«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
статья

 Выступление на районном семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 352 с углублённым изучением немецкого языка

Красносельского района Санкт – Петербурга

Тезисы к выступлению на районном семинаре

Тема: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

Учитель высшей категории

ГБОУ СОШ № 352

Абакумова Л.В.

   

                                                            Санкт – Петербург

2017 г.

                     Духовно-нравственное воспитание  младших школьников.

Слайд №3

      Свое выступление мне хочется начать словами русского публициста и литературного критика Николая Васильевича Шелгунова «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку».

      Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

      Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

     Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.

Слайд №4

 Духовность и нравственность(понятия).

  • Это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой.
  • Нравственность – способы действия, нормы поведения, поступки людей.
  • Духовность – самое высокое к чему стремится человек, направленность   его души

 

Слайд №5

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Слайд №6

Актуальность духовно-нравственного воспитания

  • общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
  • нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Слайд №7

    Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся- первостепенная задача современной образовательной системы.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

       Важным фактором, обеспечивающим как социальную, так и культурную модернизацию современного общества, считается школа.

Слайд №7

      В школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно. 

      В ФГОС второго поколения говорится о необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему.

Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Слайд №8

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано:

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Слайд №9

Главная цель Концепции  - раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений

Слайд №10

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Слайд №11

Задачи:

  • формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  •  воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  •  воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
  •  освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  •  приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

Слайд №12

 В ФГОС  второго поколения определен
Духовно – нравственный «ПОРТРЕТ»ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

  • Любящий и заботливый
  • Трудолюбивый и настойчивый
  • Честный и справедливый
  • Творящий и оберегающий красоту мира
  • Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
  • Смелый и Добрый, не причиняющий зла живому
  • решительный
  • Свободолюбивый и ответственный
  • Самостоятельный и законопослушный
  • Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
  • Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
  • Патриотичный (готовый поступиться своими интересами)
  • Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

Слайд №13

В Концепции детально раскрыто:

  •   Содержание всех ключевых задач воспитательного процесса;
  • Направления воспитательной деятельности;
  • Система организации воспитания;
  • Формы и методы духовно-нравственного развития школьников.

Слайд №14

В Концепции духовно-нравственного развития указываются пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников:

  • Урочная деятельность;
  • Внеурочная деятельность;
  • Внешкольная деятельность;
  • Семейное воспитание

Слайд №15

Основные направления духовно-нравственного воспитания  и развития младших школьников:

  • 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • 2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • 4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • 5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).    

Слайд №16

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека:

-представления о политическом устройстве РФ, символах государства, правах и обязанностях гражданина РФ, об исторической судьбе;

 - интерес к государственным праздникам и событиям в жизни России, крае, в котором находится ОУ.

Слайд №17

Формы деятельности:

 -   беседы, классные часы, экскурсии, тематические встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла,просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры;

-  участие в социальных проектах.

Слайд №18

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

 - первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

 - нравственный выбор;

 - представления о правилах поведения;

 - свобода совести и вероисповедания;

 - знание правил этики, культуры речи.

Слайд №19

Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 

Формы деятельности:

 -классные часы;

 -участие в благотворительных акциях;

 -проведение сюжетно-ролевых игр

 - конкурсы;

 - коллективные творческие дела;

Слайд №20

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда;

 - элементарные представления об основных профессиях;

 - первоначальные навыки коллективной работы;

Слайд №21 

Формы деятельности:

 - праздники труда, конкурсы;

 - презентация учебных и творческих достижений;

 - участие в разработке и реализации различных проектов.

Слайд №22

Воспитание ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу  жизни:

- уважение родителей;

 - забота о старших и младших;

 - стремление к здоровому образу жизни;

 - здоровье нравственное и социально-психологическое;

 Слайд №23

Формы деятельности:

 - семейные праздники;

 - творческие домашние задания, при выполнении которых необходима помощь родителей;

 - приобщать родителей к участию во внеурочных классных и школьных мероприятиях,

 - включать родителей в органы управления школы.

Слайд №24

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

-формирование экологического мировоззрения;

 -получение  элементарного опыта природоохранительной деятельности;

 - развитие интереса к природе, понимание активной роли человека в природе.

Слайд№25

Формы деятельности:

- участие в разработке и реализации различных проектов;

 -туристические походы и путешествия по родному краю;

 - экологические акции, десанты;

 - расширение опыта общения с природой (при поддержке родителей).

Слайд №26

Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание:

- представление о душевной и физической красоте человека;

 - формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира.

Слайд №27

Формы деятельности:

 - посещение музеев;

 - шефство над памятниками культуры, посещение художественных мастерских, тематических выставок;

 -встречи с творческими людьми (поэтами, писателями, художниками);

 - участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества

.Слайд №28

Формы урочной работы:

  • Беседы, игры, конкурсы, викторины нравственного и духовно-нравственного содержания;
  • Изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
  • Ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
  • Организация исследовательская и проектной деятельности учеников;
  • Создание проблемной ситуации;
  • Решение проектной задачи. 

Слайд №29 

Задачи урочной деятельности- 
реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта.

    Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности.

   Воспитательные цели могут быть также реализованы на материале любого учебного предмета

Слайд № 30

Формы внеурочной деятельности:

  • Беседы, игры, конкурсы, викторины нравственного и духовно-   нравственного содержания;
  • Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки;
  • Благотворительные акции;
  • Социальные проекты;
  • Разнообразные проекты;
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
  • Коллективные творческие дела; Организация спортивных соревнований, праздников;
  • Благотворительные акции;
  • Социальные проекты;
  • Организация спортивных соревнований, праздников.

Слайд №31

  • Проведение совместных праздников школы и семьи;
  • Тематические встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, жителями блокадного Ленинграда, почетными гражданами города
  • Встречи с творческими людьми(поэтами, писателями, художниками)
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
  • Тематические классные часы

     

Слайд №32

Задачи внеурочной деятельности:

Формирование основных культурных ценностей  при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре

Слайд №33

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:

  • Нравственный пример педагога;
  • Социально-педагогическое партнерство;
  • Индивидуально-личностное развитие;
  • Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
  • Социальная востребованность воспитания.

 

Слайд №34

  • Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика.
  • Важно не только научить, но и вдохновить своим примером.

Слайд №35

«Духовная атмосфера в школе живет не на бумаге, а в характере   большинства учителей и оттуда уже переходит в характер воспитанников»    
                               К.Ушинский

Это является неотъемлемой частью духовно-нравственного  воспитания  в начальной школе

 


                               

   

Всё сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”: “Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”.

  • Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. В этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывают содержание, методы и организация обучения, а также учитель, его личность, знания, убеждения и, главное та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.
  • Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Воспитывать должен весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....