ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК "ПРОЩАЙ, МАСЛЕНИЦА!"
презентация к уроку (3 класс) по теме
Цель:
-познакомить учащихся с традициями русского народа;
-расширить их кругозор;
-воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
воспитание духовно-нравственных качеств личности школьников, привитие интереса любви к истории русского народа и народным традициям;
формирование классного коллектива;
развитие творческих способностей учащихся.
Музыкальное оформление:
русские народные песни, музыкальные произведения на тему масленицы.
Ведущий и участники праздника в русских национальных костюмах.
- Ведущий. (слайд1)
-Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня праздник русский вспомнить , порадоваться, позабавиться, как наши деды забавлялись на масленицу!
(Слайд 2)
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
1 скоморох: Здравствуйте, гости, милости просим.
Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем!
2 скоморох: Что же это за красотка?
Из соломы грудь, бока?
Ни старуха, ни молодка,
Парни носят на руках?
1 скоморох: Что за куколка такая?
Каждый рад ей, каждый ждёт
Удалая, озорная,
Вкусные блины печёт?
2 скоморох: Что же это за девица?
С ней мы будем день за днём
Всю неделю веселиться,
А потом её сожжём.
Ведущий:
- Узнали кто это?( масленица)
(слайд 3)
-Ой, да Масленица
На двор въезжает!
Широкая на двор въезжает
Ой, да Масленица,
погости недельку,
Погости другую. (Выносят чучело масленицы под музыку)
(Слайд 4)
Ведущий:
- Масленица - один из самых любимых праздников в народе. Это праздник прощания с зимой и встречи весны, солнца, жизни .В церковном календаре эта неделя именуется «сырной седмицей».Название «сырная» напоминает, что есть мясо уже запрещено( так как сразу после масленицы начинается Великий пост), а вот молочные продукты , яйца и рыбу разрешено.
(слайд 5)
- Каждый день масленой недели носит своё название и имеет свои традиции.
Ведущий:
(Слайд 6)
1 день - Понедельник «Встреча»
1 ученик : В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горке, где начиналось катание на санях.
- Вот и мы сейчас покатаемся на санках.
(Игра с обручами)
- Представьте, что это санки. Надо доехать до кегли и вернуться назад.
(Слайд 7)
2 день - Вторник «Заигрыш»
2 ученик: Называется второй день «Заигрыш». С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санках, санях, народные гуляния. Пришло время и нам поиграть, весёлою игрою Масленицу потешить.
3 ученик : Здравствуй, Масленица, годовая!
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных
На саночках расписных.
Что б слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи
К нам в окошко их мечи!
4 ученик: Собирайся, народ.
Неделя сырная идёт
Наступает день второй
Весь наполненный игрой!
День потех и угощений.
Смеха, песен и веселья!
Подходи, торопись
Вместе с нами веселись!
(Песня «Как на тоненький ледок»)
Ведущий:
- Новая для вас задачка
Превратиться надо в тачку.
Позабавиться народ
Кто быстрее. Кто вперёд?
(3 пары игроков. Пары организуются сразу . Один из участников упирается руками в землю(рукавицы). Его напарник цепляет «тачку» за ноги. И оба игрока начинают передвижение. Доходят до кегли и возвращаются назад, передают рукавицы и игра продолжается.)
- А теперь прошу вниманья!
Новое соревнованье!
Кто захочет стар и млад
Перетягивать канат?
(перетягивание каната) Нужно определить черту, за которую нельзя переступать. Выстраиваются на расстоянии 2 – 3 метра и перетягивают канат.
(Слайд 8)
3 день - среда «Лакомка»
5 ученик: В этот день люди лакомились блинами и др. яствами. Именно русские блины были символом этого праздника. Дело в том, что с масленицы начиналась весна. Под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом весеннего солнышка. В старину блин сопутствовал человеку всю его жизнь – от рождения до последних дней.
6 ученик : В среду тёщи приглашали зятьёв на блины, а зятья приносили подарки – расписные пряники. В каждой семье накрывали столы со вкусной едой, пекли блины. Считалось, что в этот день нужно съесть столько блинов, сколько раз собака махнёт хвостом, то есть очень много.
7 ученик : Нынче лакомка у нас!
Угощенье это раз!
Объеденье это два!
Пляски прямо у стола!
Угощаемся блинами,
Заедаем пирогом!
Мы ни крошки не оставим
Посидевши за столом!
(песня «Блины»)
Ведущий:
- На масленицу во многих семьях блины начинали печь с понедельника.
- Блины пекли пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и солёного теста . Каждая хозяйка пекла их по своему рецепту и держала в секрете.
- А какие вы знаете рецепты блинов?
- А сейчас поиграем:
Если верный ответ – хлопаем в ладоши, а если не верный – топаем ногами.
Сорока – белобока
Задумала блины печь,
На рынок пошла
И вот, что взяла…
Парное молоко – да!
Куриное яйцо – да!
Крупа манная – нет!
Капуста кочанная – нет!
Мясной холодец – нет!
Сахар да соль – да!
Белая фасоль – нет!
Масло топленое – да!
Рыбка соленая – нет!
Китайский рис – нет!
Лавровый лист – нет!
Чернослив да изюм – да!
Шоколадный лукум – нет!
Перец болгарский – нет!
Соус татарский – нет!
Клубничное варенье – да!
Бисквитное печенье – нет!
- Молодцы!
- А вы, девочки, умеете печь блины? Похвастайтесь, как вы это делаете?
(игра «Испеки блин»)
(Слайд 9)
4 день - четверг «Разгул»(перелом, широкий четверг)
8 ученик: В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Именно тогда проходили кулачные бои.
( Слайд 10)
- Вот и мы проведём кулачные бои. (Игра «Толкание» 2 команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведённой на расстоянии 50 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются друг другу ладонями. Побеждает тот , кто столкнёт противника за линию.)
(Танец «Во поле берёза стояла»)
- Хочешь победить подружку,
Спой весёлую частушку.
( Исполнение частушек.)
1) Начинаем петь частушки
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
2) Девки, масленка идёт!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.
3) Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
4) Я плясала в 3 ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.
5) Я на Масленку катался,
Трое саней изломал.
Ворона коня замучил
И милашку закатал!
6) У кумы была сестрица.
Печь блины -то мастерица.
Напекла их кучек шесть
Семерым их не поесть!
7) Сели четверо за стол
Дали душеньке простор
Друг на друга поглядели...
И блины - то все поели!
8) Мы с подружкою гуляли
Сыром гору налепляли
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!
9) Как на Масленице нашей
Всем становится теплей.
Уходи, зима, подальше!
Нам с блинами веселей!
(Слайд 11, 12)
- В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.
(Слайд 13)
5 день - пятница «Тещины вечёрки»
9 ученик:
- В этот день наступает очередь зятьёв приглашать в гости тёщ и угощать их блинами. Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Прежде, чем идти в гости, тёща должна была с вечера прислать всё необходимое для блинов, в том числе сковороду и половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и сливочное масло.
Ведущий:
Тёща для зятя пирог пекла
Зять на двор – пирог на стол
Думала тёща семерым пирог не съесть
А зятьюшка сел, да сразу и съел!
(Игра «Мотальщики»)
6 день - суббота «Золовкины посиделки»
10 ученик: Золовка – это сестра мужа. В этот день молодые невестки приглашали к себе в гости родных мужа. Если золовки были ещё не замужем, то старались познакомить их с неженатыми парнями из своих родных.
А в субботу не безделки
Золовкины посиделки
Вы, ребята, не зевайте
А игру – то затевайте!
(игра «Бояре») (песня «Масленица»)
(Слайд 14)
7 день воскресенье - «Прощёное воскресенье» «Проводы»
11 ученик: В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости меня, пожалуйста , если в чём виноват». Отвечать надо так: «Да простит тебя Бог , и я прощаю».Обычно просили прощение вечером, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения. Так с чистой совестью вступали люди в Великий пост.
(Слайд 15, 16, 17)
12 ученик: В этот день провожали масленицу .Соломенное чучело в знак победы жизни над смертью, в знак прихода весны увозили за околицу и сжигали . Пепел развивали по полю , чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Катание , песни , звуки гармоники не смолкали в последний день и продолжались до вечера.
- Так заканчивается последний день маслиной недели и начинается Великий пост, когда не разрешается есть мясомолочные продукты и запрещалось любое веселье и развлеченье.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Искры летят, колокольчики звенят.
13 ученик: Вот и кончилось веселье
Прощай, прощай масленица
Прощай масленица – плутовка
Погостила ты у нас недолго
Погостила всего семь деньков
А мы думали, погостила 7 годков.
Прощай, Масленица,
Прощай широкая!
(Песня «Широкая масленица»)
- На Руси законом было
Щедро зиму провожать, всех блинами угощать!(угощение блинами)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.zip | 935.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК
"ПРОЩАЙ, МАСЛЕНИЦА!"
Подготовила Козлова Л.Е.
Цель:
-познакомить учащихся с традициями русского народа;
-расширить их кругозор;
-воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
воспитание духовно-нравственных качеств личности школьников, привитие интереса любви к истории русского народа и народным традициям;
формирование классного коллектива;
развитие творческих способностей учащихся.
Музыкальное оформление:
русские народные песни, музыкальные произведения на тему масленицы.
Ведущий и участники праздника в русских национальных костюмах.
- Ведущий. (слайд1)
-Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня праздник русский вспомнить , порадоваться, позабавиться, как наши деды забавлялись на масленицу!
(Слайд 2)
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
1 скоморох: Здравствуйте, гости, милости просим.
Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем!
2 скоморох: Что же это за красотка?
Из соломы грудь, бока?
Ни старуха, ни молодка,
Парни носят на руках?
1 скоморох: Что за куколка такая?
Каждый рад ей, каждый ждёт
Удалая, озорная,
Вкусные блины печёт?
2 скоморох: Что же это за девица?
С ней мы будем день за днём
Всю неделю веселиться,
А потом её сожжём.
Ведущий:
- Узнали кто это?( масленица)
(слайд 3)
-Ой, да Масленица
На двор въезжает!
Широкая на двор въезжает
Ой, да Масленица,
погости недельку,
Погости другую. (Выносят чучело масленицы под музыку)
(Слайд 4)
Ведущий:
- Масленица - один из самых любимых праздников в народе. Это праздник прощания с зимой и встречи весны, солнца, жизни .В церковном календаре эта неделя именуется «сырной седмицей».Название «сырная» напоминает, что есть мясо уже запрещено( так как сразу после масленицы начинается Великий пост), а вот молочные продукты , яйца и рыбу разрешено.
(слайд 5)
- Каждый день масленой недели носит своё название и имеет свои традиции.
Ведущий:
(Слайд 6)
1 день - Понедельник «Встреча»
1 ученик : В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горке, где начиналось катание на санях.
- Вот и мы сейчас покатаемся на санках.
(Игра с обручами)
- Представьте, что это санки. Надо доехать до кегли и вернуться назад.
(Слайд 7)
2 день - Вторник «Заигрыш»
2 ученик: Называется второй день «Заигрыш». С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санках, санях, народные гуляния. Пришло время и нам поиграть, весёлою игрою Масленицу потешить.
3 ученик : Здравствуй, Масленица, годовая!
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных
На саночках расписных.
Что б слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи
К нам в окошко их мечи!
4 ученик: Собирайся, народ.
Неделя сырная идёт
Наступает день второй
Весь наполненный игрой!
День потех и угощений.
Смеха, песен и веселья!
Подходи, торопись
Вместе с нами веселись!
(Песня «Как на тоненький ледок»)
Ведущий:
- Новая для вас задачка
Превратиться надо в тачку.
Позабавиться народ
Кто быстрее. Кто вперёд?
(3 пары игроков. Пары организуются сразу . Один из участников упирается руками в землю(рукавицы). Его напарник цепляет «тачку» за ноги. И оба игрока начинают передвижение. Доходят до кегли и возвращаются назад, передают рукавицы и игра продолжается.)
- А теперь прошу вниманья!
Новое соревнованье!
Кто захочет стар и млад
Перетягивать канат?
(перетягивание каната) Нужно определить черту, за которую нельзя переступать. Выстраиваются на расстоянии 2 – 3 метра и перетягивают канат.
(Слайд 8)
3 день - среда «Лакомка»
5 ученик: В этот день люди лакомились блинами и др. яствами. Именно русские блины были символом этого праздника. Дело в том, что с масленицы начиналась весна. Под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом весеннего солнышка. В старину блин сопутствовал человеку всю его жизнь – от рождения до последних дней.
6 ученик : В среду тёщи приглашали зятьёв на блины, а зятья приносили подарки – расписные пряники. В каждой семье накрывали столы со вкусной едой, пекли блины. Считалось, что в этот день нужно съесть столько блинов, сколько раз собака махнёт хвостом, то есть очень много.
7 ученик : Нынче лакомка у нас!
Угощенье это раз!
Объеденье это два!
Пляски прямо у стола!
Угощаемся блинами,
Заедаем пирогом!
Мы ни крошки не оставим
Посидевши за столом!
(песня «Блины»)
Ведущий:
- На масленицу во многих семьях блины начинали печь с понедельника.
- Блины пекли пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и солёного теста . Каждая хозяйка пекла их по своему рецепту и держала в секрете.
- А какие вы знаете рецепты блинов?
- А сейчас поиграем:
Если верный ответ – хлопаем в ладоши, а если не верный – топаем ногами.
Сорока – белобока
Задумала блины печь,
На рынок пошла
И вот, что взяла…
Парное молоко – да!
Куриное яйцо – да!
Крупа манная – нет!
Капуста кочанная – нет!
Мясной холодец – нет!
Сахар да соль – да!
Белая фасоль – нет!
Масло топленое – да!
Рыбка соленая – нет!
Китайский рис – нет!
Лавровый лист – нет!
Чернослив да изюм – да!
Шоколадный лукум – нет!
Перец болгарский – нет!
Соус татарский – нет!
Клубничное варенье – да!
Бисквитное печенье – нет!
- Молодцы!
- А вы, девочки, умеете печь блины? Похвастайтесь, как вы это делаете?
(игра «Испеки блин»)
(Слайд 9)
4 день - четверг «Разгул»(перелом, широкий четверг)
8 ученик: В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Именно тогда проходили кулачные бои.
( Слайд 10)
- Вот и мы проведём кулачные бои. (Игра «Толкание» 2 команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведённой на расстоянии 50 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются друг другу ладонями. Побеждает тот , кто столкнёт противника за линию.)
(Танец «Во поле берёза стояла»)
- Хочешь победить подружку,
Спой весёлую частушку.
( Исполнение частушек.)
1) Начинаем петь частушки
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
2) Девки, масленка идёт!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.
3) Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
4) Я плясала в 3 ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.
5) Я на Масленку катался,
Трое саней изломал.
Ворона коня замучил
И милашку закатал!
6) У кумы была сестрица.
Печь блины -то мастерица.
Напекла их кучек шесть
Семерым их не поесть!
7) Сели четверо за стол
Дали душеньке простор
Друг на друга поглядели...
И блины - то все поели!
8) Мы с подружкою гуляли
Сыром гору налепляли
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!
9) Как на Масленице нашей
Всем становится теплей.
Уходи, зима, подальше!
Нам с блинами веселей!
(Слайд 11, 12)
- В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.
(Слайд 13)
5 день - пятница «Тещины вечёрки»
9 ученик:
- В этот день наступает очередь зятьёв приглашать в гости тёщ и угощать их блинами. Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Прежде, чем идти в гости, тёща должна была с вечера прислать всё необходимое для блинов, в том числе сковороду и половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и сливочное масло.
Ведущий:
Тёща для зятя пирог пекла
Зять на двор – пирог на стол
Думала тёща семерым пирог не съесть
А зятьюшка сел, да сразу и съел!
(Игра «Мотальщики»)
6 день - суббота «Золовкины посиделки»
10 ученик: Золовка – это сестра мужа. В этот день молодые невестки приглашали к себе в гости родных мужа. Если золовки были ещё не замужем, то старались познакомить их с неженатыми парнями из своих родных.
А в субботу не безделки
Золовкины посиделки
Вы, ребята, не зевайте
А игру – то затевайте!
(игра «Бояре») (песня «Масленица»)
(Слайд 14)
7 день воскресенье - «Прощёное воскресенье» «Проводы»
11 ученик: В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости меня, пожалуйста , если в чём виноват». Отвечать надо так: «Да простит тебя Бог , и я прощаю».Обычно просили прощение вечером, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения. Так с чистой совестью вступали люди в Великий пост.
(Слайд 15, 16, 17)
12 ученик: В этот день провожали масленицу .Соломенное чучело в знак победы жизни над смертью, в знак прихода весны увозили за околицу и сжигали . Пепел развивали по полю , чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Катание , песни , звуки гармоники не смолкали в последний день и продолжались до вечера.
- Так заканчивается последний день маслиной недели и начинается Великий пост, когда не разрешается есть мясомолочные продукты и запрещалось любое веселье и развлеченье.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Искры летят, колокольчики звенят.
13 ученик: Вот и кончилось веселье
Прощай, прощай масленица
Прощай масленица – плутовка
Погостила ты у нас недолго
Погостила всего семь деньков
А мы думали, погостила 7 годков.
Прощай, Масленица,
Прощай широкая!
(Песня «Широкая масленица»)
- На Руси законом было
Щедро зиму провожать, всех блинами угощать!(угощение блинами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий народного фольклорного праздника «Масленица».
Сценарий ориентирован на развитие духовно-нравственных качест, знакомство с народными традициями....
Фольклорный праздник "Масленица."
Сценарий праздника "Масленица" для всей начальной школы....
Фольклорный праздник Масленица
Данное мероприятие было проведено как открытое занятие в рамках планирования воспитательной работы в группе продлённого дня среди учащихся 1 класса.Выбор направления для воспитательной работы не случа...
Фольклорный праздник "Масленица"
Праздник предназначен для учащихся начальных классов....
Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов
Фольклорный праздник "Масленица"проведён в МОУ "СОШ №22" г. Саранска во 2 Б классе.Цель: погружение детей в мир традиционной культуры и создание социокультурной среды посредс...
Фольклорный праздник "Масленица широкая" для 1-4 кл.
Фольклорный праздник "Масленица широкая" для 1-4 классов малокомплектной школы приобщает обучающихся к русской культуре, традициям русского народа....