Родительское собрание "Почему ребёнок не любит читать. "
методическая разработка (2 класс)
Значение книги трудно переоценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако педагоги и психологи наблюдают такую тенденцию. Если в начальной школе интерес к чтению высок, то в среднем звене он начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется на должном уровне словарный запас, пропадает любовь к книге. Все это, естественно, рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_rebyonok_ne_lyubit_chitat_.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ»
Дата проведения –I или II четверть.
Форма проведения - лекторий для родителей.
Цель - ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.
Задачи: ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книг и чтения в развитии ребенка; ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.
Ход собрания
I. Подготовительный этап
- Составить индивидуальные графики динамики развития техники чтения в течение трех лет обучения.
- Провести исследование по выявлению читательских интересов и круга чтения в библиотеке.
- При составлении текста всеобуча провести консультации с логопедом и психологом.
- Провести анкетирование родителей. (Приложение 1.)
II. Организационный этап
Раздать родителям графики динамики развития техники чтения. Приготовить для раздачи тексты памяток, упражнений по развитию воображения и рекомендаций психолога. Раздать родителям ксерокопии формуляров из библиотечного центра.
III. Проведение педагогического всеобуча
Классный руководитель. Значение книги трудно переоценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако педагоги и психологи наблюдают такую тенденцию. Если в начальной школе интерес к чтению высок, то в среднем звене он начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется на должном уровне словарный запас, пропадает любовь к книге. Все это, естественно, рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.
Желание читать, стойкий интерес к чтению закладываются в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребенка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Какие же жалобы чаще всего приходится слышать педагогам?
- Школьник читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами.
- Даже если ребенок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение, а потом и литературу в числе самых нелюбимых предметов.
- Ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, прочитывая условие задания, ребенок не понимает его сути, а задачи приходится перечитывать по несколько раз.
Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть? Рассмотрим сначала проблемы с формированием техники чтения. Навык чтения состоит из нескольких параметров:
- способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов (в 1-2 классах у многих детей единицей чтения является слог, а в 3-4 классе - слово и группа слов);
- скорость чтения (например, к концу 4 класса ребенок должен читать не менее 90-100 слов в минуту);
- правильность, автоматизированность (так называемая беглость);
- понимание прочитанного.
Некоторые дети, несмотря на усилия учителей и родителей, все равно продолжают читать медленно, по слогам, плохо понимают смысл прочитанного. Причиной таких отклонений могут являться индивидуальные особенности развития ребенка. Все чаще от учителей, психологов, логопедов можно услышать диагноз: дислексия или дисграфия. Не стоит пугаться этих слов, необходимо разобраться в сути этих явлений.
Ребенок, предрасположенный к дислексии, долго не способе овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное. Такие дети имеют ограниченный словарный запас, плохо запоминают обозначения отвлеченных понятий (временных пространственных и т. д.). У такого ребенка наблюдаются нарушения речи, грубые и странные орфографические ошибки, трудности в понимании пространственных отношений, неловкость, трудности в запоминании цветов или понимании смысла картинки.
Плохое чтение очень часто сопровождается плохим почерком, а также может быть связано с массой других нарушений развития, включая неловкость движений.
Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма - дисграфия. Симптомами этого диагноза являются следующие нарушения. При письме, например, ребенок заменяет гласные («часто» - «чосто») или пропускает их («лежит» - «лжт»), путает звонкие и глухие согласные («с», «з»), пропускает целые слоги («ребята» - «рета»), не обозначает мягкость согласных («люди» - «луди», «пальцы» - «палцы») и т. п. Обнаружить дизграфию можно в возрасте 7-9 лет. Согласно наблюдениям специалистов, дети, у которых в возрасте до 10 лет наблюдается задержка чтения, без специальной помощи, вероятнее всего, не смогут догнать сверстников к моменту окончания школы, а многие еще и отстанут.
Поэтому родители и педагоги должны понимать, что сам ребенок ничего не может поделать с этим нарушением, ему требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов, дефектологов.
Что нужно делать, чтобы привить ребенку любовь к книге? Учителя и психологи считают: нелюбовь к чтению связана еще и с тем, что, детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остается набором событий, имен и названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей
недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, т. к. ребенок не способен представить те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий.
Совсем другое дело - мультики или компьютерные игры. Вот тут - то и ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений. А самое главное, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, что современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.
Чтобы наши дети могли увлечься книгой, переживать происходящие события вместе с героями, представлять их, необходимо развивать образное мышление детей. Помочь в этом можете и вы, используя следующие упражнения.
Инсценируйте с ребенком отрывки из прочитанной книжки, изменяйте сюжет. Пусть в вашей версии Карлсон остался жить в семье малыша, а Буратино стал правителем города. Рисуйте с ребенком иллюстрации к прочитанным книгам, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой. Переносите события, происходящие в книгах в реальную жизнь. Например, как вы оказались на необитаемом острове или в Стране невыученных уроков. Сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами. Обсуждайте, что режиссер включил в кино - или телеверсию, а что - нет, что бы вы добавили в фильм. Сами составляйте с ребенком рисованные диафильмы, комиксы. Мы часто используем этот прием с детьми на уроках, и, как показывает опыт, это заставляет ребят не только прочитать всю книгу, но и развивает и мышление, речь. Учите детей пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав сказку «Рукодельница и Ленивица», используйте к месту фразу «По труду и награда». Или, увидев весной цветущую черемуху, процитируйте стихи С. Есенина: «Черемуха душистая с весною расцвела...». Благодаря этим приемам, ребенок соотнесет повседневную жизнь с прочитанными произведениями. Это делает чтение увлекательным, понятным и необходимым для него. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию его воображения и речи.
Заведите в семье ритуал вечернего чтения. Понятно, что современные ритмы жизни не позволяют взрослым располагать достаточным количеством свободного времени. Но ведь это можно делать не каждый день и установить для этого с домашними очередность. Выберите какую-либо интересную книгу, понятную для детского возраста. Используйте рекомендации учителя и читайте ее понемногу" каждый вечер. Можно читать с детьми. Читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Е. Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы - по странице).
По наблюдениям психологов, дети, которым читают, развиваются более любознательными, их словарный запас в два-три раза больше, чем у сверстников. Многие специалисты считают, что читать ребенку вслух нужно до 12 лет; даже когда он сам умеет это делать. Для ребенка чтение - это огромная работа, а когда читает взрослый, он лучше воспринимает содержание и переживает чувства героев. Его внимание направлено не на разбор букв, а на повествование.
Ваше отношение к происходящему в книге усиливает впечатление. Активизируйте чтение вопросами: что тебе больше всего понравилось, что чувствуют герои, какой конец ты хотел бы увидеть, что хотел сказать герой, как бы ты поступил на его месте?
Памятка для родителей
1. Помните, что самый главный пример для сына или дочки - вы сами. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что домашние предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.
2. Заведите дома ритуал совместного чтения. Читайте веселые,
интересные книги сверх школьной программы. Обсуждайте
прочитанное.
3. Если ребенок категорически отказывается читать, попробуйте
ему предложить то, чем он интересуется. Например, если он
увлекается рыцарями, найдите ему художественные произведения, энциклопедии по этой теме.
4. Если ребенку понравились часы совместного вечернего чтения,
но он никак не хочет читать сам, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите сыну или дочке прочесть книгу дальше, а потом вам рассказать, что там произошло.
5. Учите ребенка пересказывать, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.
6. Начинать подготовку домашних заданий лучше с чтения, по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у школьника не больше15 минут.
7. Никогда не наказывайте его чтением вместо игры, прогулки или
просмотра телепередачи. Иначе он привыкнет воспринимать чтение как наказание.
8. Никогда не отговаривайте ребенка от чтения той или иной книги, если он уже заинтересовался ею.
9. Приучайте сына или дочку бережно относиться к книгам.
10. Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту.
11. Если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна, не настаивайте. Отложите ее на время.
12. Запишите ребенка в библиотеку, научите пользоваться ей, вместе выбирайте книжки для чтения на первых порах.
13. Не спешите отвечать на вопросы ребенка сразу. Посоветуйте ему искать ответы в книгах самостоятельно. Для этого собирайте дома различные словари: энциклопедические, толковые, орфографические, фразеологические и т. д.
14. Сделайте поход в книжный магазин с сыном или дочкой приятным событием. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, что из книг вы могли бы подарить кому-то из семьи, его другу.
15. Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, обязательно проконсультируйтесь у психолога, дефектолога, логопеда. Только совместная помощь родителей, учителей и специалистов приведет ребенка к успеху.
16. Создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку.
17. В течение дня выделите время для чтения, удобное сыну или дочке.
18. Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения).
19. Если ребенку сложно читать самостоятельно, на первых порах читайте ему вслух заданный текст, затем пусть сын или дочка прочитают его сами, а вы поправляйте их. Либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребенок.
20. Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда он будет стараться порадовать вас своими успехами.
21. Не сравнивайте достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер); постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтобы ребёнок любил читать.
Чудесные советы и рекомендации увидела в Интернете. Ссылка указана в материале....
"Ваш ребёнок не любит читать?" Советы родителям
Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. А.П. Чехов Родители должны знать: ценность детского чтения очень велика. Это надёжное и проверенное средство ...
Родительское собрание "Если ребёнок не любит читать..."
Материал содержит методическую разработку родительского собрания. Идет обсуждение проблемы: почему дети не любят читать? Предлагаются пути и методы решения этой проблемы....
Родительское собрание по теме "Почему ребёнок не любит читать"
Современные дети читают мало, читать не любят. Всегда ли они в этом виноваты? Как помочь ребёнку полюбить книги? Рекомендации родителям первоклассников....
к родительскому собранию по теме "Если ребёнок не любит читать..."
Презентация к родительскому собранию по теме "Если ребенок не любит читать..."...
"Почему ребёнок не любит читать?2
Чтение всё больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формир...
Родительское собрание на тему: Почему ребёнок не любит читать
Родительское собрание на тему: Почему ребёнок не любит читать...