Литературно-исторический проект "Ратный подвиг"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Литературно-исторческий проект "Ратный подвгиг" создавался учащимися 4-х классов и был посвящен Святым защитникам земли русской. Ребята собирали исторические и литертурные сведения о святых. Создавали свои презентации. В этом проекте приняли участие 117 учащихся. На защите проекта присутствовали семьи учащихся, учителя школы и района, представители Ступинского духовенства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий воспитательного мероприятия | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Ратный подвиг»
«Отечество – понятие священное,
ибо его даровал всякому народу
Сам Господь Бог,
а дар Божий надо беречь».
Митрополит Санкт-Петербургский
и Ладожский Иоанн
Цели: на основе христианской истории и истории страны воспитывать любовь к Отечеству как главное нравственное убеждение, формирующее личность.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах возникновения войн на земле, знания о защитниках Отечества; указать христианские истоки мужества и верности защитников Родины; создать представление о героизме, смелости, подвиге; продолжить работу по формированию понятий «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу», «духовный подвиг», «ратный подвиг» на основе традиционных для России православных культурных ценностей; познакомить с отношением православной церкви к войне; расширять и закреплять знания детей о защитниках Отечества;
Развивающие: формировать умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают школьники; развивать познавательную активность, пополнять словарный запас, развивать устную речь учащихся; повышать интерес к изучаемому материалу; прививать интерес к истории родного государства; показать христианские истоки мужества и верности защитников Отечества;
Воспитательные: духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся; развитие нравственных чувства сопереживания и ответственности за других людей; формировать представление о вечных ценностях (милосердии, сострадании, доблести); воспитание патриотических чувств, гордости за свою страну; воспитание любви и уважения к православной вере, святыням; создавать эмоциональный настрой; привитие любви и уважения к памяти предков, родному языку.
Оборудование: компьютер, проекционная аппаратура; презентация; плакаты, рисунки
Ход мероприятия
Я о родине песню пою
1.Я о родине песню пою,о моей необъятной России...
Где в березовых рощах так нежно поют соловьи...
Где трава высока,ну а небо лазорево-синее...
И курлыча над полем ровным клином летят журавли...
2.Я о родине песню пою,о великой России...
О бескрайних просторах твоих,где колосья пшеницы звенят...
Где над речкой туман расстилается дымчато-сизый,
И о дальних дорогах, что так за собою манят...
3.Ты,Россия моя,ты-великая наша Держава...
Сколько воин и бед испытала ты в жизни своей.
Ни сломили тебя, ни фашист,и не швед под Полтавой,
Скольких ты потеряла своих дочерей,сыновей...
4.Ты-Отчизна моя и хочу я тобою гордиться.
Навсегда в своем сердце любовь я к тебе сберегу...
Ну,а если какая беда вдруг с тобой приключится,
Знай,что, где бы я не был,на помощь к тебе прибегу...
4 «Б» поет песню «Россия, Россия,,,,»
1 ведущий: Часто мы слышим слова Родина, Отечество, и у каждого из нас перед глазами встаёт своя картина. Это - дом, храм, береза, Кремль, ромашка на лугу, мама, друзья.
2ведущий: Отечество -это село, город, страна, где человек родился, вырос, где жили его предки. Родина, это всё, что свято для человека.
3 ведущий: Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях.
4 ведущий: Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы.
1 ведущий: Моя Родина – это традиции и культура моего народа.
2 ведущий: Отечество, отчизна — это родная страна. Такие понятия как «любовь к Родине», «защита Родины» и «защита Отечества» близкие по значению.
Читает стих Матвей Зайцев 4»А»
В ряду защитников Отчизны
на протяжении веков
солдат российских лица вижу,
всех тех кто защищал наш кров.
Их лица полны благородства,
и святость ясная в глазах:
монах ли с поля Куликова
или гвардейцы в киверах.
В будёновках иль треуголках
стояли русские полки,
Их дух былинный,дух народный
не раз отведали враги.
В ряду с великим Александром,
что на Неве принимал бой,
встают советские солдаты,
кто землю заслонил собой.
Для Родины равновелики:
кто с партбилетом,кто с крестом,
великомучеников лики
в скрижаль истории внесём.
Руси просторы многих манят,
но будут биты каждый раз
других веков Наполеоны:
НАРОД -он РОДИНУ не сдаст!
3 ведущий: Мы сегодня говорим о защитниках Отечества, об их ратных подвигах. А, кто такие защитники Отечества?
4 ведущий: Это те, кто не жалея своей жизни, отстаивает свободу, независимость, веру своей страны; выполняет свой гражданский долг.Защищать свой дом, семью, Родину – норма жизни каждого мужчины. Так было на Руси всегда.
2 ведущий: Как называлась наша страна в эпоху славных богатырей?
1 ведущий: Русь,Киевская,святая…Земной удел Богородицы…Но уже тогда много врагов было у нашей Родины.
2 ведущий: Как же любили и защищали Русь святую наши предки! Каждый народ знает своих героев по именам, хранит о них память веками.
Стих- е Российским богатырям
Богатырь, он вот каков:
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал!
Русь-матушку защищал.
Силён, как вольный ветер.
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой, удалью богат.
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
Работа по иллюстрации В. М. Васнецова «Три богатыря»
Ученик из 4 «Б» рассказывает об Илье Муромце
Илья Муромец родился 5 сентября 1193 года в древнем селе Карачарово, близ Мурома. Он воспитывался в благочестивой крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе, учила мудрости, заботе сердечной, разгоняла скуку. Односельчане любили Илью за разумность, приветливость и особую тихость. Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары, седина серебрила им головы, но веселые, молодые глаза были полны радости. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную. После третьей силы поубавились. Удивительные гости перекрестили Илью со словами: «Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана». Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов. Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца, ушел в монастырь. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его тело положено в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры и находится там до сих пор. А память святого праведного Ильи Муромца празднуется Церковью в день, который легко запомнить – первый день Нового года. Жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, а так же является защитой православной земли.Мы с вами знаем, что Бог дал людям землю для возделывания. Ее надо беречь. Защищать. Русская земля всегда славилась такими защитниками.
Ведущий 3: Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?
Ведущий 4: Нет! Многие из защитников, святых людей жертвовали собой, то есть отдавали свою жизнь во имя любви к Богу, во имя защиты Родины, отдавали свои жизни, не думая о славе, о наградах.
Ведущий 3: Так любил Родину и служил ей Александр Невский. Его любовь к Родине проявлялась в ратных подвигах.
Выступление ученика 4 «В» рассказывает об Александре Невском
Александр Невский был не только защитником нашего православного Отечества, но мудрым и храбрым человеком. Он всегда побеждал врагов, которые были не только лучше вооружены, но и имели численное преимущество. Например, 1140 год – битва на Неве или 1142 год – Ледовое побоище. Имя Александра Невского тесно связано с историей Владимирского края. Здесь он княжил 11 лет. Родился Александр Ярославович в 1220 году в городе Переяславле. Детство и юность Александр провел в Новгороде. Здесь княжил вместе со своим братом Федором под руководством двух суздальских бояр. Достигнув 16 лет, Александр стал править самостоятельно. Молодого правителя отличала видная внешность: высок ростом, красив, силен, к тому же обладал сильным голосом, «гремевшим перед народом, как труба». В тяжелую пору заступил Александр на княжение в Великом Новгороде. Многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой, монголо-татарскими кочевниками. Татары разоряли русскую землю, грабили и сжигали города и села, убивали жителей, многих уводили в плен. Дружина князя была невелика, и он поступал мудро, избегал неравных по силе битв. Смиряя свой гнев, старался не ссориться с татарским ханом, сберегая земли от нападения и разорения. Поддерживая мир, Александр добился доверия хана и разрешения на правление во Владимире. Сам исправно возил хану подарки (откуп). Народ кипел от гнева, не желая жить под игом врага (в подчинении). Но непокорные города ждала расправа. Владимир был захвачен и сожжен. Князь Александр отправился в Золотую Орду, чтобы уговорить татарского правителя не посылать карательный отряд и сохранить жизнь оставшимся в живых людям. И добился согласия. Не смотря на власть татарского хана, Александр Невский под прикрытием лесов и болот создавал тайные дружины. По его замыслу эти дружины должны будут дать бой татарам и прогнать их с земли русской. А пока время для решительного сражения еще не пришло. Осуществить свои планы князь не успел. Возвращаясь с переговоров от хана, Александр занемог. По приказу врач хана подсыпал Александру в кубок медленнодействующий яд. До Владимира князь не добрался. Умер в пути, в городе Городце на Волге. Прах князя был перевезен во Владимир и с почестями захоронен в Рождественском соборе. Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению России от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу. Сохранил Русь и православную веру. Перед смертью он принял монашество. "Зашло солнце земли Русской" - говорили на Руси. После его смерти остались жена и дети. Младший сын - Даниил Московский сохранил веру и благочестие отца, и возвысил Москву. «Если Бог за нас, то кто против нас?», «Не в силе Бог, а в правде» - так говорил Александр Невский и побеждал с Божией помощью врагов Руси, врагов Православия.
Учитель: (Сахарова И.А.) Предлагаю вам посмотреть отрывок из художественного фильма «Александр Невский» (просмотр).
Учитель: Какие важные слова произнёс Александр Невский навсегда вошедшие в историю нашей страны? («Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»)
Учитель: Как вы их понимаете? (если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять).
Ведущий1: Что означает слово “война”?
Ведущий 2: Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Война – это гибель миллионов невинных людей.
Ведущий 1: Почему же люди воюют?
Ведущий 4: Желание присвоить чужие богатства; желание завладеть чужой территорией; иметь власть над людьми; заставить людей другой страны работать на себя, воюют за нефть, за деньги, воюют за землю, за родину, за веру, за свободу, за счастье.
УЧИТЕЛЬ: ( Белоцерковская М.Н.) Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти! Когда же на Земле закончатся войны? Как должен вести себя православный человек, если начнется война? (защищать своё Отечество) А что на войне самое страшное? (убийство людей).
Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам? Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Отдай жизнь свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».
- Что такое жертвенная любовь? (отвечают). Правильно, многие из святых людей жертвовали собой (отдавали свою жизнь) во имя любви к Богу, во имя защиты Родины.
Ученик из 4 «Г» рассказывает о Георгии Победоносце.
В первые века нашей эры православные христиане подвергались нападениям со стороны противников Христианской Веры. В Риме жил юный воин Георгий. Он верил в Иисуса Христа. Противники Христианской веры хотели чтобы, Георгий отрёкся от Христа, пытали его. Измученный воин обратился с молитвой к Богу. Вдруг загремел гром и раздался голос с Небес: « не бойся, Георгий, я с тобой!» Появилось сияние, и с небес спустился Ангел в образе прекрасного юноши. Он протянул руку Георгию и сказал: «Радуйся». Когда Ангел исчез, Георгий встал, и его раны исчезли. При виде такого чуда, все вокруг пришли в ужас. Много мучений претерпел Георгий, но ничто не смогло сломить его мужество. Страх охватил противников, и они убили Георгия. Георгия стали называть Победоносцем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания. Великомученик Святой Георгий стал покровителем православных воинов. В честь него установили знаки отличия — Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Эти знаки были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги. Спустя много веков, в России, в честь великого святого Георгия Победоносца, был установлен почетный орден «За службу и храбрость». Ими награждались солдаты за подвиги совершенные в защиту Отечества.
Учитель (Грошева Н.В.) Идут годы, столетия, но веру в Бога многие люди хранят в своем сердце. И с верой в Бога защищают свою Родину, не смотря ни на что.
Русские люди показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к врагам. На плечи наших предков легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Русская земля всегда славилась своими защитниками. Среди православных святых было много воинов.
Ученик 4 «А» рассказывает о Дмитрии Донском
В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного правителя татарской державы, теперь он шел на Русь. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским. И благословил Сергий Радонежский Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих». Перед началом битвы сошлись в поединке Пересвет и Челубей. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая сеча. В битве на Куликовом поле Дмитрий Донской показал себя выдающимся полководцем. Память о великом князе дорога именно тем, что он сумел объединить всех русских князей на великое дело – защиту земли Русской. Впервые русский народ выступил против монголо-татарской орды и нанес ей сокрушительное поражение.Это не просто добрый и сильный человек. Это герой, который своими добрыми делами служит Богу. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов.
ПРО БЕЛОПЕСОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ 4 «А»
Три Свечи
Как в пресветлой небесной горнице
Перед иконою Богородицы
Три свечи дни и ночи теплятся,
Три огня на ризах колеблются.
И одна свеча- воску белого,
За страдания света целого.
За измученных и обиженных,
Обездоленных и униженных.
А вторая желтого, яркого
Та за труженика усталого,
За работника и отшельника,
И за пахаря, и за мельника!
Всех светлей горит свеча красная
Неоплывная, неугасная-
За воюющих, побеждающих,
За Святую Русь, погибающих!
Высока небесная горница,
Души чистые в ней находятся,
Крепко молятся души чистые
Три свечи сияют лучистые!
Крепко молятся небожители,
Всех сильней мольбы за воителей.
Неоплывная, неугасная,
Ярко светит свеча красная!
Учитель. ( Сахарова И. А.) Обобщение.
- Сегодня вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.
- Как вы думаете, влияет ли война на человека? А как? (происходит переоценка прежней жизни, т.д.).
- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)
- Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как? (у некоторых проявляются чувства милосердия, сострадания, т.д.).
Учитель. (Грошева Н.В.)Сегодня у нас с вами необычное мероприятие. Оно было посвящено защитникам Отечества. Мы – россияне. Нас объединяет культурные традиции, вера, язык.
- А что значит уважать Отечество? (помнить о прошлом; почитать традиции, родителей; изучать историю своей Родины; сохранять наше Отечество, т.д.)
Зайцев Матвей 4 «А» : Как дерево не может жить без корня, так и человек не может жить без Родины. А корни нашего дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю своих предков должен знать каждый из вас, так как именно человек является носителем исторической памяти. Александр Блок писал: «Родина- это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку». Так давайте же к Родине относиться так же, как к самому себе, как к ближнему своему. Если не относится с любовью к тому, что нас окружает, то можно все потерять. Такое не должно случиться с нашей Родиной.
Любите Россию, как мать -
В болезни любите, во здравии
И сердцем её Православие
Пытайтесь понять и принять.
Мы в центре духовной войны
Жестокое время и нервное…
И только единою верою
Еще быть мы можем сильны.
Пусть громкие эти слова,
Но их повторять очень хочется!
Поверьте, Россия не кончится,
Пока будет вера жива.
Пока будут храмы стоять -
Высокие и златоглавые!
Пусть время меняется. Главное -
Любите Россию, как мать!
ПЕСНЯ «Я ЗА РОССИЮ МОЛЮСЬ»
Я за Родину-мать, за Россию молюсь.
Я своею великой страною горжусь.
Потому, что мы здесь рождены и живём.
Это-наша земля, это-наш отчий дом.
Не сгибалась ты Русь, поднималась опять.
Несмотря ни на что, продолжаешь стоять.
Те, кто злобой кипит, никогда не поймут,
Что за люди у нас, в России живут.
Припев
Ты живи, моя Россия!
Славься русская земля!
Краше нет под небом синим!
Это-Родина моя!
Мы добьёмся всего, если вмести пойдём. Ты вокруг оглянись, на леса и поля.
Мы, уж, песню свою, видит бог, допоём. Нам с тобою хранить надо эти края
Наш высокий порыв никому не сломить. Пусть берёзы шумят и ромашки цветут,
А иначе, зачем на земле этой жить. Пусть на нашей земле наши дети растут.
ПРИПЕВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Колокола веков". Литературно-историческая композиция. 4 класс.
В сентябре 2012 года в наших школах появится новый курс "ОРКиСЭ". Предлагаю сценарий мероприятия, которое может стать итогом изучения всего курса или итогом отдельного проекта...
Семейная литературно-историческая викторина для 1-4 кл. "Юбилейные даты - 2013"
Семейная литературно-историческая викторина для 1-4 кл. "Юбилейные даты - 2013"...
Сценарий литературно исторического вечера в младшей школе "Стрельна, милая Стрельна..."
Сценарий литературно исторического вечера в младшей школеСтрельна, милая Стрельна…..Составила Степанова Ю.Н. по материалам, предоставленным Богдановой Г.А., Павлуховой Л.В. Музыка к ...
Сценарий литературно исторического вечера в младшей школе "Стрельна, милая Стрельна..."
Сценарий литературно исторического вечера в младшей школеСтрельна, милая Стрельна…..Составила Степанова Ю.Н. по материалам, предоставленным Богдановой Г.А., Павлуховой Л.В. Музыка к ...
Подвиг воинский, подвиг любви авторы статьи :Гребенкина, Малюкина, Погребная .
В статье рассказывается о выпускниках нашей школы, героически погибших в горячих точках....
Литературно-историческая композиция «Этих битв не смолкнет слава!»
Литературно-историческая композиция «Этих битв не смолкнет слава!» Цели:-углубление знаний учащихся о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г, ее защитниках и подвигах;-способ...
Литературно-историческая композиция «Дети – жертвы Холокоста»
Воспитательное мероприятие направлено на ознакомление обучающихся с трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечности. Повышает информационную грамотность обучающихся. Знакомит с некоторы...