Внеурочная деятельность "Игра - дело серьёзное"
рабочая программа на тему

Копытцова Елизавета Олеговна

Игра - дело серьёзное (34 часа).

Программа для учеников 2-4 классов.

Составитель: Копытцова Елизавета Олеговна

Паспорт Программы

            Нормативно-правовая база.

            Федеральный закон РФ «Об образовании».

            Концепция модернизации российского образования до 2010г.

            Концепция федеральной программы развития образования на 2006 – 2010 годы.

            Типовое положение об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении и медико-социальной помощи.

            Инструктивное письмо « О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 вида.

            Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.

            Основные цели и задачи.

            Создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.

            - содействовать формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью и развитию, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.

            - формировать у учащихся гуманистические, социально-значимые ценности и ответственное гражданское поведение.

            - создать условия для участия семей в воспитательном процессе.

            - изучать различные модели воспитательной системы и отработка новых форм и методов воспитательной работы в классе.

            Исполнители.

            Педагог.

            Организация выполнения программы

            Контроль над выполнением программы осуществляется администрацией школы. Ход выполнения программы рассматривается на заседаниях МО, педсоветах. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно, в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования.

            Ожидаемые результаты.

            Реализация программы развития образовательно-воспитательного процесса позволит обеспечить развитие творческих и умственных способностей детей, осознанное проявление гражданской позиции, знание основных моральных принципов и накопление социального опыта.

            Личностно-профессиональный рост педагогов.

            Развитие инновационной и творческой деятельности в школе.

            Период реализации программы

            Год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_delo_seryoznoe_34_chasa.docx49.85 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - дело серьёзное (34 часа).

Программа для учеников 2-4 классов.

Составитель: Копытцова Елизавета Олеговна

Паспорт Программы

        Нормативно-правовая база.

        Федеральный закон РФ «Об образовании».

        Концепция модернизации российского образования до 2010г.

        Концепция федеральной программы развития образования на 2006 – 2010 годы.

        Типовое положение об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении и медико-социальной помощи.

        Инструктивное письмо « О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 вида.

        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.

        Основные цели и задачи.

        Создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.

        - содействовать формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью и развитию, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.

        - формировать у учащихся гуманистические, социально-значимые ценности и ответственное гражданское поведение.

        - создать условия для участия семей в воспитательном процессе.

        - изучать различные модели воспитательной системы и отработка новых форм и методов воспитательной работы в классе.

        Исполнители.

        Педагог.

        Организация выполнения программы

        Контроль над выполнением программы осуществляется администрацией школы. Ход выполнения программы рассматривается на заседаниях МО, педсоветах. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно, в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования.

        Ожидаемые результаты.

        Реализация программы развития образовательно-воспитательного процесса позволит обеспечить развитие творческих и умственных способностей детей, осознанное проявление гражданской позиции, знание основных моральных принципов и накопление социального опыта.

        Личностно-профессиональный рост педагогов.

        Развитие инновационной и творческой деятельности в школе.

        Период реализации программы

        Год.

Пояснительная записка.

        Вечный спутник детства – игра, без которой дети не могут нормально расти и развиваться. Ребёнок, его интересы и желания, его полноценное развитие как личности - главное, чем определяется выбор дальнейшего пути развития классного коллектива. Игровые элементы в воспитании школьников присутствовали всегда, без них школу просто невозможно представить. Но рассмотрение игры как содержательной характеристики воспитательного процесса началось лишь недавно и ограничивается несколькими проблемными статьями. Тогда как в педагогической практике убедительно доказывается востребовательность игры современным обществом, она рассматривается как высокоэффективное средство, помогающее решить задачи обучения и воспитания в школе.

        Главное в программе «Игра - дело серьёзное» - создание условий для развития социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности через применение игровых технологий в воспитательной системе и отработка новых форм и методов воспитательной работы в классе.

Актуальность Программы.

        Воспитательная работа в классе должна быть направлена на воспитание всесторонне развитой личности ребёнка, поэтому задача педагога спланировать так свою работу, чтобы можно было увлечь детей интересным делом, дать выход детской энергии, предоставить каждому ребёнку возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. В этом большую помощь оказывает игра – постоянная и неизменная спутница детства. Игра помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность застенчивых, замкнутых детей, раскрыть интеллектуальные и творческие возможности детей, укрепить их нравственное и физическое здоровье. Игра доставляет радость ребёнку. Это радость творчества, радость победы, радость познания нового, радость эстетическая, радость общения.

        На значение игры в воспитательном процессе обращали внимание русские классики и педагоги. А.М.Горький писал: « Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». А.С.Макаренко видел сходство труда и игры в следующем: «В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли… В игре есть такая же большая ответственность, как в работе, - конечно, в игре хорошей, правильной…». Термин « правильная игра» надо понимать как игра, педагогически грамотно организованная, игра воспитывающая и развивающая.

Актуальность Программы заключается в том, чтобы научить детей играть в «правильные игры» и использовать в обучении и воспитании детей только «правильные игры».

Цель и задачи Программы.

        Цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.

        Задачи:

        1. Содействие формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью и развитию, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.

        2. Формирование у учащихся гуманистических, социально-значимых ценностей и ответственного гражданского поведения.

        3. Воспитывать патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное отношение к окружающим.

        4. Формировать стремление стать образованным и культурным человеком.

        5. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе.

        6. Формировать представление об общечеловеческих нормах морали.

        7. Изучение различных моделей воспитательной системы и отработка новых форм и методов воспитательной работы в классе.

        В соответствии с поставленными задачами был выделен цикл педагогической деятельности – система педагогических действий по реализации процесса игровой деятельности. Она включает следующие этапы:

        I Анализ имеющихся условий, диагностика воспитанников и определение задач по теме программы «Игра - дело серьёзное».

        II Проектирование и планирование работы по игровой деятельности.

        III Организация работы с детьми и педагогами, взаимосвязь.

        IV Проверка, оценка результатов (мониторинг, анкетирование ).

Принципы игровой деятельности

        Программа предусматривает организацию взаимодействия воспитателя и детей с учётом принципов индивидуальности и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.

        Побуждение к деятельности будет происходить через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика.

        Ведущим принципом воспитания является принцип воспитания успехом. Суть данного принципа заключается в том, что педагог, работая с ребёнком, стремится, как можно глубже понять его, осмыслить и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.

        Немалую роль играет принцип сотрудничества – единство взаимодействий общественных организаций, семьи и школы в воспитании детей.

        А так же принцип целостности педагогического процесса – единство взаимосвязи обучения и воспитания – должен обязательно соблюдаться на практике.

Основная характеристика деятельности.

        1 Сочетание обучения и гражданско-патриотического воспитания, интеграция гражданско-патриотического содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

        2 Изложение материала рассчитано год. На первом этапе дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. В основной период – проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Заключение обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.

Идеология Программы.

        Идеология Программы опирается на следующие концептуальные положения:

        - механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;

        - успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;

        - успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность;

        - успешность ребёнка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;

        - активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.

        Программа « Игра - дело серьёзное» состоит из трёх основных направлений:

«Давайте познакомимся», «Игры бывают разными», «Научился играть - научу и других».

Ценностные установки и задачи по основным направлениям Программы.

        «Давайте познакомимся»

        Ценности: общение и взаимодействие (коммуникация), работа в группе (команде).

Задачи:

        - Формировать навыки общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности;

        - Развивать способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

        - Способствовать организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

        - Учить работать в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);

        - Воспитывать следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

         

        «Игры бывают разными»

        Ценности: знания, интеллект, ум, личность, культура умственного труда.

        Задачи:

        - воспитывать потребность в получении новых знаний, совершенствовать навыки самостоятельного пополнения знаний;

        - формировать положительную мотивацию учебной деятельности;

        - расширять круг интересов и знаний;

        - изучать и развивать интеллект учащихся;

        - создавать благоприятные условия развития ребёнка.

        «Научился играть - научу и других»

        Ценности: здоровье физическое, здоровый образ жизни, творчество, талант, здоровье близких и окружающих людей, здоровье нравственное, психологическое.

        - формировать понимание ценностей жизни: «чем больше человек знает, тем он счастливее»;

        - совершенствовать мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив;

        - формировать и развивать умения и навыки делового взаимодействия с людьми;

        - раскрывать и поддерживать талант детей;

        - развивать индивидуальные творческие способности детей.

        - ориентировать учащихся на здоровый образ жизни;

        - накапливать теорию и методику знаний об использовании физических упражнений;

        - повышать работоспособность, психоэмоциональную устойчивость;

        - воспитывать бережное отношение школьника к своему здоровью и здоровью окружающих.

Ценности игры

  • Способствовать саморегулированию во время игры.
  • Умение соблюдать честность в игре.
  • Способность оказывать помощь другому участнику в игре.
  • Умение самостоятельно организовывать игру.
  • Овладение способностью к социально-ролевым играм.
  • Представление об игре как форме проживания достойной жизни.
  • Умение ограничивать время игры в контексте общей жизни.
  • Умение противостоять грубым и опасным играм.

Условия эффективности игры как воспитательного метода

  • Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.
  • Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.
  • Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.
  • Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.
  • Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
  • Игры должны проходить под наблюдением педагога.

        При строгом соблюдении этих условий игра становится серьёзным делом: развитием здоровья, творческих и умственных способностей, отдыхом для ума, подготовкой для жизни.

Правила игры

  • Общее правило: игра должна доставлять удовольствие каждому участнику.
  • Представление игры как способа отдыха. Опыт в игровой деятельности: подвижных играх, интеллектуальных играх, художественных играх, спортивных играх, социально-ролевых играх.
  • Правило честного соблюдения условий игры. Умение регулировать своё поведение в игре. Умение признавать победы и поражения. Умение благодарить всех участников за игру.
  • Правило « В игре всем весело». Умение ориентироваться на самочувствие играющих. Умение наблюдать за участниками игры, так чтобы никого не обидеть. Умение победителя благодарить побеждённого за игру.
  • Правило осторожности в обращении с человеком. Способность регулировать свои эмоции. Умение «держать себя в руках».
  • Правило лёгкого прикосновения в подвижной игре.
  • Правило щадящей оценки в интеллектуальной игре.
  • Правило признания особенности восприятия мира в художественных играх.
  • Правило честности в спортивных играх.
  • Правило морали в сюжетно-ролевых играх.

Ожидаемые результаты.

        Ожидаемые результаты на первом, ознакомительном, этапе:

        - уважительное отношение к сверстникам и взрослым, умение сотрудничать, включаться в групповую форму работы;

        - проявление творческих и умственных способностей в учебной и творческой деятельности;

        - осознанное отношение ребёнка к своему здоровью, владение определёнными умениями и навыками ЗОЖ, соблюдение гигиенических навыков, профилактика заболеваний; знание и применение в жизни правил ПДД и безопасного поведения на улицах и дорогах.

        Ожидаемые результаты в основной период:

        - проявление умственных и творческих способностей детей, создание условий для их проявления, высокий уровень развития эмоционального интеллекта, проявление художественного и эстетического вкуса у детей;

        - знание основ моральных принципов;

        - позитивное отношение к здоровому образу жизни, развитие физических качеств учащихся, предупреждение вредных привычек.

        Ожидаемые результаты в заключительный период:

        - проявление учащимися самостоятельности и инициативы в деятельности органов самоуправления, ответственности за порученное дело;

        - накопление социального опыта;

        - стремление к развитию и совершенствованию своих умственных и творческих способностей, умение анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать её значение в выработке своих жизненных ориентиров, стремление к самообразованию и саморазвитию, стать образованным и культурным человеком.

Принципы организации занятий.

        Наглядность, активность, сознательность, доступность и мера, учёт возрастных индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе игры, вариативный подход.

Методы работы с детьми.

        Для реализации программы использую следующие методы: наглядный, словесный, практический.

        Наглядный метод используется во время: чтения педагогом рассказов, экскурсий, наблюдений, показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок, моделирования сказок.

        Словесный метод используется во время: чтения литературных произведений, стихотворений педагогом, детьми, педагогом, бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога, проведения игр (сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций, подвижных игр и др.), сообщения дополнительного материала педагогом, загадывания загадок, рассматривания наглядного материала, проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

        Практический метод используется во время: организации продуктивной деятельности; проведения игр (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировок, интеллектуальных и др.); организации конкурсов, викторин; изготовлении с детьми наглядных пособий для занятий.

Формы работы.

        С детьми: дополнительное образование, беседы, игры, все виды творческой, художественной деятельности детей, проведение общешкольных и классных праздников, конкурсы, просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Срок реализации Программы.

1 год (2017/2018уч. г.)

Полная нагрузка программы – 34 часа

Нагрузка по направлениям:

«Давайте познакомимся» - 4 часа

«Игры бывают разными» - 20 часов

«Научился играть - научу и других» - 10 часов

Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю.

Тематическое планирование "Игра - дело серьёзное"  во 2-4 классах (34 часа)

№ п/п

Количество часов

Дата проведения

Тема

Содержание

1.

2

Давайте познакомимся

1. Игры на знакомство: Снежный ком, Стена, Киллер, Времена года, Молекулы.

2. Тренинги на выявление роли ребёнка в команде.

2.

2

Давайте познакомимся

1. Игра на закрепление положительных отношений  в команде: Тропа доверия.

2. Подведение итогов, самоанализ. Игры: Сосиска кетчуп кока-кола, Я дрозд - ты дрозд.  

3.

2

Игры бывают разными

1. Игры на сплочение: Соседи, Сантики-фантики Лимпопо, Колени, Ха-Ха, Счёт.

2. Контакт.

4.

2

Игры бывают разными

1. Инструктаж ТБ. Подвижные игры: Хвост дракона, Мышки-домики, Алмаз, Третий лишний.

2. Коробочные встречи.

5.

2

Игры бывают разными

1. Игры наших родителей. Поиск игр  в соответствующей литературе. Изучение методики проведения.

2. Проведение игр наших родителей.

6.

5

Игры бывают разными

Интеллектуальные и настольные игры:

1. Говорун, Дженга.

2. Угадай - кто я.

3. Алиас.

4. Свинтус.

5. Спящие королевы.

7.

2

Игры бывают разными

Музыкально-ритмические игры.

1. Стаканчики, Хлопушка, Ритм.

2. Море Гагилей, Я - ракета, Я смотрю на макароны.

8.

3

Игры бывают разными

Игры с аудиторией.

1. У оленя дом большой, Чайничек с крышечкой, Глава рамена колена пальцы, Тыр-тыр пулемёт.

2. Поиск игр с залом, разучивание методики проведения.

3. Проведение игр  детьми.

9.

2

Игры бывают разными

Квест-ира.

1. Знакомство с понятием "квест", составление сюжета.

2. Квест-игра по выбранной теме. Анализ игры.

10.

2

Игры бывают разными

Игры заключительного этапа

1. Тайный друг. Арам шим шим.

2. Статуя лучших друзей. Подведение итогов, самоанализ.

11.

2

Научился играть - научу и других

1. Подготовка к проведению игр на сплочение: отбор материала, репетиции.

2. Инструктаж ТБ, проведение игр с первоклассниками.  

12.

2

Научился играть - научу и других

1. Подготовка к проведению игр на улице: отбор материала, репетиции.

2. Инструктаж ТБ, проведение игр на улице.

13.

2

Научился играть - научу и других

1. Подготовка к проведению игр с аудиторией: отбор материала, репетиции.

2. Проведение игр  с аудиторией: первоклассников или на школьном мероприятии.

14.

2

Научился играть - научу и других

1. Составление мини-проекта: "Новая игра": изучение литературы, разработка методики проведения.

2. Редактирование мини-проекта. Репетиция защиты.

15.

2

Научился играть - научу и других

1. Защита мини-проекта: "Новая игра".

2. Защита мини-проекта: "Новая игра". Подведение итогов. Самоанализ.

Приложение.

Игра "А я заяц".

Игроки садятся по кругу на стулья, один из которых никем не занят. Человек, который сидит слева от этого стула пересаживается на него со словами: «А я еду», следующий – на его место: «А я тоже», третий: «А я – заяц», четвертый – «А я с …» (произносит любое имя человека из данного круга, который пересаживается на пустой стул). Игра начинается заново с того места, где стоит незанятый никем стул.

Игра "Взаимовыбор".

Все разбиваются по парам. В течение одной минуты один рассказывает другому про себя, а в течение другой минуты, по сигналу ведущего, наоборот. Все пары делают это одновременно, не мешая друг другу. После этого все садятся в круг, где по очереди каждая пара рассказывает то, что они узнали друг о друге. Игру можно провести на огоньке знакомств.

Вариант игры: «Голландское представление» - человек, рассказывающий про своего партнера, может вставить в свой рассказ одну какую-нибудь небылицу.

Игра "Водяной".

Водящий сидит в круге с закрытыми глазами. Игроки двигаются по кругу со словами:

«Дедушка водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку».

Круг останавливается. «Водяной» встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. «Водяной» может трогать игрока руками, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, он меняется ролями, и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим.

Игра "Граница".

Цель игры - получить как можно больше информации о ребятах.

Ход игры: чертится (определяется) граница, вожатый предлагает перейти на одну сторону тем, кто объединен каким-то общим признаком.

Вожатый устанавливает простые критерии объединения, например, перейти на другую сторону границы можно тем:

* кто любит мороженое;

* у кого есть дома собака (кошка);

* кто любит смотреть мультики и т.д.

В то же время, в ходе игры, вожатый может выяснить:

* кто любит петь;

* кто любит танцевать;

* кому сколько лет;

* кто первый раз в лагере.

и множество другой полезной информации, задавая эти вопросы вперемешку с теми простыми, которые написаны выше.

первом случае, и сесть – во

Игра "Имя в центр".

Первый игрок выходит в центр круга, называет свое имя и делает какой-нибудь жест. Все остальные должны после этого также сделать шаг вперед, назвать его имя и как можно точнее повторить его жест. Так по очереди показывают все.

Игра "Как можно здороваться".

Все ходят хаотично. Водящий говорит, как нужно здороваться и все начинают таким образом здороваться, узнавая имена друг у друга. Через несколько секунд задание меняется. Здороваться можно: коленками, мизинцами, ушами, спинами и т.д.

Игра "Карабас".

На выявление лидеров. Все сидят. Ведущий показывает определенное количество пальцев на вытянутой руке. Не договариваясь, должно встать со стульев столько же человек, сколько пальцев было показано.Ребята, стремящиеся к лидерству, будут вставать чаще.

Игра "Математика".

Все сидят (стоят) в кругу. Задание: необходимо вести счет по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трем, называет свое имя. Кто ошибся, выбывает, а игра продолжается.

Игра "Мячик".

Все стоят в кругу. Первый игрок кидает мячик любому игроку, стоящему в круге. При этом он называет имя того, кому адресован мячик. Тот, кто не поймал «свой» мячик или тот, кто перепутал имя, называет все имена по кругу, начиная с себя, по часовой стрелке.

Игра "Отгадай, чей голосок".

Водящий отходит в сторону, пока игроки договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Игроки идут по кругу со словами:

Мы собрались дружно в круг

Повернулись разом вдруг

Игра "Покрывало".

Играет две команды. Ставятся два стула друг напротив друга. Между ними вожатые держат покрывало. Одна команда находится с одной стороны покрывала, другая – с другой, причем так, чтобы команды не видели друг друга. От каждой команды на стул садится один человек. После этого покрывало опускается. Задача сидящих игроков назвать имя своего соперника, сидящего на стуле. Кто первый это сделал, к тому переходит в команду проигравший игрок. Покрывало поднимается, и все повторяется вновь.

Игра "Ручеек знакомств".

Все становятся парами лицом друг к другу в колонну, держа руки друг друга над головой. Между ними бежит «ручеек», – это играющие у которых нет пары. Они выбирают себе пару. Проходят через весь «ручеек» и становятся в конце. Тот, у кого партнера забрали, бежит через весь «ручеек», выбирая себе пару. Во время игры пары знакомятся и узнают немного друг о друге. Играют, пока не надоест. В конце можно спросить кто, что узнал нового.

Игра "Слово хором".

На выявление лидеров.

Команда должна сказать хором какое-нибудь слово или словосочетание. Для этого им надо как-то договориться. Эту функцию берет на себя лидер.

Игра "Стенка".

Все делятся на две или три (равные по количеству) команды. Задание: игрок от команды добегает до стенки (или определенного места) и останавливаются. Команда должна хором назвать его имя. После этого он возвращается обратно. После возвращения в команду, бежит следующий игрок. И так вся команда. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием.

Игра "Стульчики".

Все играющие сидят в кругу на стульях. Один стул свободный. Водящий находится в центре круга. Задача игрока, у которого с правой стороны свободен стул, ударить по нему правой рукой и назвать имя любого игрока (кроме водящего). Задача водящего занять свободный стул. Если ему это удалось, то игрок, не успевший назвать имя, становится водящим.

Игра "Суета-сует".

Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9 – 16 клеточек. В каждой клетке написано задание. Суть одна: записать в клеточку имя человека, который (тут открывается простор для вашей фантазии) любит рыбу, держит дома собаку, любит звезды. Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно заложить в эту карточку то, что нужно вам, например, выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре и т.д. Побеждает тот, кто быстрее соберет имена.

Игра "У!".

Все стоят в кругу. Кто-нибудь начинает: громко произносит: «У!», и одновременно с этим показывает на кого-нибудь из круга. Два игрока, стоящие рядом (один слева, другой справа) произносят «У!». Человек, на которого показали, называет свое имя. После этого он показывает на другого игрока, говоря «У!». Все повторяется снова.

Игра "Хлопушки".

Все играющие встают в круг. Вожатый разучивает с детьми следующий ритм: два удара по коленям, затем дважды выбрасываются руки с жестом «Во!» (кисти рук сжаты в кулак, большой палец каждой руки поднят). Освоив ритм можно приступать к самой игре. После первых двух хлопков по коленям, вожатый называет свое имя (одновременно с выбрасыванием жеста «Во!»), после вторых двух хлопков имя того, кому он передает голос. И так далее. Дабы избежать проблемы с повторяющимися именами, можно заменить жест на указующий.

Возможны варианты:

* игрок может вызвать себя (после вторых хлопков снова назвать свое имя), но не более 2-х раз;

* не называя себя сразу передать эстафету. В случае ошибки игрок выходит из игры, по мере выбывания того или иного игрока его имя называть нельзя.

Игра "Это Я!".

Ведущий говорит быстро некоторые утверждения: «любитель кино», «любитель покушать», «лентяй» и т. д. Если играющий согласен, то он отвечает «Это я!». Отвечают играющие хором и быстро. Можно подловить игрока: долго называть то, на что он будет отвечать «Это я!», а потом неожиданно задать провокационный вопрос и ребенок, не задумываясь, может ответить правду.

Игра "Атомы - молекулы".

Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.

Игра "Гусеница".

Группа становится в линию. Каждый из группы протягивает свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширине плеч и протягивают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку игрока, стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.

Игра "Зеркало".

Все разбиваются по парам и становятся лицом друг к другу на расстояние вытянутой руки. Один в каждой паре играет роль зеркала. Ему нужно копировать, как можно точнее все движения партнера, который может хмуриться или удивляться, улыбаться, подмигивать – в общем, как фантазия подскажет. Потом игроки меняются местами.

Игра "Игра в тени".

На стене укрепляют простыню, перед которой садится один из играющих. На другом конце комнаты ставят лампу. Все играющие поочередно проходят мимо простыни так, чтобы ведущий узнал его по тени. Проходящие могут по возможности изменять тень (поднимать плечи, горбиться, изменять прическу и т.п.) тот, кого ведущий узнает по тени, становится водящим.

Игра "Капитан".

Все выстраиваются на стульях. Выбирается «капитан». Ведущий предлагает ему выстроить всех на стульях по цвету глаз, размеру обуви и т.д. При этом сходить со стульев нельзя, а говорить имеет право только «капитан». Для старших можно усложнить: капитан тоже не говорит.

Игра "Ковер-самолет".

Несколько играющих стоят на покрывале – «ковре – самолете». Они «летят» по небу и им надо перевернуть свой «ковер – самолет» так, чтобы никто не наступил на пол. Если это происходит, задание выполняется сначала.

Игра "Космическая скорость".

Задача игры – передать мяч из рук в руки за три секунды в группе, количеством не менее 20 человек. Обязательное условие – мяч должен побывать у каждого только один раз (одновременно держать мяч два человека не могут). Игра требует сообразительности.

Игра "Найди пару".

Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (старик, старуха) или части имен (царь, Горох). Необходимо найти свою пару (царю найти Гороха, Ивану – царевичу – лягушку). Нельзя спрашивать прямо: «Что написано у меня на спине?».

Игра "Ноги в руки".

Группа становится в линию. Каждый кладет одну руку на плечо игрока стоящего впереди и поднимает одну ногу. Второй рукой подхватывают ногу игрока, стоящего позади. Задача группы – пропрыгать без разрыва определенное расстояние.

Игра "Обувная фабрика".

Все снимают обувь и кладут ее в центр круга. Каждый участник надевает два разных ботинка и пытается поставить ногу рядом с ногой, обутой в парную обувь.

Игра "Паровозик".

Игроки встают паровозиком, закрывая руками глаза впереди стоящего игрока. Таким образом, открытыми остаются только глаза последнего игрока, стоящего в паровозике, а свободные руки – только у первого игрока. Перед паровозиком ставится задача – достать определенный предмет, который ведущий помещает в комнате после того, как играющие закрывают глаза. Последний игрок руками поворачивает своего соседа в нужном направлении, руководит паровозиком. По цепочке эти движения передаются всему паровозику, и он начинает двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.

Игра "Путаница".

Все стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий отходит, а в это время круг «запутывается» (нельзя перешагивать через ноги). Затем водящий пытается распутать всех.

Игра "Сидячий круг".

Все становятся тесно в круг, взявшись за талию игрока, который стоит перед ним. Задание: нужно медленно сесть на колени друг другу, после чего руки разводятся в стороны. Возможно, с первого раза не получится, попробуйте еще. Круг должен быть как можно ровнее.

Игра "Скалолаз ".

Игроки встают на невысокую скамейку плотно друг к другу, взявшись под локти. По очереди каждый игрок должен пройти по краю скамейки, держась за стоящих на ней ребят, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков. Если кто-либо из игроков коснется земли, – все начинают сначала.

Игра "Слепой и поводырь".

Ребята разбиваются на пары. Затем первые номера закрывают глаза. Это – «ведомые». Вторые номера – «ведущие». «Ведущие» ведут «ведомых» через различные препятствия, которые показывает им вожатый. Потом ребята меняются ролями (водить человека не менее 15 – 20 минут).

Игра "Спираль ".

Все строятся в цепочку. Каждый держится за талию впередистоящего, кроме первого игрока. Постепенно игроки заворачиваются в спираль, а затем обратно.

Можно закрутить и 300 детей, но при этом лучше всем держаться только за руки. Можно больше, но будьте внимательны. Игра может превратиться в большую давку.

Игра "Фигуры".

На выявление лидеров.

Группа встает в круг. Все держатся обеими руками за общую веревку. Все при этом должны стоять плотно друг к другу, а веревка – натянута.

Группе дается задание с закрытыми глазами делать фигуру (квадрат, треугольник, шестиугольник и т. д.). Глаза можно открыть тогда, когда группа решит, что фигура построена. Обсуждение во время построения фигуры запрещается.

Игра "Ха-ха-ха".

Все ложатся, положив голову на живот другому участнику, образуя, таким образом, длинную цепь. Первый игрок говорит: «Ха», второй: «Ха – ха» и т. д. Игра начинается заново, если кто-нибудь засмеется.

Игра "Человек к человеку".

Все стоят по двое. Водящий по очереди называет части тела. Например, «нос к носу», «рука к руке», «коленка к коленке» и т. д. Играющие должны выполнить эти задания. После команды: «Человек к человеку» все разъединяются и ищут другого партнера. Тот, кому не достанется партнера, становится водящим.

Игра "Иван-да-Марья".

Все становятся в круг, замыкая его. В середине его девочка и мальчик. У обоих завязаны глаза. Иван должен найти Марью. Они ходят по кругу. Иван ищет Марью, все время спрашивая: «Марья, где ты?». Марья должна отвечать: «Я здесь, Иван», стремясь при этом как можно быстрее сменить место. После того, как Иван поймает Марью, он выбирает из детей, стоящих в кругу, новую Марью, а Марья – Ивана.

Игра "Игрушка".

Все сидят в кругу. Игрушка передается всем по очереди, по часовой стрелке. Тот, кому передали игрушку, должен поцеловать ее в то место, которое ему больше нравится. Так делают все в кругу. Затем ведущий объясняет: «Куда каждый из вас поцеловал игрушку, в то место он целует соседа справа. Желательно, чтобы все сидели мальчик – девочка.

Вариант игры: Все по очереди показывают на то место, которое им нравится больше всего в своем правом соседе и, в конце концов, целует его в это место.

Игра "Кис - брысь - мяу".

Водящий стоит спиной к игрокам. Ведущий показывает на любого игрока противоположного пола (по отношению к водящему), и произносит: «Кис?». Если водящий отвечает: «Брысь», то ведущий показывает на другого человека, задавая тот же вопрос. Если ответ: «Мяу», то ведущий спрашивает, что должен сделать этот игрок в паре с водящим (или предлагает ему вытянуть задание из шапки). Пара выполняет задание. Например: танцует, поет, изображает известный памятник и т. д. Далее водящий присоединяется к игрокам, а вызванный игрок становится водящим.

Игра "Лампочка".

Ведущий для участия приглашает юношу и девушку. Юноше дается задание вкрутить воображаемую лампочку и не дать «жене» помешать это сделать. Девушке сообщается, что ее «муж» хочет покончить жизнь самоубийством, и она должна его остановить. О заданиях друг друга юноша и девушка не знают.

Игра "Обнимушки".

Берется мячик или яблоко, которое зажимается между подбородком и грудью. Задача: по кругу без рук передать мяч соседу. Для соревновательности можно создать две команды.

Игра "Почта".

Группа игроков рассчитывается по номерам, делает номерки. Ведущий становится почтальоном. В течение определенного времени все в отряде могут писать письма друг другу и отправлять их. Почтальон доставляет послание адресатам.

Игра "Пух, мех или перо".

Мальчики или девочки берутся за руки, образуя «сети». В них они ло-вят представителей противоположного пола. Поймав кого-нибудь, они предлагают на выбор: пух, мех или перо. Человек выбирает. Если «пух» – целуешь двух. Если «мех» – целуешь всех. Если «перо» - целуешь одного. После выполнения задания она или он отпускается. «Сети» продолжают ловить «добычу». Можно придумывать другие слова и к ним задания по рифме, причем, не обязательно всем знать, что означает то или иное слово.

Игра "С завязанными глазами".

Реквизит – повязки на глаза по числу участников. Свободное помещение.

Повязки завязываются на глаза участникам. Сначала все хаотично двигаются по комнате, стараясь, не толкать друг друга. Затем предлагается игрокам мужского пола попытаться образовать свой кружок в одной части помещения, а игрокам женского пола – в другом. Разговаривать и издавать звуки нельзя, но можно прикасаться друг к другу и определять друг друга на ощупь.

Игра "Скульптор".

Все разбиваются на пары (мальчик – девочка). Между собой они договариваются, кто будет «скульптором», а кто будет «глиной». Дается определенное время чтобы «скульптор» подготовил «материал» к лепке. Для этого он глину аккуратно разминает. Затем «скульптор» делает скульптуру и дает ей название. Во время лепки «глина» должна спокойно поддаваться рукам «мастера» и делать все, что он захочет. После работы «мастер» презентует свою работу. Затем «скульптор» и «глина» меняются ролями, и все повторяется.

Игра "Скульптура любви".

Выбирают несколько мальчиков и девочек и приглашают их по одному в зал. Ведущий предлагает вошедшему внести изменения в «скульптуру: «Любовь», которую изображают мальчики и девочки из числа играющих. «Скульптор» старательно работает с «материалом». После завершения работы ведущий предлагает занять «скульптору» место партнера, если «скульптором» был мальчик. Или партнерши, если «скульптором» была девочка.

Игра "Стеночка".

Одинаковое количество девушек и юношей встают против друг друга. Девушки, задумав жест, хлопают в такт музыке и подходят к юношам, показывая этот жест, разворачиваются и уходят на место. Юноши демонстрируют свой жест в ответ. Выигрывает та команда, которая последней до окончания мелодии продемонстрирует свой жест. Варианты жестов: задеть кончик носа игроков противоположной команды, послать воздушный поцелуй, подмигнуть и т.д.

Вариант игры: половина делает одинаковые движения, жесты, в то время когда подходит к другой половине.

Игра "Твой тайный друг (ТТД)".

Это ролевая игра. Ведущий собирает в одну коробку имена девушек, в другую – юношей. Предлагает всем поучиться быть тайными друзьями, приходить на помощь в трудную минуту, делать сюрпризы и подарки, оставаясь незамеченными. После этого ведущий предлагает юношам вытянуть имена девушек, а девушкам – имена юношей. Игра проходит в течение 1 – 2 дней. В конце второго дня тайные друзья могут рассекречиваться и назначить встречи. Важно, чтобы никто не остался без внимания, поэтому ведущий должен заранее придумать сюрпризы, которые он будет рассылать от имени тайных друзей.

Игра "Топотушки".

Равное количество мальчиков и девочек садятся напротив друг друга. Мальчики шепотом сообщают ведущему имена девочек, которых они загадали. Ведущий следит, чтобы имена не повторялись. Затем предлагает каждой девочке по очереди подойти к тому мальчику, который, как ей кажется, мог ее загадать, и топнуть перед ним ногой. Если она угадала, то садится на его место, если не угадала, то мальчик топает ногой и она возвращается на место. Так до тех пор, пока все девочки не пересядут. Игра продолжается: девочки загадывают мальчиков.

Игра "Фывки - пыфки".

Дети встают в два круга (внутренний – «пыфки» и внешний – «фыфки») лицом в центр круга, образуя пары (игроки внутреннего круга стоят спиной к напарникам). Желательно, чтобы один круг составляли девочки, а другой – мальчики. Количество человек во внешнем и внутреннем кругах должно быть одинаковым. По команде ведущего: «пыфки» – игроки внутреннего круга должны поменяться местами, заняв место у свободного игрока внешнего круга («фыфки»), при этом, не занимая мест своих ближайших соседей. По команде ««фыфки», - местами меняются игроки внешнего круга. Ведущий стремится первым занять свободное место. Оставшийся без пары игрок становится ведущим.

Игра "Целовушки".

Берутся спички и колечко. Спичка зажимается между зубами. Кольцо одевается на эту спичку. Задача: без помощи рук передать кольцо другому игроку, у которого в зубах также есть спичка. Главное условие – кольцо не должно упасть. Так кольцо проходит через всех участников.

Игра "Веревочка".

Двое берут в руки веревочку (ленту) и натягивают ее на уровне груди. Все выстраиваются в колонну и под музыку, прогнувшись назад, пытаются пройти под веревочкой, не задев ее. Со временем веревочка опускается все ниже и ниже.

Игра "Делай как я".

На выявление лидеров.

Группа танцует в кругу. Кто-нибудь (из данного круга) говорит: «Делай как я!», и все должны повторять за ним движения. После этого кто-нибудь другой говорит: «Делай как я!». И все начинают повторять уже за ним. И так далее.

Игра "Имя в центре".

На знакомство.

Во время дискотеки танцующие образуют круг. В его центр по очереди вызываются, например, все Саши и Лены. Круг начинает скандировать их имена в такт музыке. Так продолжается до тех пор, пока все играющие не побывают в круге. Таким образом, каждый получает возможность представиться и узнать имена других.

Игра "Картошка с шариком".

Условно круг танцующих делится на две половины. Отпускаются 1 – 3 воздушных шарика, которые игроки перебрасывают друг другу в танце. Выигрывает та половина играющих, у которых, к моменту окончания музыки, окажется меньше шариков.

Обычная игра - Картошка.

Игра "Перепевка".

Включается популярная песня. Ведущий поочередно показывает рукой то на одну, то на другую команду. Их задача (в свою очередь) – всей командой петь эту песню.

Игра "Танцующая кепка".

Танцор в центре круга снимает со своей головы кепку и надевает ее на голову любого из танцующих детей. Танцор в кепке должен выйти в круг и показать несколько движений, которые за ним повторяют все танцующие в круге ребята. Затем предают кепку другому танцору, и все повторяется.

Вариант игры: За танцующим в центре круга не обязательно повторять, а при переходе, водящий выбирает из круга человека противоположного и целует его.

Игры шутки-розыгрыши

Игра "Кенгуру".

Ведущий сообщает водящему животное, которое он должен будет изобразить так, чтобы все игроки догадались о каком животном идет речь. Водящий выходит за дверь, а ведущий договаривается с остальными игроками, что он загадает «кенгуру». Выйдя за дверь, ведущий загадывает водящему «кенгуру». Водящий начинает изображать. Как бы хорошо водящий его ни показал, задача игроков – делать вид, что они никак не могут догадаться, что загадано «кенгуру». Затем, через некоторое время, водящему раскрывается секрет игры.

Игра "Кукарямба".

Играющие садятся в круг на корточки, опираясь на вытянутые вперед руки. Пальцы при этом зажаты в кулак, кроме мизинца и большого пальца. Пальцы каждого должны соприкасаться с крайними пальцами каждой руки, образуя круг. Водящий спрашивает рядом сидящего о том, знает ли он, как играть в кукарямбу. При этом он обращается к нему по имени. Тот отвечает: «Извините, нет». И так далее по кругу. Когда вопрос возвращается к ведущему, тот отвечает: «Нет. Так зачем же мы тут собрались?»

Игра "Медведь".

Игроки встают в одну шеренгу, плечом к плечу. Ведущий стоит первый и, немного сгибая колени, спрашивает рядом стоящего: «Ты медведя видел?». Отвечая отрицательно, второй игрок задает тот же вопрос следующему. То же самое проделывает вся шеренга. Последний спрашивает первого. Далее ведущий, присаживается на корточки, задает вопрос: «А он страшный?». Ему отвечают: «Не знаю!». Вопрос проходит всю шеренгу. Последний спрашивает ведущего и тот говорит: «Очень! Так что же мы не убегаем?». После этих слов ведущий толкает всю шеренгу, сидящую на корточках. Она валится на пол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Игра - дело серьёзное.

Познакомить   младших  школьников  с    правилами   для учеников;  развивать умение использовать свои знания в разных ситуациях: воспитывать чувс...

Долгосрочный исследовательский проект "Игра-дело серьёзное"

Основой проекта"Игра-дело серьёзное" стал анализ,внедрение в практику,а также создание собственных линвистических игр, способствующих активизизации учащихся на уроках русского языка.Целью проекта явля...

Открытое мероприятие на методическом объединение «Выбор профессии – дело серьёзное»

Цель: Подготовить воспитанников  к обдуманному выбору профессии. Задачи: 1. Обучающие: познакомить воспитанников  с понятиями: «профессия», «профессиональное самоопределени...

"Этикет - дело серьёзное"

Разработка занятия и презентации "Этикет - дело серьёзное" по программе "Разговор о правильном питании"...

Выбор профессии-дело серьёзное

Познавательно-развлекательная программа проводится с целью расширения знаний о профессиях, заинтересоватьдетей в увлекательной форме....

Игра - дело серьёзное

Игры на внимание, а также подвижные игры, предназначенные для детей начальной школы....

Научно-исследовательская работа .Окружающий мир «Игра – дело серьёзное. Настольные игры -это наука, обучающая жизни в социуме"

Иногда во дворе и на переменах я наблюдал, что дети ссорятся, не умеют общаться друг с другом. А почему? Да потому, что играть в общие игры разучились. Теперь даже для взрослых придуманы деловые игры....