Проблемное обучение в начальной школе
презентация к уроку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie.ppt | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения в начальной школе. Цель:
Провести психолого-педагогический анализ сущности проблемного обучения как основного элемента современной системы образования и воспитания в начальной школе. 2. Выявить особенности создания проблемных ситуаций на уроке. 3. Проанализировать технологию проблемного обучения. 4. Выявить эффективность создания системы проблемных ситуаций в обучении младших школьников. 5. Рассмотреть методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе. Задачи:
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей.
Метод - средство реализации теории обучения в повседневной практике, основной инструмент в технологии процесса обучения. Дидактический метод - это система педагогических правил и принципов взаимосвязанных и взаимообусловленных деятельностей учителя и учащихся, применяемая для решения определённого круга задач и приводящая к достижению заданной дидактической цели. Дидактическое обоснование методов проблемного обучения
Принципы организации учебного материала и построения процесса проблемного обучения: организовать основную часть учебного материла от общего к частному, от принципа - к применению; 2) начинать обучение с актуализации с помощью создания проблемной ситуации; 3) новые понятия и принципы вводить как через деятельность учащихся по решению учебных проблем, так и через объяснение их сущности; 4) добиваться усвоения понятий и способов умственной деятельности путем применения соответствующих им знаковых систем (слов, формул, схем) и образов через анализ информации, решение учебных проблем и классификацию конкретных объектов;
5) формировать у учащихся систему приемов и способов умственной деятельности для различных типов проблемных ситуаций; 6) обеспечить ученика текущей информацией о результатах его собственных действий, необходимой для оценки и самооценки; 7) предоставлять ученику необходимые источники информации и управлять ходом её анализа, систематизации и обобщения.
Методы обучения: Метод монологического изложения - монологическое изложение с применением вопросов или размышляющее изложение. 2. Метод показательного изложения - основан на сочетании монологического изложения с показом учащимся логико-психологических особенностей раскрытия сущности того или иного понятия в истории данной науки. 3. Метод диалогического изложения - излагая материал, учитель привлекает учащихся к формулировке проблемы и к поиску путей её решения, к совместному выводу и «открытию» закона, правила и т. д.
4. Метод эвристического изучения - передача информации в форме беседы, задач и заданий. Эвристический метод почти всегда выглядит как сочетание диалогического изложения учебного материала с систематической постановкой проблемных и не проблемных задач и заданий. 5. Метод исследовательского изучения - организуется путём применения учителем системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. Все этапы познавательного процесса учащиеся «проходят» самостоятельно, используя главным образом продуктивно-практический и поисковый методы учения.
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию подлинного продуктивного мышления детей, их творческих способностей. Самая сильная мотивация мышления формируется именно в проблемной ситуации. В результате у человека возникает желание (мотив) узнать, выяснить, понять действительные причины тех трудностей, на которые он неожиданно натолкнулся.
неизвестное достигаемое знание или способ действия; познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности; интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт. В психологическую структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента:
Дидактический смысл применения в учебном процессе проблемной ситуации Во-первых, систематическое использование проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе обучения. Во-вторых , для того чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо обнажить противоречие, это пробуждает у учащихся интерес, приводит в движение прежние знания, направляет на поиск неизвестного, активизирует мыслительную деятельность учащихся, давая учителю возможность управлять ею. В-третьих , именно в проблемной ситуации происходит осознание противоречия, преднамеренно заостренного учителем. Лишь осознав противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся смогут принять сформированную учителем проблему, задачу или самостоятельно сформулировать её.
Классификация проблемных ситуаций Ситуации, в которых усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия, характеризует данный класс проблемных ситуаций как теоретический. 2. Ситуации, в которых усваиваемое неизвестное составляет способ действия. Сюда также относятся ситуации, возникающие в процессе обучения общим и специфическим способам решения задач в различных учебных предметах. 3. Ситуации, в которых неизвестным являются новые условия действия. Ситуации этого рода чаще всего рассматривались при изучении формирования навыков, то есть на различных этапах тренировки усвоенного действия.
Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятный прогнозируемый характер. Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий , которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Концептуальные положения (по Д. Дьюи) Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. * Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (знания - «дети» удивления и любопытства); - активность ребёнка (знания должны усваиваться с «аппетитом»); - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Особенности содержания Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.
Особенности методики Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Технология проблемного обучения заключается в следующем: учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций : - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские); - ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Выводы Таким образом, процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации, которая должна создаваться систематически и с учетом реальных, значимых для учащихся противоречий. Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение в начальной школе
Реферат...
проблемное обучение в начальной школе
статья, отнесенная к использованию проблемного обучения в начальной школе. в статье имеется теория, наглядность и практика. по программе "школа 21 века"...
Проблемное обучение в начальной школе
проблемное обучение в начальной школе...
Применение технологии проблемного обучения в начальной школе
В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....
Условия и способы организации проблемного обучения в начальной школе
Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах уче...
Проблемное обучение в начальной школе
Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения в начальной школе....
Презентация к выступлению на пед.совете на тему: "Проблемное обучение в начальной школе"
Данная презентация предназначена для выступления на пед. совете....