«Милосердие-зеркало души»
методическая разработка на тему
Внеклассное мероприятие рассчитано на обучающихся начальной школы.
На нем мы говорим об очень важном, необходимом качестве человека - милосердии. В современном мире, когда идут локальные войны, случаются стихийные бедствия: пожары, наводнения, землетрясения - человеку очень тяжело остаться один на один с бедой. На помощь к нему обязательно должны прийти люди. И они приходят. Мы благодарим их за помощь, доброту, отзывчивость, милосердие. Особенность этого мероприятия состоит в том, чтобы не только познакомить с фактами милосердия, но и самим принять участие в добрых делах; понять, что милосердие и добро – это качества каждого человека.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Считаю, что мероприятия по формированию нравственного поведения младших школьников необходимы в каждой школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Милосердие-зеркало души. | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа села Никитинка
муниципального района Елховский Самарской области
Конкурс
«Лучшая методическая разработка урока
в совмещенных классах в малокомплектной школе»
«Милосердие-зеркало души»
2,4 классы
Номинация
«Лучшее внеурочное мероприятие»
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с.Никитинка
Гришина Светлана Алексеевна
2017 г.
Аннотация
Внеклассное мероприятие рассчитано на обучающихся начальной школы.
На нем мы говорим об очень важном, необходимом качестве человека - милосердии. В современном мире, когда идут локальные войны, случаются стихийные бедствия: пожары, наводнения, землетрясения - человеку очень тяжело остаться один на один с бедой. На помощь к нему обязательно должны прийти люди. И они приходят. Мы благодарим их за помощь, доброту, отзывчивость, милосердие. Особенность этого мероприятия состоит в том, чтобы не только познакомить с фактами милосердия, но и самим принять участие в добрых делах; понять, что милосердие и добро – это качества каждого человека.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Считаю, что мероприятия по формированию нравственного поведения младших школьников необходимы в каждой школе.
Тип: внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.
Цель: способствовать развитию нравственно-духовных качеств.
Задачи:
- помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие»;
-воспитывать в детях человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни;
-развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания;
-воспитывать умение работать в группе.
Оборудование: толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, ручки, чистые листы бумаги, маленькие сердечки, картинка «Солнышко», колокольчики, компьютер.
Приемы и методы, используемые на занятии: обращение к личному опыту детей, групповая работа, инсценировка сказки, психологические игры.
Ход внеклассного мероприятия:
(До начала занятия организую пространство класса для групповой работы. Дети будут работать в 3 группах по 4 человека (2 и 4 классы).
1.Организационный момент.
-Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем занятии и хочу начать его с того, что мы все улыбнемся, а затем дружески пожмем друг другу руки.
2. Игра активатор.
-Для того чтобы создать добрую атмосферу и поднять настроение я хочу предложить вам такую игру. Каждому из вас нужно произнести имя сидящего слева соседа и добавить к нему комплимент, который начинается на первую букву его имени. Например, Анна – аккуратная, Матвей – могучий и т. д.
-Ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Скажите, а какие качества вы больше всего цените в людях? (Ответы детей)
3. Пословицы о доброте.
-Каждый из вас назвал слово – доброта. А какие пословицы о доброте вы знаете? Как вы их понимаете?
(На листах бумаги ребята пишут пословицы о доброте. Работают в группах.)
4. Притча «Мир - большое зеркало»
-Понятия добра и зла, добродетели и порока всегда волновали людей. Мудрецы, жившие в разные времена в разных странах, искали ответы на вопросы: «Каким должен быть человек?», «Каких жизненных правил ему следует придерживаться?», «Как мир относится к человеку?». Послушайте, ребята, притчу «Мир - большое зеркало».
«Ученик спросил учителя:
-Учитель, враждебен ли мир для человека или он несет человеку благо?
-Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, -сказал учитель.
…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало,- настолько точно они отражали предметы. Кроме того стены этой залы были устроены так, чтобы создавалось эхо. Спросишь: «Кто ты?»- и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?»
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине-целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы, и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, ее отражение тоже носилось вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале никого не было, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь с собственными отражениями.
Теперь ты видишь,- закончил учитель,- мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир-это большое зеркало.
-Значит, благодаря людям это зеркало отражает любовь, добро, взаимопомощь, участие, честность, справедливость, ответственность, -задумался ученик.
-Мир именно таков, каким мы его делаем, - ответил учитель.»
5.Понятие «милосердие». Работа со словарем. Изготовление «солнышка»
-Помните об этом. Многое в отношениях человека с другими людьми и окружающем миром зависит от него самого.
-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
-Посмотрите на доску, так называется тема нашего классного часа-
«Милосердие- зеркало души»
- А что такое милосердие? (Ответы детей)
-Найдите в словаре С.И.Ожегова определение слову милосердие. «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие»
- На доску я прикреплю солнышко, но у него нет лучей. Давайте сейчас дадим имя каждому лучику. Это будут слова, близкие по значению, синонимы к слову милосердие.
(Учащиеся 2 класса на желтых «лучиках» по очереди в группах печатают слова: чуткость, отзывчивость, внимательность, доброта. Добавляю сама: сострадание, уважение, гуманность, человеколюбие, альтруизм. Учащиеся 4 класса объясняют определение и прикрепляют на доску «лучики»)
(Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих – либо достоинств. Гуманность – человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе отношение к людям. Человеколюбие – это любовь к людям, гуманность. Альтруизм – это бескорыстная забота о благе других. Сострадание – это жалость, сочувствие. Добродетель- положительное качество души, выражающееся в стремлении делать добро, избегая причинения зла.)
6. Тестирование (индивидуальное, на листах бумаги)
-Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли ты человек?
Тест
1. Можешь ли ты простить человека, который тебя очень обидел?
2. У тебя появились деньги. Смог ли бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
3. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, будешь ли ты его слушать?
4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять им настроение?
5. Часто ли ты говоришь маме о своей любви к ней?
6. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя не интересует?
7. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
8. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
9. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что – то выполнить за кого – то, из домочадцев, например)
7. Результаты теста.
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков: Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого – то ты идёшь на всё, старайся быть со всеми ровным, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
-Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами!
8. Игра «Как можно заразиться добротой?»
Описание игры. Один ученик говорит что-то доброе другому. Затем они берутся за руки и вместе придумывают и говорят что-то хорошее еще одному ученику. Затем они втроем говорят что-нибудь приятное четвертому, и так до тех пор, пока не будут охвачены все учащиеся. Затем все участники встают в круг, держась за руки.
Вывод: доброта распространяется очень быстро, если, конечно, стараться быть добрым.
9.Письмо о злой колдунье.
-Ребята, у меня необычное письмо. Здесь написано…
«Давным-давно, в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям.
А неподалеку, среди мрачных скал сырой пещере жила злая Колдунья, которую раздражал смех, трудолюбие и жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль и ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселилась в душах людей тоска, зло и одиночество.
Не обратила внимания Злая Колдунья лишь на маленького котенка, не думала она, что он сможет разрушить ее чары, помешать ей творить зло. Тогда побежал котенок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся над полем перезвон. И услышали его на корабле. Пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью. С тех пор котенок с колокольчиком стал символом надежды, счастья, веры и добра».
-Время колоколов еще не пришло, наступило время колокольчиков. Да, если оглядеться вокруг, есть люди, нуждающиеся в защите, и если нет у нас в обществе еще настоящих меценатов, есть мы - дети, которые своим добрым словом и добрым делом способны скрасить одиночество.
А злая колдунья не может поверить, что добро побеждает зло. Она хочет внести сейчас раздор среди нас, и никакие колокольчики нам не помогут. Она уверена, что нет лекарства против одиночества.
-Ребята, а как думаете вы? (Ответы детей)
-Кто больше всего нуждается в общении? (Ответы детей)
-Да, когда о тебе помнят - не так ощущается одиночество. Когда ты знаешь, что рядом друг - его тепло согревает тебя в момент одиночества. Когда ты уверен, что тебя не бросят в беде - это уже не одиночество, будь это престарелый человек или ребенок в инвалидной коляске. Милосердие в моем понимании - это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
***
Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.
10.Упражнение «Сокровища сердца»
-Ребята, давайте докажем злой колдунье, что добрых качеств у человека больше, чем злых. Вы должны написать качества человека, которые делают сердце светлым и сияющим.
(Ученики работают в группах. Учитель дает каждой группе рисунок «сердца». Участники пишут качества человека. Подведение итогов упражнения.).
11. «Время колокольчиков»
-Вспомним с вами рассказ В.Катаева «Цветик - семицветик». Что такого сделала Женя, за что ее можно поблагодарить?
-Расскажите, какие добрые поступки совершили вы, ребята? (Ответы детей)
-А что мы можем сделать у себя в школе, чтобы ребята больше совершали добрых поступков и могли отличить плохое от хорошего? (Ответы детей)
12. Игра «Угадай-ка».
-Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
1) Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) Я,несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
-Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – стучите ладошками по столу.
(Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка,гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
-Сейчас я вам раздам колокольчики, и кто считает, что он готов делать добрые дела, пусть позвонит в этот колокольчик.
(Раздается звон колокольчиков)
-Вот уж воистину «Время колоколов еще не пришло, наступило время колокольчиков. Истинное добро всегда просто. Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно. Делайте людям добро! Будьте здоровы!»
13. Инсценировка мини-сказки Ирины Горбачевой «Откуда берётся доброта»
(Действующие лица: автор, бабушка, внучка)
-Откуда берётся доброта? — спросила внучка бабушку.
-Доброта растёт в сердце каждого человека, — ответила она ей.
- Как растёт? Как цветы в нашем саду?
-Да, милая.
-А откуда берётся зло?
-Человек рождается с двумя семенами в сердце. Одно семя доброты, другое -зла.
-Точно как в нашем саду! Растёт цветок и рядом с ним сорняк, -воскликнула девочка.
-Сорняки растут и губят красивые цветы. Если их вовремя не прополоть, перестать ухаживать за цветами, то на клумбе останутся одни сорняки, -подтвердила бабушка, - так и в сердце человека. Доброта похожа на цветок. Её надо растить в своём сердце, оберегать от зла.
-А кто не растит в себе доброту?
-Тогда в сердце этого человека побеждает зло. Как сорняки обвивают колючками неухоженные цветы на клумбе, так и в сердце человека семя добра обвитое злом не прорастёт. Оно не даст ему расти.
- Бабушка, а как надо растить в себе добро? Цветы я поливаю водой, чтобы они не засохли, граблями рыхлю землю, чтобы к корешкам цветов доходил воздух. Сорняки вокруг них вырываю с корнем.
-Ты, внучка, правильно ухаживаешь за своей клумбой. Так же надо беречь и ухаживать за семенем добра в твоём сердце.
-Поливать его водой? -засмеялась девочка.
- Нет, поливать не надо, -улыбнулась бабушка. Помогать людям в беде и искренне сочувствовать им. Впускать в своё сердце, как воздух любовь и доверие к людям. Семя добра умирает от злых поступков, как цветы умерли бы от того, если бы их растоптали ногами. Надо вырывать, как сорняки из клумбы, из своего сердца злость, зависть, жадность, безразличие и ненависть. И тогда доброта расцветёт в твоём сердце большим, красивым цветком, и ты вырастешь отзывчивым и милосердным человеком. А в сердце не останется места для злых и некрасивых поступков.
14.Рефлексия.
-У Вас на столах лежат маленькие листочки. Напишите на них всего одно слово, которое отразит Ваши чувства, возникшие на классном часе или пережитые здесь и сейчас; или Ваше отношение к тому, о чем мы сегодня говорили. (Ученики пишут и сдают листочки учителю.)
-У каждого человека - большого или маленького есть свой путь к доброте. Путь к доброте - нелёгкий, долгий путь. На нем человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования добра и зла. Научиться быть по - настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Помните:
Добрые слова - корни. Добрые мысли -цветы. Добрые дела - плоды.
Добрые сердца -сады.
-Закончить нашу встречу я хочу клипом (Гиперссылка на клип «Дорога добра» [5]).
-Закончился наш классный час. Я думаю, вы многое поняли и о многом задумались: а правильно ли я себя веду по отношению к старшим и своим друзьям. Желаю, чтобы вы всегда были добропорядочными и милосердными.
Информационные источники:
1. Л.Л .Шевченко. Православная культура. 2-й год обучения. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
2. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 2 издания. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004-2007.
3. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Под ред. д.ф.н., проф. Н. Ю. Шведовой. Москва. Русский язык. 1984 г.
4. .А. В. Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2015.
5. Дорогою добра [Видеоклип]/ YouTube. 01.12.2016. Код доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=nDpLtRNlBXo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)
В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...
Эссе "Дар души" Моя педагогическая философия
Эссе "Дар души"...
Классный час: "Милосердие - зеркало души человека"
«Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев) Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро....
Классный час "Милосердие - зеркало души человека"
Воспитывать в детях человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни....
Классный час «Милосердие – зеркало души»
Предназначен материал для проведения классного часа по теме " Толерантность" в начальной школе....
Милосердие – зеркало души по рассказу Б.Ганаго «Мелосердие»
Тема: Милосердие – зеркало души, по рассказу Б.Ганаго «Мелосердие»Цели: 1.Познакомить с рассказом Б.Ганаго «Милосердие», дать понятие, что такое милосердие; вовлекать уча...
Внеклассное мероприятие "Милосердие - зеркало души"
Игра - путешествие по станциям. Познавательный и поучительный материал для учащихся....