Птицы зимой
план-конспект занятия (1, 2 класс) на тему

Билялова Елена Петровна

Конспект практического занятия в ГПД. Материалы занятия могут быть использованы на уроках окружающего мира и технологии в 1-2-х классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Птицы зимой

Практическое занятие. Изготовление поделки «Птичка»

 (Начальная школа, 1-2 классы. Конспект занятия в группе продленного дня. Материалы занятия могут быть использованы на уроках окружающего мира и технологии.)

Цели и задачи: расширять знания о зимующих птицах родного края, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц;

 закреплять умение детей работать с шаблонами, пользоваться ножницами; развивать мелкую моторику рук, глазомер, усидчивость и аккуратность при работе с бумагой;

формировать творческое воображение.

Планируемые результаты: 

Личностные УУД:

- формирование интереса к изучению родной природы;

- осознание необходимости помогать птицам зимой.

Предметные УУД:

- знание определения перелетных и зимующих птиц;

- умение правильно подбирать корм для птиц;

- умение пользоваться инструментами и материалами при работе с бумагой.

Познавательные УУД:

- умение перерабатывать информацию из разных источников, выбирать главное;

- умение наблюдать, анализировать и делать выводы;

- узнавание зимующих птиц родного края

Коммуникативные УУД:

- осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками;

- умение приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

- умение грамотно строить высказывания.

Регулятивные УУД:

- определение и формулирование цели своей деятельности на каждом этапе занятия,

-  умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

Тип занятия (урока): открытие новых знаний на основе жизненного опыта.

Методы и формы работы учащихся: проектный (частично-поисковый), практический; фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование: рисунки (фотографии) птичьих следов на снегу, снегиря, синички, воробья; презентация «Помоги птицам зимой»; шаблоны птиц, цветной картон, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш; рисунок или макет дерева с кормушкой (формат А-1) на доске, желтые кружочки для смайлов по количеству учащихся.

Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о птицах.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы попадём в удивительно интересный мир животных.

II.      Проблемная ситуация (самостоятельное формулирование темы и целей занятия)

- А вот о ком пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку (на доске открывается рисунок птичьих следов на снегу):

Кто рисует на снегу длинные цепочки,

                    Кто расставил на бегу крестики и точки? (Птицы).

- Конечно же, это птицы. О каком времени года идет речь в загадке? (О зиме).

- Кто догадался, как называется наше занятие? (Как птицы зимуют, зимовка птиц, птицы зимой…)

- Что можно узнать о птицах, которые с нами зимуют? (Какие  птицы зимуют, почему они не замерзают, где  находят корм, какая помощь нужна птицам…) Сегодня мы не только будем говорить о птицах зимой, но и сделаем птичку своими руками.

III.      Актуализация знаний

- Итак, на дворе зима. Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, морозно, дует холодный ветер, идет снег, дни стали короче, вода в реках замерзла).

- Какие изменения произошли с растениями? (Деревья и кустарники стоят без листьев, трава высохла и покрылась снегом).

- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? (Есть, но очень мало).

- Можно ли увидеть зимой насекомых? (Нет).

- Насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям - птицам стало холодно и голодно.

- Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? (Нет).

- Действительно, многим птицам приходится очень трудно и они покидают родные места, улетая в теплые края. Как мы называем тех птиц, которые улетают на юг? (Перелетные).

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

- Как вы думаете о каких птицах, зимующих или перелетных, пойдет речь? (О зимующих, об этом говорят следы на снегу).

- Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. Они всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками.

- Ребята, вы никогда не задавали себе вопрос: как же птицы переносят морозы? (Ответы детей).

- Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). Вот и  птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое, густое и длинное - зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух, который не подпускает холод и задерживает тепло. Вот они и не мерзнут!
- Кто из вас видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись?
Покажите, как сидят нахохлившиеся птички на веточках. Они распушат перышки, молча сидят, песен не поют. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики.

- Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (Ответы детей). Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Покажите, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дуплах, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. Покажите, как птички друг друга греют.

В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

IV.  Беседа  -  презентация «Помоги птицам зимой»  

Слайд 2. Помощь птицам зимой помогает воспитывать у людей доброту и душевную щедрость.

 Примерное сообщение ученика: Во время подкормки нельзя оставлять газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты и прочий мусор. Кормушки должны быть скромными, лучше не раскрашенными. Корма в кормушках должно быть не много и только полезного для птиц: семена дикорастущих трав, крошки белого хлеба, подсолнечные и арбузные семечки, кусочки несоленого сала. Кормить птиц надо регулярно,  иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.

- Вспомнить зимующих птиц нам помогут загадки.

Слайд 3. Краской сероватая, походкой мешковатая,

                 Повадкой вороватая крикунья хрипловатая.

Слайд 4. Ворона.

Примерное сообщение ученика:  Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая! А еще эту птицу называют санитаром города,  иногда хозяйкой мусорных куч. По продолжительности жизни среди птиц она впереди всех- 120 лет! Настоящая рекордсменка! Знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая. И это разные птицы!

Слайд 5. Длиннохвоста, белобока,

                 А зовут ее…

Слайд 6. Сорока.

Примерное сообщение ученика: Сорока - очень общительная птица. Поселяется неподалеку от человеческого жилья. Глухих лесов она избегает. В России и Украине сороку частенько называют воровкой. В Британии она является символом почты вместе с голубем. А в Китае считают её счастливой птицей, приносящей удачу.

Слайд 7. Черный жилет, красный берет.

                  Нос, как топор, хвост, как упор.

Слайд 8. Дятел.

Примерное сообщение ученика:  Дятел сидит на стволе по-особенному, не так как все - «солдатиком». Зацепится острыми коготками, подопрется твердым и упругим хвостом и лущит клювом шишки и кору, извлекает вредителей. 

Слайд 9. Маленький мальчишка

                 В сером армячишке

                 По дворам шныряет,

                 Крошки собирает.

Слайд 10. Воробей.

Примерное сообщение ученика:  По воробьям на кормушке можно узнать температуру. Если воробьи гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Так воробьям теплее: вокруг тела между перьями больше воздуха, который  удерживает тепло.

Слайд 11. В воде купался, да сух остался.

                    Когда плывет – прекрасен,

                     Когда шипит – опасен. (Лебедь)

А рядом по – соседству можно увидеть и другую птицу:

Пухом богата, клюв  – лопата.

В речке бродит, в  перевалочку ходит. (Утка)

Слайд 12. Примерное сообщение ученика:  Лебедь – царь птица:  грациозная, величественная и красивая. Большую часть жизни проводит на воде. Эти большие птицы выбирают партнера раз и на всю жизнь. Лебеди – заботливые родители.

Примерное сообщение ученика: Вы не поверите, но утки могут летать на высоте шесть километров и  нырять на глубину более 6-и  метров для добычи едыКрякают только самки уток. Самца утки зовут селезень. Утиные перья покрыты особым жиром и не смачиваются водой. 

Слайд 13. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Слайд 14. Примерное сообщение ученика:  Зимой, когда деревья покрыты снегом, синицам приходится очень туго: из 10 синичек за зиму выживает только 1! Благодаря «птичьим столовым» к весне синиц останется гораздо больше. Зимой птицам не до песен. Однако в феврале можно услышать песню большой синицы.

Слайд 15.С первым снегом прилетает,

Красной грудкой щеголяет.

Слайд 16. Примерное сообщение ученика:  Снегирь – один из немногих видов птиц, у которого поют и самки, и самцы. Он быстро привыкает к домашним условиям содержания. Держатся снегири  обычно стайками по 8-10 птичек. Даже в самый лютый мороз снегири сидят на заснеженных деревьях почти неподвижно. Сорвут ягоду и замирают, и так целыми днями.

Слайды 17 -19.

Чтение стихотворения " Покормите птиц зимой".

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин.

- Давайте не забывать о зимующих птицах,  поможем им выживать в холодное время года.

V. Физкультминутка

Гуси серые летели,
На полянку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.

VI. Практическая работа

- Сегодня мы «заселим» птичью столовую. Предлагаю сделать модели снегирей, воробьев и синичек. Для этого нам понадобятся: шаблон, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш.

Ход работы:

  1. Обвести шаблон выбранной птички на картоне соответствующего цвета (для снегиря - серый, для синички - светло-зеленый, для воробья - коричневый).
  2. Вырезать птичку по контуру.
  3. Оформить головку, клюв, глазки, вырезав детали из цветной бумаги.
  4. Обвести по шаблону крыло, вырезать и наклеить «верхние перышки» на него.
  5. Приклеить крыло к спинке птички.
  6. Поместить готовую птичку на дерево – выставку.

VII. Итог занятия

Давайте, ребята, устроим птицам праздник! Смотрите, на ветках висят кусочки сала, кормушки полны корма. Затаимся и посмотрим, сколько птиц прилетит. А вот и первые гости! (Учитель с помощью двустороннего скотча прикрепляет готовых птиц на дереве).

VIII. Рефлексия

- Что нового узнали о птицах?

- Каких зимующих птиц сегодня вспомнили?

- Какую помощь мы можем оказать птицам?

- Чем правильно подкармливать птиц?

- Оцените свою работу на уроке: нарисуйте смайлик. 

P.S.: В конспект урока не получается загрузить картинки. Поэтому приложения находятся в конце презентации к занятию «Помоги птицам зимой».

Использованные источники:

1.Read more: http://rodnaya-tropinka.ru/zimuyushhie-ptitsy/#ixzz3yHx2061g

2. http://allforchildren.ru/birds/bird21.php

3. http://www.razumniki.ru/zimuyschie_pticy_zima_progulki.html

4.http://ptici-mira.ru/

5. http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher10/birds/03/

6. http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_zimuyschih_ptic.html

7. http://allforchildren.ru/poetry/winter47.php

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОМОГИ ПТИЦАМ ЗИМОЙ Подготовила воспитатель ГПД МБОУ С ОШ №40 г.Симферополя Билялова Е.П. 2016

Слайд 2

Помощь птицам зимой помогает воспитывать у людей доброту и душевную щедрость !

Слайд 3

Краской сероватая, Походкой мешковатая, Повадкой вороватая, Крикунья хрипловатая.

Слайд 4

ВОРОНА

Слайд 5

Длиннохвоста, Белобока, А зовут ее…

Слайд 6

СОРОКА

Слайд 7

Черный жилет, Красный берет. Нос, как топор, Хвост, как упор.

Слайд 8

ДЯТЕЛ

Слайд 9

Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крошки собирает.

Слайд 10

ВОРОБЕЙ

Слайд 11

В воде купался, Да сух остался. Когда плывет – прекрасен, Когда шипит –опасен! Пухом богата, Клюв- лопата! В речке бродит, Вперевалочку ходит!

Слайд 12

ЛЕБЕДЬ УТКА

Слайд 13

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка, И полоска шарфика.

Слайд 14

СИНИЦА

Слайд 15

С первым снегом прилетает, Красной грудкой щеголяет.

Слайд 16

СНЕГИРЬ

Слайд 17

Подкормите птиц зимой! Пусть со всех концов К нам слетятся, как домой, Стайкой на крыльцо.

Слайд 18

Сколько гибнет их –не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для них тепло!

Слайд 19

Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!

Слайд 20

Используемые источники: http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_zimuyschih_ptic.htm l http://allforchildren.ru/poetry/winter47.php

Слайд 21

Приложение к занятию в ГПД 1-2-х классов «Птицы зимой»

Слайд 22

Воробей

Слайд 23

Синица

Слайд 24

Снегири

Слайд 25

Наши птички на кормушке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Презентация "Покормите птиц зимой!", приложение к экологической акции "Кормушки -птицам!" для 1 -4 классов

Эта презентация - обращение к школьникам:Ребята! Помогайте птицам зимой!Зимуют в нашем крае не все птицы, а только  те, которые приспособлены к выживанию в холодных погодных условиях.Для зимующих...

Классный час-праздник "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста большое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ее обитателям. Использование при этом яркого, интересного ма...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...

Проектно-исследовательская деятельность по охране птиц зимой "Покормите птиц зимой"

Мы стали победителями в областной операции "Покормите птиц зимой" в номинации" Птичье кафе" и призерами в номинации "Прилетайте в гости к нам". Грамоты и дипломы мы получ...