«Соборность, как фактор духовно-нравственного развития и воспитания детей»
статья на тему
В статье представлены особенности духовно-нравственного развития и воспитания, складывающиеся в гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobornost_kak_faktor_duhovno-nravstvennogo_razvitiya_i_vospitaniya_detey.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Новикова Л.М., педагог АОНО "Тамбовская православная гимназия имени святителя Питирима, епископа Тамбовского"
Из опыта работы: «Соборность, как фактор духовно-нравственного развития и воспитания детей»
Особенностью духовно-нравственного развития и воспитания, складывающиеся в гимназии, является тесное сотрудничество Церкви, образовательного учреждения и семьи.
По отношению к учащемуся предполагается наличие трех авторитетов: священника, учителя, родителей.
Задача педагогического процесса — создание духовно-нравственной и культурной атмосферы в гимназии, когда священник – педагог – гимназист – родители — не есть сумма людей, осуществляющих учебный процесс, а живая семья, единый организм, соборная «малая Церковь». Православное воспитание не отделяет воспитания церковного от воспитания ребенка в «малой Церкви» — семье. С семейным воспитанием столь же тесно связано и воспитание в гимназии. Гимназия помогает и Церкви, и родителям в воспитании ребенка, стремится гармонизировать церковную и мирскую жизнь.
Ядром системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, и главным ее субъектом является разновозрастный коллектив гимназистов, где первостепенное значение уделяется созданию гимназической духовной общности.
Результатом сложившейся системы воспитания в гимназии является особая среда – православное пространство — совокупность традиций, межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются всеми учащимися, педагогами, родителями под руководством духовника гимназии. Такое единое пространство, основанное на православной вере, которое окружает ребенка в Храме, в гимназии и в семье, воспитывает значительно эффективнее и результативнее, чем любые воспитательные системы.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа педагогического коллектива строится на основе традиций русской православной школы с учетом современных требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке. В основе православного воспитания лежат традиции, уклад жизни и формы национального опыта народа. Основное усилие православного воспитания направлено на развитие духовной жизни ребенка.
Целью развития и воспитания в гимназии является создание условий для формирования духовно-нравственной, верующей в Бога личности, живущей по Заповедям Божиим, трудолюбивой, образованной, любящей свою Родину, способной успешно решать проблемы адаптации в современном обществе, активно участвующей в общественно-полезной деятельности на благо Церкви и государства.
Для достижения цели воспитания в рамках программы решаются следующие задачи:
1. В области формирования личностной культуры:
Формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих ее способной выстраивать свою жизнь на основе ценностей Православия и противостоять негативным факторам современного общества;
- Органическое соединение духовно-нравственного воспитания обучающихся, основанного на традициях православной педагогики, с высоким уровнем развивающего обучения, дающего современную базу для гимназического образования;
- Формирование у детей способности к духовно-нравственному развитию и создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала;
- Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях;
- Формирование нравственного смысла учения;
- Формирование основ морали;
- Воспитание ответственности и сознательного отношения к труду;
- Развитие творческих способностей гимназистов, формирование эстетического вкуса.
2. В области формирования социальной культуры:
- Формирование основ российской гражданственности;
- Воспитание любви к Родине, чувства личной ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;
- Воспитание у гимназистов патриотических чувств, интереса к изучению истории и культуры родного края;
- Сохранение и приумножение православных, нравственных и культурных традиций страны, воспитание уважения к культуре, традициям, языку российского народа;
- Развитие коммуникативных способностей;
- Воспитание любви и уважения к личности человека как образу Божиему;
- Укрепление и развитие сложившихся в гимназии традиций.
3. В области формирования семейной культуры:
- Формирование отношения к семье как основе российского общества;
- Воспитание любви и уважения к окружающим, почитания старших, заботы о младших;
- Формирование правильного образа семьи, уважительного отношения к семейным традициям;
- Воспитание готовности к выполнению основных социальных семейных ролей.
Создание единого образовательного пространства, способствующего формированию духовно-нравственной личности ребенка совместными усилиями церкви, государства и семьи- миссия православной гимназии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции как фактор духовно-нравственного формирования современной личности
Научная статья для выступления...
Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"
Содержание Пояснительная записка ……………………………………………………. 3 Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8 Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...
Доклад Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста
Доклад по указанной теме....
Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»
В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:- урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...
Работы по реализации регионального компонента «Духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей на основе традиций донского казачества» на 2017 -2018 уч. год.
Приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;Возраждение традиций казачества, патриотизма в еди...
Природа как фактор духовно нравственного развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Природа как фактор духовно нравственного развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями...