Статья на тему: "Подвижные игры в ГПД"
статья (2 класс) по теме

Михайлова Татьяна Николаевна

Статья содержит материалы о роли подвижных игр, об их использовании  в группе продленого дня, разработки игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Подвижные игры в группе продлённого дня»

                                                                            Выполнила: Воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 404

                                                                                                     Колпинского района

                                                                                                                               Михайлова Татьяна Николаевна

Игра – непременный спутник детства. Она даёт возможность ребёнку познать мир, учит общению, способствует физическому развитию, обогащает интеллектуально, создаёт жизненный положительный эмоциональный фон. Для детей каждая встреча с игрой – это праздник. А вот будет ли этот праздник ярким и весёлым, зависит от учителя, организатора, их профессиональной подготовленности, компетентности. Всё это является условиями того, чтобы ребёнок рос физически развитым, здоровым, жизнерадостным.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки и объективно оценивать поступки других.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, познавательные и другие. Но особое место среди них занимают подвижные игры , как лучшее лекарство от двигательного «голода» - гиподинамии. Движение – естественное состояние ребёнка. Однако с поступлением в школу много времени у детей занимают уроки и подготовка к ним. Малоподвижный образ жизни отрицательно сказывается на их здоровье, умственном развитии. Недостаток движений может стать одной из причин замедления их психического и физического развития, что скажется и на успеваемости. Подвижные игры могут восполнить недостаток движений, а также помогают предупредить умственное переутомление. Характерными чертами подвижных игр являются не только богатство и разнообразие движений ,но и свобода их применения в разных ситуациях.  Многие из них существуют с незапамятных времён и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, метание, и поэтому являются наиболее универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

«Подвижная игра  является упражнением, готовящим ребёнка к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям» П.В.Лесгафт

Подвижные игры в группе продлённого дня являются в настоящее время важной формой общественного воспитания детей. Одна из важных задач работы с детьми в группе продлённого дня – сделать так, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно и способствовали всестороннему развитию личности. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, предоставить каждому возможность наиболее полно реализовать свои способности.  Большую помощь в этом воспитателю может оказать игра, ка важное средство самовыражения, проба собственных сил. В играх учитель может узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из учеников. Игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

В младшем школьном возрасте игра становится ведущим видом деятельности потому, что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка. Разнообразные подвижные игры с правилами способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, ловкости, меткости, выносливости и других психофизических качеств.

По определению современных педагогов, «подвижная игра» относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений (Л.В. Былеев, Е.М. Геллер, И.М. Коротков, М.Н. Жуков).
Подвижная игра с правилами – это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Сущность подвижной игры – это ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создает предпосылки к успешному овладению учебной деятельности в будущем.


При подборе подвижных игр учитываю возрастные индивидуальные способности физического развития детей, уровень физической подготовленности. Занятия провожу разнообразные по характеру и интенсивности, доступные, имеющие оздоровительную направленность. Подвижные игры эффективно содействуют нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма учащихся с учетом возраста, а также формированию правильной осанки.

 Также, при подборе игр я исхожу  из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным. Следует начинать с простых игр, Но постепенно можно вводить и командные игры, игры – эстафеты, соревнования – поединки. Опыт показал, что есть игры , которые вообще нельзя  отнести к определённому возрасту, Такие, например , игры, как «Уточка», «Второй лишний», Белки, орехи, шишки», можно с одинаковым успехом проводить со школьниками и даже со взрослыми.

При выборе игр приходится считаться с размером помещений. Если игры проводятся в спортивном зале, просторном коридоре или на площадке, то никаких ограничений для выбора той или иной подвижной игры нет. В классе возможности ограничены. Если детей много, приходится подбирать только малоподвижные игры, игры на внимание, наблюдательность и т.д. Помещение , в котором проводятся игры, необходимо предварительно проветрить или тщательно убрать, чтобы в нём не было грязи и пыли.

Для многих подвижных игр нужен инвентарь: мячи, кегли, обручи, скакалки, верёвки, мел и т.п. Составляя программу игр, учитываю какой для них понадобиться инвентарь.

При подборе игр я ориентируюсь на любимые игры детей. С этой целью опрашиваю всех детей и записываю ответы каждого по такой схеме: где играют (дома, на улице), когда и как часто, с кем играют (с родителями, братьями, сёстрами), в какие игры (перечисляю названия), какие из них самые любимые (перечислить 5 – 6 названий), имеются ли дома настольные игры, игрушки ( какие).

Во время активного отдыха наибольший эффект дают игры. Изучению детской игры посвятили свои исследования многие учение. Авторы единодушны в том, что игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира.

«В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников, а также игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.

Разнообразные движения и действия детей во время игры эффектно влияют на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

В игровой форме развиваются познавательные способности, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, соперникам, сплачивается детский коллектив, формируются навыки коллективных дел. Даю возможность детям и приучаю самостоятельно организовывать собственную деятельность, наблюдая, чтобы воспитанники не несли вред собственному здоровью.

С большим удовольствием дети играют в следующие игры:

 «Тише едешь – дальше будешь»

Один из играющих становится лицом к стене, а остальные – в 10 – 15 шагах за ним. Водящий произносит : «Тише едешь – дальше будешь!», затем быстро поворачивается и осматривает играющих. В то время как водящий произносит свою фразу, играющие могут продвинуться вперёд, кто на сколько сможет; но к тому моменту, как он повернётся, все должны стоять не шелохнувшись. Если кто – нибудь пошевелится хоть чуть – чуть или улыбнётся, ведущий объявит его проигравшим. Победителем становится игрок, которому удастся подобраться вплотную к водящему и коснуться его рукой, когда он отвернётся.

Игра «Салки»

Классическая детская игра с мячом. Все дети свободно бегают по площадке для игр, а водящий пытается попасть в игроков мячом. «Осаленный» игрок выходит из игры и уходит с поля площадки. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один «неосаленный» игрок. Именно он становится победителем. Перед игрой важно предупредить детей о технике безопасности. Нельзя бросать мяч очень сильно. Надо стараться не попасть в голову других игроков. Нарушение этого правила «карается» штрафом: ведущий покидает площадку, и выбирают другого водящего.

Больше всего дети любят играть во время прогулки в «Футбол!, «Вышибалы», Собачку», «Баскетбол».

Также, в ГПД провожу с детьми спортивные игры, где они под счёт выполняют каждое движение,

Дети очень любят различные эстафеты: «Весёлые старты», «Сильные, смелые, ловкие», «Папа, мама, я -  спортивная семья».

Игры проводим в любое время года на открытом воздухе. В прохладную погоду игры средней и большой подвижности. В осенне – зимний период игры, во время которых дети бегают, прыгают, метают.

Если плохая погода, то проводим игры в классе, в рекреации. В этих случаях используем игры низкой и средней подвижности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности на тему: "Подвижные игры" 1 класс.

Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами. Цель данно...

Конспект урока по теме подвижные игры во 2 классе

Задачи данного урока: совершенствование передачи  и ловли мяча в подвижных играх....

Статья на тему: "Подвижные игры в ГПД"

Статья содержит материалы о роли подвижных игр, об их использовании  в группе продленого дня, разработки игр....

План- конспект урока в 4 классе по теме "Подвижные игры на основе игры баскетбол"

План  урока физической культуры в начальной школе по теме "Подвижные игры на онове баскетбола" Основными задачами урока являються обучение владению мячом,развитие координации и воспитание у...

Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....

Статья по теме "Подвижная игра как средство развития выносливости у младших школьников"

В статье затронута проблема развития выносливости у младших школьников и ее решение посредством использования подвижных игр в образовательном процессе...

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича статья на тему "Подвижные игры на уроках окружающего мира во 2 классе".

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича статья на тему "Подвижные игры на уроках окружающего мира во 2 классе"....