Классный час. Знаю ли я себя?
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Смирнова Маргарита Витальевна

Цель классного часа- помочь учащимся познать свой внутренний мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._znayu_li_ya_sebya.docx50.21 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Знаю ли я себя? Кто я? Какой я?»

Составила Смирнова Маргарита Витальевна, учитель начальных классов.

Учебное заведение: МБОУ «Гимназия им. А.Н. Островского» г. о. Кинешма

Форма проведениячас самопознания.

Цель -  помочь учащимся познать свой внутренний мир.

Задачи.

Познавательные: 

Создать условия для формирования представлений об индивидуальных особенностях каждого человека; способствовать формированию первоначальных представлений о «Я» - концепции как психологической категории; учить детей осознавать свое место в социуме.

Развивающие: 

Способствовать развитию умений исследовать качества своей личности; создать условия для формирования самостоятельности учащихся. 

Воспитательные цели: 

Создать условия для проявления индивидуальности и творческих способностей обучающихся, способствовать формированию у ребят потребности в самореализации на основе полученных знаний. 

Формируемые метапредметные УУД:

Личностные УУД:

- формировать положительные нравственные качества;

-  адекватно оценивать свои и чужие поступки;

-  нетерпимость и умение противостоять действиям и  влияниям, предоставляющим угрозу жизни и здоровью.

Познавательные УУД:

- читать и слушать, извлекая нужную информацию,

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:

- уметь работать по предложенным инструкциям.

- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

- прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные УУД:

- уметь работать в группе и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.

-  уметь  работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Оборудование: АРМ, презентация.

Листы белой бумаги, цветная бумага. Карточки с незаконченными фразами, с качествами характера. Лист с буквой я.

Цветные карандаши. 

Горошины.

Используемые методы: словесно – логический; стимулирующее введение; рефлексии; 

ассоциации; игровой; практический; обратной связи. 

Используемые педагогические технологии:

Технология развития критического мышления.  

Здоровьесберегающая технология. 

Технология развития творческого воображения.

   Чаще заглядывай в самого себя.

                                                                                                                   Цицерон

Ход занятия:

1. Эмоциональный настрой.  Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”

Учитель: - Встаньте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас доброе, согревающее душу настроение.

Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.

(Начинает учитель: «Я желаю тебе здоровья», дети продолжают).  Спасибо. Я желаю вам мира и добра. Садитесь.

              2. Постановка проблемы, формулирование цели.

Упражнение «Неоконченные предложения»

Детям раздаются карточки с фразами:

«Я злюсь, когда...», «Я радуюсь, когда...», «Я печалюсь, когда...» «Я не люблю, когда...».

        - Придумайте, пожалуйста, окончание фраз.

Дети придумывают к ним окончания и по очереди озвучивают законченные высказывания.

                            - Посмотрите на вопросы (вопросы записаны на доске): Что я знаю о себе? Какой                   я?   Как живётся рядом со мной другим?

                        -Всё ли вы о себе знаете? А легко ли в себе разобраться? А легко ли разобраться в отношениях с другими людьми? Давайте попробуем вместе ответить на все предложенные вопросы.

              3. Открытие нового знания.

Практическая работа:

Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. Потом нижний левый уголок. Потом кусочек посередине по линии сгиба. Разверните

свои листы. Сравните листы друг друга. Есть ли у кого - то абсолютно похожий. Нет.

Вывод: В природе нет ничего абсолютно одинакового. То же можно сказать и про

человека. Каждый человек неповторим и уникален.  И внешность у вас тоже разная. На нашей планете живёт 5 миллиардов людей. Среди них мы не найдём двух совершенно одинаковых. Как вы думаете, а чем ещё кроме внешности отличаются люди друг от друга? (внутренним миром, характером, темпераментом). Вы вправе про себя сказать:

Я такой один!

 Тест-рисунок «Мой портрет»

                                -Ребята, я предлагаю нарисовать вам свой портрет, используя только следующие геометрические фигуры: треугольник,  квадрат, круг, зигзаг.

Фигур в рисунке должно быть не более 10 (обучающиеся выполняют индивидуально рисунок на листе бумаги).  Покажите свои портреты. Посчитайте, какие геометрические фигуры у вас преобладают. Исходя из этого, послушайте соответствующую вам психологическую характеристику. (Смотри приложение № 1 «Краткая психологическая характеристика основных форм личности»).

Вывод. - Итак, мы выяснили, что все жители Земли, и вы в том числе, отличаются друг от друга и внешностью, и характером. Каждый человек уникален.

 4. Уникальность наша состоит ещё и в том, что нам приходится постоянно выполнять разные обязанности. Жизнь требует от нас, чтобы мы одновременно играли множество ролей, были разными, меняли образ своего я.  В контур буквы я, впишите слова, кем вы можете быть в разных ситуациях. (Смотри приложение №2).

 Учащиеся записывают  в букву слова -  ученик, сын,  внук, племянник, покупатель, читатель, зритель, пассажир, пешеход, гражданин и т.д.

Послушайте  стихотворение о тех ролях, которые мы играем ежедневно:

Я – ребёнок, сын и дочь,

Внуками мы быть не прочь.

Музыкант, художник, друг…

Оглянись  - ка, ты вокруг.

Забияки, храбрецы,

И танцоры, и певцы.

Хохотушки и болтушки,

Вредины и попрыгушки…

Много – много разных я –

Знаешь ты, и знаю я.

Вывод. Можно ли сказать, что для всех вас одна, какая – то роль главная.   Для каждого важно что-то одно. Нет. Мы должны сочетать эти роли, выполнять их все.

Предлагаю вам познакомимся с интересным персонажем. Он живёт среди нас. Идеальный ребёнок. Отличный ученик. Прекрасный сын. Но иногда с ним происходят чудеса. Давайте выслушаем его и постараемся ему помочь.

В школе я всегда прилежен,

Вежлив я и не небрежен.

Хвалят все учителя,

Говорят, что лучший я.

Прихожу я лишь домой,

Что случается со мной?

И одежда, и тетрадки –

Все со мной играют в прятки.

На столе всё кувырком,

Всё разбросано кругом.

Могу прыгать по дивану

И совсем не слушать маму…

Могу папе нагрубить,

Как такое может быть?

Говорит моя семья,

Что домой пришла не я,

Не прилежный ученик –

Грубиян и озорник…

Помогите мне, друзья,

Где ж на самом деле я?

- Давайте успокоим нашего героя, ведь такое происходит довольно часто, особенно с детьми. А почему такое случается? (В нашем Я есть и положительные, и отрицательные

стороны). Иногда наши отрицательные качества просто вырываются наружу.

Индивидуальная  работа. У каждого на партах слова, обозначающие качества характера. Мы должны найти им своё место. Положительные качества запишите слева от буквы я, отрицательные – справа.

- Есть ли люди без отрицательных черт? (они есть у всех).

          - Как вы думаете, если какой-то незнакомый человек посмотрит на эти списки, сможет ли он достаточно верно понять, что вы за человек? Какой список получился больше? Задайте себе вопрос: «Почему?»

          - Отрицательные черты характера надо стараться прятать (завернуть), учиться владеть  собой. Положительные надо воспитывать, развивать, взращивать.

А какие отрицательные черты есть у вас? Теперь вы знаете, как с ними бороться!

Упражнение «Я в лучах солнца»

В центре листа нарисуйте солнце.  В центре круга напишите своё имя или нарисуйте свой портрет.     Около каждого луча напишите что – нибудь хорошее о себе. Задача – написать о себе как можно лучше. Носите этот листок с собой, добавляйте лучи. Когда у вас будет плохое настроение, достаньте свой рисунок, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или другом качестве своего характера.

-  Предлагаю вам выбрать любое предложение и закончить его (предложения  записаны на доске)

Я с гордостью могу сказать о себе…

У меня хорошо получается…

У меня хорошо развиты способности…

Мне всегда удаётся…

- Как много  хорошего я и другие ребята  о вас узнали! Молодцы!  

5. Игра «Комплименты». Минутка отдыха.

(Дети  встают в круг,  один из детей берёт в руки   воздушный шарик. Под музыку ребята передают шарик по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого оказался в руках шарик,  должен сказать что-то приятное любому  из стоящих в кругу).

- Скажем друг другу: Спасибо! Я думаю, что вы не только отдохнули, но и зарядились хорошим настроением.

6. Разрешение предложенной проблемы.

- Я думаю, что после таких замечательных слов вам никого не захочется обидеть. Наоборот, вы выберете любовь, добро, уважение по отношению друг к другу, захотите с другими людьми жить в согласии. Хочу напомнить вам, мудрую цитату: «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Но зло, хотим мы этого или нет существует. Бывает ли так, что вас кто-то обижает, дразнит, строит вам рожицы? А какие вы испытываете при этом чувства? Наверное, тёмные. Злость, обиду. Ненависть. Вот обидчик ваш убежал, а тёмные мысли остались. Вы не можете изменить ситуацию, но вы можете изменить мысли о ней. Попробуйте следовать в жизни правилу: вызывать на помощь в трудной ситуации светлые мысли. У меня в руках 2 цветка. У них непривычные имена: «Даже если» и «В любом случае». Они помогут избавиться от тёмных мыслей. Произносите имена цветков всегда, когда вам больно и обидно, вместо слов огорчения. Сейчас я возьму цветок «Даже если», а вам предложу взять «В любом случае» и попытаемся вместе найти выход из проблемной ситуации.

Ситуация первая. «Даже если» мой одноклассник не дал мне диск с новой суперигрой… («В любом случае», я постараюсь купить его сам, спросить у кого-то другого, поиграть в любую другую игру, прочитать о ней и узнать побольше, запасусь терпением и сделаю мысль о приобретении игры своей мечтой.)

Ситуация вторая. «Даже если» родители не разрешают завести мне домашнего питомца (кошку, собаку, рыбок)…(«В любом случае» я могу сходить к своему другу, у которого они есть и пообщаться с ними, смотреть о них телепередачи,  завести себе виртуального друга.)

Ситуация третья. «Даже если» я получил «двойку»…( «В любом случае» я могу выучить материал и ответить, это будет неплохим уроком для меня, и я не буду больше надеяться на «авось», это был своего рода опыт.)

- Понравилось ли вам таким образом выходить из проблемной ситуации?  Вы, всякий раз, преобразовываете свои мысли и делаете выход из проблемной ситуации безболезненным и для себя, и для других. Помните о двух замечательных цветках!

5. Закрепление знаний.   Творческая работа.

 

Хочешь солнышко в ладошку? Протяни – я положу.

Ты сожми его покрепче и почувствуй теплоту.

Это солнышко – кусочек от моей души большой.

Для тебя его не жалко. Хочешь, забери с собой.

Будет холодно, согреет, поцелует за меня.

Я с тобой, я буду рядом, на ладошке у тебя.

Возьмите лист бумаги понравившегося цвета, обведите на нём свою ладошку и вырежьте её. Давайте сейчас подарим друг другу солнышко на ладошке. Этим солнышком будут добрые слова, которые вы напишите на своей бумажной ладошке. Прочитайте эти слова.

 - Встаньте в круг. Приложите  ладошки к своему сердечку. Сердце – добродетель, источник всего благодатного.  Пусть ваши ладошки останутся в нашем классном уголке, как  символ огонёчков ваших сердец, пылающих любовью к другим людям. Ведь для того, чтобы понять человека, (в том числе самого себя) необходимо, прежде всего, понять две вещи - характер и сердце, и только потом смотреть на внешность.

 Итог занятия: Что вы сегодня о себе узнали?

Рефлексия: Подойдите, пожалуйста, ко мне. Закройте глаза и протяните свои ладошки

У каждого в ладони горошина. На что она похожа? (на планету Земля). Именно такой горошиной она видится из Космоса. Таким же маленьким пока является ваш мирок,

ваше Я. Маленьким, хрупким, но таким красивым. Каким станет этот мир в будущем, зависит теперь только от вас. Всё в ваших руках!

 

Источники

1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова и О.С.Богдановой. М., 1975.
2.
 Классные часы в 1-4 классах. Авторы-составители И.В.Персидская, Г.Ф.Фонова. Волгоград, 2005
3.
 Хухлаева О. Тропинка к своему я: уроки психологии в начальной школе (1–4). 5-е изд. испр. И доп. – М.: Генезис, 2012.

http://faners.ru/temy/tema-my-kak-radugi-tsveta-urok-1-2-klass-samopoznanie/

http://azbyka.kz/urok-samopoznaniya-vo-2-klasse-moya-semya

http://festival.1september.ru/articles/619846/

http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/o-mir/2214.html

 http://ardali.ucoz.ru/blog/khochesh_solnyshko_v_ladoshku/2011-10-16-66.

 http://www.uchportal.ru/publ/25-1-0-2407

 

Приложение № 1

Краткая психологическая характеристика

основных форм личности

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.

ТРЕУГОЛЬНИК
Эта форма символизирует лидерство. Они — энергичные, сильные личности. Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Треугольники быстро и успешно учатся.

КРУГ

Круг — самая доброжелательная из пяти форм. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать. Круги способны распознать притворщика, обманщика.

ЗИГЗАГ

Эта фигура символизирует креативность, творчество. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаг — самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, что часто мешает им проводить свои идеи в жизнь.

Приложение № 2

Плюсы                                                                                                             Минусы

http://school-sector.relarn.ru/prava/school/classes/1-2/img/p304.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Знай и люби свой край"

Воспитание любви и уважения к родному краю это одна из важных сторон  воспитательной деятельности классного руководителя....

Классный час "Знай и соблюдай правила дорожного движения"

Важный смысловой контекст классного часа - привлечь внимание первоклассников к изучению правил дорожного движения, а также профилактика детского дорожно - транспортного травматизма. Занятие проходит у...

Классный час "Знай правила движения, как таблицу умножения"

Презентация для классного часа по ПДД...

Классный час "Знай и соблюдай Правила Дорожного движения"

классный час для учеников 1 - 2 классов поможет лучше усвоить правила дорожного движения...

Сценарий классного часа "Знай символы своей школы"

Классный час раскрывает перед учащимися 3-4 классов символы их родной школы, а так же, их связь с государственными символами  России....

Классный час "Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения"

Классный час по правилам дорожного движения можно использовать как во внеклассной работе, так и на уроках ОБЖ, окружающего мира. Используются различные формы работы в соответствии с ФГОС второго...