Тот достоин будущего, кто помнит прошлое
классный час (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Тот достоин будущего, кто помнит прошлое
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своих...
Это нужно не мёртвым!
Это надо живым!
Р. Рожденственский
Задачи:
- расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о войне, о людях, которые боролись за родную землю, об истории родного края; об освобождении Донбасса 8 сентября 1943 года;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- воспитать чувство патриотизма и национального самосознания; формировать чувство гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны; воспитывать желание изучать историю города, переживать о будущем страны, формировать общечеловеческие ценности.
Форма: урок мужества.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
- Послушайте стихотворение и скажите, о чём мы будем говорить на уроке?
Тот самый, длинный, день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...
- Как вы думаете, нужно ли вспоминать о Великой Отечественной войне, о тех ужасах и страданиях, которые пережил наш народ?
3.Сообщение темы и цели урока
8 сентября 2017 года исполняется 74 года освобождения Донбасса от захватчиков.
74 года назад Советские войска освободили Донецкую область от немецко - фашистских захватчиков. С тех пор этот праздник стал символом мужества и отваги воинов, их готовности к самопожертвованию и настоящему подвигу. Памятные дни 1943 года, стали для всего Донбасса символом торжества и скорби, радости и муки, гордости и страдания.
4.Вступительное слово учителя
- Война... Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май и желтеет сентябрь. Оно слышится и тогда, когда убелённые сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость, такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут, вспоминают своих друзей, свою любовь, свою войну. Давайте пролистаем книгу истории о войне.
5. История о войне: часть 1
544 дня и ночи гремели ожесточённые бои на донецких степных просторах. За этот период войска провели 8 операций. Битва за Донбасс имеет 2 периода:
Первый - оборона Донбасса (29.09.1941 - 24.07.1942)
Второй - освобождение Донбасса (29.01.1943 - 22.09.1943)
Этот край привлекал к себе фашистских захватчиков по многим причинам. В начале войны Донбасс был основной угольно-металлургической базой страны. Донбасс называли «стальным сердцем» страны, «всесоюзной кочегаркой». Учитывая это, гитлеровское руководство верило, что если Советский Союз потеряет такую важную базу, то это сломит сопротивление народа и принесёт быструю победу Германии.
Для захвата Донбасса фашисты создали мощную группу войск, которая по численности была больше в 3 - 4 раза. Наступление началось 29 сентября, а уже к 24 июлю бои в Донбассе прекратились. Немцы полностью оккупировали его. В период временной оккупации на территории края самоотверженно действовали подпольные организации и партизанские отряды. Земля горела под ногами фашистов. Все трудящиеся Донбасса развернули решительную борьбу с врагом. Они не желали работать на немцев, выводили из строя шахты, заводы, механизмы.
6.История о войне: часть 2
29 января 1943г. Началась битва за освобождение Донбасса. Ожесточённые были бои за наш край. Любой ценой противник стремился удержать в своих руках этот важнейший регион. Для сохранения Донбасса гитлеровское командование создало сильную оборону по рекам Северскому Донцу и Миусу. 9 месяцев продолжались бои, в ходе которых освободили город Ворошиловград (Луганской области) и города Донецкой областей.
8 сентября вписано в наши календари красными, так как именно в этот день в 1943г. освободили Сталино (Донецк). К 15 сентября Донецкий край был полностью очищен от фашистских захватчиков. Врываясь в населённые пункты, солдаты видели концлагеря, виселицы, сожжённые дома. Горе и страдания людей. На скотном дворе хутора Петровского размещался лагерь военнопленных. Здесь томилось 3 тысячи человек. Из них 1200 умерли от голода, 1500 были поспешно угнаны гитлеровцами на Запад. И только 250 человек удалось спасти. Поэтому солдаты нашей армии так спешили освободить родную землю, родную страну.
7.Просмотр ролика о войне.
8. История войны в названиях улиц города.
- События... События... А где же люди? Ведь именно их смелость, их упорство, терпение и труд, непреодолимое желание жить в свободной стране принесли, приблизили такую долгожданную победу.
Многие имена героев войны увековечены в названиях улиц нашего города.
В Кировском районе нашего города есть улица Вани Дреля, у которой очень интересная история.
Военнообязанный рядовой Дрель Иван Константинович, 1926 года рождения, 4 марта 1943 года был призван Ворошиловградским городским Военным Комиссариатом в РККА по мобилизации. Ивана призвали в Красную Армию через три недели после освобождения Луганска (тогда Ворошиловграда). Возможно, 4 марта - не только дата призыва, но и день восемнадцатилетия парня.
Дорога от Ворошиловграда к Сталино тогда пролегала прямо через Миус-фронт, далее через оборону немцев на линии Славянск - Никитовка - Горловка - Харцызск. Красноармейцу Дрелю достался именно этот путь. Возможно, 8 сентября он маршировал по улицам Сталино. Возможно, обогнув город, его рота двинулась к станции Рутченково, где, как принято было сообщать в сводках Советского информбюро, произошёл роковой бой местного значения.
Иван Константинович Дрель погиб 9 сентября 1943 года в Кировском районе Донецка.
В Кировском районе есть улица, названная в честь Лизы Чайкиной. Девушка, погибшая в возрасте 23 лет, возглавляла подпольную организацию молодёжи, принимала активное участие в операциях партизанского отряда, действовавшего на территории двух областей. Вот история ее гибели:
- 22 ноября 1941 года Лиза Чайкина была отправлена в Пено с целью разведки численности вражеского гарнизона. По пути в Пено она зашла на хутор Красное Покатище к своей подруге, где её заметил староста и донёс немцам. Немцы ворвались в дом Купровых, расстреляли семью, а Лизу Чайкину увезли в Пено. Даже под пытками она отказалась выдать информацию о местонахождении партизанского отряда и была расстреляна 23 ноября 1941 года.
Улицы имени Чайкиной есть во многих городах Украины и России - Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Ялте, Харькове и других.
В Буденновском районе города улица Оленчука названа в честь участника антифашистского движения в городе Донецке в период Великой Отечественной войны - Тимофея Федоровича Оленчука (1912—1943).
А знаете ли вы, что в нашем городе есть улица, которая носит название Дмитрия Медведева? Но не экс-президента России, а Героя Советского Союза, разведчика, командира партизанского отряда в период Великой Отечественной войны. В тридцатые годы он работал в городе Донецке. На доме №55 по улице Челюскинцев, где Медведев проживал в 1930-1931 годы, установлена мемориальная доска.
Улица Батова названа в честь одного из руководителей большевистской организации в Юзово-Макеевском районе Андрея Борисовича Батова.
Улица Бирюзова названа в честь маршала Советского Союза, Героя Советского Союза, начальника Генштаба ВС СССР Сергея Семёновича Бирюзова.
Проспект Ватутина назван в честь военачальника, генерала армии, Героя Советского Союза Николая Фёдоровича Ватутина.
Улица Орешкова названа в честь Героя Советского Союза Сергея Николаевича Орешкова.
Улица Постышева названа в честь советского партийного деятеля Павла Петровича Постышева
Улица Ткаченко названа в честь уроженца пос. Юзовки, бывшего рабочего металлургического завода, гвардии лейтенанта, Героя Советского Союза Ивана Филипповича Ткаченко (1916—1945).
9. Минута молчания
Минута молчания
10. Итог урока
- Подвести итог нашего классного часа я хочу такими словами:
Юные безусые герои
Юными остались вы навек,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм,
Сколько вас, попробуй перечислить –
Не сочтёшь, а впрочем, всё равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИЕВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 57 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Разработка классного часа
посвященного Дню освобождения Донбасса
Тот достоин будущего, кто помнит прошлое
Составила:
классный руководитель 3 класса
Андрианова Ирина Фёдоровна
Донецк, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."
Цели урока:Образовательные- формировать представления детей о далеком прошлом Земли;- пополнить знания у...
Презентация творческого проекта "Детский парк. Прошлое. Настоящее. Будущее..."
Уважаемые коллеги, уважаемые гости! Предлагаем Вашему вниманию творческий проект, выполненный совместно родителями и обучающимися 3-а класса МБОУ СОШ № 1 г. Сарапула Удмуртской Республики. В работу вх...
прошлое настоящее и будущее города губкина
классный час направленный на воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю...
Не забывай прошлого - оно учитель будущего: история моего города. ppt
Презентация о людях, чьими именами названы улицы нашего города. О людях, участниках Великой Отечественной войны, проживающих в г. Шимановске. (Исследовательская работа)...
Классный час на тему: «Я помню прошлое. Я помню.»
выселение Калмыцкого народа....
День победы, знай и помни прошлое ( УМК "Школа России" 3 класс)
Конспект классного часа в 3 классе...
Классный час для учащихся начальной школы " Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее..."
Классный час для учащихся начальной школы поможет познокомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны....