Родительское собрание: Почему дети не любят читать,
консультация (2 класс) на тему
Дать рекомендации родителям, о том, как привить любовь к чтению младшим школьникам,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_pochemu_rebenok_ne_lyubit_chitat.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему ребенок не любит читать
Дата проведения : 1 или 2 четверть.
Форма проведения: лекторий для родителей.
Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.
Задачи: ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книг и чтения в развитии ребенка; ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и развитие читательского интереса.
Ход собрания
I.Подготовительный этап
1.Составить индивидуальные графики динамики развития техники чтения в течение трех лет обучения.
2.Провести исследование по выявлению читательских интересов и круга чтения в библиотеке.
3.При составлении текста всеобуча провести консультации с логопедом и психологом.
4.Провести анкетирование родителей.( Приложение)
II. Организационный этап
Раздать родителям графики динамики развития техники чтения.
Приготовить для раздачи тексты памяток, упражнений по развитию воображения и рекомендаций психолога. Раздать родителям ксерокопии формуляров из библиотеки.
III. Проведение педагогического всеобуча.
Классный руководитель. Значение книги трудно переоценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако педагоги и психологи наблюдают такую тенденцию. Если в начальной школе интерес к чтению высок, то в среднем звене он начинает падать. Соответственно падает и техника чтения, не пополняется на должном уровне словарный запас, пропадает любовь к книге. Все это, рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.
Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребенка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Какие же жалобы чаще всего приходится слышать педагогам?
1.Школьник читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами.
2.Даже если ребенок читает бегло и правильно, он категорически отказывается почитать больше того, что задал учитель. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение в числе самых нелюбимых предметов.
3.Ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что он читает. В итоге, прочитывая условие задания, ребенок не понимает его сути, а задачи приходится перечитывать по нескольку раз.
Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть? Рассмотрим сначала проблемы с формированием техники чтения. Навык чтения состоит из нескольких параметров:
. способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов(в 1-2классах у многих детей единицей чтения является слог, а в 3-4классе-слово или группа слов);
.скорость чтения (например, к концу 4 класса ребенок должен читать не менее 100 слов в минуту);
.правильность, автоматизированность (так называемая беглость);
.понимание прочитанного.
Причиной таких отклонений могут являться индивидуальные особенности развития ребенка. Все чаще от учителей, психологов, логопедов можно услышать диагноз: дислексия или дисграфия. Не стоит пугаться этих слов, необходимо разобраться в сути этих явлений.
Дислексия интенсивно исследуется неврологами, лингвистами, психологами. Это нарушение становится препятствием в обучении от 2 до 10% школьников. Отечественный дефектолог А.Корнев называет ведущим симптомом дислексии на начальном этапе овладения чтением следующую проблему. Ребенку трудно понять и запомнить, что данная буква соответствует данному звуку, ему трудно складывать отдельные звуки в слоги.
Ребенок предрасположенный к дислексии, долго не способен овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное. Такие дети имеют ограниченный словарный запас, плохо запоминают обозначения отвлеченных понятий (временных, пространственных и т.д.) У такого ребенка наблюдаются нарушения речи, грубые орфографические ошибки, трудности в запоминание цветов или понимании смысла картинки.
Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма - дисграфия. Симптомами этого диагноза являются следующие нарушения. При письме, например, ребенок заменяет гласные («часто»-«чосто») или пропускает их («лежит»-«лжит»), путает звонкие и глухие согласные, пропускает целые слоги. Обнаружить дисграфию можно в возрасте 7-9 лет. Поэтому родители и педагоги должны пони - мать ,что сам ребенок ничего не может поделать с этим нарушением ,ему требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов, дефектологов.
Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим сле-
дующую проблему, связанную с воспитанием интереса к чтению .Воспринимать чтение как повинность может и ребенок, не испытывающий особых проблем с техникой чтения. Причины этого явления кроются в семейном воспитании. Например, если родители, обучая его читать, слишком часто преры- вали эти занятия интересными играми, прогулками с друзьями и просмотром любимых передач ( мульт фильмов, сказок).Чтение в этом случае превращается в нелюбимый урок, который необходимо как мо- жно быстрее закончить. Естественно, ребенок не захочет ничего читать сверх того ,что ему задали. При такой организации процесса чтения он также плохо понимает и запоминает содержание того, что читает. У него не складывается образа прочитанного произведения. Если родители сами предпочитают чтению других занятий: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т.п., если сын или дочка не видят маму и папу с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную по- винность. Ребенок рассуждает: «Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду!» По - этому было бы замечательно ,если бы в семье на чтение книги было отведено общее время. Тогда ребенок воспринимал бы процесс чтения как присоединение к интересному семейному ритуалу. Что нужно делать, чтобы привить ребенку любовь к книге? Учителя и психологи считают; нелюбовь к чтению связана еще и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остается набором событий, имен и названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультиплика-ционной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, т.к. ребенок не способен
представить те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут-то и ощущается действие, развитие сюжета острота ощущений. А самое главное, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, что современным детям действительно не хватает воображения; их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.
Чтобы наши дети могли увлечься книгой, переживать происходящие события вместе с героями, представлять их, необходимо развивать образное мышление детей. Помочь в этом можете и вы, используя следующие упражнения.
Инсценируйте с ребенком отрывки из прочитанной книжки, изменяйте сюжет. Пусть в вашей версии Карлсон остался жить в семье малыша, а Буратино стал правителем города. Рисуйте с ребенком иллю- страции к прочитанным книгам, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой. Переносите события, происходящие в книгах в реальную жизнь. Например, как вы оказались на необитаемом острове или в Стране невыученных уроков. Сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним филь - мами и мультфильмами. Обсуждайте, что режиссер включил в кино -или телеверсию, а что-нет, что бы вы добавили в фильм. Сами составляйте с ребенком рисованные диафильмы, комиксы.Мы часто используем этот прием с детьми на уроках, и, как показывает опыт, это заставляет ребят не только прочитать всю книгу, но и развивает их мышление, речь Учите детей пользоваться цитатами из прочи- танного. Например, прочитав сказку «Рукодельница и Ленивица», используйте к месту фразу «По труду и награда». Или, увидев весной цветущую черемуху, процитируйте стихи С.Есенина: «Черемуха душистая с весною расцвела…». Благодаря этим приемам, ребенок соотнесет повседневную жизнь с прочитанными произведениями. Это делает чтение увлекательным, понятным и необходимым для него. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию его воображения и речи.
Заведите в семье ритуал вечернего чтения. Понятно, что современные ритмы жизни не позволяют взрослым располагать достаточным количеством свободного времени. Но ведь это можно делать не каждый день и установить для этого с домашними очередность. Выберите какую-либо интересную книгу, понятную для детского возраста. Используйте рекомендации учителя и читайте ее понемногу каждый вечер. Можно читать с детьми. Читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Е.Шварца) или по очереди(например, ребенок читает по абзацу, а вы - по странице).
По наблюдениям психологов, дети, которым читают, развиваются более любознательными, их словарный запас в два-три раза больше, чем у сверстников. Многие специалисты считают, что читать ребенку вслух нужно до 12 лет; даже когда он сам умеет это делать. Для ребенка чтение – это огромная работа, а когда читает взрослый, он лучше воспринимает содержание и переживает чувства героев. Его внимание направлено не на разбор букв, а на повествование.
Ваше отношение к происходящему в книге усиливает впечатление. Активизируйте чтение вопросами: что тебе больше всего понравилось, что чувствуют герои, какой конец ты хотел бы увидеть, что хотел сказать герой, как бы ты поступил на его месте?
Для развития образного мышления, о важности которого было сказано ранее, можно использовать и приемы, рекомендованные школьным психологом.
4. Этап выступления представителей родительского комитета или инициативной группы.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Чтобы подвести итог сегодняшней беседы, давайте составим рекомендации для родителей на тему: «Как воспитывать любовь к книге, чтению».
(Самостоятельная работа родителей по выработке рекомендаций. Выступление представителя от групп. Выбор лучших формулировок.)
Просим вас также обратить внимание на памятники, которые мы подготовили вам совместно с психологом и логопедом. Там вы встретите и другие полезные советы.
5. Подведение итогов родительского собрания.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Используя эти рекомендации в повседневной жизни, можно не только развивать навыки чтения и воспитать интерес к нему, но и повлиять на результаты обучения
вашего ребенка в будущем. Помните, что именно в том возрасте, в котором находятся сейчас наши дети, человек либо приобретает потребность в чтении, либо теряет ее, по крайне мере, на период школьного обучения, а может и на всю жизнь.
Возможное решение родительского собрания:
1.Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
2.Классному руководителю составить график консультации родителей с логопедом.
3.В воспитании читательского интереса у детей учитывать рекомендации психологов.
4.Сходить с ребенком в детскую библиотеку, научить его выбирать книги.
6. Анализ итогов родительского собрания.
1. Классному руководителю предстоит проанализировать результаты ответов родителей, зафиксировать результаты ответов родителей, зафиксировать результаты анализа по схеме:
«Детей, читающих без принуждения,-….%.
Круг читательских интересов в классе:
- читают, что задал учитель,-…%;
- предпочитают журналы - …%;
- увлекаются фантастикой -…%;
- увлекаются детективами-…%.
Семьи , где чтение книг- традиция-…%(Записать фамилии для проведения семейного праздника.)».
2.В план воспитательных мероприятий включить библиотечные часы, конкурс «Папа, мама, я - читающая семья».
Приложение. Анкета для родителей
1.Любит ли ваш ребенок читать книги?
2.Сколько времени обычно проводит за книгой?
3.Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
4.Какие книги, журналы он предпочитает?
5.Дарите ли вы своему ребенку книги?
6.Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
7.Считаете ли вы себя активным читателем?
8.Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
9.Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему дети не любят читать
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гра...
Родительское собрание "Почему ребенок не любит читать"
Значение книги трудно переоценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако педагоги и психологи наблюдают такую тен...
Почему дети не любят читать?
По А.В.Бочкаревой...
Статья "Почему дети не любят читать"
В статье для родителей приведены основные причины, почему дети с интеллектуальными нарушенями не любят читать и пути преодоления этих трудностей....
Родительское собрание "Почему ребёнок не любит читать. "
Значение книги трудно переоценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако педагоги и психологи наблюдают т...
Родительское собрание «ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ»
Цель - ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса....
Родительское собрание "Почему ребенок не любит читать?"
Значение книги трудно переоценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга....