Педагогические технологии.
методическая разработка
Педагогические технологии на занятиях по хореографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии на уроках хореографии.
1.Игровые технологии.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обосновано, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а)обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б)познавательные, воспитательные, развивающие; в)репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, проф ориентационные и др.
На начальных этапах обучения хореографии игры имеют характер как свободной деятельности, (ради удовольствия от самого процесса деятельности), так и творческий характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять внешние и внутренние зажимы. Игру как метод обучения можно использовать с первых уроков хореографии, для развития чувства ритма, пластики, эмоционального раскрытия, координации движений и т.д. Дети прочно и с удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - реактивными возможностями. Игра - путь детей к познанию мира», - писал А. М. Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует их. Игра — это еще и средство диагностики. Через игру можно отследить физическое, творческое и личностное развитие ребенка. Ребенок раскрывается в игре, воспринимает задания как игру, чувствует заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Игра в команде позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные. Соревновательность в игре создает у обучающегося или группы обучающихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Основная задача игровой технологии – дать ребенку раскрепоститься, побывать актером, обрести уверенность в себе. Все это работа по формированию творческого мышления через игровые технологии.
2. Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.
Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на недочеты.
Основные принципы педагогики сотрудничества:
-учение без принуждения;
-право на свою точку зрения
-право на ошибку;
-успешность;
-сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии, должна быть создана нужная атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное уважение, искренность, юмор и веселье. При такой атмосфере дети смогут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы, то есть постепенно начнет создаваться атмосфера сотрудничества.
3.Информационные технологии.
В своей работе данные технологии мною используются для обеспечения материально-технического оснащения. Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.
Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы; - менять темп, звуковысотность музыкального произведения; производить монтаж, компоновку музыкального произведения; хранить фото- и видеоматериалы коллектива; поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.
Компьютер даёт возможность воспитанникам: -эффективно осуществлять поиск и переработку информации; - пользоваться почтовыми услугами Интернета;
При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения хореографии.
4. Технология здоровье сберегающего обучения.
Здоровье формирующие образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Для занятий хореографией мною принимаются дети с различными физическими данными, поэтому возникает необходимость на уроках заниматься как общим физическим развитием ребенка, так и исправлением (коррекцией) физических недостатков. Формирование правильной техники исполнения движений создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В процессе обучения в коллективе формируются необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Воспитанники учатся использовать полученные знания в повседневной жизни. И это способствует общему оздоровлению ребенка. В своей работе я использую здоровьесберегающие образовательные технологии.
Они подразделяются на подгруппы:
1.организационно–педагогические
2.психолого - педагогические технологии
3.учебно-воспитательные технологии 4.лечебно - оздоровительные технологии 5.физкультурно-оздоровительные технологии
5. Технология проблемного обучения.
В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Принципы проблемного обучения:
-самостоятельность обучающихся;
-развивающий характер обучения;
-интеграция и вариативность в применении различных областей знаний; -использование дидактических алгоритмизированных задач.
В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные видеокассеты и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства
6.Технология проектной деятельности.
Введение в образовательную деятельность метода проекта, дает возможность преподавателю целенаправленно и эффективно осуществлять эстетическое воспитание обучающихся, потому что на уроках хореографии можно дать глубокие всесторонние знания по народному ,классическому , современному танцу, расширить кругозор детей через постижение народных традиций, дошедших к нам из глубины веков и сохранивших богатство этнического самосознания и высокую духовность. Проектная деятельность на уроках хореографии, является эффективной методикой, в связи с тем, что такой урок формирует определенные личностные качества ребенка, необходимые для становления творческой личности:
- умение работать в коллективе;
- умение анализировать результаты деятельности;
- умение определять особенности различных танцевальных жанров; - приобретение навыков импровизации на заданную музыку; - умение оценивать свои профессиональные достижения; - умение быть самокритичным, принимать замечания; - высокая личная заинтересованность.
Использование метода проектов на уроках хореографических дисциплин, является средством, которое способно обеспечить высокую эффективность в эстетическом воспитании детей, поскольку этот метод направлен на достижение интересов обучающихся, посредством их познавательной и практической деятельности. Занимаясь проектом, ученики выполняют и исследовательскую работу: сравнивают, сопоставляют, анализируют изложенные факты, делают собственные выводы. У детей формируется, например, креативное мышление, которому трудно научить при традиционной форме обучения на уроках хореографии. С одной стороны проект является методом обучения, а с другой - дает возможность общения в рамках определенной предметной деятельности, интеграции знаний из других образовательных предметов и из собственного жизненного и культурного опыта. Педагогическая деятельность с использованием проектных технологий помогает достичь главной цели в работе педагога- хореографа – это формирование творческой личности, что решает одну из главных задач эстетического воспитания. В процесс проектной деятельности необходимо включать элементы эстетического образования, а также создавать условия, на страивающие учащихся на восприятие и создание прекрасного. Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих обучающимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, получая опыт от практического его использования, учатся слушать и понимать друг друга при защите проектов, что способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
Работа над проектом - процесс творческий, который содействует развитию воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности и других личностных качеств участников проекта . Обучающиеся самостоятельноилиподруководством преподавателя занимаются поиском решения какой-то проблемы, для решения которой необходимо, владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа по методу проектов включает чёткое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, распределение ролей при групповой форме работы. В процессе работы над проектом, ученики обращаются к различным справочникам, используют internet, другие источники информации, советуются с родителями, компетентными лицами данной области знаний, изучаютматериалы,необходимыедлявыполненияпроекта. Результат проекта должен быть реальным, ощутимым. Участниками проекта собирается папка документов (портфолио), в которых работа над проектом представлена подробно. Проекты могут оформляться как путем публичной защиты, так и в письменномвиде.Оценкипроектумогутдавать сами разработчики, или эксперты, окружающие люди (обучающиеся, педагоги, родители).
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения танца.
Конструктивно-практические проекты, например, трансформация игр в хореографии, создание танца или танцевального этюда на основе игры, их разбор и семантическое описание.
Сценарные проекты
– сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного мероприятия, например, «Неделя хореографического искусства»,
– создание композиционного плана, подбор музыкального материала, сочинение лексического материала для создания хореографической постановки. Таким образом, эстетическое воспитание на уроках хореографии направлено на развитие и совершенствование способностей обучающихся, воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, отличать в искусстве гармонию от дисгармонии, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Специально созданныепедагогическиепроекты: конструктивно-практические, информативно-исследовательские, сценарные и творческие проекты способствуют формированию эстетических качеств обучающихся. Это проявляется в повышении интереса к танцевальному искусству, музыке, к отдельным предметам.
В процессе творческой деятельности у обучающихся формируются и развиваются обще-учебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой портфолио.
Внедрение этих инноваций в программу позволяет: 1.Повысить качество обучения
2.Расширить рамки образовательных результатов 3.Исполнение хореографических номеров сделать более качественны 4.Улучшить процесс самостоятельное творческой деятельности ребенка
В результате, учебная программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов. Хочется надеяться, что совместными усилиями представителей всех уровней дополнительного образования в сфере образования инновационный опыт, накопленный педагогами, будет успешно изучен, обобщен, эффективно внедрен в образовательную практику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-154917-1390062843.jpg)
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...
Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-226749-1572096280.jpg)
Публичное представление инновационного педагогического опыта "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"
В опыте представлены разные виды работ с учащимися...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-340507-1415045242.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/23/picture-523024-1529762390.jpg)
Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.
Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-601492-1425215168.jpg)
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-735622-1452679997.jpg)
"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...