Письма, опаленные войной.
классный час (4 класс) на тему
Цель этого мероприятия расширить знания о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, пробуждать интерес к истории своей страны; способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisma_s_fronta_vnekl.meropriyatie.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«ПИСЬМА, ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ»
Цели: расширить знания о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, пробуждать интерес к истории своей страны; способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
Оборудование: плакаты, рисунки о войне, письма потомкам, журавли на стенде, письма – треугольники, плакат («Спасибо вам за мир!»)
Оформление: стенд с солдатскими письмами-треугольниками, солдатская форма, воздушные шары в виде самолетов, обелиск с красной звездой, свеча.
Ход мероприятия
Мероприятие начинается с военного танго (танцуют 3 пары)
По окончании вальса звучит фонограмма:
- Внимание! - Внимание! Говорит Москва! Говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза.
По окончании звучании фонограммы, танцующая пара произносит слова:
Мальчик Ваня:
Как больно милая, как странно,
Не зарастет на сердце рана,
Прольётся чистою слезой.
Не зарастет на сердце рана.
Прольётся пламенной смолой!
Девочка Маша:
Я за тебя молиться стану,
Не забывай меня любимый,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим!
Выходят четыре человека со свечами:
1-й ученик: Война- жесточе нету слова!
2-й ученик: Война- печальней нету слова!
3-й ученик: Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому, мужу. сыну, брату «Прощай», если бы знать, что станет с ними в смертельной схватке с врагом.
4-й ученик: Все кто оставались в тылу, работали по 16-18 часов, растили детей и с тревогой ждали вестей с фронта.
Дети со свечами спускаются вниз и оставляют свечи около обелиска, выходят другие ребята и «клином» выстраиваются на сцене.
Эти письма эпохи войны,
Что хранятся в семейных архивах,
На бумаге полет желтизны.
И портреты до дыр на изгибах
Эти письма эпохи войны
Необычного требуют чтенья:
Тем их краткие строки сильны,
Что мы сами их продолженье!
Фронтовые письма! Нет, это не короткие SМS или сообщения в чате. Это – жизнь, человеческая боль и страдание, долгожданная радость и потаенная надежда.
Это вера – «Он жив, раз он пишет, значит жив! Ты живи, родной мой, любимый, ты только выживи, вернись домой. Выживи в этой страшной войне! Заклинаю тебя, молю тебя, вернись!»
Как ждали эти письма, как писали их урывками между боями, прямо в окопе или обессилено припав к огарку свечи в землянке.
Или в медсанбате кое-как исхудалой левой рукой, правая искорежена раной. Писали мамам, мужьям и женам, любимым, детям, всем-всем, кто жил этими весточками с фронта.
Всем, кто зачитывал их до дыр, снова и снова перечитывая себе, родным, соседям, друзьям.
А сколько писем так и не дошло до адресата, просто адресата уже не было в живых или письмо так и не было отправлено. Взрыв – и оборвалась человеческая жизнь, жизнь солдата, который только несколько минут назад писал домой, вспоминал родных, мечтал вернуться…
Исполняют песню «А закаты алые»
Перед боем тихие, теплые вечера
И покрыт тревожною сон тишиной.
У вчерашних мальчиков, гимнастерки новые
И письмо от мамы с собой
Здесь всю ночь горела звезда одинокая
И туман прозрачный лежит у реки
Здесь березки белые, травы высокие
Враг не должен дальше пройти
Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны…
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны…
Полыхнули взрывы и небо обрушилось
Солнца не видать – прячет дыма стена
Спят березы белые, травы высокие
Забрала вас, мальчики, война.
Отстояли Родину в годы суровые
Нет следов далёких, дорог боевых
Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили
Имена героев своих…
Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны…
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны…
На сцену выбегают две девочки с письмами в руках и хромающий почтальон с почтовой сумкой. Внутри сумки находятся письма с фронта. Раздают письма ребятам.(Инсценировка)
1-я девочка Письма, письма!
2-я девочка Письма с фронта! (Раздают письма)
1-я девочка Письма с фронта… они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, вот так (показывает)
Почтальон: Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и боялись.
А вдруг, таким придет и мой?!
На улицах шептались.
Шел почтальон, как ворон без крыла
Скрипел его костыль от хаты к хате.
Так каждый день… осталось полсела
Из тех, кто ждут, когда их горе хватит.
2-я девочка Нас ждали, ждали с нетерпением и тревогой! Ведь в сумке моей были и такие письма: Ваш муж, брат или сын ПАЛ СМЕРТЬЮ ХРАБРЫХ В БОЯХ ЗА НАШУ РОДИНУ.
1-я девочка. Кроме писем и газет мы всегда носили пузырьки (показывает) с нашатырным спиртом, иначе нельзя. Мы были и почтой и скорой помощью.
2-я девочка. В четырех письмах радость, а в пятом (роняет письмо) – похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, чувствовали свою невольную вину за это письмо.
На сцену в полумраке выходит юноша и читает стихотворение
На дне окопного оврага
Добыл я гильзу из стены.
А в ней – истлевшая бумага,
Письмо, пришедшее с войны.
Должно быть, кто-то перед боем
Смочил графит карандаша
И с перемазанной губою
Писал, как думал, не спеша.
Вручал слова бумаге бренной,
Писал, склоняясь к фитилю,
…И вот слова сожрало время.
И лишь одно сквозит: «лю-блю»…
Одно осталось… Но упрямо
Горит сквозь всё, что в жизни есть!
…Что он «лю-бил»? Отчизну? Маму?
Иль ту, которую…? Бог весть.
Любил, и всё. Не по приказу.
А по приказу он в тот раз,
Наверно, встал и умер сразу.
И вот воскрес.
Во мне.
Сейчас.
Г. Горбовский
Ведущий. Уж сколько лет гремят победные салюты как отзвуки той войны, которая болью до сих пор живет в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта! Эти маленькие желтые треугольники были залогом человеческой веры, надежды, мужества.
Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит человек пропал без вести или убит. Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент жизнь!
В зале меркнет свет и высвечивается только середина сцены, на которой появляется юноша в солдатской форме, садится у свечи и, читая стихотворение, изображает, что обломком карандаша пишет письмо с фронта домой.
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
В. Якуш
Под звуки песни «В землянке» (сл. С. Суркова, исп. М. Леонидова) выходит родительница (Рябинская Татьяна) берет в руки гитару и начинает петь , а ребята сидя на ступеньках сцены слушают её.
Ведущий. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше семидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало иногда и так, что весточка с фронта о том, что родной человек жив, здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами…
Бесстрашников Никита: -А у нас дома, в семейном архиве, хранится настоящее письмо с фронта. Мой дед, Бесстрашников Н.С. не дожил до Победы, каких-то 10 месяцев. (звучит песня «Отец, расскажи мне о прошлой войне… Выходит папа Бесстрашникова Никиты и на фоне музыки рассказывает о войне и зачитывает строки из письма)
На сцене появляются юноша в солдатской форме и девушка.
Девушка.
Помятый пожелтевший треугольник,
Листок тетрадный в клеточку, простой.
Кривые строки по сердцу – так больно,
Написаны мальчишеской рукой:
Юноша (одет в солдатскую форму).
– Везут на Запад. Нас в вагоне много.
Мальчишки все такие же, как я.
Беседуем, чтоб скоротать дорогу.
Здесь все свои, мы как одна семья.
Ты не грусти, маманя, мы ж пехота!
За Родину, за братьев, за отцов
Мы повоюем, верь. А жить охота!
Но за тебя я жизнь отдать готов!
Ну, всё, целую. Станция. Здесь почта.
И снова в путь, чтоб встретиться с врагом.
Храни, Господь! Жаль, некому помочь-то…
Вот я вернусь, и будет всё ладом.
Девушка.
Письмо ушло, а поезд под бомбежку
Попал всего лишь через два часа.
Тела, припасы, котелки и ложки…
И сгустки крови в светлых волосах…
А фронт далеко, здесь не поле боя,
Здесь братская могила… Сотни душ.
И только ветер по погибшим воет,
Да воронье спешит сорвать свой куш…
Помятый пожелтевший треугольник
За образами. Нет ему цены.
Кривые строки по сердцу – так больно…
Как весточка проклятой той войны…
Т. Лаврова
Ведущий. Это письмо с фронта. Подлинное письмо, написанное солдатом той войны. Бережно сохраненное в семейном архиве как самое ценное, самое дорогое. Солдатский треугольник, фронтовое письмо. Сегодня с экрана звучат подлинные письма. Вслушайтесь в них.
Данилов Саша: -У нас дома осталась весточка с фронта от моего прадеда Вешкина Василия Сергеевича (показывает портрет), он не дожил до Победы каких-то 20 дней. Это самое ценное то, что осталось от него. (…на фоне музыки выходит отец- Данилов Игорь Игоревич и читает письмо с фронта)
Хор исполняет песню «Фронтовые письма»
Сколько писем солдатских
Стой последней войны.
До сих пор адресатам
Так и не вручены
Может нет адресата
И писавшего нет…
Так кого же он ищет
Треугольный конверт (читает под музыку ученик)
Припев
Треугольная небыль
Невозможная быль
В три погибели неба
Пуль шальная кадриль
Треугольная повесть
Повесть в несколько строк
«Мол, воюю на совесть…
Слушай маму, сынок.»
Желтым пеплом покрыла
Треугольники осень
Строчки ливнями смыты
Словно вдовьей слезой
И слова уже стали
Неразборчивы очень
Но до боли понятен
Смысл тех писем простой
Припев:
Треугольная небыль
Невозможная быль
В три погибели неба
Пуль шальная кадриль
Треугольная радость
Треугольная грусть
Уцелевших три слова:
«Я Маруся, вернусь!»
Мы хоти , чтобы знали
Люди нашей страны
Эти письма писали
Нам солдаты с войны.
Это так завещали
Все сполна любить
Чтоб они защищали
И смогли защитить
Припев:
Треугольная небыль
Невозможная быль
В три погибели неба
Пуль шальная кадриль
Треугольник бумажный
Есть мечта и держись
Промелькнуло однажды
«ПОБЕЖДАЕМ… кажись..!»
Юноша: В минуты редкой тишины,
Между кровавыми боями,
Пускай к тебе мои мечты
Летят, гонимые ветрами.
Пишу письмо тебе, родная,
Ночной безоблачной порой
И, от разлуки изнывая,
Болею всей своей душой.
Склонилась ива надо мною,
Ветвями нежно обнимая,
Под шелестящею листвою,
Уединение скрывая.
И мне привиделись в ночи
Твои объятия и ласки,
Как будто нет лихой войны,
А мы с тобою в чудной сказке.
Жаль, явь развеет чудеса
С лучами первого рассвета.
Целуй детишек за меня!
Я с нетерпеньем жду ответа!
На сцене появляются две девушки.
1-я девушка.
Солдатские письма, солдатские письма,
Желанные вести с треклятой войны…
Солдатские письма, солдатские письма,
О, как же вас ждали с чужой стороны!
Смотрели с надеждой в глаза почтальонке –
Не горькую весть принесла ли в избу?
И вдруг, увидав серый штамп похоронки,
Дрожащей рукой утирали слезу…
2-я девушка.
В одном доме – радость, в другом доме – горе…
Здесь – выжил, но ранен, там – геройски погиб.
И реки страданий, а горечи – море…
И ждать, вот уж, кажется, больше нет сил.
Солдатские письма, солдатские письма,
Читали всем миром по тысячу раз…
В них боль и надежда, стремление к жизни,
Проклятья врагу, боль и ярость подчас…
Солдатские письма – треугольники жизни,
Посланники верной солдатской любви…
Салютов победных весенние брызги –
Вечная память погибшим в войне!
И. Дмитриева
Ведущий. Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Ребята исполняют песню «Победа»
Снова мирное небо взошло.
Салютуют сирень и каштаны.
И назло смертям и ранам
Счастье снова в каждый дом вошло.
Той земли, что в боях спасена
Нет на свете дороже и лучше.
Закури солдат и слушай
Как звенит над миром тишина.
Припев: Нельзя забыть весенний этот день.
Победа! Победа!
Ликующих на улицах людей,
Победа! Победа!
Мы все прошли через пламя и дым.
Погибшим слава и слава живым.
Победа! Победа!
Мы верим, мы знали. Победим.
Нас огнем проверяла война.
Навсегда разлучала с друзьями,
Но они сегодня с нами-
Фронтовых героев имена.
Припев: Нельзя забыть весенний этот день.
Победа! Победа!
Ликующих на улицах людей,
Победа! Победа!
Мы все прошли через пламя и дым.
Погибшим слава и слава живым.
Победа! Победа!
Мы верим, мы знали. Победим.
По окончании песни из автомата выстреливают вверх салют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Песни, опаленные войной"
Проект является победителем городской научно- исследовательской конференции проектных и исследовательских работ "Ярмарка идей". Содержит материал об истории создания песен военных лет....
Детство, опаленное войной
Детство, опаленное войной...
Классный час в форме устного журнала "Детство, опаленное войной"
3 марта 2013 года город воинской славы Ржев отметит 70-летие освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Данная разработка посвящена этой дате. Приглашённые бывшие несовершенно-летние ...
Детство, опаленное войной (не придуманные рассказы)
Презентация посвящается детям войны...
литературно музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"
9 Мая. Россия отмечает День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г. с немецко-фашистскими захватчиками.Активными участниками этой долгой и жестокой войны стали самые обыкновенные мальчишки...
Письма, опаленные войной
Знакомство с работой связистов в годы Великой Отечественной войны...
классный час "Письма, опаленные войной"
посвящён 70- летию Победы...