Формы и методы формирования толерантности у подрастающего поколения.
статья на тему
Формирование установок толерантного сознания у учащихся начального и среднего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tolerantnosti.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы формирования толерантности у подрастающего поколения.
Иванова Н.В.
ГБОУ СОШ № 89 Калининского района г.Санкт - Петербурга
Актуальность
Гуманистическое содержание понятия "толерантность" формировалось на протяжении многих веков. Этот сложный процесс продолжается и в настоящее время. Наиболее кратко и точно сущность толерантности представил французский писатель Антуан де Сенкт-Экзюпери: "Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю".
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, которая была подписана 16 ноября 1995 года в Париже, толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности".
В настоящий момент явно прослеживаются две противоположные и, вместе с тем, взаимодополняющие тенденции – смешение и взаимопроникновение культур с одной стороны, и возрастание интолерантности к представителям других культур с другой. Это касается не только этнических вопросов, но и многих других – религиозных, политических и т.п.
Конечно, подобные тенденции присутствовали в жизни общества и ранее. Но именно сейчас, в эпоху общей глобализации, их значение стало глобальным. Подобная ситуация рождает серьезные проблемы. Нетолерантность по отношению к другим ведет к насилию в разных его формах. .
В настоящий момент вопросам толерантности уделяется большое внимание. Воспитание подрастающего поколения в духе толерантности объявлено одним из принципов образования во многих странах, в том числе и нашей. Проблема формирования этнической толерантности является комплексной. Это одновременно проблема педагогики, психологии, социологии, в какой-то мере правоведения.
Современный представитель отечественного концептуального направления философского анализа феномена "толерантность" Владислав Лекторский предложил четыре основных способа научной дефиниции этого понятия:
- "толерантность как безразличие" предполагает существование разноречивых мнений, истинность которых не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур и др.);
- "толерантность как невозможность взаимопонимания" ограничивает проявление терпимости к человеку, которого невозможно понять и с которым невозможно взаимодействовать;
- "толерантность как снисхождение" подразумевает привилегированное положение своей культуры перед остальными культурами в сознании человека, поэтому все другие культуры оцениваются как более слабые (их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать);
- "толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог" позволяет не только уважать чужую позицию, но и менять свою в результате критического диалога.
Последний подход является наиболее целесообразным для современной психолого-педагогической ситуации в системе школьного образования. Однако сегодня наиболее актуальным является вопрос о необходимости раскрытия базовых психолого-педагогических механизмов воспитания толерантности, а также о необходимости отработки на этой основе оптимальных путей, средств, форм и методов формирования толерантного мышления и поведения у подрастающего поколения. Это необходимо для обеспечения разноплановых стратегий культурного развития человечества.
Актуальность теоретического и практического изучения рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что понятие "толерантность" - это своеобразная этическая доктрина современности, не без основания претендующая на центральное место в "оси координат" XXI века.
Толерантное поведение представляет определенную ценность как элемент сложной системы воспитания подрастающего поколения. Полномасштабное внедрение всех создаваемых механизмов необходимо осуществлять на четырёх уровнях: личность, семья, общество и государство.
"Концепция модернизации образования на период до 2010 года" определяет образовательную политику России с учетом мировых тенденций развития общества. В "Концепции модернизации" наибольшее внимание уделяется процессу воспитания в образовании. Педагогический коллектив нашей школы считает, что процесс воспитания должен стать одной из органичных составляющих целостной системы педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В настоящее время наиболее важными задачами воспитания, на наш взгляд, являются следующие:
- воспитание и формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
- воспитание и развитие у детей духовности и культуры;
- воспитание инициативности и самостоятельности;
- укрепление толерантности и способности к активной адаптации и успешной социализации.
Согласно данным многих современных исследователей феномена толерантности, в настоящее время наибольшее значение приобретают такие ценности и принципы, которые необходимы для выживания человечества и свободного развития каждой личности: этика и стратегия ненасилия, терпимость к иноэтническим традициям и культурным особенностям, диалог, взаимопонимание и др. Мы рассматриваем проблему формирования толерантно-ориентированного образования, которое актуализирует специфику понимания мира и человека в этом мире. Решение указанных организационно-педагогических задач осуществляется посредством проведения работы, проводимой школьными психолого-педагогическими службами.
Нетерпимость является очень распространенным явлением в современном обществе, особенно среди подростков. Возрастание уровня нетерпимости приводит к нарушениям межличностных контактов, к снижению работоспособности, угнетению творческих процессов, повышению уровня тревожности и агрессивности обучающихся, деконструктивному характеру ведения диалога в отношениях "учитель - ученик", "ученик - ученик", "родитель - ученик". Все вышеперечисленное препятствует продуктивному выполнению учебно-образовательных задач.
В настоящее время в российских школах увеличивается число детей, имеющих какие-либо эмоциональные нарушения, особенно среди беженцев и переселенцев. Из этого можно сделать следующий вывод: каждый человек, каждый ребёнок, каждый ученик нуждается в наши дни в психолого-педагогической поддержке, которая и является основополагающим психолого-педагогическим условием успешной адаптации детей к новым формам жизнедеятельности современного человека.
Проблема воспитания толерантности является одной из наиболее актуальных в нашей школе. Для изучения этой проблемы и ее педагогической решения педагогами и родителями требуется большое количество времени. Основная масса учащихся не всегда ведут себя корректно и адекватно в возникающих стрессовых ситуациях.
Анализ полученных нами данных позволил с точки зрения психологии найти более дифференцированный подход к выявлению оптимальных способов воспитания толерантности личности, к педагогическому толкованию данного понятия, а также к коррекции принципов профилактики экстремизма в молодежной среде.
Воспитание толерантности - это моральный долг, особая правовая и политическая ответственность, обеспечивающая конструктивный личностный рост человека, активное отношение личности к окружающей социокультурной действительности. При этом нельзя допускать какую-либо нивелировку личностных прав.
Что же, на наш взгляд, можно сегодня предложить в практическом смысле для успешного формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма у учащихся современных общеобразовательных школ?
Система нашей опытно-поисковой работы в школе включает в себя следующие основные моменты:
- В процессе обучения и воспитания подростков происходит прямой диалог между специалистами разных уровней и направлений - психологами и социальными педагогами которые проводят внеклассные мероприятия, направленые на развитие способности принимать людей независимо от их социальной и национальной принадлежности.
Последовательное решение данной социально-образовательной проблемы учителя находят и в межпредметных связях: на уроках литературы изучаются культурные традиции разных народов; на уроках истории - причины возникновения войн и различных цивилизаций; на уроках биологии детям прививается любовь ко всему живому на земле.
- Мы пришли к выводу, что толерантность проявляется также и в другой, наверное, самой важной сфере - психологической, как внутренняя установка человека и отношение личности к коллективу и коллектива к личности. Психологами школы разрабатываются и синтезируются различные формы и методы воспитания у детей толерантности: игры, викторины, тренинги. Основными целями подобных тренингов являются следующие:
- создать в группах атмосферу открытости;
- показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие всех членов группы обстоятельства;
- научить осознавать собственную уникальность и уникальность других людей;
- начать обсуждение вопросов, касающихся дискриминации личности;
- научить осознавать ценность сотрудничества, умения договориться;
- научить принимать себя и других.
- Необходимым условием повышения эффективности работы по формированию толерантности является совместная деятельность педагогов и родителей, а также их убеждённость в том, что только при таких условиях можно создать у детей правильные представления о культуре мира, о множестве вариантов человеческого бытия. Педагогам и родителям необходимо строить свою работу и отношения с детьми таким образом, чтобы была возможность критически осмысливать и вырабатывать суждения о моральных ценностях, о принципах толерантности. К сожалению, мы часто забываем о том, что "терпимость", в отличие от "перемирия", нельзя объявить.
Воспитательные возможности школы
Школа как воспитательное учреждение имеет ряд особенностей. Наиболее важные особенности заключаются в следующем:
• Дети большую часть дня находятся в школе. Это отличает систему работы от тренингов или других мероприятий, имеющих в жизни ребенка характер эпизодов.
• Дети, общаясь с ровесниками, находятся с ними в постоянном взаимодействии.
• Межличностные отношения в школе формируются и развиваются очень быстро. Вместе с тем, эти отношения часто имеют продолжение вне стен школы.
Школа является частью жизни каждого участника, в отличие от тренингов, которые носят характер эпизодов. Таким образом, появляется возможность полностью сконструировать воспитательную среду и добиться максимального эффекта.
Методика работы школы: содержательные аспекты
Наша школа работает по методике, которая носит название «Методика погружения в национальную культуру». В основе данной методики лежало представление о том, что знание о других народах и использование элементов их культуры («погружение») способствует развенчанию этнических предрассудков. Основной формой внедрения данной методики являются «Дни национальной культуры».
Главный смысл национального дня в том, что в этот день все участники должны почувствовать себя представителем определенного народа. Для этого используются различные методы ознакомления с элементами национальной культуры (языком, религией, историей, традицией, фольклором и т.д.), применения этих элементов (например, языка, танца, песни, ремесел) в жизни школы. Важной составляющей методики является стимулирование активного овладения всеми участниками элементами национальных культур разных народов.
Все занятия подготавливаются и проводятся представителями народа (взрослыми и детьми), чей национальный день проходит (представители народа в школе традиционно называются «общиной»). Как правило, в подготовке участвуют представители и других общин.
Базовые составляющие национального дня – это утренняя линейка, «национальный блок» и занятия кружков.
Утренняя линейка включает поднятие национального флага, исполнение национального гимна и приветствие на национальном языке каждого народа. Национальный блок включает занятия по истории, культуре, традиции, религии народа. Занятия проводятся, как правило, на основе интерактивных технологий, с учетом возраста детей. Отдельной составляющей национального блока является изучение национальных песен и танцев. Цель национального блока – дать знания о национальной культуре в максимально доступной для участников форме.
Особая часть национального блока – так называемый «Разговор по душам» – тренинговое занятие, направленное на формирование толерантности.
Занятия кружков позволяют наиболее заинтересованным детям углубить и расширить свои знания культуры народа.
В конце национального блока участники представляют то, чему они научились за день. Цель мероприятия – презентация детьми того, что они узнали в течение дня.
• Совместная деятельность при наличии экстраординарной цели.
Совместная деятельность при наличии общей цели значительно снижает стереотипизацию восприятия другого (по К. Шерифу).
Все мероприятия рассчитаны на групповую работу и подразумевают достижение некой общей для всей группы цели. В спортивных соревнованиях, интеллектуальных и творческих конкурсах существует конкуренция между командами. Таким образом, происходит внутригрупповая интеграция. Так как почти в каждом классе есть представители разных этносов, внутриклассная интеграция уменьшает этнические предрассудки.
• Идентификация с представителем иной культуры.
В ходе выполнения программы Дня национальной культуры большинство его участников так или иначе принимают на себя роли представителей другого этноса. Таким образом, происходит идентификация с данным этносом, что снижает влияние стереотипов.
Другой формой идентификации является идентификация с одноклассниками или учащимися данной параллели. Опыт показывает, что этническая принадлежность не играет существенной роли при выборе партнера по общению. Как правило, дружеские связи возникают между представителями разных этносов, а возникающая при этом идентификация с другом также снижает предубежденность.
• Безоценочное принятие каждого как представителя его культуры и уникальной личности и создание атмосферы позитивного интереса к культурным различиям при акцентировании общечеловеческих ценностей в каждой культуре.
Безоценочное принятие каждого является общим действующим фактором, способствующим личностному развитию и самоактуализации подростка и повышению его самооценки (по К.Р. Роджерсу). Атмосфера позитивного интереса к различиям позволяет формировать общую толерантность к различиям как важную часть этнической толерантности.
• Наблюдение позитивных моделей взаимодействия между представителями разных этносов.
Дети имеют возможность наблюдать позитивные модели взаимодействия между представителями разных этносов. Такой моделью является взаимодействие между взрослыми представителями разных этносов в профессиональной деятельности, в межличностном неформальном общении. Важным является участие представителей разных этносов в презентации культуры друг друга. Таким образом, дети наблюдают модели идентификации с другой культурой. Наблюдение позитивных моделей поведения ведет (по А. Бандуре) к научению подобному поведению.
• Приобретение опыта общения с представителями иной этнической группы.
В постоянном общении с представителями других этносов дети приобретают «компетентность в межгрупповых отношениях» (в данном случае – в отношениях между разными этническими группами). Отсутствие такого опыта создает опасность неправильной интерпретации поведения члена большинства как предубежденного. Наличие такой компетентности минимизирует подобный риск.
• Принцип «Равный – равному»
Значительная часть занятий и мероприятий проводится самими подростками. Таким образом, одновременно повышается статус подростка как представителя определенного этноса с одной стороны и усиливается педагогическое воздействие на подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников».
Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, расте...
СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ
СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ. Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими ...
Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе как средство формирования патриотического сознания подрастающего поколения
Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать...
Родительское собрание «Семейные традиции и формирование гражданственности у подрастающего поколения»
Методический материал к родительскому собранию...
Значение музея в формировании межэтнической культуры подрастающего поколения
Обобщение педагогического опыта в области воспитанияпатриотизма через работу школьного историко-краеведческого музея....
Формирование экологической культуры подрастающего поколения (младших школьников)
Обощение опыта для участия в городском фестивале воспитательных практик...
Выступление на XX Романовских образовательных чтениях «Формирование Российской идентичности подрастающего поколения» «Всё начинается с семьи»
Статья о духовно-нравственном воспитании обучающихся в семье и школе...