Литературно-историческая композиция «Дети – жертвы Холокоста»
классный час (4 класс)

Тараненко Ирина Вацловна

Воспитательное мероприятие направлено на ознакомление обучающихся с трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечности. Повышает информационную грамотность обучающихся. Знакомит с некоторыми событиями трагедии Холокоста; воспитывает толерантное отношение к людям разных национальностей, чувства сопереживания, сострадания к другим народам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vostitatelnogo_meropriyatiya.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-историческая композиция

                                        «Дети – жертвы Холокоста»

Тема: «Дети – жертвы Холокоста».

Цели:

Образовательная:

1) ознакомить учащихся с историческим фактом трагедии Холокоста;

2) повысить информационную грамотность учащихся;

3) формировать аналитические умения учащихся при работе с историческими источниками;

Развивающая:

1) развить навыки социальной восприимчивости и доверия;

3) развить умение выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;

Воспитательная:

1) воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;

2) научить защищать идеи гуманизма;

3) обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.

Оборудование:

  1. Видеофильмы, презентация о Холокосте.
  2. Портреты узников лагерей.
  3. Музыкальное оформление (фонограммы).
  4. Декорации (свечи, колючая проволока, на переднем плане стол со свечой)

План мероприятия

  1. Организационный момент.
  2. Ход мероприятия:
  1. 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста.
  2. Начало Холокоста.
  3. «Фабрики смерти».
  4. Воспоминания очевидцев.
  5. Дневник голландской девочки Анны Франк.
  6. Роман Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»
  7. Минута молчания. “Равенсбрюкская молитва”.
  1.  Рефлексия. Наказ: «Помни, что ты – Человек!»

                                          Ход мероприятия

В зале полумрак, горят свечи. На стендах развешены фотографии детей-узников концлагерей. Идет показ слайдов. (Примечание 1)

(Звучит музыка   И.Бах «Страсти по Матвею.Сжалься»)

Ведущий 1.

Молитвою начать должны мы этот день,

чтоб память жертв нацистских мы почтили,

пусть души их поднимутся все выше,

чтоб они точно знали — мы их не забыли.

Ведущий 2.    

Холокост — всесожжение, катастрофа…

В истории есть эпизод такой.

Когда невинность— под ботфортом,

Когда живой вдруг стал золой.

Такое не забудешь никогда,

Трагедию ничем ту не измеришь,

И слез не хватит, хоть соленая вода

Как индикатор горя с колыбели.

Ведущий 1. Жертвам нацистов, нашим родным и близким, пережившим страшную войну, посвящается.

Ведущий 2. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается…

(Звучит «Бухенвальдский набат»)

Ведущий 1. Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слово  «Холокост» – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха.

Ведущий 2. Это была беда не только одного народа, в это время погибло  много людей разных национальностей.

Народ мой пролил море слёз,

где б ни был он рассеян…

Война всегда есть Холокост –

не только для евреев…

(Звучит немецкий марш)

Исторические факты
(Подготовленный ученик)

Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер. 
9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.

Дождик льёт, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон…


         Евреев обязали носить особые знаки на одежде, повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы… 

Жёлтые звёзды – звёзды почёта. 
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды Давида,
Горькие слёзы еврейской обиды.

Ведущий 1. Самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Исторические факты
(Подготовленный ученик)

Ге́тто (от итал. ghettonuovo «новая литейная») — части крупных городов, отведенные для принудительного поселения людей, дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам (первоначально евреи).

С 1941 года нацисты создали 4 лагеря, специально предназначенные для уничтожения людей, ещё 2 концлагеря были приспособлены для массовых убийств.

В первую очередь отбирали женщин, детей, стариков и нетрудоспособных. Оставшимся предстояла татуировка номера, каторжный труд, голод. Тех, кто заболевал или просто ослабевал от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.

Ведущий 2.  Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке, известный военный историк Василий Яковлевич Петренко вспоминает о том, как заключенных кормили в концлагере: «Кормили узников очень плохо: один раз в день водянистая похлебка и 150–200 граммов хлеба».

Многие бывшие узники вспоминают, что их кормили мерзлыми овощами, свекольной ботвой, вареным зерном, иногда добавляли конину. Люди «протягивали» на таком питании около трех месяцев.

Ведущий 1. Вспоминает Зимзе Ирина, малолетний узник концлагеря:

«Давали баланду из ботвы и гнилой картошки и маленький кусочек так называемого хлеба, который и хлебом нельзя назвать. Моя мама пережевывала свой маленький кусочек, заворачивая его в тряпочку, делая из него соску. Это и служило мне питанием. Слава Богу, может, это меня и спасло от голодной смерти».

И. А. Медведков

Хлеб пленных

Не мягкий, сытный, ароматный;

Который ели мы когда-то,

А черствый, грубый, суррогатный,

И то по двести грамм на брата.

По двести грамм, и все, и точка —

Ни грамма больше, ни кусочка

За день, который длился годы

И нес нам разные невзгоды.

Лишь дважды в день черпак окрошки

Из брюквы и гнилой картошки,

И лошадиная работа

До дрожи, до седьмого пота.

Да, этот хлеб мы сутки ждали

И за мгновение съедали;

И снова ждали, ждали, ждали —

Ах, как мы люто голодали!

И все ж фашисты не добились,

Чтобы мы с ними согласились

И за буханку суррогата

Продали совесть, честь солдата.

Исторические факты

(Подготовленный ученик)

          Одним из самых ужасающих мест был Саласпилский лагерь смерти. Свою чудовищную славу он получил из-за того, что в нем содержалось множество несовершеннолетних узников. Находился он в Латвии. В одном только этом лагере мученической смертью погибли не менее 100 тысяч человек.

«Прославился» Саласпилский лагерь смерти невероятной чудовищностью совершаемых здесь преступлений. Так, особенно распространенным методом убийства детей было полное выкачивание из них крови, которая затем использовалась в немецких больницах и госпиталях для военнослужащих. В лагере свирепствовали инфекционные болезни, основной из которых была корь. Над детьми, которые ей заболели, проводили действительно бесчеловечные эксперименты: их морозили, морили голодом, ампутировали конечности для «установления пределов человеческого организма». Кроме того, «экспериментаторы» мыли несчастных ледяной водой. Дети умирали в страшных мучениях, причем агония порой длилась по нескольку дней.

Щербакова Валентина

Детский лагерь Саласпилс…

Сколько там братских могил…

Сколько там погибло детей…

Не было страшней смертей…

Отбирали фашисты детей

У обессиленных матерей.

Травили детей мышьяком,

Всем этот лагерь знаком.

Закапывали заживо в землю,

Накидывали на узников петлю…

Дробили головы прикладом –

Экономили боеприпасы…

Детей голых и босиком,

500 метров гнали пешком,

Мыли их холодной водой,

Кто ж останется живой?

В лагере закончили свой век

Почти 100 000 человек.

За мучеников в Храме свечу

Я завтра поставить хочу…

Ведущий 2. Дневник голландской девочки Анны Франк - один  из наиболее известных и  впечатляющих  документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым  на весь мир. Анна  вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года. Вот как рассказывала 13-летняя  Анна Франк в одном из своих дневников  о геноциде евреев, жертвой которого стала её семья.

(Тихая музыка)

Анна Франк

(В луче прожектора девочка сидит за столом, перед ней тетрадь, в руках - карандаш, пишет.)

         «Мы евреи, и поэтому нам пришлось в 1933 году эмигрировать в Голландию. После сорокового года жизнь пошла трудная. Сначала война, потом немецкая оккупация. И тут начались наши страдания. Вводились новые законы, одни строже другого, особенно плохо приходилось евреям. Они должны были носить желтую звезду, сдать велосипеды, евреям запрещалось ездить в трамвае, не говоря уж об автомобилях. Покупки можно было делать только от трех до пяти в специальных еврейских лавках. После восьми вечера нельзя было выходить на улицу и даже сидеть в саду или на балконе. Нельзя было ходить в кино, в театр. Запрещалось заниматься плаванием, играть в хоккей или в теннис, - словом, спорт тоже был под запретом. Евреям нельзя было ходить в гости к христианам, еврейских детей перевели в еврейские школы. Ограничений становилось все больше и больше. Суббота, 20 июня 1942 года».

Ведущий 1. Анна Франк стала жертвой доносчика. Он сообщил о том, что в здании скрывается группа евреев. Вскоре все скрывающиеся в этом убежище были задержаны полицией и отправлены в концлагеря. Анна и ее старшая сестра Марго оказались в транзитном концентрационном лагере Вестерборк, а позже были перенаправлены в Освенцим. Затем обеих сестер отправили в Берген-Бельзен, где спустя несколько месяцев они умерли от тифа.

Рина Левинзон

Анна Франк

В этом городе таком знакомом,

дверь замкни и окна затвори.

Гибелью грозят фонарь над домом

и свеча запретная внутри.

Беззащитней, чем скворец в скворешне,

ангелу шептала: «Пожалей…»

Что ей снилось в этой тьме кромешной?

Черный ветер дул из всех щелей.

В темноте, над свечкой незажженной,

прячется, не ведая вины,

мой двойник, ничем не защищенный,

девочка последней тишины.

Ведущий 2. В 2006 году вышел роман «Мальчик в полосатой пижаме», написанный ирландским писателем Джоном Бойном. Действие происходит в период Второй мировой войны.

Ведущий 1. Роман начинается с описания спокойной жизни девятилетнего ребенка Бруно, живущего в городе Берлине. Папа, служащий, офицер немецкой армии. По приказанию командира семья перебирается на новое место жительства. Отец прикладывает все усилия, чтоб достигнуть высших чинов, и с радостью соглашается на подобное предложение.

         Лагерь в «Ай-Выси», где носят полосатую форму, расположен недалеко от дома Бруно, и ребенок часто забегает туда, жутко завидует ребятам, которые живут за колючей проволокой. Он как-то видел фильм про этот лагерь, где описывалось, как счастливо живут дети. Бруно захотелось туда попасть. Он заводит дружбу с мальчиком, евреем, который живет в «Ай-Выси». Но Бруно поражается его худощавости, ведь не знает, что творится в этом лагере, почему у того мальчика желтая нашивка в форме шестиконечной звезды, отчего Шмуэля нельзя лишний раз проведать. Многое не доходило до ребенка.

Бруно строго настрого запретили иметь любые отношения с тем еврейским мальчиком, но он все равно тайком, прибегал к нему.

(Колючая проволока, с одной стороны Шмуэльв полосатой одежде, с другой стороны Бруно)

Шмуэль: - Здравствуй, Бруно.

Бруно: - Здравствуй, Шмуэль.

Шмуэль: - Я волновался, удастся ли нам увидеться сегодня… Дождь и вообще. Тебя могли не выпустить из дома.

Бруно: - Да, ситуация была рискованной.  Погода нас чуть не подвела.

(Шмуэль закивал. В руках он держал полосатые пижамные штаны, полосатую пижамную куртку и полосатую матерчатую шапочку. Бруно пришел в полный восторг. Шмуэль приподнял проволоку и просунул под нее полосатый костюм).

Бруно: — Спасибо.

                                             (Бруно надел костюм)

Бруно: - Изображаю человека с той стороны ограды.

Шмуэль: — Еврея, значит.

Бруно: — Да, чувствую себя немного неуютно.

(Шмуэль ткнул пальцем в сапоги, в которых Бруно пришел из дома)

Шмуэль: — Их надо оставить здесь.

Бруно: — Я что, должен ходить по этой грязи босой?!

Шмуэль: — Иначе тебя узнают.  Выбирать не приходится.

(Бруно тяжко вздохнул, но он понимал, что друг прав. Он снял сапоги, сунул внутрь носки и поставил сапоги рядом с кучкой одежды. Затем он прополз через проволоку.  Бруно обнял Шмуэля.Мальчики увидели людей в полосатой одежде, солдаты кричали на людей.)

Бруно: — Пожалуй, мне здесь не нравится.

Шмуэль:— Мне тоже.

Бруно: — И по-моему, мне пора возвращаться домой.

(В этот момент раздался громкий свисток, несколько солдат окружили площадку, на которой стояли Бруно и Шмуэль.)

Бруно: — Что это? Что происходит?

Шмуэль: — Такое случается иногда. Они заставляют людей маршировать.

Бруно: — Маршировать?  Я не могу, у меня нет времени. Мне надо поспеть домой к ужину. Сегодня у нас жареная говядина.

Шмуэль: — Ш-ш…(Шмуэль приложил палец к губам). — Молчи, а то они разозлятся.

(К ним подтянулись другие люди в полосатых пижамах. Многих подталкивали солдаты, мальчики оказались в центре толпы. Бруно не понимал, почему все такие испуганные. Снова раздались свистки, и колонна  медленно двинулась вперед к  помещению.Шмуэль прижался к Бруно почти вплотную)

Бруно: - Очень жаль, что нам не удалось по-настоящему поиграть, но когда ты приедешь ко мне в Берлин, мы обязательно поиграем. Теперь ты мой лучший друг, Шмуэль. Мой верный друг на всю жизнь.

(Шмуэль его обнял.В этот момент закрылась входная дверь, и снаружи раздался протяжный металлический скрежет. Люди, заполнявшие помещение, громко ахнули.)

(Звучит трагическая музыка)

Ведущий 1. Бруно и Шмуэль были сожжены в одной из печей нацистского лагеря.

Страшный и такой реалистичный финал…

Сколько таких историй видели стены Аушвица и подобных ему концлагерей! Таким образом, было убито 1,5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза.

Ведущий 2 .

Стоит ребенок в стертых башмаках,

К военным тянет голую ручонку,

Он голоден, в глазенках страх,

А на руке огнем горит наколка,

Наколка - номер, больше ничего,

Нет имени, фамилии, нет мамы,

Концлагерем зовется жизнь его,

Но тянет  ручку к людям он упрямо.

Смотрите, люди, и запомните навек

И больше никогда не повторите:

«Гулаг, Освенцим, Майданек.

В глаза ребенку этому смотрите».

Ведущий 1.

Когда мир узнает про Холокост,

Немеет сердце, холодеют руки,

И просит Господа с рыданием душа,

Пусть никогда не повторятся эти муки!

Когда был истреблен почти что весь народ,

Страшнее геноцида не сможешь и представить,

Когда мир узнает, что значит Холокост,

Такое преступление ничем уж не исправить!

Пусть каждый человек зажжет свечу в окошке,

И тихо поминает загубленные души,

Пусть будет всем уроком то время Холокоста,

Покой всех жертв ушедших пусть будет не нарушен!

Ведущий 2.Объявляется минута молчания…

                                           (Звучит метроном)

                                         (Звучит “Реквием” Моцарта)

Ученик.

“Равенсбрюкская молитва”

“Да воцарится мир в душах людей злой воли,

И да положит это конец мщению

И разговорам о казнях и насилии.

Жестокость несовместима ни с какими нормами и принципами,

Она вне пределов человеческого понимания,

Из-за неё так много мучеников в этом мире”.

Ведущий 1. Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Ведущий 2. Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

                                        (Звучит «Реквием» Моцарта)

Ученик 1. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

Ученик 2. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Ученик 3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Ученик 4. Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Прошла война,

Прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

(Музыкальное  сопровождение -  «Тема к 9-ой роте»)

Помните…        

Через века,         

через года помните…

О тех, кто уже не придет никогда-

Помните!

Памяти павших будьте достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб

Запомнили!

Детям детей расскажите о них

Чтоб тоже помнили!

Помните!

Через века, через года,

Помните!

Ведущий 1. Наша сегодняшняя цель –– научиться  быть чуткими к боли других людей, не причинять страдания кому – либо, наша цель научиться говорить твердое «НЕТ!» тем, кто стал на преступный, жестокий путь.

Ведущий 2. Мы надеемся, что сегодняшнее  мероприятие - урок на всю жизнь. Боритесь против любого проявления национализма.  Ваши сердца будут помнить эти грустные истории с несчастным концом. Не становитесь на преступный путь никогда во имя своих идей, берегите свои чистые души!

Список источников

  1. http://www.aif.ru/society/law/holokost 
  2.  http://www.worldholocaustforum.org/rus/history/5/
  3. https://ru.wikiquote.org/wiki/Холокост 
  4. http://www.genocide.ru/lib/moshenskaya/1-1.htm 
  5. http://corruptua.org/2014/01/lager-smerti-osventsim-desyat-shokiruyushhih-faktov/ 
  6. http://photochronograph.ru/2013/05/24/zhizn-i-smert-v-nacistskix-konclageryax-ch2/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Колокола веков". Литературно-историческая композиция. 4 класс.

В сентябре 2012 года в наших школах появится новый курс "ОРКиСЭ". Предлагаю сценарий мероприятия, которое может стать итогом изучения всего курса  или итогом отдельного проекта...

Внеклассное мероприятие ко Дню памяти жертв Холокоста

Данное мероприятие подходит для проведения в 3-4 классах начальной школы. К конспекту прилагается презентация....

Классный час «Память жертвам Холокоста и освобождение лагеря смерти Аушвиц(Освенцим) силами Красной армии.» 1- 4 классы по региону Республика Крым

Тема:«Память жертвам Холокоста и освобождение лагеря смерти Аушвиц(Освенцим) силами Красной армии.»В этом конспекте я указывала большинство данных о Республике Крым. Много использованных т...

Презентация : "День в истории: 27 января – День снятия блокады города Ленинграда и Международный День памяти жертв Холокоста»

Автор презентации:Учитель начальных классов, Спивакова Алла Николаевна, МКОУ «Скороднянская СОШ»2018-2019 уч.год...

Международный день памяти жертв Холокоста

С 24 по 27 января 2022 года обучающиеся начальных классов нашей школы  приняли участие в «Неделе памяти», посвященной годовщине освобождения Красной армией узников концлагеря Аушвиц (...

Международый день памяти жертв Холокоста

В целях понимания обучающимися трагического события Второй мировой войны, вошедшего в историю под названием Холокост, в период с 24 по 27 января 2022 года обучающиеся начальных классов нашей школы при...

«Международный день памяти жертв Холокоста»

Сценарий мероприятия «Международный день памяти жертв Холокоста»...