Роль семьи в формировании личности.
материал на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Азбабинская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района РТ
Выступление на общешкольном родительском собрании.
Роль семьи в формировании личности.
Подготовила
учительница начальных классов
Хайруллина Г.А
Здравствуйте уважаемые родители!
Давайте, сегодня поговорим о наших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниям.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
— любовь умиления;
— любовь деспотическая;
— любовь откупа.
Любовь умиления — самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него скла-дывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви —
деспотическая любовь. Эта форма — одна из причин того,
что у ребенка с малых лет извращается представление о
добром начале в человеке, он перестает верить в человека и
человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь — такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви —любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко — деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он — «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им
полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? |Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Вот что говорят педагоги, и психологи
Если:
1) ребенка постоянно критикуют,
он учится... (ненавидеть):
2) ребенок живет во вражде.
он учится ... (быть агрессивным);
4/ ребенок растет в упреках,
он учится ... (жить с чувством вины);
4) ребенок растет в терпимости,
он учится ... (понимать других);
5) ребенка хвалят,
он учится… (быть благородным);
6) ребенок растет в честности,
он учится ... (быть справедливым);
7) ребенок растет в безопасности,
он учится ... (верить в людей);
8) ребенка поддерживают,
он учится ... (ценить себя);
9) ребенка высмеивают,
он учится ... (быть замкнутым);
10) ребенок живет в понимании и дружелюбии,
он учится ... (находить любовь в этом мире).
Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. В жизни есть три несчастья: смерть, болезни и угрызение совести. Счастье - это всё остальное. И большое счастье - наши дети. А вот какими вырастут дети - всё в наших руках. И ещё очень важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Желаю всем здоровья и взаимопонимания.
Анкета для родителей.
1.После школы выглядит утомленным, нуждается в дополнительном отдыхе |
2.С трудом стал засыпать вечером |
3.Сон стал беспокойным (крутится во сне или часто пробуждается) |
4.Просыпается утром с трудом |
5.Просыпается утром в плохом настроении |
6.После уроков приходит и сразу ложится спать |
7.Изменился аппетит (повышенный или отсутствие аппетита) |
8.После школы перевозбужден |
9.Вечером с трудом успокаивается |
заметны навязчивые движения: грызет ногти, крутит волосы, одежду, шмыгает носом и т.д. |
10.Тревожится о школьных делах |
11.Боится опоздать в школу и что-либо не сделать |
12.Появились жалобы на здоровье (болит голова, живот) |
13.Стал капризничать |
Памятка для родителей! Памятка для родителей!
Если: 1) ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть): 2) ребенок живет во вражде. он учится ... (быть агрессивным); 4/ ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с чувством вины); 4) ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать других); 5) ребенка хвалят, он учится… (быть благородным); 6) ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым); 7) ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей); 8) ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя); 9) ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым); 10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ... (находить любовь в этом мире) | Если: 1) ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть): 2) ребенок живет во вражде. он учится ... (быть агрессивным); 4/ ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с чувством вины); 4) ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать других); 5) ребенка хвалят, он учится… (быть благородным); 6) ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым); 7) ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей); 8) ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя); 9) ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым); 10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ... (находить любовь в этом мире). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация
Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....
Роль семьи в формировании личности
Тематическое родительское собрание...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Роль семьи в формировании личности» (в обучении и воспитании детей).
Содержание собрания....
Роль семьи в формировании личности ребенка
Здесь говорится о роли семьи...
Роль семьи в формировании личности ребенка
Цели родительского собрания на тему "Роль семьи в формировании личности ребенка":1) выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;2) разработка основных правил семейного восп...
Роль семьи в формировании личности ребенка
В этой статье говорится о том, что семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека....
Роль семьи в формировании личности ребенка
Материал поможет в подготовке к проведению родительского собрания. Содержит подробный план проведения родительского собрания....