Развитие креативных способностей
статья на тему
Креативный человек, как правило более успешен во всём- от простого общения до профессиональной деятельности. Он терпим к окружающим, всегда готов признать, что привычный для него способ общения, может быть не самый лучший, что каждый человек живёт в своём мире и видит этот мир по - своему, самостоятельно.
Креативность помогает человеку находить оригинальные решения сложных проблем, как организационно-бытовых, так и научно-технических, помогает создавать яркие художественные произведения.
Креативность является серьёзным фактором- движущей силой развития личности, она обеспечивает такие качества человека, как уверенность в себе, открытость новому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kreativnyh_sposbnostey.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МАОУ «Лицей № 2» г. Альметьевск
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Мавлитова Фарида Мирзахметовна
учитель высшей категории
Креативность – способность к умственным преобразованиям и творчеству. Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде.
В психологии выделены два основных направления изучения креативности. Во-первых, по результатам, их количеству, качеству изначимости. Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления.
Основными факторами креативности признаются: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии.
Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и ?
Многое зависит от учителя начальных классов, ибо значимость начальной ступени обучения и воспитания для человека огромна. К 8 годам у ребёнка закладывается 80% интеллекта взрослого человека.
Дети 6-8 лет необычно внушаемы и подражательны. Именно в этом возрасте легче всего заложить творчество, нравственность и духовность. Заложенное в детстве и прочно и устойчиво.
Вопрос, который я рассматриваю один из самых модных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии умственных способностей человека, о гениальности. И самое главное, какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребёнка, каким образом психологически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень можно достичь качественного улучшения процессов мышления. Проследить на сколько тесно связаны творчество и ум.
С 1995 года я работаю по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Что же главное в методике развивающего обучения? Для ответа на этот вопрос необходимо уточнить конечную цель развивающего обучения. Она состоит в сформированности у учащихся обобщённых интеллектуальных умений, таких как: умение анализировать ситуацию и делать выводы; видеть разные функции одного и того же объекта; устанавливать связи данного объекта с другими; выделять в них существенные признаки; сравнивать объекты, классифицировать их, обобщать наблюдаемые явления, переносить известные способы деятельности в другие условия. Всё это необходимо для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях. Отсюда следует вывод: включение учащихся в творческую деятельность- основной путь развивающего обучения.
Творчество- это процесс, присущий деятельности человека. В той или иной степени творчество доступно каждому. Ребёнок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами. Результатом является некий новый продукт: идея, материальный объект, способ действия или поведения.
Процесс творчества связан с особым видом мыслительной деятельности. Способность человека к творческому мышлению, а значит, к творчеству называют креативностью.
Креативность связана с особенностями мышления. Так, Дж. Гилфорд выделяет конвергентное мышление- логическое, однонаправленное, и дивергентное -целостное, интуитивное, идущее одновременно в нескольких направлениях. Интеграция двух этих типов мышления формирует такие его особенности, как:
- беглость-способность генерировать максимальное количество идей;
- гибкость-способность к созданию широкого многообразия разноплановых идей;
- оригинальность-способность генерировать нестандартные идеи;
- точность-способность придавать завершённый вид продуктам мышления.
Эти особенности, по сути, и составляют основу креативности, без которой невозможно никакое творчество.
- Зачем развивать креативность?
Может показаться, что креативность обычному человеку не очень нужна, а творчество- удел художников, композиторов, артистов, музыкантов, поэтов- людей от природы одарённых этим качеством. Однако в современном мире, который меняется со всё увеличивающейся скоростью, человек не обладающий достаточной креативностью, просто, обречён жить в ситуации постоянного, душевного дискомфорта.
Креативный человек, как правило более успешен во всём- от простого общения до профессиональной деятельности. Он терпим к окружающим, всегда готов признать, что привычный для него способ общения, может быть не самый лучший, что каждый человек живёт в своём мире и видит этот мир по - своему, самостоятельно.
Креативность помогает человеку находить оригинальные решения сложных проблем, как организационно-бытовых, так и научно-технических, помогает создавать яркие художественные произведения.
Креативность является серьёзным фактором- движущей силой развития личности, она обеспечивает такие качества человека, как уверенность в себе, открытость новому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и мышления.
- Что необходимо, чтобы научить креативности?
-Стимулировать мотивацию участников группы к творчеству;
-Создать условия для «запуска» процесса мышления и интеграции логического и интуитивного мышления;
-Создать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, сопровождающего процесс создания нового- творческого процесса, в каких бы видах деятельности он не проходил.
Происходит это по шагам творчества.
Шаг первый – сформулируй проблему.
Шаг второй – проанализируй имеющийся опыт, попробуй решить проблему в рамках этого опыта.
Шаг третий – предложи новые неизвестные способы решения проблемы.
Шаг четвертый – проверить истинность новой идеи, осуществи ее.
- Для этого использую различные средства и приёмы:
- работа над развитием внимания, памяти, воображения, то есть психических механизмов, лежащих на основе развития творческих способностей учащихся;
- задания на нахождение закономерностей; поиск общего в частном, на нахождения нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос, решение различных творческих нестандартных заданий и т.д.
Широко используется групповая форма работы. Это позволяет создавать комфортные условия для общения; строить отношения между учащимися, также между учащимися и педагогом, что активизирует обратную связь; способствует развитию способности самостоятельно (в группах) решать сложные задания, вплоть до построения новых знаний, повышению уровня самооценки, а значит, самореализации своего «Я».
Использование на уроках групповой работы, убеждает, что при этом
- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность
- меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность
- сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя.
- растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.
Учащиеся приобретают новые, необходимые для жизни в обществе качества: ответственность, тактичность, умение строить поведение с учетом позиции других людей.
Как же отражается постоянное, целенаправленное внимание к проблеме развития творческих способностей учеников на эффективности учебного процесса в целом?
Целенаправленная работа по развитию творческих способностей ведется на уроках математики, русского языка, литературного чтения, информатики, технологии, изобразительного искусства . Результаты диагностики показывают, что учащиеся и в 5-ом классе имеют высокую мотивацию, любят и хорошо справляются с творческими заданиями, имеют широкий кругозор.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда- порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всё понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества- огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учител
Сочиняем хокку (японские трехстишья). Вот некоторые из них:
В лесу растут травы, деревья.
А на дереве мох пушистый и мягкий.
И все это имеет право на существование. (Нурутдинов Артур)
Кружатся осенние листья
Над мокрой, холодной землей.
Вот и кончилось лето. (Гарипова Алиса.)
Нет в мире человека
В чьей жизни нельзя было бы найти сказку.
Ведь все это очень прекрасно. (Аблямитова Камилла)
О двойке.
Эти плавные изгибы, приносящие обилие воды и пустых разговоров.
Хотелось бы мне избежать встречи с вами.
Пойдем , мой разум, учить уроки под ветвями цветущей сакуры.
Вчера бледная куколка,
Завтра блестящая бабочка.
Сказка наяву. (Низамова Регина)
Осень расчесала расческой деревья,
Ни одного листочка не осталось,
Вся природа уснула! (Вавилова Дина)
Осенью птицы улетают на юг,
Но весной возвращаются снова,
Ведь дом так важен для всех. (Ястребов Вячеслав)
С удовольствием пишут дети басни, сказки, сочинения, стихи . Пишут искренне, высказывая свои мысли и чувства о природе, событиях, друзьях, школе, семье.
Много работы ведётся и во внеурочное время. Родители- неизменные мои помощники. Семья закладывает нравственное и духовное начало личности, первые понятия об отношениях в обществе.
Неоценимо значение общения взрослых и детей в ходе подготовки к творческому делу. При этом каждый находит себе дело по душе: кто-то помогает в подготовке сценария, кто-то шьёт, кто-то готовит декорации. Класс становится центром положительных эмоций, в котором господствующим началом является доброта, творчество и сотрудничество детей и взрослых.
А как интересно проходят выставки изделий детского творчества на тему: «Природа и фантазия», «Проводы весны», где были представлены соломенные и тряпичные куклы, изделия из природного материала, демонстрировались рисунки.
Чтобы пробудить в детях жажду творчества нужна кропотливая работа с каждым учеником, системный подход к решению этого вопроса, я стараюсь черпать большой материал на экскурсиях, где учащиеся фиксируют внимание на своих ощущениях- неповторяющиеся цвета и узоры, шелест и шуршание листов, пение птиц, запах снега, дождя.
Исследователи считают, что творческое развитие зависит от того, с какими типами задач ребёнок будет встречаться в процессе обучения. Так формирование нетворческого стиля мышления происходит, когда учащиеся сталкиваются с задачами «закрытого типа», т. е. имеющими единственно правильное решение. Задача другого типа «открытого» предполагает разные варианты решения проблем и полную самостоятельность в выборе способа решения. Отсюда следует, в обучение необходимо включать как можно больше задач «открытого типа», используя при этом наиболее эффективную художественно- творческую деятельность.
Приложение
Диагностика творческих способностей учащихся
- Разминочный блок
- Даётся слово одуванчик. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. (Время выполнения 3 мин.). Два раза одну и туже букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листке, на котором ребёнок записывает свои слова.
Высокий уровень развития способности - 9 и более слов.
Средний уровень – 7, 8 слов.
-4-
Низкий уровень – 6 и менее слов.
- Детям предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.
Р-И-С-Н-К-
Для оценки гибкости конструирования фраз подсчитывается количество верно составленных предложений. Фраза должна обязательно выражать какой-то смысл, а слова в предложении быть согласованны по родам, лицам, числам и падежам. Добавлять другие слова или предлоги не разрешается. Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов. (Время выполнения пять минут).
Экран оценки результатов задания.
Возраст детей | Уровни | ||
11 лет 12 лет 13 лет | высокий | средний | низкий |
4 и более 5 и более 6 и более | 4 4 5 | 0-2 0-3 0-4 |
- Из трёх скороговорок выбрать одну и как можно быстрее ее проговорить (устно).
Ткёт ткач ткани на платки Тане. Топоры остры до поры, до поры остры топоры. Свинья тупорыла, весь двор перерыла, выросла на полрыла, до коры не дорыла.
Быстро, чисто – 2 балла.
С погрешностями – 1 балл.
II блок.
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложениях ниже в ситуациях (заполняется символ ответа в карточках).
- Если бы я строил детский городок, то :
а) построил такой городок, которого нет нигде -2
б) построил городок по прежнему типовому проекту -0
в) построил городок, который видел в кино, журналах, книгах -1
2. Если я приглашаю друзей на свой день рождения, то:
а) пишу сценарий и готовлю сюрпризы -2
б) говорю им время и надеюсь на родителей -0
в) участвую в приготовлении блюд для гостей -1
3. На вопрос, поставленный учителем на уроке, я выбираю ответ:
а) простой -0
б) сложный -1
в) оригинальный -2
4. Когда я чем-то сильно очарован, то:
а). пишу стихи -2
б) просто любуюсь объектом очарования -1
в) чувствую умиротворенность -0
5. Когда я провожу исследовательскую работу по моему любимому предмету, то:
а) читаю много дополнительной литературы -2
б) подбираю материал попроще -1
в) надеюсь на помощь учителя -0
6.Для меня в общении самое главное:
а) возможность узнать яркое, нешаблонное, неординарное -2
б) поделиться своими бедами с друзьями -1
в) просто провести время -0
7. Если бы я стал учёным, то:
а). ездил часто за границу -0
б) написал бы много полезных книг -1
в) совершил бы открытия на пользу всему человечеству -2
8. Из трёх тропинок, оказавшихся перед Вами в лесу, Вы выбрали ту:
а). которая Вам удобна - 0
б) о которой Вам рассказывали знакомые -1
в) которая является неизвестной тропинкой -2
III блок
Согласны ли Вы с высказываниями великих. Обозначьте в карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен -0
б) не согласен -2
в) не готов оценить данное высказывание -1
9. «Идеи могут быть обезврежены только идеями».
(О. Бальзак)
10. «Разум человека сильнее его кулаков»
(Ф. Рабле)
11. «Способности, как и мускулы, растут при тренировке»
(И. Тимирязев)
12. «Льстят тем, кого боятся»
(А. Чехов)
13. «Быть смелым на слова легко, когда не собираются говорить всей правды»
(Р. Тагор)
14. «Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей».
(Д. Дидро)
IV блок.
Способность преобразовывать структуру объекта.
В первой строке каждого вопроса есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь и какое соотношение существуют между словами и выбрать из четырёх предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
15. Море- бассейн.
1. Река- труба. 2. Река- душ. 3. Река- лужа. 4. Река- вода.
16.Возрождение- победитель
1. Подъём- гора. 2. Подъём- предводитель. 3. Подъём- утешитель. 4. Подъём- герой.
17. Пчела- мёд
1.Собака- шерсть. 2. Кабан- клыки. 3.Коза- молоко. 4. Лошадь-хвост
Представлена исходная пара слов, которые находятся в определённом отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор-2балла)
18. Больница- лечение.
Институт.
а). профессор; б). преподавание; в). обучение; г). учреждение; д). студент
19. Муха- паутина.
Рыба.
а). паук; б) треска; в). сеть; г) .удочка; д). плавание.
20. Смех- печальный.
Горе.
а). лёгкий; б). клоун; в). апатия; г). радостный; д). мрачный.
V блок.
Словесные ассоциативные способности.
Вам предлагаются в стимульном материале три слова. Вы подбираете к ним такое четвёртое, которое бы подходило к каждому слову- стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например: белый, быстрый, комфортабельный; словом- ответом может служить слово пароход.
Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче. Можно менять грамматическую форму слов, использовать предлоги. Количество ответов учитывается.
№ | Стимульный материал | Наиболее типичные ответы |
21. | Бурный, хрустальный, ласка | Фонтан |
22. | Терпение, самолёт. идея | Испытатель |
23. | Пустая, мозг, садовая | Голова |
24. | Купить, душа, крутой | Подарок |
25. | Сердце, Вася, пойти | Именины |
26. | Случайный, дом, тайны | Свидание |
27. | Рыжий, морда, хитрый | Лиса |
28. | Надежда, соваться, сплошной | Огонь |
29. | Сразу, истоки, счастья | Находить |
30. | Слабый, подход, монолит | Знания |
31. | Дуб,нутро, машина | Бюрократ |
32. | Море, много, особа | Лень |
33. | Светлый, идиот крылья | Мечта |
34. | Карман , песок, юноша | Часы |
35. | Собака, сила, колесо | Жизнь |
36. | Змей, красный, печать | Бумага |
37. | Цветы, изумруд, крыша | Ваза |
Все результаты сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии , а по горизонтали- ответы на слова-стимулы. За оригинальные ответы даются 2 балла, тривиальные-1 балл.
Найдите выход из ситуации ( записывается на обратной стороне карточки).
38. Вы купались в реке. У вас похитили одежду. Вам нужно найти выход из положения.
39. Вы оказались в африканском племени аборигенов. Ваши действия?
Отсутствие ответа – 0б.
Тривиальный ответ- 1б.
Оригинальный ответ -2б.
Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета.
40. Велосипедная спица.
41.Зубная Щётка.
42.Полиэтиленовая бутылка
VI. Блок (контрольный)
Да-2 балла, трудно сказать- 1 балл, нет_0.
43.Мне удаётся представить то, что не бывает в действительности.
44. Мне приятно ощущать чувство новизны.
45.Всегда рад услышать оценку своего труда от окружающих.
46. Я верю в свои способности и возможности.
Результат диагностики определяется следующим образом:
а). более 2/3 выполненных заданий с баллом - 2 ( высокий уровень творчества);
б). не менее 0,5 выполненных заданий с баллом - 2(средний уровень творчества);
в). менее 0,5 – низкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литераткрного чтения
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мыш...
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Публикация в сборнике научных статей. Обобщение моего опыта работы по данной теме...
Развитие креативных способностей в условиях проектной деятельности
Презентация выступления на районном семинаре....
Развитие креативных способностей учащихся
В данной статье раскрываются проблемы развития творческих споосбностей младшего школьника...
Развитие креативных способностей учащихся
В данной статье раскрываются проблемы развития творческих способностей младшего школьника...
Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка.
Проблема развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка, является одной из самых актуальных. Данные психолого - педагогических исследований свидетельствует о том, ...