Полезные и выгодные экопривычки.
статья (1, 2, 3 класс) по теме

Иванова Елена Георгиевна

Миллионы людей уже ведут экологичный образ жизни, заводят полезные и выгодные экопривычки. Это дает: здоровье, саморазвитие, общение, свободное время, супервыгоду - Будущее безопасное и чистое, возможность здоровой жизни для своих детей и внуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vygodnye_i_polezny_ekoprivychki_.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

От нашего отношения к окружающему миру и окружающим вещам зависит, каким будет завтрашний день. В России 2017 год объявлен годом экологии. Это отличный повод вспомнить, что многое в деле защиты окружающей среды и повышения экологичности мест нашего постоянного обитания зависит и от нас самих. Раздельный сбор мусора, позволяющий спасти от вечности на свалке полезные фракции, — основа основ цивилизованного обращения с отходами.

 Мы с вами все чаще слышим о различных экологических проблемах. Людей на планете становится все больше, и с развитием науки и технологий нам требуется все больше природных ресурсов. Сейчас мы пользуемся гораздо большим количеством вещей, чем раньше. Еще 20-25 лет назад одного мячика было достаточно, чтобы в целом дворе ребята отлично провели свободное время. Сейчас почти у каждого ребенка есть телефон, планшет, компьютер или даже все сразу, и свое свободное время дети привыкли проводить за этими игрушками. Конечно, чтобы создать компьютер, нужно гораздо больше ресурсов, чем для создания мячика. Раньше детей угощали домашним пирогом и лимонадом или компотом из фруктов и ягод. Сейчас гораздо популярнее чипсы, жвачка, шоколадки в пластиковой обертке и газировка в пластиковых бутылках. После такого перекуса остается много мусора, который отправится на свалку и будет несколько сотен лет загрязнять вредными веществами воздух, воду и почву.  Каждый наш поступок как-то влияет на мир вокруг. То, что происходит на планете сегодня, не очень подходит для долгой и счастливой жизни людей. Поэтому люди в самых разных уголках мира начинают действовать, чтобы снизить свое негативное влияние на окружающую среду. Чтобы понять, как люди влияют на планету, ученые решили взять «след». Каждый из нас оставляет след там, где он прошел, так что другой человек или собака могут его найти. Некоторые следы исчезают легко и быстро, а некоторые остаются надолго. Например, след, оставленный на песке, легко смывает волна или стирает ветер. Чтобы исчезли следы от грязных ботинок на чистом полу, придется заняться уборкой. А если кто-то угодил в застывающий асфальт или бетон, то такой след не исчезнет еще очень долгое время.  Но ученые не сыщики, поэтому изучают не обычный след, а экологический. Экологическим следом они называют площадь поверхности земли, которая нужна человеку, чтобы обеспечить его всем необходимым, и забрать все, что ему не нужно. Чтобы вырастить еду, нам нужны пашни (вспаханные поля).

Чтобы получать мясные и молочные продукты, нам нужны пастбища, чтобы скот мог на них пастись. Чтобы получать строительные материалы и бумагу, мы используем леса. Чтобы ловить рыбу, человек использует реки, моря и океаны. Человек использует поверхность земли, чтобы строить здания и дороги. Для получения электрической энергии и топлива мы добываем из земли полезные ископаемые и сжигаем их, в результате чего в воздух выделяется углекислый газ, который растения и океан должны переработать.

 

У природы есть удивительное свойство – способность восстанавливаться. Мы что-то используем, а природа может восстановить это, сделать заново. Например, мы можем собирать урожай каждый год, а в жарких странах – даже несколько раз в год. Если мы срубим дерево и посадим новое, то понадобится около 30 лет, чтобы оно выросло. Если бросить на землю пластиковый пакет, то, чтобы он исчез, понадобится несколько сотен лет, а вот если бросить огрызок от яблока, то он исчезнет уже через пару недель. Чтобы образовались полезные ископаемые – нефть, уголь, газ – понадобились миллионы лет.

 

Человек – часть природы, поэтому его организм тоже обладает свойством восстановления. Нам нужна пища и сон, чтобы были силы думать и двигаться. Если человек долгое время остается без сна и пищи, то он плохо себя чувствует и даже может умереть. Вспомните, если вы поранились, то царапина на коже через какое-то время затягивается и исчезает. Правда, если рана серьезная, то может понадобиться больше времени на то, чтобы она зажила. Иногда повреждения могут быть такими сильными, что организм не может с ними справиться, и человек может потерять некоторые из своих способностей, например, ходить или видеть. Также и природа может справиться не с любым воздействием, не всегда может быстро восстановиться. Если мы загрязнили воду, то природе понадобится время на ее очистку. Вспомните, как по капельке проходит вода через фильтр-кувшин, и нужно подождать некоторое время, прежде чем налить ее в чайник. В наших городах так много машин, выделяющих выхлопные газы, что воздух не успевает очищаться, и нам становится трудно дышать. Запасов полезных ископаемых тоже становится все меньше и меньше, они заканчиваются, и мы не можем ждать миллион лет, пока они восстановятся.

Что же нам делать? Как сделать так, чтобы наш экологический след уменьшался, а природа успевала восстанавливать жизненно важные для человека ресурсы?

Каждое наше действие оказывает влияние на среду нашего обитания. Значит можно делать побольше того, что влияет положительно, и поменьше того, что влияет отрицательно. Такое поведение называется эко-логичным  образом жизни.  То есть жить экологично – это значит заботиться о себе и обо всем, что тебя окружает, налаживать взаимовыгодное сотрудничество между человеком и природой, снижать свой экологический след, чтобы сохранить природу и свое здоровье.

 

Для того чтобы жить экологично, не нужно никаких суперспособностей. Достаточно научиться оценивать свои действия с точки зрения вреда/пользы для себя лично и для природы и обзавестись экопривычками. Одна маленькая привычка может помочь значительно увеличить или снизить ваш личный экослед. Например, каждый день мы чистим зубы.

Закрывать или не закрывать кран во время чистки зубов – это привычка. У тех, кто не закрывает воду – это привычка, которая увеличивает экологический след. А вот закрывать кран во время чистки зубов – это экопривычка и следование экологичному образу жизни. Ведь пока вы 1-2 минуты чистите зубы с открытым краном, из него вытекает около 10 литров чистой воды и прямиком отправляется в канализацию, то есть загрязняется, хотя мы ее даже не использовали. Чтобы  прополоскать рот, было бы достаточно одного стакана воды, а получается, что мы использовали в 50 раз больше воды, чем нам было действительно нужно. Простым движением руки, открывающим или закрывающим кран, мы можем помогать или мешать природе восстанавливаться, создавать или снижать вредную нагрузку.

Или такая экопривычка – выключать свет, когда в помещении никого нет (в школе или дома). Каждый раз, когда мы щелкаем выключателем и загорается свет, мы используем электричество, которое приходит к нам по проводам от электростанции. Получать электрическую энергию можно по-разному. Чаще всего на станции для этого сжигают уголь, нефть или газ. Эти полезные ископаемые сперва нужно добыть из земли. Работа шахтера в угольной шахте – это тяжелый и опасный труд. Запасы этих ресурсов не бесконечны. Чтобы они образовались в недрах земли, понадобились миллионы лет. При сжигании ископаемого топлива в воздух попадает много лишнего углекислого газа, из-за которого планета перегревается. Выключая свет, когда он не нужен, мы уменьшаем количество выбросов вредного газа и сохраняем ценные ресурсы.

Мусор может попадать не на свалку, а на переработку.  Если мы собираем отходы раздельно и если мы не просто выбрасываем, а сдаем в переработку неработающую электротехнику. Мусора может появляться гораздо меньше, если вместо одноразовых вещей мы используем многоразовые. Например, везде ходим со своей многоразовой бутылкой для воды или термокружкой, берем с собой в магазин многоразовые сумки и мешочки, чтобы не использовать пластиковые пакеты. «Быстрая еда» – фастфуд – обычно оставляет горы мусора, да и не очень полезна для здоровья. Лучше заменить ее на здоровое питание. Мусора становится меньше, если мы отдаем не нужные нам вещи другим – обмениваемся прочитанными книгами, принимаем участие в бесплатных ярмарках обмена одеждой, книгами, дисками, на которые можно приносить ненужные нам вещи и брать то, что нужно. Если мы не используем лишнего, то это тоже помогает бороться с мусором. Брать себе порцию еды, которую сможешь съесть, очень разумно. Представляете, одна треть всех произведенных в мире продуктов питания оказывается на помойке. Также полезно составить список экоподарков (вишлист), чтобы получить на день рождения и Новый год то, что нужно и хочется.

Вода очень важный ресурс. От того, в каком она состоянии, какие вещества в ней растворены, зависит очень многое – жизнь водных существ, состав растений, пригодность воды для питья. Поэтому очень важно загрязнять воду как можно меньше. Сохранять воду чистой нам помогают следующие экопривычки. Выключать воду, когда чистишь зубы. В воду попадает меньше загрязняющих веществ, и поэтому она остается чистой, если мы берем себе порцию еды, которую можем съесть, чтобы не сбрасывать остатки в канализацию; собираем отходы раздельно и сдаем их на переработку, чтобы меньше мусора попадало в канализацию и в водоемы; покупаем и используем натуральные моющие средства, чтобы в воду не попадали вредные вещества (отдушки, ПАВ, фосфаты). Оказывается, что использовать только действительно нужные вещи, не покупая лишнего, тоже помогает сохранить воду. Ведь тогда заводы будут работать меньше и им понадобится меньше воды для создания новых вещей, а еще меньше воды будет загрязнено сбросами в воду. Поэтому составляйте списки подарков на День рождения и Новый год, обменивайтесь прочитанными книгами, принимайте участие в бесплатных ярмарках обмена одеждой, книгами, дисками.

Мы с вами разобрали всего три проблемы, но очевидно, что каждый раз используются одни и те же принципы – экономия, повторное использование, разумное потребление, замена одноразового многоразовым…

Источники информации: сайт http://razdelyaisnami.ecoclass.me «Жить экологично в мегаполисе».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Классный час "Быть здоровым модно, выгодно или…?"

Раскрывается важность здорового образа жизни....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Проект " Выгодно ли держать корову "

Презентация к проекту...

Шить самой-выгодно!

Исследовательский проект по внеурочной деятельности....

Педагогическая и психологическая реабилитация, вместе с медицинской и инженерной, выгодно дополняют друг друга, способствуя осуществлению комплексного подхода в реабилитации лиц с различными нарушениями развития.

Творчество и ребёнок – это неотъемлемые составляющие процесса развития. Творчество – это то, что приносит радость ребёнку. Развитие творческих способностей для детей с умственной отсталост...

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир". Моя новая экопривычка сделает мир лучше!

Если регулярно заниматься экологическим просвещением детей, приучать их к бережному отношению к природным ресурсам и экологической грамоте – то объем негативного воздействия на природу снизится,...