«Жанры живописи» Учебно-методическое пособие
учебно-методическое пособие на тему

Пособие предназначено для воспитателей, учителей рисования, родителей

Цель: Развитие умения отличать жанры изобразительного искусства, воспитывать эстетические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanry_zhivopisi_posobie.rar691.08 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – методическое пособие

«Жанры живописи»

Воспитатель: Воркова Галина Иоакимовна

Пособие предназначено для воспитателей, учителей рисования, родителей

Цель: Развитие умения отличать жанры изобразительного искусства, воспитывать эстетические чувства.

Вопросы к учебно-методическому пособию «Жанры живописи»

  1. Показываю картины, на которых изображены пейзажи.

 Вопрос: Что изображено на этих картинах? – Пейзажи.

А что называется пейзажем? – Пейзаж – жанр изобразительного

искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Показываю картины И. Шишкина. Спрашиваю, как называются эти  - картины? «Корабельный лес», «Утро в сосновом лесу».

Кто написал эти картины? – Иван Иванович Шишкин.

Воспитатель: За что художника назвали «царём леса»? – Художник много лет рисовал сосны, поле, реку.

 Воспитатель:  И. Шишкин  окончательно увлёкся пейзажами, а позже написал: «Пейзажист – истинный художник, потому что чувствует глубже и чище».

 Он и не подозревал, что полвека спустя будет называться народным «царём леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства.

Воспитатель: Кто помог художнику нарисовать медведей в картине «Утро в сосновом лесу»?- К. Савицкий.

Воспитатель: Художники вместе состояли в Товариществе передвижных выставок, много общались, переписывались, встречались и вместе же обдумывали сюжеты будущих картин. У обоих однажды родилась идея написать масштабное полотно, в котором фигурировало бы медвежье семейство. Вероятно, идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год). В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей.

Показываю воспитанникам следующие две картины.

Воспитатель: кто написал эти картины? – Исаак Ильич Левитан.

Воспитатель: как называются эти картины? – «Берёзовая роща». «У омута».

Воспитатель: - И. И. Левитан – художник, за которым закрепилась репутация создателя «пейзажа настроения». Природа в его живописных творениях сияет нежным светом любви. Такова картина «Берёзовая роща».

Воспитатель: Что изображено на картине? – Всё пространство картины наполнено только травой, стволами, искорками жёлтых цветков. Не видно ни зверей, ни птиц.

Воспитатель: Какое настроение  мы испытываем, глядя на эту картину? –                                                Картина наполнена нежностью, радостью, весельем.

Воспитатель: Друг Левитана – Антон Павлович Чехов – говорил, что в этой картине чувствуется улыбка гениального художника.

Воспитатель: Что изображено на картине «У омута»? Какое время суток изображено на картине? Какими цветами передано настроение картины?

Чем отличаются два полотна « Берёзовая роща» и  «У омута»?

Показываю картины  Ивана Айвазовского «Девятый вал» и «Среди волн».

Спрашиваю, кто написал эти картины? Как они называются? Что изображено на обоих полотнах картин? Как называют художников, изображающих море?

Маринист – это художник, который изображает моря и океаны. Часто не      только океан становится главным объектом картин, но и морские сражения, а также человек на фоне стихии.

Чем отличается полотно «Девятый вал» от картины «Среди волн»? и т.д.

  1. Следующим разделом нашего разговора будет этот вид живописи.

Показываю ребятам репродукции картин с портретами. Как он называется? – Жанр портрета.

Воспитатель: Что вы скажите об этом жанре искусства?- Жанр портрета

-это разновидность изобразительного искусства, посвящённая передаче образа одного человека или двум-трём людям на холсте или бумажном листе.

Воспитатель: что самое главное передать в портрете? – Рисунок лица человека на портрете – одно из самых сложных направлений в живописи. Художник должен передать не только внешнее сходство, но и

эмоциональное состояние и внутренний мир человека.

Воспитатель: Назовите имена художников этих картин.- Все эти картины принадлежат кисти Валентина Серова.

Воспитатель: Как называется эта картина?- Девочка с персиками.

Что ещё можно рассказать о девочке? – Девочка смуглая с тёмными глазами, тёмными волосами.

Воспитатель: что можно сказать о характере девочки? -  Девочка живая, непоседливая. Поза девочки выражает едва сдерживаемое нетерпение. Кажется она вот – вот сорвётся и убежит.

Воспитатель: Опишите обстановку в комнате.

Воспитатель подводя итоги: картина пропитана лёгкостью и беззаботностью, которые бывают только в детстве.

Скажите, пожалуйста, а это чей портрет? – Это портрет самого художника Валентина Александровича Серова.

Воспитатель: опишите нам лицо художника.- Зелёные глаза, непослушные волосы, сжатые губы – раскрывают непростой и творческий характер художника.

Воспитатель: в каких тонах написан этот портрет? – Художник использовал зеленовато – серые и коричневые оттенки. Картина написана

широкими мазками.

  1. Ребята, скажите одним словом, что изображено на этих картинах. -

На этих картинах изображён натюрморт.

Воспитатель: что называется натюрмортом? – Натюрморт («мёртвая природа» - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Воспитатель: картина, на которой мы видим цветы, растущие в поле,

будет называться натюрмортом? – Нет. Натюрморт - такая картина,  для

которой художник сам собирает и расставляет предметы так, как ему нужно.

Картины каких художников вы видите? -  Константина Коровина и Ивана Хруцкого.

Воспитатель: назовите картины К. Коровина.- «Натюрморт с розами и яблоками», «Натюрморт с омарами», «Гурзуф».

Воспитатель: как называется картина И. Хруцкого? – «Цветы и фрукты».

Далее воспитатель спрашивает, что изображено на картине. Какие овощи или фрукты, какие предметы быта использовал художник. С помощью какой цветовой гаммы передаётся настроение картины, какое время года изображено на ней и т.д. и т.п.


                                           

                                                                                                                                                                             

                             

Шишкин И. И. Корабельный лес.                       Шишкин И. И. Утро в сосновом лесу.

Левитан И. И. Берёзовая роща.                                   Левитан И. И. У омута                

                                                                                                                                                                                                                              .

                                               

                                                                                                 

 

 

Айвазовский И.К. Среди волн.                              Айвазовский И.К.   Девятый вал.                                                

Портреты

Серов В. А. Девочка с персиками        

                                                                                Серов В. А.  Автопортрет                                                  

                                                           

Натюрморт

     Коровин  К.А. Гурзуф.                                         Хруцкий И. Ф.  Цветы и фрукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры живописи

В презентации представлен материал об основных жанрах живописи....

Презентация "Жанры живописи". 2 класс

Презентация подготовлена к уроку литературного чтения,  рассказывает о жанрах живописи....

Презентация "Жанры живописи".

Презентация может быть использована во время бесед по эстетическому воспитанию, уроков изо....

Конспект урока "Жанры живописи"

–        На свете много людей, но есть среди них настоящие чародеи, волшебники. Они могут на плоскости (на холсте, на доске) изобразить картину, которая оживает на г...

Презентация для упражнений по определению жанров живописи

Презентация выполнена в качестве тренировочного пособия для упражнений по определению жанров живописи на уроках изобразительного искусства....

Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....