменательную дату чествуют доблестных защитников, которые проявили мужество и героизм, охраняя нашу Родину. Наша страна выстояла в боях благодаря самоотверженности мужественных героев. 

Россия – непобедимое государство, которое помнит своих героев и гордится ими.

В этот день открываются монументы, организовываются в школах уроки чести и славы, праздничные линейки, спортивные состязания. По традиции возлагаются цветочные композиции к памятникам героев, организовываются встречи ветеранов с молодежью.

В этот день в Георгиевском Зале Кремля с признательностью и благодарностью славят Героев Отечества и награждают орденами и медалями.

2.  Размышления на тему «Кто такой герой?»

- Так кто же такой герой?

Слайд 2.

- Может это – герои мультфильмов?

Слайд 3.

- Может, Супермен с огромными мускулами? Но в жизни супермена не встретишь.

- Давайте, подумаем, кто же он – герой? Какими качествами должен обладать герой?

Работа в группах (2 группы)

- Выберите из предложенных карточек слово-качество, которое, по вашему мнению, должно соответствовать герою и попытайтесь объяснить почему. Приложение 1.

Обсуждение в группах.

Ответы детей (смелый, мужественный, честный, решительный, упорный, добрый, ответственный, самоотверженный)

Во время работы в группах одному из учащихся даётся индивидуальное задание: найти в словаре толкование слова «герой»                                                                            

Самостоятельная работа одного из учащихся со словарем.

Герой 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны.

Объяснение значения слова всему классу.

  1. Рассказы о героях и их героических поступках.

В наши дни звание «Герой России» получают только избранные. Они награждаются знаком особого отличия – медалью «Золотая Звезда».

- А сейчас послушайте  несколько рассказов о героях, об их героических поступках.

Рассказ учителя о подвиге сотрудника ОМОН Вячеслава.

Слайд 4.

Воробьеву Вячеславу, 25-летнему сотруднику ОМОНа,  Золотую звезду вручили  прямо в палате госпиталя.

В декабре 2008 года в составе группы бойцов ОМОН Вячеслав был отправлен в очередную командировку. В один из дней была поставлена задача: выявить и нейтрализовать бандитов, которая собиралась совершить теракт против мирного населения и руководства республики Ингушетия.

Подразделение должно было выдвинуться на определённый адрес, где по возможности обнаружить и нейтрализовать банд-группу. Прибыв на место, заняли исходные позиции. Сержанту Воробьёву нужно было проникнуть на территорию дома  и обеспечить прохождение штурмовой группы.

 Ничто не предвещало беды, но, оказавшись во дворе, Вячеслав увидел, что там находятся боевики, приготовившиеся к бою. Они были хорошо вооружены – с пулемётами, снайперскими винтовками, гранатомётами.

 – Славик, конечно, мог бы спрятаться и ожидать, что будет дальше, но тогда бы основная группа погибла, – говорит Сергей Ольшанский. – Шансов у нас практически не было. И потому он принял решение открыть огонь, начал стрелять, обнаружил себя и вызвал на себя огонь. Сразу же он был ранен. Мы находились прямо перед железными воротами, и, услышав выстрелы, не успели выйти на линию огня боевиков, что нас, собственно, и спасло. После этого мы совершили перегруппировку, заняли огневые позиции, выгодные для нас, и стали подавлять огонь боевиков.

 БТР, который должен был прикрывать действия бойцов, проломил ворота, но был тут же взорван выстрелом в упор из гранатомёта. Путь был отрезан: боевики открыли шквальный огонь. И в этот момент Вячеслав вышел на связь, докладывая о всех перемещениях противника. Видя, что он жив, по нему открыл огонь снайпер и методично стал его расстреливать. Но Слава продолжал вести корректировку огня, и это позволило ОМОНовцам подавить все огневые точки противника. В доме начался пожар, боевики, видя безвыходность ситуации, взорвали себя. Как потом оказалось, в подвале было более тонны тротила, целый мини-завод по производству взрывчатки – если бы всё это взорвалось, то погибло бы пол-Назрани.

 Вячеслава засыпало обломками битого кирпича. Бойцы сразу бросились к тому месту, где он лежал, откопали его, нашли по голосу – он еще был в сознании. Тут же «Скорая» доставила его в военный госпиталь, где ему оказали первую помощь, а оттуда – в Москву. Тяжелейшая контузия, 16 проникающих огнестрельных ранений – жизнь ему спас бронежилет и другие средства защиты. Снайпер бил прицельно, следы от пуль были обнаружены в районе сердца.

- Какой героический поступок совершил Вячеслав?

Дьяченко Андрей Александрович. 

Слайд 5.

Российский военный летчик. Воюет в Сирии. За безупречное исполнение долга перед Родиной был удостоен звания Героя России 17.03.16.

Герои, погибшие при освобождении заложников.

Слайд 6.

Дмитрий Кормилин и Валерий Замараев погибли во время освобождения заложников. 1 сентября 2004 года в городе Беслан во время праздничной линейки на детей и взрослых напали террористы. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 заложников: детей, их родителей и сотрудников школы в тяжелейших условиях. Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей.

Герои Великой Отечественной войны. 

Больше всего награждений было произведено в годы Великой Отечественной войны.

Демонстрация настоящего ордена Красной звезды. Рассказ учителя «Мой дед, Гайнанов Миндихан, за боевые заслуги в Великой Отечественной войне был награжден орденом Красной звезды. Я берегу этот орден, как дорогую память о своем дедушке.

Саткинцы – герои ВОв.

Слайд 7.

Немчинов Иван Николаевич– рассказ подготовленного ученика.

Родился в Сатке. С первых дней войны ушел на фронт. Во время боев его дивизион уничтожил 400 немецких солдат и офицеров, 11 пулеметов, 7 минометов, 4 артбатареи, 6 отдельных орудий, 8 наблюдательных пунктов, 14 автомашин, 6 минометов. За этот бой Немчинову И.Н. было присвоено звание Героя Советского Союза. В честь его имени была названа улица Немчинова в старой части города.

Лаптев Григорий Михайлович – рассказ подготовленного ученика.

Родился в поселке Рудничном. Работал бурильщиком в рудоуправлении. В 1937г. призван в ряды Советской Армии. Находясь на военной службе, Г. М. Лаптев в совершенстве овладел специальностью артиллериста – наводчика. В период войны с Финляндией он был командиром орудия. 23 декабря 1939 года батарея, в состав которой входило его орудие, подвергалось нападению большой группы финской пехоты. Бой продолжался около 5 часов. Когда подошла помощь, недалеко от орудия лежало 35 финских солдат, убитых Лаптевым. Г. М. Лаптеву присвоили звание Героя советского Союза. Он был одним из первых в Челябинской области, кто был удостоен этого звания. Погиб герой на войне в 1942г.

- В честь Григория Лаптева у нас назван детский оздоровительный лагерь.

Слайд 8.

- В нашем городе в честь воевавших в Великой Отечественной войне основан Сквер Славы. На каменных плитах высечены имена воинов. Сюда саткинцы приносят цветы.

Слайд 9.

- В сквере всегда горит пламя Вечного огня – это символ того, что мы всегда помним своих героев, гордимся их подвигами. Вечная им слава!

Слайд 10.

Дети – герои Великой Отечественной войны.

- А только ли взрослые могут стать героями? И только ли взрослых награждают этими наградами?

- Во время Великой Отечественной войны, когда Родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать, как жить, убивать, грабить, угонять в плен, все как один встали на защиту своей страны. Среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. И сегодня мы хотим вспомнить о них, потому что это и их праздник.

Чтение рассказов подготовленных детей о подвигах детей героев.

Марат Казей

Слайд 11.

Вместе с сестрой Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Валя Котик

Слайд 12.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный подросток, поставлен ему памятник.

Дети – герои сегодняшних дней.

- Мы живем в мирное время. Но все же я хочу вас познакомить с ребятами, которые стали героями в наши дни.

Слайд 13.

Антон Чусов спас двух тонущих девочек.

Слайд 14.

Лиза Хомутова спасла своего тонущего восьмилетнего брата.

Слайд 15.

Ребята награждёны медалями "За спасение погибавших"

Слайд 16.

Работа с пословицами.

Приложение 2.

-Прочитайте пословицу.

«Герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-А сейчас попробуйте собрать пословицу из двух частей и объяснить её значение.

(работа в группах)

1.«Герой за Родину горой»

2.«Жить - Родине служить»

3.«Врага бояться – в живых не остаться»

Итог.

Слайд 17.

- Герои бывают разные. Кто-то может совершить храбрый, мужественный поступок: спасти тонущего человека, вынести из горящего дома детей. Но героем можно считать и того, у кого доброе сердце и чистая душа. Я бы назвала героем того, кто просто хорошо учится и делает только хорошие дела, никому не делает больно, не обижает слабых, не обижает кошек и собак.

Примеры добрых поступков детей класса.

- Праздник «День Героев Отечества» отмечается в нашей стране недавно, с 2007 года. Скажите, а нужен ли этот праздник нам? Почему?

- В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах мы воспитываемся. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных.  Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли. Мы должны знать, помнить и чествовать героев нашей страны.

Слушание песни «Герои России» в исполнении С.Михайлова и просмотр видеоролика.

Герои! Они не могли позволить себе поступить по-другому. Мы не можем позволить себе забыть их и их мужество. Вечная память Героям России!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. С.И. Ожегов «Словарь русского языка» Под  ред. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007.
  2. Энциклопедия «Саткинский район». – Южноуральский издательский дом «Образование», 2010.
  3. ru.wikipedia.org
  4. forum-msk.info…geroi-rossii-spisok…podvigi…foto…
  5. https://www.babyblog.ru/
  6. http://www.warheroes.ru/
  7. http://www.detfond.org/ru/news/2012/10/17/malenkie-geroi/
  8. Форум Москвы и Подмосковья
  9. https://yandex.ru/
  10. http://museysatka.ru/
  11.  Песня «Герои России», автор и исполнитель С.Михайлов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточки со словами:

Смелый

Трусливый

Мужественный

Злой

Честный

Безответственный

Решительный

Упорный

Добрый

Ответственный

Самоотверженный

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточки с пословицами:

        

Герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт

Герой        

за Родину горой

Жить

Родине служить

Врага бояться

в живых не остаться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час:"Герои Отечества: прошлое и настоящее"

Классный час "Герои Отечества: прошлее и настоящее"  содержит материал, который позволит повысить интерес к истории своего  Отечества, способствует воспитанию уважительного отношения к истор...

Классный час "ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА"

классный час 9 декабря...

Классный час .Герои Отечества.

Классный час "Герои Отечества". Данный материал можно использовать   при подготовке урока мужества....

Конспект мероприятия "День героев Отечества".

Героическая эстафета на Русской земле всегда передавалась от поколения к поколению, герои всегда оставались и остаются рядом с нами....

Классный час "Герои Отечества"

На данном классном часе учащиеся знакомятся с историей праздника "День Героев Отечества"...

Классный час "Герои Отечества" 2 класс

Классный час "Герои Отечества" 2 класс...