Календарно - тематическое планирование кружка " Радуга " 1-4 кл.
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_teatr.docx | 90.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. За два урока чтения в неделю, ребенок читает в классе 15-20 минут. При обсуждении произведения он в среднем проговаривает 8 - 10 предложений. А если это стеснительный ребенок и того меньше. Дети во внеурочное время практически не читают художественную литературу, очень редко посещают библиотеку и театр. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста, которое больше сводится к дополнительному образованию, а значит, не охватывает каждого ребенка и предоставляет право выбора в большей степени родителям, которые предпочитают обучение детей предметам искусства, исходя из собственных интересов.
Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.
В основе занятий театром лежит игра, поскольку занимает значительное место в постижении мира. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству.
Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.
Курс направлен на воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.
Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра – непременный атрибут театрального искусства, она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, т.к. это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы.
Школа – это первый социальный институт ребенка, именно там он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в ее имитации. Задача состоит в создании в школе таких условий, в которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Главной целью кружка «Радуга» является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг и театра.
Задачи:
• Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся.
• Развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми.
• Формировать способность «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексорного управления ситуациями межличностного взаимодействия
• Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
• Развивать ритмические способности и координацию движений.
• Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.
• Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.
• Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
• Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.
• Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.
• Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
• Расширять диапазон и силу звучания голоса.
• Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п.).
• Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Нормировать четкую, грамотную речь.
• Пополнять словарный запас, образный строй речи.
• Строить диалог между героями разных сказок.
• Подбирать рифмы к заданным словам.
• Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
• Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.
• Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
• Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.
• Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.
1. работа с театральным словариком
2. работа в театральных мастерских
3. основы театральной культуры
• репетиция и показ спектакля
• подведение итогов работы, обсуждение спектакля.
Игровой тренинг включает в себя ряд общеразвивающих игр и специальных театральных, а также театральные этюды, игры на превращения, игры на развитие двигательных способностей детей, упражнения на речевое дыхание, творческие игры со словом:
• работу со словами, которые дети записывают в театральный словарик
• изготовление афиш, программок, билетов, эскизов декораций, костюмов и т.д.
• знакомство с основами театральной культуры.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение сценических представлений, музея, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории.
Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Рабочая программа кружка «Радуга» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Литературное чтение Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013 Образовательная система «Перспектива».
Программа кружка предназначена для учащихся начальной школы . Она рассчитана на 135 часов по одному часу в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия 35 минут. Программа кружка реализует межпредметные связи с литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.
Личностные, метапредметные результаты .
Личностными результатами являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Планируемые результаты.Обогащение внутреннего мира ребенка.
- Умение сопереживать товарищу по команде.
- Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
- Умение работать с текстом, с книгой.
- Умение ориентироваться в пространстве.
- Знание и четкое произношение в разных темпах 5- 8 скороговорок.
- Умение произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями .
- Развитие навыка координации движений с работой речевого аппарата.
- Воспроизведение простейшими движениями тела (хлопками, прыжками, шагами) музыкального темпа и ритма.
Формы подведения итогов работы:
- показ спектакля;
- организация выставки работ;
- проект; - игровая программа.
Содержание программы
Вводное занятие. (1 ч.)Особенности организации работы кружка «Радуга». Правила поведения на занятиях. Формирование партнерских отношений в группе, самодисциплины, умения организовывать себя. Техника безопасности.
- Клуб Почемучек. Особенности книжек-игрушек.(1 ч.)
Знакомство с книжками-игрушками, с книжками-малышками, с книжками-великанами, с книжками-трафаретами. Ознакомление с основными цветами радуги. Знакомство с библиотекой класса. Правила пользования классной библиотекой. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.
- Поляна сказок. Малые фольклорные жанры.(6 ч.)
Знакомство с произведениями малого фольклорного жанра, со сказками. Понятие о народных и авторских сказках. Понятие «герои сказок, персонажи». Особенности загадок. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.
- Произведения для детей и о детях. Произведения о животных.(10ч.)
Знакомство с произведениями для детей и о детях. Понятия «стихотворение», «рассказ». Понятие о рифме. Подбор книг по тематике. Изготовление книжки-малышки. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.
- Знакомство с хранилищем книг- библиотекой. (4 ч.)
Знакомство с библиотекой. Правила поведения в библиотеке. Правила выдачи книг. Знакомство с элементами книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. О чем может рассказать обложка. Технология ремонта книг.
- Путешествие в волшебный мир театра. (3 ч.)
Знакомство детей с театром, его историей. Понятие о пьесе, действии, сюжете и т.д. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель). Понятия «театр» и «кукольный театр».
- Устройство декораций. (1 ч.)
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звуки и т.д.).Понятие о плоскостных декорациях. Изготовление плоскостных декораций.
8. Особенности изготовления масок, костюмов. (1 ч.)
Технология изготовления масок, костюмов. Выбор материалов для изготовления масок, костюмов.
- Речевая гимнастика. (на каждом занятии)
Понятие о речевой гимнастике. Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов(диалог, монолог, речь автора). Работа с чистоговорками, скороговорками. Посещение спектаклей театра кукол, театра юного зрителя.
10.Выбор произведения для постановки. (4 ч.)
Выбор произведения. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей
с применением голосовых модуляций. Отработка музыкальных номеров, репетиции.
11.Подготовка и показ спектакля. (3 ч.)Подготовка помещения для спектакля. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Установка ширмы и размещение всех исполнителей. Установка оборудования для музыкального сопровождения.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Вводное. Клуб Почемучек. Особенности книжек-игрушек. | 1 |
2. | Поляна сказок. Малые фольклорные жанры | 6 |
3. | Произведения для детей и о детях. Произведения о животных. | 10 |
4. | Знакомство с хранилищем книг- библиотекой. | 4 |
5. | Путешествие в волшебный мир театра. | 3 |
6. | Устройство декораций. | 1 |
7. | Особенности изготовления масок, костюмов. | 1 |
8. | Речевая гимнастика. | на каждом занятии |
9. | Выбор произведения для постановки. | 4 |
10. | Подготовка и показ спектакля. | 3 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Виды упражнений | Деятельность учащихся | Дата | ||
План | Факт | ||||||
1 | Вводное занятие | 1 | Беседа, игры «Назови свое имя ласково», «Назови ласково соседа». Игры на коллективизм и согласованность. Работа с чистоговорками, со скороговорками (на каждом занятии) | - знакомство друг с другом, с учителем; - тренировать память, внимание, запоминать имена, движения, позы. | 4.09 | ||
2. | « Клуб почемучек» | 1 | Беседа, чтение книг учителем. Игры с книжками- игрушками. Книжка-трафарет «Цвета». Игры с загадками. | - рассматривают книжек– малышек; - раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках. - отгадывание загадок; | 11.09 | ||
3. | «Поляна сказок» | 1 | Чтение сказок учителем. Слушание (аудиозапись). Инсценировка сказки «Репка». Игры на основе сказок. | - слушание чтения учителя; - совместно с учителем выбирают сюжет для инсценировки; -раскрашивание иллюстраций по теме «Сказки»; -лепка героев сказок из пластилина; - выполнение групповых упражнений; | 18.09 | ||
4. | «Поляна сказок» | 1 | Инсценировка сказки «Репка». Игры на основе сказок. Игра «Театральная разминка».Творческая игра «Что это за сказка?» | -лепка героев сказок из пластилина; - выполнение групповых упражнений; | 25.09 | ||
5. | Книжкин дом (знакомство со школьной библиотекой) | 1 | Беседа, игры, викторина | -знакомятся с библиотекой, с правилами поведения в библиотеке, с правилами выдачи книг; - рассматривание книг, журналов для детей; - рисование на тему «Книжкин дом». | 02.10 | ||
6. | Игры с буквами | 1 | Игры с буквами. Игровые упражнения с помощью пальчиков. Игра-инсценировка с помощью пальчиков. | - рассматривание карточек с буквами; - подбор слов к соответствующей букве на карточке; - показ букв с помощью пальчиков; - учиться действовать согласованно,; | 09.10 | ||
7. | Игры с буквами | 1 | Игры с буквами. Игровые упражнения с помощью пальчиков. Игра-инсценировка с помощью пальчиков. | коллективное сочинение сказки про буквы; - показ букв с помощью пальчиков; | 16.10 | ||
8 | Игры с буквами | 1 | Игры с буквами. Игровые упражнения с помощью пальчиков. Игра-инсценировка с помощью пальчиков. | -коллективное сочинение сказки про буквы; - раскрашивание букв, конструирование букв из палочек, из бумажных полосок; | 23.10 | ||
9. | Путешествие в волшебный мир театра. | 1 | Экскурсия по театру. Просмотр, обсуждение спектакля. | - знакомятся с театром; - знакомятся с правилами поведения в театре; | 30.10 | ||
10 | Путешествие в волшебный мир театра | 1 | Знакомство детей с театром, его историей. Понятие о пьесе, действии, сюжете и т.д. | - готовят работы к выставке по увиденному спектаклю; | 13.11 | ||
11. | Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки, загадки | 1 | Игры и хороводы. Чтение учителем произведений. Игры в загадки. Сочинение загадок. | - заучивание наизусть; - коллективное сочинение простых загадок; - лепят героев к произведениям фольклора; | 20.11 | ||
12. | Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки, загадки | 1 | Упражнение «Изобрази настроение» . Игра «Загадочные картинки». Инсценировка. | - учатся передавать настроение с помощью жестов, мимики, голоса; - обсуждать результаты позитивно, учиться договариваться в группе | 27.11 | ||
13. | Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. | 1 | Чтение учителем. Игра «Придумай рифму». Игры с выбором водящего. Упражнения в проговаривании фраз с различной интонацией. | - чтение слов, простых предложений; - заучивание наизусть; - коллективное сочинение простых считалок, скороговорок; - учатся передавать настроение с помощью жестов, мимики, голоса; - раскрашивание иллюстраций. | 04.12 | ||
14. | Игра жестов, мимики лица. Управление голосом. | 1 | Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей. | -игры на выразительность жестов, мимики, голоса. | 11.12 | ||
15. | Игры с буквами и словами. | 1 | Игры с буквами, слогами, словами. Чтение учителем. | - чтение слогов, слов, предложений; - сочинение небольших историй на тему | 18.12 | ||
16. | Игры с буквами и словами. | 1 | Сочинение историй на тему «Моя Вообразилия». Ребусы, загадки. | - учатся отгадывать ребусы, загадки;- выполнение заданий: кто быстрее, точнее увидел, услышал, почувствовал. | 25.12 | ||
17. | Стихи и рассказы о детях и для детей. | 1 | Беседа, организация выставки книг. Чтение стихов, рассказов учителем. Слушание аудиорассказов. Игры «Придумай рифму», «Угадай героя». | - чтение небольших стихотворений; - заучивание наизусть;- совместно с учителем подбор книг для выставки;- учатся передавать настроение с помощью жестов, мимики, голоса; | 15.01 | ||
18. | Мои первые книжки. | 1 | Упражнение «Изобрази настроение». Инсценировка стихотворений А. Барто, С.Я.Маршака | - рисование сюжетных иллюстраций к стихотворениям; - составление небольших историй из жизни детей;(в том числе и из своей жизни) | 22.01 | ||
19. | Постучимся в теремок. И снова в сказку… | 1 | Чтение сказки учителем. Погружение в сказочную ситуацию. Игра «Едем на паровозике». | - чтение слов персонажей;- заучивание наизусть слов персонажей сказки;- учатся передавать настроение с помощьюжестов, мимики, голоса; - изготовление масок для героев сказки; | 29.01 | ||
20. | Постучимся в теремок. И снова в сказку… | 1 | Игра-загадка «Узнай, кто это?» Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов | - рисование диафильма к сказке «Теремок»; - знакомство с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле; | 05.02 | ||
21. | Постучимся в теремок. И снова в сказку… | 1 | Драматизация сказки «Теремок». Музыкальное оформление спектакля. | - показ сказки родителям, ученикам начальных классов, детям детского сада; - изготовление афиши; | 12.02 | ||
22. | Из чего состоит книга? | 1 | Беседа, рассматривание книг. Игра «Угадай книгу». Упражнение «О чем расскажет обложка книги?». Чтение учителем. | - знакомство с элементами книги: корешок, страницы, переплет, оглавление; - рассматривание книг; - рисование обложки для любимой книжки; | 26.02 | ||
23. | Я рисую книжку. | 1 | Проектная деятельность. | - изготовление книжки-малышки «Вкусные загадки» и т. д. | 05.03 | ||
24. | Если ты поссорился с другом, подружись! | 1 | Показать детям как легко могут возникнуть конфликты. Учить находить выход из конфликтных ситуаций. | -игра «Найди и покажи эмоцию»; -выполнение упражнений на выразительность голоса, мимики, жестов. | 12.03 | ||
25. | И снова в сказку…Читаем сказки К.И.Чуковского | 1 | Чтение и слушание сказок Чуковского. Погружение в сказочную ситуацию. Игра-загадка «Узнай, кто это?» | - чтение слов персонажей;- заучивание наизусть слов персонажей сказки;- учатся передавать настроение с помощьюжестов, мимики, голоса; | 19.03 | ||
26. | И снова в сказку…Читаем сказки К.И.Чуковского | 1 | Чтение и слушание сказок Чуковского. Погружение в сказочную ситуацию. Игра-загадка «Узнай, кто это?» | - чтение слов персонажей; - заучивание наизусть слов персонажей сказки; - учатся передавать настроение с помощью жестов, мимики, голоса; | 02.04 | ||
27. | И снова в сказку…Читаем сказки К.И.Чуковского | 1 | Постановка музыкального мини-спектакля по мотивам сказки Чуковского «Муха-Цокотуха». | - показ сказки родителям, ученикам начальных классов, детям детского сада;- изготовление афиши; - обсуждать результаты позитивно, учиться договариваться в группе; | 09.04 | ||
28.
| Наши меньшие друзья. (чтение рассказов о животных) | 1 | Чтение и слушание рассказов о животных. Рисование обложки для любимой книжки; рассказывание о произведении по обложке. | - чтение рассказов; - рисование обложки для понравившегося произведения; - обсуждать результаты позитивно, учиться договариваться в группе; | 16.04 | ||
29.
| Наши меньшие друзья. (чтение рассказов о животных) | 1 | Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных. Пантомима «Кто это»? (покажи животное) | - составление небольших рассказов о животных; - описание животного по данной иллюстрации; - обсуждать результаты позитивно, учиться договариваться в группе; | 23.04 | ||
30. | Игровая программа в форме КВНа «Страна Вообразилия» | 1 | Игровая программа. | - коллективная подготовка к празднику(с привлечением родителей); - обсуждать результаты позитивно, учиться договариваться в группе; | 30.04 | ||
31. | Игровая программа в форме КВНа «Страна Вообразилия» | 1 | Игровая программа. | - обсуждать результаты позитивно, учиться договариваться в группе; | 07.04 | ||
32. | Творческий отчет. Показ спектакля.. | 1 | Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. | -дидактическая игра «Придумай рифму» | 14.05 | ||
33. | Итоговое занятие «Мы любим сказки». | 1 | Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. | -проведение викторины -драматизация сказки Награждения | 21.05 |
Содержание кружка
1. Тема «Пластичность» (4 часа).
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
2. Тема «Речевая гимнастика» (5 часов).
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
3. Тема «Развитие речи» (6 часов)
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
4. Тема «Фольклор» (4 часа).
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
5. Тема « Сцена и её виды» (5 часа).
Раздел « Сцена и её виды» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Знакомство с разновидностями сцен. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре, Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка спектакля.
6. Тема «Творчество» (5 часов).
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Постановка пьесы» (6 часа).
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
2. Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
3. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждогоперсонажа.
4. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
5. Индивидуальная подготовка главных исполнителей.
6. Повторное обращение к тексту пьесы.
7. Генеральные репетиции, выступление.
8. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, подготовка и проверка оформления
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Вводное. Азбука театра. | 2 |
2. | Сцена и её виды. Знакомство с разновидностями сцен. | 5 |
3. | Виды театральных постановок | 3 |
4. | Знакомство с понятием «декорация». | 9 |
5. | Путешествие в волшебный мир театра. Театральная игра | 3 |
6. | Выбор пьесы и работа над ней. Творчество. | 6 |
7. | Развитие речи | на каждом занятии |
8. | Выбор произведения для постановки. | 4 |
9. | Подготовка и показ спектакля. | 2 |
Календарно- тематическое планирование
Тема | Виды деятельности учащихся | план | факт | |||||
1 | 1 | Вводный урок. | 1 | Знакомство с детей со сценой театра | 04.09 | |||
2 | Азбука театра. Пластичность. | 1 | пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки» | 11.09 | ||||
3 | Сцена и её виды. | 1 | Особенности театра. Роли. Оформление декораций. Сцена.Зрители. | 18.09 | ||||
4 | Сцена коробка и сцена арена. | 1 | Особенности театра. Роли. Оформление декораций. Сцена.Зрители. | 25.09 | ||||
5 | Кольцевая сцена. | 1 | Особенности театра. Роли. Оформление декораций. Сцена.Зрители. | 02.10 | ||||
6 | Пространственная сцена | 1 | Особенности театра. Роли. Оформление декораций. Сцена.Зрители. | 09.10 | ||||
7 | Сцена и её виды. | 1 | Особенности театра. Роли. Оформление декораций. Сцена.Зрители. | 16.10 | ||||
8 | Конкурс стихов об осени. | 1 | Разучивание стихов,ребусов ,загадок | 23.10 | ||||
9 | Виды театральных постановок . Старая сказка на новый лад « Лиса и заяц». | 1 | Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей. | 30.10 | ||||
10 | Виды театральных постановок . Старая сказка на новый лад « Лиса и заяц». | 1 | Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. | 13.11 | ||||
11 | Виды театральных постановок . Старая сказка на новый лад « Лиса и заяц». | 1 | Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. | 20.11 | ||||
12 | Секреты сценического мастерства | 1 | В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы | 27.11 | ||||
13 | Секреты сценического мастерства | 1 | В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы | 04.12 | ||||
14 | Знакомство с понятием «декорация». | 1 | Изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации. | 11.12 | ||||
15 | Профессия театрального художника | 1 | Знакомятся с профессией. театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. | 18.12 | ||||
16 | Знакомство с понятием «декорация». Первые навыки работы с ширмой | 1 | Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях. Уважение к их труду, культура поведения в театре | 25.12 | ||||
17 | Первые навыки работы с ширмой Спектакль « Колобок» | 1 | Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях. Уважение к их труду, культура поведения в театре | 15.01 | ||||
18 | Первые навыки работы с ширмой Спектакль « Колобок» | 1 | Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. | 22.01 | ||||
19 | Мастерская декорации | 1 | Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. | 29.01 | ||||
20 | Мастерская декорации | 1 | Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. | 05.02 | ||||
21 | Мастерская декорации | 1 | Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. | 12.02 | ||||
22 | Мастерская декорации | 1 | Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. | 19.02 | ||||
23 | Театральная игра | 1 | игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы | 26.02 | ||||
24 | Театральная игра. Этюды. | 1 | Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?) | 04.03 | ||||
25 | Театральная игра. Этюды. | 1 | этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); | 11.03 | ||||
26 | Выбор пьесы и работа над ней сказка «Красная шапочка» | 1 | Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей | 18.03 | ||||
27 | Выбор пьесы и работа над ней сказка | 1 | Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | 01.04 | ||||
28 | Выбор пьесы и работа над ней сказка. «Красная шапочка» | 1 | Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | 08.04 | ||||
29 | Выбор пьесы и работа над ней сказка. «Красная шапочка» | 1 | Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | 15.04 | ||||
30 | Выбор пьесы и работа над ней сказка «Красная шапочка» | 1 | Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | 22.04 | ||||
31 | Выбор пьесы и работа над ней сказка | 1 | Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | 29.04 | ||||
32 | Выбор пьесы и работа над ней сказка «Красная шапочка» | 1 | Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | 06.05 | ||||
33 | Генеральная репетиция. | 1 | Генеральная репетиция. | 13.05 | ||||
34 | Показ спектакля | 1 | Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей | 20.05 |
- Методические условия реализации программы
- Типы занятий:
- комбинированный;
- первичного ознакомления материала;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний на практике;
- закрепления, повторения;
- итоговое.
- Формы организации учебного занятия:
- кружковое занятия;
- соревнование
- концерт;
- экскурсия;
- диспут;
- творческий отчет;
- круглый стол;
- урок-лекция;
- урок-репортаж;
- урок-путешествие;
- заочная экскурсия;
- творческая мастерская;
- урок-игра
- Программой предусматривается также
- совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
- посещение музеев, выставок;
- творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
- творческие конкурсы;
- дни именинника т.п.
- Формы работы с родителями.
- совместные праздники,
- творческие конкурсы;
- родительские собрания;
- консультации;
- беседы;
- открытые занятия.
- Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы
- театральные постановки игры; открытые занятия;
- концерты; анкеты; фестивали; конкурсы.
Список литературы:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
3. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
4. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
6. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
8. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
9.Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008.
10.Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000.
11.Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002г
12. Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» http://zelina14.ucoz.ru/index/0-10
Содержание кружка
1. Тема «Мастерская кукол. Бумажная сказка.» (3 часа).
Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой Эти куклы можно сделать из плотной бумаги, лучше из картона. В изготовлении просты, снимать-одевать куклы на пальцы легко, управление такими пальчиковыми куклами понятно и удобно даже детям. Еще и интересно, ведь если пальцы продеть в дарочки побольше, то у куклы появятся ножки - получится настольная шагающая кукла.
2. Тема «Речевая гимнастика» (3 часов).
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом
3. Тема «Развитие речи» (6 часов)
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
4. Тема «Мастерская декораций.» (3 часа). Изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации. Виды и формы работы с материалами.
5. Тема «Мир театра снаружи» (4часа).
Знакомство с театральными буднями, реквизитами. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль. Знакомство, планирование и изготовление афиши. Формы – экскурсии, постановка спектакля.
6. Тема «Творчество» (4 часов).
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
7. Тема «Постановка пьесы» (11 часа).
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
2. Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
3. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждогоперсонажа.
4. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
5. Индивидуальная подготовка главных исполнителей.
6. Повторное обращение к тексту пьесы.
7. Генеральные репетиции, выступление.
8. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, подготовка и проверка оформления
Раздел | Кол-во часов | |
1 | Вводный урок. Мир театра снаружи. | 1 |
2 | Касса и билеты. | 1 |
3 | Афиша. | 2 |
4 | Театр героев | 3 |
5 | Мастерская кукол. Бумажная сказка. | 3 |
6 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 |
7 | Мастерская декораций. | 3 |
8 | Театральная игра | 2 |
9 | Театральный видеосалон . | 2 |
10 | Секреты сценического мастерства. | 2 |
11 | Интонация | 2 |
12 | Театральный видеосалон | 1 |
13 | Выбор пьесы и работа над ней. | 8 |
14 | Показ спектакля | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во час | Виды деятельности уч-ся | план | факт | |||
1 | 1 | Вводный урок. Мир театра с наружи. | 1 | Знакомство с театральными буднями, реквизитами. | 02.09 | |||
2 | Касса и билеты. | 1 | Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль. | 9.09 | ||||
3 | Афиша.Изготовление афиши для спектакля « Кот в сапогах» | 1 | Знакомство, планирование и изготовление афиши. | 16.09 | ||||
4 | Афиша.Изготовление афиши для спектакля « Кот в сапогах» | 1 | Знакомство, планирование и изготовление афиши. | 23.09 | ||||
5 | Театр героев | 1 | Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж. | 30.09 | ||||
6 | Театр героев | 1 | Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж. | 7.10 | ||||
7 | Театр героев | 1 | Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж. | 14.10 | ||||
8 | Мастерская кукол. Бумажная сказка. | 1 | Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой | 21.10 | ||||
9 | Мастерская кукол. Бумажная сказка. | 1 | Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой | 28.10 | ||||
10 | Мастерская кукол. Бумажная сказка. | 1 | Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой | 11.11 | ||||
11 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Сказка « Золушка ». | 1 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. | 18.11 | ||||
12 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Сказка « Золушка ». | 1 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. | 25.11 | ||||
13 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Сказка « Золушка ». | 1 | Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. | 02.12 | ||||
14 | Мастерская декораций. | 1 | Изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации. | 9.12 | ||||
15 | Мастерская декораций. | 1 | Изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации. | 16.12 | ||||
16 | Мастерская декораций. | 1 | Изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации. | 23.12 | ||||
17 | Театральная игра | 1 | Художественнее творчество | 13.01 | ||||
18 | Театральная игра | 1 | Художественнее творчество | 20.01 | ||||
19 | Театральный видеосалон . | 1 | Просмотр сказки-спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения. | 27.01 | ||||
20 | Театральный видеосалон . | 1 | Просмотр сказки-спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения. | 03.02 | ||||
21 | Секреты сценического мастерства. | 1 | Импровизация. | 10.02 | ||||
22 | Секреты сценического мастерства. | 1 | Импровизация. | 17.02 | ||||
23 | Интонация | 1 | Знакомство и умение использования интонации при передачи текста. | 24.02 | ||||
24 | Интонация | 1 | Знакомство и умение использования интонации при передачи текста. | 03.03 | ||||
25 | Театральный видеосалон | 1 | Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят». Анализ произведения. | 10.03 | ||||
26 | Выбор пьесы и работа над ней сказка Андерсена | 1 | Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | 17.03 | ||||
27 | Выбор пьесы и работа над ней сказка Андерсена | 1 | Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | 28.04 | ||||
28 | Выбор пьесы и работа над ней сказка Андерсена | 1 | Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | 31.03 | ||||
29 | Выбор пьесы и работа над ней сказка Андерсена | 1 | Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | 7.04 | ||||
30 | Выбор пьесы и работа над ней сказка Андерсена | 1 | Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | 14.04 | ||||
31 | Выбор пьесы и работа над ней сказка Андерсена | 1 | Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | 21.04 | ||||
32 | Выбор пьесы и работа над ней сказка Андерсена | 1 | Работа над характерами героев. Импровизация. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. | 28.04 | ||||
33 | Генеральная репетиция. | 1 | Генеральная репетиция. | 5.05 | ||||
34 | Показ спектакля | 1 | Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей | 12.05-19.05 |
4 класс
Содержание кружка
1. Тема «Театр теней.» (2 часа). Театр теней, который обожают дети за его загадочность. Подходящим для постановки сюжетом может стать известная сказка или библейская история.
2. Тема «Речевая гимнастика» (3 часов).
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?).
3. Тема «Развитие речи» (6 часов)
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
4. Тема «Изготовление декораций и костюмов.» (3 часа). Изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации. Виды и формы работы с материалами. Изготовление декораций и костюмов к спектаклю
5. Тема «Секреты сценического мастерства.» (3часа). Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.
Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед
6. Тема «Творчество» (4 часов).
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Постановка пьесы» (13 часа).
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
2. Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
3. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждогоперсонажа.
4. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
5. Индивидуальная подготовка главных исполнителей.
6. Повторное обращение к тексту пьесы.
7. Генеральные репетиции, выступление.
8. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, подготовка и проверка оформления
Раздел | Кол-во | ||
1 | Кому - таланты, кому - поклонники. | 1 | |
2 | Театр теней. | 2 | |
3 | Музыка и театр. | 2 | |
4 | Звуки и шумы. | 2 | |
5 | Театральный видеосалон . | 2 | |
6 | Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку. | 2 | |
7 | Чтение и анализ текста. | 3 | |
8 | Театральная игра. | 2 | |
9 | Секреты сценического мастерства. | 3 | |
10 | Выбор пьесы и работа над ней. | 2 | |
11 | Изготовление декораций и костюмов | 3 | |
12 | Сценическая речь | 2 | |
13 | Работа над спектаклем. | 3 | |
14 | Репетиция. | 2 | |
15 | Генеральная репетиция и Показ спектакля | 3 |
№ | Тема | Кол-во час. | Виды учебной деятельности | Дата | |||||
План | факт | ||||||||
1 | 1 | Кому - таланты, кому - поклонники. | 1 | Вводный урок. Знакомство с творческой труппой. | |||||
2 | Театр теней. | 1 | Пальчиковые игры. Световое решение. | ||||||
3 | Театр теней. | 1 | Пальчиковые игры. Световое решение. | ||||||
4 | Музыка и театр. | 1 | Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам. | ||||||
5 | Музыка и театр. | 1 | |||||||
6 | Звуки и шумы. | 1 | Знакомство с применением дополнительных средств для озвучивания спектакля. | ||||||
7 | Звуки и шумы | 1 | |||||||
8 | Театральный видеосалон . | 1 | Просмотр сказки-спектакля «Дюймовочка». Анализ произведения. | ||||||
9 | Театральный видеосалон . | 1 | |||||||
10 | Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку. | 1 | Изготовление простейших одежд для объёмных кукол. | ||||||
11 | Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку. | 1 | |||||||
12 | Чтение и анализ текста. | 1 | Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. | ||||||
13 | Чтение и анализ текста. | 1 | |||||||
14 | Чтение и анализ текста. | 1 | |||||||
1 | 15 | Театральная игра. | 1 | Этюды на сопоставление разных характеров. | |||||
16 | Театральная игра. | 1 | |||||||
17 | Секреты сценического мастерства. | 1 | Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок. | ||||||
18 | Секреты сценического мастерства. | 1 | Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок. | ||||||
19 | Секреты сценического мастерства. | 1 | Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок. | ||||||
20 | Выбор пьесы и работа над ней. | 1 | Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. | ||||||
21 | Выбор пьесы и работа над ней. | 1 | Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. | ||||||
22 | Изготовление декораций и костюмов | 1 | Изготовление декораций и костюмов к спектаклю | ||||||
23 | Изготовление декораций и костюмов | 1 | Изготовление декораций и костюмов к спектаклю | ||||||
24 | Изготовление декораций и костюмов | 1 | Изготовление декораций и костюмов к спектаклю | ||||||
25 | Сценическая речь | 1 | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. | ||||||
26 | Сценическая речь | 1 | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. | ||||||
27 | Сценическая речь | 1 | Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. | ||||||
28 | Работа над спектаклем. | 1 | Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. | ||||||
29 | Работа над спектаклем. | 1 | Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. | ||||||
30 | Работа над спектаклем. | 1 | Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей. | ||||||
31 | Репетиция. | 1 | Работа над спектаклем | ||||||
32 | Репетиция. | 1 | Работа над спектаклем | ||||||
33 | Генеральная репетиция. | 1 | Генеральная репетиция. | ||||||
34 | Творческий отчет. Показ спектакля. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование кружка"Первые шаги в мире информатики"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике,2класс, 2часа в неделю(вторая половина дня)....
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование кружка "Родничок"
Кружок : лепка из пластилина и соленого теста....
Внеурочка. Календарно-тематическое планирование кружка "Этика:азбука добра"
С поступлением детей в школу появляется необходимость воспитания поведения в обществе.Основная цель курса - формирование у детейнравственных ориентиров при построениидеятельностного общения и взаимоот...
календарно-тематическое планирование кружка "Мой Волгоградский край - земля моя"
Календарно-тематическое планирование кружка "Мой Волгоградский край - земля моя" для 3 класса...
Календарно-тематическое планирование кружка "Юные помощники полиции"
Программа кружка...
Календарно-тематическое планирование кружка "Лепка" (первый год обучения).
Календарно-тематическое планирование кружка "Лепка" (первый год обучения)....
Тематическое планирование кружка «Радуга творчества»
Рабочая программа кружка«Радуга творчества» для 2 класса...