Роль семьи в формировании личности ребенка
методическая разработка (3 класс) по теме
Цели родительского собрания на тему "Роль семьи в формировании личности ребенка":
1) выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
2) разработка основных правил семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_rodit_sobraniya.doc | 41.5 КБ |
rol_semi_v_formirovanii_lichnosti.ppt | 212.5 КБ |
anketa_moya_avtobiografiya.doc | 43 КБ |
anketa_ya_i_moya_semya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роль семьи в формировании личности ребенка
Цели:
- выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
- разработка основных правил семейного воспитания.
Участники: классный руководитель и родители учащихся 3 класса.
Подготовка: анкетирование учащихся: «Моя автобиография», «Ребенок и его семья»
Оборудование: презентация к теме собрания, бланки с анкетами, чистые листы, ручки.
Ход собрания
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том какую роль в их воспитании играют семья и школа, т.к. семья и школа – это два союзника, от согласованности действий которых зависит эффективность воспитания ребенка.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не умеет управлять своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих способностей и талантов.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Но «Воспитание детей – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и многих мыслей», - говорил Януш Корчак.
Слайд № 1
Чтобы воспитывать ребенка, нужно хорошо его знать, но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания с ними.
Для решения этого вопроса предлагаю вам несколько мини-анкет.
- «Общение детей и родителей в лицах» Слайд № 2
а) С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
б) С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
в) Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
Дайте себе правдивые ответы на поставленные вопросы, и если где-то столкнётесь с несоответствием между желаемым и действительностью, попробуйте проанализировать, почему оно возникло и как найти выход из противоречия.
Я хочу поближе познакомить вас с вашим детьми. С этой целью провела среди ребят анкету «Моя автобиография». Попробуйте предположить, какое самое сокровенное желание у вашего ребенка. А сейчас сверьте свои предположения с ответом вашего ребенка.
- Знакомство родителей с автобиографиями их детей.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Но выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их» Слайд № 3
Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
- любовь умиления;
- любовь деспотическая;
- любовь откупа
Слайд № 4
Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления не знает, что в человеческих отношениях есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ребенку кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться. Не чувствует, что у тех, кто его окружает, есть свои потребности, желания, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская любовь не должна подавлять волю ребенка, а должна поощрять его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то делает ребенка игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то несущественное. Главное, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. В таких семьях, как правило, нет духовной близости между родителями и детьми. Родители не знают интересов ребенка, его круга общения. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей. Им совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают, и он уважает других;
и неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придается большого значения. Сейчас я предоставлю вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами наших детей. Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, т.е. взглянуть на ситуацию его глазами.
Сравните свои ответы с ответами детей, проанализируйте результаты сравнений.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда оказывается в определенных ситуациях. Закончите предложения: Слайд № 5
Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Собрание хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
И напоследок еще одна цитата: «Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы…» А.С.Макаренко. Слайд № 8
Литература:
- «Калейдоскоп родительских собраний». Методические разработки. Выпуск 2. / Под редакцией Н.А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн.для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общение детей с родителями в лицах 1 2 3 4 1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком? 2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок? 3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их. В.А.Сухомлинский
Разновидности неразумной любви любовь умиления; любовь деспотическая; любовь откупа
Чему учится ребенок у жизни? Если: ребёнка постоянно критикуют, он учится .. ребёнок живёт во вражде, он учится … ребёнок растёт в упрёках, он учится … ненавидеть быть агрессивным жить с чувством вины
ребёнок растёт в терпимости, он учится … ребёнка хвалят, он учится … ребёнок растёт в честности, он учится … ребёнок растёт в безопасности, он учится … понимать других быть благодарным быть справедливым верить в людей
ребёнка поддерживают, он учится … ребёнка высмеивают, он учится … ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится … ценить себя быть замкнутым находить любовь в этом мире
Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы… А.С.Макаренко
Предварительный просмотр:
Моя автобиография
1. Моя фамилия __________________________________
2. Моё имя _______________________________________
3. Мне _____ лет.
4. Мой любимый цвет ______________________________
5. Расположи на солнышке и его лучиках свою семью
6. Если бы у тебя остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он был бы __________________цвета, а последнее желание загадал, чтобы _________________________________________________________________
7. Мои любимые слова
- Мое любимое место дома _______________________________________________________________
9. Мне не нравятся такие слова:
…………………..…………..………..
……………………
………………………
Предварительный просмотр:
Анкета «Я и моя семья»
Высказывания | Ответы |
1. Меня почти во всём поддерживают |
2. У нас бывают разногласия, даже ссоры |
3. Мне бывает трудно дома |
4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе |
5. Меня во многом ограничивают |
6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами |
7. Мне дают карманные деньги |
8. У нас дома бывают одноклассники, мои друзья |
9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности |
10. Родители заняты только собой |
Варианты ответов:
- практически всегда;
- иногда;
- почти никогда
Анкета «Я и моя семья»
Высказывания | Ответы |
1. Меня почти во всём поддерживают |
2. У нас бывают разногласия, даже ссоры |
3. Мне бывает трудно дома |
4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе |
5. Меня во многом ограничивают |
6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами |
7. Мне дают карманные деньги |
8. У нас дома бывают одноклассники, мои друзья |
9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности |
10. Родители заняты только собой |
Варианты ответов:
- практически всегда;
- иногда;
- почти никогда
Анкета «Я и моя семья»
Высказывания | Ответы |
1. Меня почти во всём поддерживают |
2. У нас бывают разногласия, даже ссоры |
3. Мне бывает трудно дома |
4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе |
5. Меня во многом ограничивают |
6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами |
7. Мне дают карманные деньги |
8. У нас дома бывают одноклассники, мои друзья |
9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности |
10. Родители заняты только собой |
Варианты ответов:
- практически всегда;
- иногда;
- почти никогда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в формировании личности ребенка
Здесь говорится о роли семьи...
Роль семьи в формировании личности ребенка
В этой статье говорится о том, что семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека....
Роль семьи в формировании личности ребенка
Материал поможет в подготовке к проведению родительского собрания. Содержит подробный план проведения родительского собрания....
Методические рекомендации «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта».
Тема: «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта»....
Родительское собрание на тему: "Роль семьи в формировании личности ребенка"
Тема "Роль семьи в формировании личности ребенка" очень актуальна для родителей учащихся 1-2 классов. Многообразие отношений между её членами, обилие различных форм проявления чувств, живая реак...
Роль семьи в формировании личности ребенка
“Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья”...
«Роль семьи в формировании личности ребенка».
Родительское собрание в начальной школе на тему: «Роль семьи в формировании личности ребенка»....