Прогулочная группа «Капитошка»
рабочая программа по теме
Цели и задачи программы
Цель - создание условий для организации отдыха и оздоровления учащихся, разностороннего развития их личности в летний период; создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества.
Задачи:
· -проводить мероприятий, предусматривающих, физическое оздоровление детей
· развивать умения формулировать предположения и делать выводы при решении проблем окружающей среды местного значения.
· воспитывать чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучие окружающих людей;
· формировать экологическое мировоззрение, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания;
· приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитию творческого мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapitoshka.docx | 56.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа прогулочной группы
«Капитошка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей и подростков; прекращаются занятия в школах и учреждениях дополнительного образования и, как следствие, увеличивается фактор риска подросткового периода. Поэтому организация летнего отдыха детей и подростков необходима не только для оздоровления детей и содержательности их досуга, но и как средство в профилактике безнадзорности, преступности, наркомании и токсикомании детей и подростков в период летних каникул; летний период является наиболее благоприятным для охвата системой оздоровительных мероприятий наибольшего количества детей, с использованием доступной и эффективной массовой формы укрепления здоровья – уникальные по многогранности воздействия естественные оздоровительные факторы;
* наличие и доступность учебной экологической тропы может быть использована как фактор экологического воспитания и образования детей. Это может быть достигнуто через многообразие экскурсионных объектов экологической тропы, их эстетической и познавательной деятельности. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. В школьной программе очень мало отведено часов экологического образования. Учитывая этот принцип, считаем необходимым продолжить экологическое воспитание в летний период.
Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатствам во избежание катастрофы на Земле.
Однако, несмотря на серьезность ситуации, в массовом сознании и поведении по-прежнему сохраняется эколого-правовой нигилизм – неуважение экологических и эколого-правовых норм, нарушение или невыполнение их. 2013 год объявлен годом экологии. Эта проблема касается не только городов, но и маленьких населенных пунктов, т.е. и нашего села Виля. Проезжая по Вили мы наблюдаем, что жители не соблюдают чистоту, порядок в местах общественного пребывания.
Поэтому проект прогулочной группы «Капитошка», призван:
- способствовать активному участию детей и подростков в общественно-полезной деятельности, направленной для одних воспитанников на овладение экологическими навыками, знаниями и умениями, а для других на их закрепление,
- содействовать всем участникам воспитательно-оздоровительного процесса в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
По продолжительности проект является краткосрочным, т.е. реализуется в течение одной смены. В прогулочной группе отдыхают от 10 учащихся и более.
Основной состав прогулочной группы – это учащиеся образовательных учреждений 1 – 4 классов, в возрасте 7 – 11 лет.
Цели и задачи программы
Цель - создание условий для организации отдыха и оздоровления учащихся, разностороннего развития их личности в летний период; создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества.
Задачи:
- -проводить мероприятий, предусматривающих, физическое оздоровление детей
- развивать умения формулировать предположения и делать выводы при решении проблем окружающей среды местного значения.
- воспитывать чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучие окружающих людей;
- формировать экологическое мировоззрение, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания;
- приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитию творческого мышления
Концептуальные основы
Принципы, которыми мы руководствуемся при реализации проекта:
1.личностный подход в воспитании:
-признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
-добровольность включения детей в ту или иную деятельность
2. природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. культуросообразность воспитания:
- учет национального своеобразия;
- изучение и освоение культуры народа;
4. гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуации успеха;
-приобретение опыта организации коллективных дел и самореализации в ней;
-защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
5. дифференциация воспитания:
-отбор содержания, форм методов воспитания в соотношении с индивидуально – психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности
6. средовой подход к воспитанию:
-педагогическая целесообразная организация среды прогулочной группы, а также использование воспитательных возможностей внешней ( социальной, природной ) среды
Нормативно – правовое обеспечение
В основе концепции проекта следующие нормативно – правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в прогулочной группе.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы Управления образования.
- Должностные обязанности работников.
- План работы.
Концептуальные подходы направления деятельности заключаются в следующем:
- природоохранная деятельность;
- сохранение здоровья физического и психологического;
- развитие творческих способностей.
Для успешной реализации проекта предлагается использовать следующие методы и формы работы:
Методы:
- проблемно-поисковый
- эвристический
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный
- анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
- наблюдения;
Формы работы:
- игры: подвижные, спортивные, тематические, театрализованные и «тихие» (на время плохой погоды);
- соревнования по минифутболу, волейболу (пионерболу), шашки, шахматы;
- беседы на экологическую тему и тему здорового образа жизни;
- праздники: календарно-тематические и соответствующие профилю лагеря;
- операции: «Чистота и порядок», «Юный защитник природы»;
- конкурсы: рисунков на асфальте, чтецов, певцов, фантазеров, модельеров;
- викторины: тематические развлекательные;
- экскурсии и походы: экологическая тропа, школьный музей, лес, луга;
Основное содержание и механизм реализации
«Капитошка» представляет собой прогулочную группу – 12 дней, воспитательно-оздоровительный процесс которой включает два блока: экологический и оздоровительный.
Экологический блок
Экологический блок состоит из следующих разделов:
- экскурсии и прогулки;
- практические занятия по созданию экологической тропы на территории школы:
« Лекарственные травы», «Осторожно, муравейник» , « Кузница дятла»
- творческо-практические (досуговые) мероприятия.
Учебные экскурсии. В течение смены организуется 3 учебных экскурсий. Куда бы ни организовывались экскурсии, какую бы учебную цель они не преследовали, всегда и везде во время экскурсий внимание детей обращается на следы пребывания различных животных, на редкие растения, на следы деятельности человека и др. На все экскурсии дети берут с собой альбомы, карандаши, инвентарь для игр.
Экскурсии по экологической тропе. Данная экскурсия несет в себе большую познавательную, эстетическую ценность и эмоциональную выразительность.
Во время экскурсии обращается внимание на то, какие работы были выполнены для создания этой природной тропы, на разнообразие объектов, на карту-схему тропы, на информационные щиты, экологические «дорожные» знаки.
Прогулки в основном представляют собой состязания, в которых на каждом этапе присуждаются очки. Победителей ждут призы. Соревновательный и игровой характер экскурсий пробуждает у детей любопытство, усиливает наблюдательность.
Практические занятия. Практические занятия могут проводиться как во время прохождения экологической тропы, так и в окрестностях поселка. Такие занятия позволят детям закрепить и углубить на практике знания и умения, полученные на уроках и занятиях экологической направленности, а также умение оценивать характер воздействия человека на окружающую среду.
Экскурсии, практические занятия и прогулки разработаны как с учетом возрастных особенностей участников смены, так и пройденного программного материала.
Творческо-практические (досуговые) мероприятия.
Разрабатывая содержание досуговых мероприятий, педагогический коллектив школы ориентировался, прежде всего, на те темы и понятия, которые в большей степени связаны с экологическим воспитанием и образованием детей и подростков, так как досуговые мероприятия могут иметь любое содержание, заимствованное из жизненной практики, носить прикладной характер и способствовать реализации
личности и развитию детей и подростков, с использованием полученных ими знаний об охране окружающей среды.
Оздоровительный блок
Оздоровительный блок состоит из следующих разделов:
- организация двигательной активности;
- создание условий для оздоровительного режима дня;
- обеспечение рационального питания;
- профилактическая работа и закаливание
Организация двигательной активности
ежедневно проводятся:
- утренняя гимнастика;
- спортивные игры
- экскурсии и биологические прогулки;
- минутки здоровья.
Создание условий для оздоровительного режима
Необходимость определенного распорядка дня основана на принципе биоритмии, то есть цикличности протекания процессов в живых организмах. При организации оздоровительного режима учитываются особенности околосуточных ритмов, а так же показатели сравнительных характеристик умственной и физической работоспособности, эмоциональной реактивности детского организма в течение времени пребывания в лагере.
Для наиболее эффективного оздоровительного режима в повседневной жизни ребенка реализуется следующая триада:
- достаточная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений;
- достаточные умственные нагрузки;
- превалирование положительных эмоций.
При составлении распорядка учитывались:
- вид оздоровительного учреждения – экологическая прогулочная группа;
- климатические условия места расположения группы;
- кратковременность пребывания – 12 дней;
- регулярность и системность проведения режимных моментов;
- максимальное пребывание на свежем воздухе, использование естественных природных факторов, занятие спортом;
- рациональная организация общественно-полезного труда (дежурство, уборка территории) и самообслуживания;
- правильное сочетание разнообразных видов деятельности с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья и функциональных особенностей.
Профилактическая работа и закаливание
Огромную роль в оздоровлении играют природные и климатические факторы, которые способствуют закаливанию детей, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям.
Закаливание тренирует защитные силы организма, повышает его устойчивость к воздействиям постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития растущего организма.
Для достижения наибольшего эффекта закаливания соблюдаются следующие правила и принципы:
- закаливающие мероприятия органически вписываются в каждый элемент режима дня;
- закаливание осуществляется в процессе двигательной активности;
- зоны воздействия закаливающих процедур постепенно расширяются, а время увеличивается;
- закаливающие мероприятия проводятся регулярно, систематически;
- при выборе процедур учитываются индивидуальные особенности ребенка;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне;
- используются несколько физических факторов;
- в процессе закаливания учитываются общие и местные воздействия.
Профилактические и закаливающие мероприятия:
- дыхательная гимнастика – включена в упражнения утренней гимнастики;
- солнечные ванны – благоприятно сказываются на функциях физиологических систем, улучшают общее состояние организма, состав крови, усиливают обмен веществ, повышают защитные силы организма, эмоциональный тонус (в то же время они являются сильнодействующим фактором и требуют строгой дозировки);
- воздушные ванны – повышают тонус нервной и мышечной системы, способствуют тренировке терморегуляции;
Оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся с использованием естественных природных факторов (воздуха, солнца, воды), а также физкультурных и спортивных занятий. Важной особенностью, позволяющей широко рекомендовать их для оздоровления детей, является то, что для большинства этих процедур не требуется специального и дорогостоящего оборудования, необходимо только соблюдать порядок, принципы и схему дозирования данных профилактических и закаливающих мероприятий. Все закаливающие мероприятия проводятся под руководством взрослых и при строгом контроле медицинской сестры.
Ожидаемые результаты
- Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий и установлению эффективного способа коммуникации «ребенок – педагог», дети смогут снять физическое и психологическое напряжение организма, укрепить свое здоровье и овладеть умениями и навыками заботы о своем здоровье.
- Целенаправленная эколого-краеведческая работа расширит знания детей об окружающей природе. Дети смогут оценить природу своего района и поселка как объект познания, эстетического наслаждения, научатся делать простейшие экологические прогнозы, экологически целесообразно вести себя в природе.
- Внедрить новые формы и методы экологического воспитания.
- Получение детьми и подростками умений и навыков индивидуальной и коллективной деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества.
Основные нравственные законы:
- Закон Точного времени – (соблюдать распорядок дня, не опаздывать)
- Закон Дружбы – (дружба должна строиться в коллективе на взаимном доверии и общности интересов).
- Закон Заботы – (забота раскрывает внимание к потребностям, интересам и нуждам человека).
- Закон Чести – (проявление дружбы и заботы утверждает, что каждому дорога честь коллектива).
- Закон Безопасности – (строго соблюдать инструкции по ТБ).
Правила жизнедеятельности в коллективе:
- Правило Добровольности – (добровольность дает возможность действовать по желанию, а не по принуждению).
- Правило Творчества – (творчество ведет к созданию новых моральных и материальных ценностей).
- Правило Поиска – (поиск – исток добровольности и творчества).
- Правило Чистоты – (чистота везде и всюду)
Механизм развития коллектива определяют:
- Самостоятельность – осознание необходимости делать благо для людей, общества, не по принуждению, а из внутреннего побуждения.
- Самоуправление – самостоятельность в решении собственных дел.
- Сотрудничество – совместный труд на общее благо.
Девиз:
Давайте будем беречь ПЛАНЕТУ!
Во всей Вселенной похожей нету!
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица – с небом, как ветер с лугом,
Как парус – с морем, трава – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Методы стимулирования
- поощрение;
- одобрение;
Распорядок работы прогулочной группы «Капитошка»
Время | Мероприятия |
10.00 – 10.05 | Прием детей |
10.05 -10.15 | Зарядка |
10.15 – 10.25 | Линейка |
10.25 – 11.10 | Спортзал, спортплощадки, прогулки, экскурсии, мероприятия согласно расписанию и плану смены. |
11.10 – 11.20 | Минутка здоровья |
11.10 - 12.30 | Час интеллектуала. Мероприятия экологической направленности и пропагандирующие здоровый образ жизни |
12.30 - 13.00 | Свободное время, занятия по интересам, игры на свежем воздухе |
13.00-13.10 | Итоговая линейка. Уход детей домой |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Игровая комната
- Спортивный зал
- Кабинет биологии
- Спортивное оборудование
- Спортивный инвентарь
- Экологическая тропа
- Школьная площадка
- Компьютерный класс
- Фотоаппарат
- Игровой материал
- Площадка для игр
- Библиотека
Кадровое обеспечение:
1) Швындова Е.И.. – директор МБОУ Вильской СОШ»;
2) Тишкевич Л.Н...- начальник лагеря, учитель начальных классов;
3) Ганина Н.М...- учитель начальных классов, воспитатель;
План – сетка мероприятий прогулочной группы с экологическим направлением
3 июня Здравствуй, наш лагерь. Подготовка к открытию лагеря. День безопасности дорожного движения | 11 июня День России. Военно – спортивный день. | 19 июня День природы Родного края. Экологический конкурс. Экскурсия по экологической тропе. |
5июня Открытие лагеря Минута славы День Красной книги | 13 июня День птиц Конкурс знатоков птиц | 21июня День памяти Первый день войны Чудеса природы |
7 июня День леса. Экскурсия в лес. Лесная фантазия | 14 июня День туриста Ищи клад | 24июня День Нептуна. Конкурс костюмов Знатоки подводного царства |
10июня День цветов Пушкинские чтения Плетение веночков | 17 июня День природы. Поход на луга | 26 июня До свидания, лагерь. Закрытие лагеря Экскурсия в лес |
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.
Прогулочная группа экологического направления “Капитошка ” как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОГУЛОК, ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ, ЭКСКУРСИЙ, ЭКСПЕДИЦИЙ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. К прогулкам, туристским походам, экскурсиям и экспедициям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж по охране труда.
2. Опасные факторы:
* изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
* травмирование ног при неправильном подборе обуви, передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;
* отравление ядовитыми растениями, плодами;
* заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.
2. При проведении прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции группу учащихся должны сопровождать 2 взрослых.
4. Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ
Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.
Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.
Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ
1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.
2. Общая продолжительность прогулки составляет 1-3 часа.
3. Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.
4. Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды.
5. Не трогать руками ядовитых растений, а также колючих растений и кустарников.
6. При продвижении не снимать обувь и не ходить босиком.
7. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из непроверенных открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой или кипяченую воду.
8. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.
9. Относиться бережно к природе, личному и групповому имуществу
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. При отравлении ядовитыми растениями, плодами и грибами немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего.
2. При получении учащимися травмы, оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения и родителям пострадавшего. При необходимости отправить его в лечебное учреждение.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ
Проверить по списку наличие учащихся в группе.
Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение
План – сетка мероприятий малозатратного лагеря эклолгическим направлением
1 июня Здравствуй, наш лагерь. День защиты детей. | 9 июня День именинника. День чудес. | 19 июня День природы Родного края. Экологический конкурс. |
2 июня Подготовка к открытию лагеря. Поход на луга День природы. | 11 июня Военно – спортивный день. . День России. | 20 июня День книги. Экскурсия в библиотеку. |
4 июня День «Олимпийских надежд» Минута славы. Открытие лагеря | 13 июня День спорта. Спортивные состязания. | 21 июня День «За здоровый образ жизни». Деловая игра. |
5 июня День леса. Экскурсия в лес. Лесная фантазия | 14 июня День трав. Экскурсия по экологической тропе. | 22июня День памяти Икт Первый день войны |
6 июня Пушкинские чтения День цветов | 15 июня День животных. Викторина | 23 июня День чудес природы. Аукцион народных мудростей о природе. |
7 июня День безопасности дорожного движения. | 16 июня Экологический день. Экологический десант. | 25 июня День птиц. Конкурс знатоков птиц. |
8 июня День туриста Ищи клад | 18 июня День Нептуна. Конкурс костюмов. | 26 июня До свидания, лагерь. Закрытие лагеря |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект прогулочной группы
Проект прогулочной группы «Капитошка», призван:- способствовать активному участию детей и подростков в общественно-полезной деятельности, направленной для одних воспитанников на овладение ...
Программа прогулочной группы
Данная программа предназначена для реализации в прогулочной группе «Неунывайка» на базе МБ ОУ Починковской СОШ и рассчитана на детей в возрасте от 8 до 12 лет. Лет...
Паспорт прогулочного участка подготовительной группы «Дружная семейка»
Паспорт прогулочного участка подготовительной группы «Дружная семейка»...
Прогулочный участок группы "Смешарики"
Прогулочный участок группы "Смешарики"...
lОрганизация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного участка.
Для того, чтобы закрепить знания детей о форме предметов, геометрических фигурах и цветах возникла идея создать комплекс «Геометрические счеты» для прогулочном участке детского...