Семья в мире, мир в семье.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течении стольких столетий, сколько существует сама планета Земля. Я тоже попытаюсь ответить на эти вопросы,используя собственный опыт работы с семьёй. Какая она, семья XXI века?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblozhka.doc | 24 КБ |
doklad.doc | 50.5 КБ |
prilozhenie.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ЛИЦЕЙ №7
Тема: Семья в мире, мир в семье.
Саяногорск 2017
Предварительный просмотр:
Семья – один из шедевров природы.
Д. И. Писарев.
О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, но, тем не менее, когда становится невмоготу, и родители приходят к учителю, бывает уже очень поздно.
Педагоги делают порой невозможное, чтобы взаимодействие родителей с детьми было эффективным.
Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.
Я тоже попытаюсь ответить на эти вопросы, используя собственный опыт работы с семьей. Какая она, семья XXI века? Какой она может стать? Что она представляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей, совпадают ли мнения взрослых и детей в оценке сегодняшней семейной ситуации – в этом и во многом другом хотелось бы разобраться.
В городе Минске психологом Варюхиной С. И. было проведено анкетирование семейных пар.
Отзвучал марш Мендельсона и молодым людям, только что вступившим в брак, был задан вопрос: Что такое семья для вас?
Супруги отвечали самостоятельно, без помощи друг друга. Участвовали 32 семейные пары:
10 пар ответило, что семья для них это – любовь друг к другу.
12 пар отметило, что главным критерием их семьи станет взаимопонимание.
8 пар определили для себя, что главным станет в семье уважение друг к другу.
2 пары предположили, что краеугольным камнем и основой прочности их семьи будет отсутствие лжи в отношениях мужа и жены.
В своих ответах молодые люди обратили внимание на те проблемы, которые их волнуют. Их размышления наводят на мысль о том, что в своих будущих семьях им хочется уйти от таких ситуаций, с которыми они сталкивались в родительском доме. На вопрос: «Хотели ли вы, чтобы ваша семья была похожа на ту, в которой выросли?» лишь несколько пар, а точнее 8, ответили: «Да». Это говорит о том, что проблемы и трудности родительских отношений станут примером того, как не нужно строить семейный очаг.
На вопрос: «какие они, идеальные родители?» - дети отвечают:
«Это родители, которые понимают своих детей, любят своих детей, помогают решать проблемы, не кричат на своих детей, готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей, не читают нотации, не пьют – такой пункт посчитала значимым почти половина опрошенных. Одной из главных проблем, которая поднимается детьми — это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали; не только принимали, но и поддерживали и помогали. Очень многие родители сетуют на то, что ребенок не желает общаться с ними, свои секреты старается рассказать другому человеку, порой совсем постороннему. Хочется таким родителям дать один рецепт, основой которого являются шесть принципов:
« Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом».
Самое главное для родителей – принятие ребенка. Принятие – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Любят не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. Принятие – это сохранение у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
Признание – это еще в какой – то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, а мать и отец были рядом и поддерживали его. Не менее важно, чтобы ребенок чувствовал любовь родителей. Им нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4 – 5 раз в день. Зачастую все происходит наоборот. Дети сетуют на то, что родители мало говорят им о своей любви, мало обнимают, прижимают к себе, мало называют ласковыми словами. Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно: они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений.
Очень важным для детей является принцип доступности. Многие родители объясняют проблемы в воспитании тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают.. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить «на потом». Статистика говорит: из 100 опрошенных детей лишь 38 ответили, что родители проводят свой выходной вместе с ними. На вопрос: «Кто из родителей чаще всего проводит свое свободное время с вами?» - ответили так: 20% - мама и папа; 25% - мама; 55% - у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения. Данная статистика говорит сама за себя. В работе над такой проблемой мне помогают совместные игры: соревнования родителей и детей. Каждый ребенок приходит на игру с родителями, находится в одной команде, решает трудные задания плечом к плечу. Результат налицо: ребенок и родитель, как одно целое, переживают друг за друга, спорят, борятся за победу. Приходят даже те родители, которые находятся в разводе.
. Многие родители не обращают внимания на увлечения детей, считают их бесполезными, зачастую запрещают проявлять интерес и увлеченность теми делами, которые им, родителям, не нравятся. Отсутствие у родителей умения признавать интересы и способности своего ребенка может привести к крайне нежелательным последствиям, вплоть до ухода из дома.
Огромное значение имеет формирование привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. На проявление ответственности огромное влияние оказывают стиль поведения родителей в семье, их способности проявлять эти качества в обыденной жизни. Мудрость состоит в том, что они выполняют всегда то, что они обещают детям, а если по какой – то причине этого не произошло, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Настоящие родители не боятся детской критики, справедливых замечаний собственного ребенка.
Одним из главных условий воспитания ответственности является наличие у сына или дочери в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. При этом взрослые должны проявлять терпимость и терпение. Если у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то родители должны выяснить их происхождение и дать возможность вернуть их самостоятельно их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен извиняться сам, он должен пережить стыд для того, чтобы никогда больше подобного не совершать. Миссия родителей – научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя. Очень часто происходит обратное – родители все берут на себя. Это порочно, потому что не ставят ребенка в ситуацию выбора, не учат осмысливать свои действия, не дают возможности распоряжаться собственной жизнью. К большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей больше, чем когда бы то ни было ранее, страдает болезнью под названием «безразличие по отношению к собственным детям». Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается трагедиями, которые можно было бы избежать, если помнить о родительской ответственности.
Одним из главных умений является твердость, умение сказать ребенку «нет». Главное, чтобы это было обоюдное решение родителей. Нет ничего более страшного, когда один запрещает, а другой – позволяет. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, потере собственного уважения в глазах ребенка, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – все это слагаемые родительского авторитета. В своем классе я провожу собрания, посвященные этой проблеме. Особо останавливаюсь на таком вопросе, как «наказание ребенка». Непременно останавливаюсь на физическом наказании: ведь не секрет, что родители до сих пор видят только этот способ действенным. Дети, получавшие шлепки и подзатыльники, становясь родителями, переносят этот опыт воспитания на своих детей. В завершение такого собрания, раздаю им на руки памятку с правилами для родителей:
1) тысячу раз подумай, прежде чем ударить: удар обратно не возьмешь;
2) бить детей очень вредно;
3) по голове – это преступление (вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным); по рукам – медики категорически запрещают (так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами);
4) удар по лицу - самый унизительный, он никогда не забывается и никогда не будет прощен.
Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них является важным, что ребенок сам осознал степень своей вины. Авторитетность состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.
Мамы и папы! Дедушки и бабушки! Помните!
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: со мной все в порядке, я – хороший. От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение « со мной что-то не так, я – плохой».
Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем. Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
Учащиеся – выпускники предложили свой вариант Кодекса истинного родителя:
1) Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
2) Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они его сами проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
3) Если родители хотят, чтобы их ребенок не брал чужого, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье
4) Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
5) Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в дом.
6) Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.
Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!
Литература.
- Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская деятельность классного руководи-теля в школе. М.: Вербум-М, 2000, 240 с.
- Работа с родителями: Сборник статей. /Под общ.ред. Осиповой М.П., Бутрим Г.А. Минск: УП «Экоперспектива», 2003, 180 с.
Предварительный просмотр:
Приложение.
Анкета для родителей №1.
Фамилия, имя ребёнка ________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________________
- Чем ваш ребёнок любит заниматься в свободное время?____________________________
- Какие игры предпочитает?_____________________________________________________
- Какие виды спортивных развлечений больше любит?_______________________________
- С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)?_________________________________
- Как ведёт себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив, и т.д.)?____________
- Какие обязанности (эпизодические, постоянные) имеет дома?_______________________
- Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка?______________________
- Что Вас больше всего затрудняет в воспитании ребёнка?____________________________
- Какие методы воспитания Вы предпочитаете (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения и т.д.)?___________________________________________________
Анкета для родителей №2.
Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________
№ п/п | вопросы | ответы | ||
да | нет | Трудно сказать | ||
1 | Легко ли рассмешить Вашего ребёнка? | |||
2 | Как часто он капризничает? | |||
3 | Имеются ли у него друзья, с которыми он охотно играет? | |||
4 | Часто ли он выходит из себя? | |||
5 | Можете ли вы оставить его одного дома? | |||
6 | Хорошо ли он ведёт себя со сверстни-ками? | |||
7 | Легко ли он вступает в контакт с незна-комыми детьми? | |||
8 | Теряется ли он в присутствии незнако-мых взрослых? | |||
9 | Драчлив ли ваш ребёнок? | |||
10 | Стремится ли Ваш ребёнок к уединению? |
Дата заполнения______________________
Методика незавершенных предложений.
Цель: изучить индивидуальные особенности детей в классе, их интересы и потребности.
Ход проведения: ребятам предлагается самим закончить следующие предложения:
- Мама – это…
- Папа – это…
- Я – это…
- Счастье – это…
- Радость – это…
- Любовь – это…
- Я очень хочу…
- Я очень не хочу…
- Я очень люблю…
- Я очень не люблю…
- Моя самая заветная мечта…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Работа классного руководителя в социальном партнерстве с семьей в социальном партнерстве с семьей.
Выступление на районной конференции...
Конспект урока по окружающему миру "Как живёт семья? Моя семья – моё богатство"
Данный урок разработан по программе "Школа России"...
урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."
урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная"
Конспект урока окруающего мира для 2 класса на тему "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная" поможет в работе учителям начальных классов, работающим по...
Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"
Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...