«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
статья
Выступление на районном семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное воспитание младших школьников | 417.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 352 с углублённым изучением немецкого языка
Красносельского района Санкт – Петербурга
Тезисы к выступлению на районном семинаре
Тема: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
Учитель высшей категории
ГБОУ СОШ № 352
Абакумова Л.В.
Санкт – Петербург
2017 г.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Слайд №3
Свое выступление мне хочется начать словами русского публициста и литературного критика Николая Васильевича Шелгунова «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку».
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.
Слайд №4
Духовность и нравственность(понятия).
- Это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой.
- Нравственность – способы действия, нормы поведения, поступки людей.
- Духовность – самое высокое к чему стремится человек, направленность его души
Слайд №5
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Слайд №6
Актуальность духовно-нравственного воспитания
- общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
- в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
- само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
- нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Слайд №7
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся- первостепенная задача современной образовательной системы.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Важным фактором, обеспечивающим как социальную, так и культурную модернизацию современного общества, считается школа.
Слайд №7
В школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно.
В ФГОС второго поколения говорится о необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему.
Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Слайд №8
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано:
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Слайд №9
Главная цель Концепции - раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений
Слайд №10
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Слайд №11
Задачи:
- формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
- освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
Слайд №12
В ФГОС второго поколения определен
Духовно – нравственный «ПОРТРЕТ»ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- Любящий и заботливый
- Трудолюбивый и настойчивый
- Честный и справедливый
- Творящий и оберегающий красоту мира
- Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
- Смелый и Добрый, не причиняющий зла живому
- решительный
- Свободолюбивый и ответственный
- Самостоятельный и законопослушный
- Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
- Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
- Патриотичный (готовый поступиться своими интересами)
- Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Слайд №13
В Концепции детально раскрыто:
- Содержание всех ключевых задач воспитательного процесса;
- Направления воспитательной деятельности;
- Система организации воспитания;
- Формы и методы духовно-нравственного развития школьников.
Слайд №14
В Концепции духовно-нравственного развития указываются пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников:
- Урочная деятельность;
- Внеурочная деятельность;
- Внешкольная деятельность;
- Семейное воспитание
Слайд №15
Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников:
- 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- 2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- 4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- 5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Слайд №16
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека:
-представления о политическом устройстве РФ, символах государства, правах и обязанностях гражданина РФ, об исторической судьбе;
- интерес к государственным праздникам и событиям в жизни России, крае, в котором находится ОУ.
Слайд №17
Формы деятельности:
- беседы, классные часы, экскурсии, тематические встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла,просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры;
- участие в социальных проектах.
Слайд №18
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- нравственный выбор;
- представления о правилах поведения;
- свобода совести и вероисповедания;
- знание правил этики, культуры речи.
Слайд №19
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Формы деятельности:
-классные часы;
-участие в благотворительных акциях;
-проведение сюжетно-ролевых игр
- конкурсы;
- коллективные творческие дела;
Слайд №20
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда;
- элементарные представления об основных профессиях;
- первоначальные навыки коллективной работы;
Слайд №21
Формы деятельности:
- праздники труда, конкурсы;
- презентация учебных и творческих достижений;
- участие в разработке и реализации различных проектов.
Слайд №22
Воспитание ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни:
- уважение родителей;
- забота о старших и младших;
- стремление к здоровому образу жизни;
- здоровье нравственное и социально-психологическое;
Слайд №23
Формы деятельности:
- семейные праздники;
- творческие домашние задания, при выполнении которых необходима помощь родителей;
- приобщать родителей к участию во внеурочных классных и школьных мероприятиях,
- включать родителей в органы управления школы.
Слайд №24
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
-формирование экологического мировоззрения;
-получение элементарного опыта природоохранительной деятельности;
- развитие интереса к природе, понимание активной роли человека в природе.
Слайд№25
Формы деятельности:
- участие в разработке и реализации различных проектов;
-туристические походы и путешествия по родному краю;
- экологические акции, десанты;
- расширение опыта общения с природой (при поддержке родителей).
Слайд №26
Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание:
- представление о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира.
Слайд №27
Формы деятельности:
- посещение музеев;
- шефство над памятниками культуры, посещение художественных мастерских, тематических выставок;
-встречи с творческими людьми (поэтами, писателями, художниками);
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества
.Слайд №28
Формы урочной работы:
- Беседы, игры, конкурсы, викторины нравственного и духовно-нравственного содержания;
- Изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
- Ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
- Организация исследовательская и проектной деятельности учеников;
- Создание проблемной ситуации;
- Решение проектной задачи.
Слайд №29
Задачи урочной деятельности-
реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта.
Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности.
Воспитательные цели могут быть также реализованы на материале любого учебного предмета
Слайд № 30
Формы внеурочной деятельности:
- Беседы, игры, конкурсы, викторины нравственного и духовно- нравственного содержания;
- Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки;
- Благотворительные акции;
- Социальные проекты;
- Разнообразные проекты;
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
- Коллективные творческие дела; Организация спортивных соревнований, праздников;
- Благотворительные акции;
- Социальные проекты;
- Организация спортивных соревнований, праздников.
Слайд №31
- Проведение совместных праздников школы и семьи;
- Тематические встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, жителями блокадного Ленинграда, почетными гражданами города
- Встречи с творческими людьми(поэтами, писателями, художниками)
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
- Тематические классные часы
Слайд №32
Задачи внеурочной деятельности:
Формирование основных культурных ценностей при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре
Слайд №33
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:
- Нравственный пример педагога;
- Социально-педагогическое партнерство;
- Индивидуально-личностное развитие;
- Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
- Социальная востребованность воспитания.
Слайд №34
- Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика.
- Важно не только научить, но и вдохновить своим примером.
Слайд №35
«Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников»
К.Ушинский
Это является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания в начальной школе
Всё сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”: “Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”.
- Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. В этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывают содержание, методы и организация обучения, а также учитель, его личность, знания, убеждения и, главное та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.
- Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Воспитывать должен весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....