ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК "ПРОЩАЙ, МАСЛЕНИЦА!"
презентация к уроку (3 класс) по теме

Козлова Людмила Евгеньевна

Цель:

-познакомить учащихся с традициями русского народа;

-расширить их кругозор;

-воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.

 

Задачи:

воспитание духовно-нравственных качеств личности школьников, привитие интереса любви к истории русского народа и народным традициям;

формирование классного коллектива;

развитие творческих способностей учащихся.

 

Музыкальное оформление:

русские народные песни, музыкальные произведения на тему масленицы.

Ведущий и участники праздника в русских национальных костюмах.

 

- Ведущий. (слайд1)

-Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня праздник русский вспомнить , порадоваться, позабавиться, как наши деды забавлялись на масленицу!

(Слайд  2)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

  1 скоморох:  Здравствуйте, гости, милости просим.

                           Масленицу широкую открываем,

                            Веселье начинаем!

 

2 скоморох:        Что же это за красотка?

                             Из соломы грудь, бока?

                             Ни старуха, ни молодка,

                             Парни носят на руках?

 

1 скоморох:          Что за куколка такая?

                               Каждый рад ей, каждый ждёт

                               Удалая, озорная,

                                Вкусные блины печёт?

 

2 скоморох:        Что же это за девица?

                            С ней мы будем день за днём

                            Всю неделю веселиться,

                            А потом её сожжём.

Ведущий:

       - Узнали кто это?( масленица)

(слайд  3)

      -Ой, да Масленица

       На двор въезжает!

      Широкая на двор въезжает

      Ой, да Масленица,

      погости недельку,

      Погости другую. (Выносят  чучело масленицы под музыку)

(Слайд  4)

       Ведущий:              

    - Масленица  - один из самых любимых праздников в народе. Это праздник прощания с зимой и встречи весны, солнца, жизни .В церковном календаре эта неделя именуется «сырной седмицей».Название «сырная» напоминает, что есть мясо уже запрещено( так как сразу после масленицы начинается Великий пост), а вот молочные продукты , яйца и рыбу разрешено.

(слайд 5)

        - Каждый день масленой недели носит своё название и имеет свои традиции.

Ведущий:

(Слайд  6)

1 день  -  Понедельник «Встреча»

1 ученик :     В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горке, где начиналось катание на санях.

  - Вот и мы сейчас покатаемся на санках.

(Игра  с обручами)

 -  Представьте, что это санки. Надо доехать до кегли и вернуться назад.

 

(Слайд 7)

2 день - Вторник «Заигрыш»

2 ученик:     Называется второй день «Заигрыш». С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санках, санях,  народные гуляния. Пришло время и нам поиграть, весёлою игрою Масленицу потешить.

3 ученик :   Здравствуй, Масленица, годовая!

                      Наша гостьюшка дорогая!

                       Приезжай на конях вороных

                       На саночках расписных.

                        Что б слуги были молодые,

                        Нам подарки везли дорогие,

                        И блины, и калачи

                         К нам в окошко их мечи!

 

4 ученик:       Собирайся, народ.

                       Неделя сырная идёт

                     Наступает день второй

                       Весь наполненный игрой!

                     День потех и угощений.

                     Смеха, песен и веселья!

                     Подходи, торопись

                     Вместе с нами веселись!

(Песня «Как на тоненький ледок»)

Ведущий:

  - Новая для вас задачка

  Превратиться надо в тачку.

  Позабавиться народ

  Кто быстрее. Кто вперёд?

(3 пары игроков. Пары организуются сразу . Один из участников упирается руками в землю(рукавицы). Его напарник цепляет «тачку» за ноги. И оба игрока начинают передвижение. Доходят до кегли и возвращаются назад, передают рукавицы и игра продолжается.)

 - А теперь прошу вниманья!

   Новое соревнованье!

  Кто захочет стар и млад

   Перетягивать канат?

(перетягивание каната) Нужно определить черту, за которую нельзя переступать. Выстраиваются на расстоянии 2 – 3 метра и перетягивают канат.

(Слайд 8)

3 день -  среда «Лакомка»

5 ученик:       В этот день люди лакомились блинами и др. яствами. Именно русские блины были символом этого праздника. Дело в том, что с масленицы начиналась весна. Под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом весеннего солнышка. В старину блин сопутствовал человеку всю его жизнь – от рождения до последних дней.

6 ученик :      В среду тёщи приглашали зятьёв на блины, а зятья приносили подарки – расписные пряники. В каждой семье накрывали столы со вкусной едой, пекли блины. Считалось, что в этот день нужно съесть столько блинов, сколько раз собака махнёт хвостом, то есть очень много.

7 ученик :   Нынче лакомка у нас!

                    Угощенье это раз!

                   Объеденье это два!

                    Пляски прямо у стола!

                    Угощаемся блинами,

                    Заедаем пирогом!

                    Мы ни крошки не оставим

                  Посидевши за столом!

(песня «Блины»)

Ведущий:

 - На масленицу во многих семьях блины начинали печь с понедельника.

- Блины пекли пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и солёного теста . Каждая хозяйка пекла их по своему рецепту и держала в секрете.

 - А какие вы знаете рецепты блинов?

 - А сейчас поиграем:

Если верный ответ – хлопаем в ладоши, а если не верный –  топаем ногами.

 

Сорока – белобока

Задумала блины печь,

На рынок пошла

И вот, что взяла…

Парное молоко – да!

Куриное яйцо – да!

Крупа манная – нет!

Капуста кочанная – нет!

Мясной холодец – нет!

Сахар да соль – да!

Белая фасоль – нет!

Масло топленое – да!

Рыбка соленая – нет!

Китайский рис – нет!

Лавровый лист – нет!

Чернослив да изюм – да!

Шоколадный лукум – нет!

Перец болгарский – нет!

Соус татарский – нет!

Клубничное варенье – да!

Бисквитное печенье – нет!

 - Молодцы!

 

 

 - А вы, девочки, умеете печь блины? Похвастайтесь, как вы это делаете?

 

 (игра «Испеки блин»)

(Слайд  9)

 

4 день - четверг «Разгул»(перелом, широкий четверг)

 

8 ученик:     В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы,           пели частушки. Именно тогда проходили кулачные бои.

   ( Слайд 10)

 - Вот и мы проведём кулачные бои. (Игра «Толкание» 2 команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведённой на расстоянии 50 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются друг другу ладонями. Побеждает   тот , кто столкнёт противника за линию.)

(Танец «Во поле берёза стояла»)

- Хочешь победить подружку,

    Спой весёлую частушку.

  ( Исполнение  частушек.)

1)          Начинаем петь частушки

             Просим не смеяться.

            Тут народу очень много,

            Можем растеряться!

2)        Девки, масленка идёт!

           Кто нас покатает?

           У Петрушки на дворе

          Сивка пропадает.

3)        Шила платье из капусты,

           Огурцом отделала.

           Рассердилась, платье съела,

          Что же я наделала?

4)        Я плясала в 3 ноги,

Потеряла  сапоги,

Оглянулася  назад,

Сапоги мои лежат.

5)     Я на Масленку катался,

        Трое саней изломал.

        Ворона коня замучил

        И милашку закатал!

6)     У кумы была сестрица.

         Печь блины -то мастерица.

         Напекла их кучек шесть

         Семерым их не поесть!

7)     Сели четверо за стол

         Дали душеньке простор

         Друг на друга поглядели...

         И блины - то все поели!

8)     Мы с подружкою гуляли

       Сыром гору налепляли

       Всю блинами устилали,

       Сверху маслом поливали!

9)    Как на Масленице нашей

        Всем становится теплей.

        Уходи, зима, подальше!

        Нам с блинами веселей!

 

 

(Слайд 11, 12)

 - В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.

(Слайд  13)

 5 день  - пятница  «Тещины вечёрки»

9 ученик:

 - В этот день наступает очередь зятьёв приглашать в гости тёщ и угощать их блинами. Родители  идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Прежде, чем идти в гости, тёща должна была с вечера прислать всё необходимое для блинов, в том числе сковороду и половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и сливочное масло.

Ведущий:

Тёща для зятя пирог пекла

Зять на двор – пирог на стол

Думала тёща семерым пирог не съесть

А зятьюшка сел, да сразу и съел!

 (Игра «Мотальщики»)

 

 6 день -   суббота «Золовкины посиделки»

10 ученик:    Золовка – это сестра мужа. В этот день молодые невестки приглашали к себе в гости родных мужа. Если золовки были ещё не замужем, то старались познакомить их с неженатыми парнями из своих родных.

А в субботу не безделки

Золовкины посиделки

Вы, ребята, не зевайте

А игру – то затевайте!

 (игра «Бояре») (песня «Масленица»)

 

(Слайд 14)

7 день воскресенье - «Прощёное воскресенье» «Проводы»

11 ученик:        В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости меня, пожалуйста , если в чём виноват». Отвечать надо так: «Да простит тебя Бог , и я прощаю».Обычно просили прощение вечером, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения. Так с чистой совестью вступали люди в Великий пост.

(Слайд  15, 16, 17)

12 ученик: В этот день провожали масленицу .Соломенное чучело в знак победы жизни над смертью, в знак прихода весны увозили за околицу и сжигали . Пепел развивали по полю , чтобы придать силу посеву, будущему  урожаю. Катание , песни , звуки гармоники не смолкали в последний день и продолжались до вечера.

 - Так заканчивается последний день маслиной недели и начинается Великий пост, когда не разрешается есть мясомолочные продукты и запрещалось любое веселье и развлеченье.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Искры летят, колокольчики звенят.

13 ученик:     Вот и кончилось веселье

                       Прощай, прощай масленица

                       Прощай масленица – плутовка

                       Погостила ты у нас недолго

                       Погостила всего семь деньков

                        А мы думали, погостила 7 годков.

                       Прощай, Масленица,

                       Прощай широкая!

(Песня «Широкая масленица»)

 - На Руси законом было

Щедро зиму провожать, всех блинами угощать!(угощение блинами)

 

 

 

 

 

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon maslenitsa.zip935.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК

"ПРОЩАЙ, МАСЛЕНИЦА!"

                                                                                    Подготовила Козлова Л.Е.

Цель:

-познакомить учащихся с традициями русского народа;

-расширить их кругозор;

-воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.

Задачи:

воспитание духовно-нравственных качеств личности школьников, привитие интереса любви к истории русского народа и народным традициям;

формирование классного коллектива;

развитие творческих способностей учащихся.

Музыкальное оформление:

русские народные песни, музыкальные произведения на тему масленицы.

Ведущий и участники праздника в русских национальных костюмах.

- Ведущий. (слайд1)

-Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня праздник русский вспомнить , порадоваться, позабавиться, как наши деды забавлялись на масленицу! 

(Слайд  2)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

  1 скоморох:  Здравствуйте, гости, милости просим.

                           Масленицу широкую открываем,

                            Веселье начинаем!

2 скоморох:        Что же это за красотка?

                             Из соломы грудь, бока?

                             Ни старуха, ни молодка,

                             Парни носят на руках?

1 скоморох:          Что за куколка такая?

                               Каждый рад ей, каждый ждёт

                               Удалая, озорная,

                                Вкусные блины печёт?

2 скоморох:        Что же это за девица?

                            С ней мы будем день за днём

                            Всю неделю веселиться,

                            А потом её сожжём.

Ведущий:

       - Узнали кто это?( масленица)

(слайд  3)

      -Ой, да Масленица

       На двор въезжает!

      Широкая на двор въезжает

      Ой, да Масленица,

      погости недельку,

      Погости другую. (Выносят  чучело масленицы под музыку)

(Слайд  4)

       Ведущий:              

    - Масленица  - один из самых любимых праздников в народе. Это праздник прощания с зимой и встречи весны, солнца, жизни .В церковном календаре эта неделя именуется «сырной седмицей».Название «сырная» напоминает, что есть мясо уже запрещено( так как сразу после масленицы начинается Великий пост), а вот молочные продукты , яйца и рыбу разрешено.

(слайд 5)

        - Каждый день масленой недели носит своё название и имеет свои традиции.

Ведущий:

(Слайд  6)

1 день  -  Понедельник «Встреча»

1 ученик :     В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горке, где начиналось катание на санях.

  - Вот и мы сейчас покатаемся на санках.

(Игра  с обручами)

 -  Представьте, что это санки. Надо доехать до кегли и вернуться назад.

(Слайд 7)

2 день - Вторник «Заигрыш»

2 ученик:     Называется второй день «Заигрыш». С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санках, санях,  народные гуляния. Пришло время и нам поиграть, весёлою игрою Масленицу потешить.

3 ученик :   Здравствуй, Масленица, годовая!

                      Наша гостьюшка дорогая!

                       Приезжай на конях вороных

                       На саночках расписных.

                        Что б слуги были молодые,

                        Нам подарки везли дорогие,

                        И блины, и калачи

                         К нам в окошко их мечи!

4 ученик:       Собирайся, народ.

                       Неделя сырная идёт

        Наступает день второй

                       Весь наполненный игрой!

        День потех и угощений.

        Смеха, песен и веселья!

        Подходи, торопись

        Вместе с нами веселись!

(Песня «Как на тоненький ледок»)

Ведущий:

  - Новая для вас задачка

  Превратиться надо в тачку.

  Позабавиться народ

  Кто быстрее. Кто вперёд?

(3 пары игроков. Пары организуются сразу . Один из участников упирается руками в землю(рукавицы). Его напарник цепляет «тачку» за ноги. И оба игрока начинают передвижение. Доходят до кегли и возвращаются назад, передают рукавицы и игра продолжается.)

 - А теперь прошу вниманья!

   Новое соревнованье!

  Кто захочет стар и млад

   Перетягивать канат?

(перетягивание каната) Нужно определить черту, за которую нельзя переступать. Выстраиваются на расстоянии 2 – 3 метра и перетягивают канат.

(Слайд 8)

3 день -  среда «Лакомка»

5 ученик:       В этот день люди лакомились блинами и др. яствами. Именно русские блины были символом этого праздника. Дело в том, что с масленицы начиналась весна. Под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом весеннего солнышка. В старину блин сопутствовал человеку всю его жизнь – от рождения до последних дней.

6 ученик :      В среду тёщи приглашали зятьёв на блины, а зятья приносили подарки – расписные пряники. В каждой семье накрывали столы со вкусной едой, пекли блины. Считалось, что в этот день нужно съесть столько блинов, сколько раз собака махнёт хвостом, то есть очень много.

7 ученик :   Нынче лакомка у нас!

                    Угощенье это раз!

           Объеденье это два!

                    Пляски прямо у стола!

                    Угощаемся блинами,

                    Заедаем пирогом!

                    Мы ни крошки не оставим

          Посидевши за столом!

(песня «Блины»)

Ведущий:

 - На масленицу во многих семьях блины начинали печь с понедельника.

- Блины пекли пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и солёного теста . Каждая хозяйка пекла их по своему рецепту и держала в секрете.

 - А какие вы знаете рецепты блинов?

 - А сейчас поиграем:

Если верный ответ – хлопаем в ладоши, а если не верный –  топаем ногами.

Сорока – белобока

Задумала блины печь,

На рынок пошла

И вот, что взяла…

Парное молоко – да!

Куриное яйцо – да!

Крупа манная – нет!

Капуста кочанная – нет!

Мясной холодец – нет!

Сахар да соль – да!

Белая фасоль – нет!

Масло топленое – да!

Рыбка соленая – нет!

Китайский рис – нет!

Лавровый лист – нет!

Чернослив да изюм – да!

Шоколадный лукум – нет!

Перец болгарский – нет!

Соус татарский – нет!

Клубничное варенье – да!

Бисквитное печенье – нет!

 - Молодцы!

 - А вы, девочки, умеете печь блины? Похвастайтесь, как вы это делаете?

 (игра «Испеки блин»)

(Слайд  9)

4 день - четверг «Разгул»(перелом, широкий четверг)

8 ученик:     В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы,           пели частушки. Именно тогда проходили кулачные бои.

   ( Слайд 10)

 - Вот и мы проведём кулачные бои. (Игра «Толкание» 2 команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведённой на расстоянии 50 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются друг другу ладонями. Побеждает   тот , кто столкнёт противника за линию.)

(Танец «Во поле берёза стояла»)

- Хочешь победить подружку,

    Спой весёлую частушку.

  ( Исполнение  частушек.)

1)          Начинаем петь частушки

             Просим не смеяться.

            Тут народу очень много,

            Можем растеряться!

2)        Девки, масленка идёт!

           Кто нас покатает?

           У Петрушки на дворе

          Сивка пропадает.

3)        Шила платье из капусты,

           Огурцом отделала.

           Рассердилась, платье съела,

          Что же я наделала?

4)        Я плясала в 3 ноги,

Потеряла  сапоги,

Оглянулася  назад,

Сапоги мои лежат.

5)     Я на Масленку катался,

        Трое саней изломал.

        Ворона коня замучил

        И милашку закатал!

6)     У кумы была сестрица.

         Печь блины -то мастерица.

         Напекла их кучек шесть

         Семерым их не поесть!

7)     Сели четверо за стол

         Дали душеньке простор

         Друг на друга поглядели...

         И блины - то все поели!

8)     Мы с подружкою гуляли

       Сыром гору налепляли

       Всю блинами устилали,

       Сверху маслом поливали!

9)    Как на Масленице нашей

        Всем становится теплей.

        Уходи, зима, подальше!

        Нам с блинами веселей!

(Слайд 11, 12)

 - В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.

(Слайд  13)

 5 день  - пятница  «Тещины вечёрки»

9 ученик:

 - В этот день наступает очередь зятьёв приглашать в гости тёщ и угощать их блинами. Родители  идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Прежде, чем идти в гости, тёща должна была с вечера прислать всё необходимое для блинов, в том числе сковороду и половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и сливочное масло.

Ведущий:

Тёща для зятя пирог пекла

Зять на двор – пирог на стол

Думала тёща семерым пирог не съесть

А зятьюшка сел, да сразу и съел!

 (Игра «Мотальщики»)

 6 день -   суббота «Золовкины посиделки»

10 ученик:    Золовка – это сестра мужа. В этот день молодые невестки приглашали к себе в гости родных мужа. Если золовки были ещё не замужем, то старались познакомить их с неженатыми парнями из своих родных.

А в субботу не безделки

Золовкины посиделки

Вы, ребята, не зевайте

А игру – то затевайте!

 (игра «Бояре») (песня «Масленица»)

(Слайд 14)

7 день воскресенье - «Прощёное воскресенье» «Проводы»

11 ученик:        В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости меня, пожалуйста , если в чём виноват». Отвечать надо так: «Да простит тебя Бог , и я прощаю».Обычно просили прощение вечером, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения. Так с чистой совестью вступали люди в Великий пост.

(Слайд  15, 16, 17)

12 ученик: В этот день провожали масленицу .Соломенное чучело в знак победы жизни над смертью, в знак прихода весны увозили за околицу и сжигали . Пепел развивали по полю , чтобы придать силу посеву, будущему  урожаю. Катание , песни , звуки гармоники не смолкали в последний день и продолжались до вечера.

 - Так заканчивается последний день маслиной недели и начинается Великий пост, когда не разрешается есть мясомолочные продукты и запрещалось любое веселье и развлеченье.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Искры летят, колокольчики звенят.

13 ученик:     Вот и кончилось веселье

                       Прощай, прощай масленица

                       Прощай масленица – плутовка

                       Погостила ты у нас недолго

                       Погостила всего семь деньков

                        А мы думали, погостила 7 годков.

                       Прощай, Масленица,

                       Прощай широкая!

(Песня «Широкая масленица»)

 - На Руси законом было

Щедро зиму провожать, всех блинами угощать!(угощение блинами)

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий народного фольклорного праздника «Масленица».

Сценарий ориентирован на развитие духовно-нравственных качест, знакомство с народными традициями....

Фольклорный праздник "Масленица."

Сценарий праздника "Масленица" для всей начальной школы....

Фольклорный праздник Масленица

Данное мероприятие было проведено как открытое занятие в рамках планирования воспитательной работы в группе продлённого дня среди учащихся 1 класса.Выбор направления для воспитательной работы не случа...

Фольклорный праздник "Масленица"

Праздник предназначен для учащихся начальных классов....

Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов

Фольклорный праздник   "Масленица"проведён в МОУ "СОШ №22" г. Саранска во 2 Б классе.Цель: погружение детей в мир традиционной культуры и создание социокультурной среды    посредс...

Фольклорный праздник "Масленица широкая" для 1-4 кл.

Фольклорный  праздник "Масленица широкая" для 1-4 классов  малокомплектной школы приобщает обучающихся к русской  культуре,  традициям  русского  народа....