"Создание условий для работы с детьми девиантного (общественно опасного) поведения"
статья на тему

Комина Ольга Ивановна

      Каждому учителю в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.Рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

  • прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;
  • определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
  • необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
  • признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
  • владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
  • быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_detmi_s_deviantnym_povedeniem.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для работы с детьми девиантного

 (общественно опасного) поведения.

Комина Ольга Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» г.Энгельса Саратовской области

      Каждому учителю в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.

     Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в этом возрасте происходит гормональная сдвиг и перестройка представления молодого человека о себе. Хотя известный психотерапевт М.И.Буянов отметил, что подростковый возраст приносит хлопоты родителям, педагогам, врачам, милиции, но оказывает громадное положительное воздействие, успокаивая многих нервных и раздражительных в прошлом детей, делая инфантильных - более зрелыми, невыдержанных - более уравновешенными, глупых - более умными.

    Причины отклонений в поведении обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др.

    Современная школа ориентирована на развитие самостоятельной, ответственной и мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Это определяет необходимость широкого использования различных форм и методов психолого-педагогического сопровождения учащихся.

    Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:

  • дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
  • ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
  • нарушения физического или психического здоровья;
  • акцентуация характера, темперамент;
  • проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);
  • педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);
  • социальные причины.

    Манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и преступления.

    К девиантному поведению относят: алкоголизм, наркоманию, агрессию, суицид, противоправные действия.

    Согласно исследованиям российских психологов основная причина противоправного поведения связана с низким самоуважением. Это неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности. Недостаток умной родительской любви побуждает подростков поступать так, чтобы повысить уровень принятия самих себя. Это и склоняет их к девиантному поведению, если социальное окружение, социально приемлемые каналы формирования такого самоуважения не дают подобной возможности.

    Чувство самоунижения впервые возникает у ребенка и подростка через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встает проблема выбора - или продолжать свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Принадлежность к преступной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и возможности достичь самоуважения за счет социально отрицательных черт и действий. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных действий.

    Эрих Фромм в своей книге "Искусство любви" писал: "Человек обладает способностью любить. И если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли".

Выпускники школ вступают в трудовую жизнь с ее жестокими законами. В этих условиях от молодежи требуются резкий рост самостоятельности, умений, способность сохранять оптимистическое самочувствие в периоды неудач. Молодежи необходима педагогическая помощь в профориенации, защита его права на трудоустройство.

Неподготовленность к новым реалиям жизни и обратная связь между интеллектуальным содержанием труда и его оплатой приводят к изменению статуса образования - как общего, таки профессионального. Отсюда слабая мотивация учебного туда, отказ части молодежи от получения образования. Перед родителями и педагогами встает вопрос: каким образом включить детей в рыночные отношения? А тем более, если это подросток с девиантным поведением. Чему и как могут в этом помочь школа и дополнительное образование.

     Работая по данной проблеме, я знакомлюсь с опытом других педагогов, глубоко вникаю в вопросы детской психологии и психиатрии. Общаюсь с родителями и детьми по разным проблемным вопросам. И в завершение вопроса работы с детьми девиантного поведения хочу предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

  • прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;
  • определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
  • необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
  • признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
  • владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
  • быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий работы с одарёнными детьми.

Создание комфортных условий для работы с одарёнными детьми....

Особенности педагогической работы с детьми, имеющими трудности в поведении и общении

В настоящее время растет число детей, имеющих те или иные трудности в обучении и развитии. Так, по сообщению ТАСС от 9 октября 2015, в России около 70% школьников имеют психические расстройства и...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Презентация к докладу "Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

Создание условий для работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)

laquo;Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь».(К. Д. Ушинский)...

План работы с детьми, имеющими признаки девиантного поведения

План работы с детьми, имеющими признаки девиантного поведения...

Профилактическая работа педагогов в работе с детьми, имеющих особенности в поведении

Профилактическая работа педагогов в работе с детьми, имеющих особенности в поведении....