"Сказка о симфоническом оркестре"
план-конспект занятия (2 класс) на тему
"Сказка о симфоническом оркестре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_simfonicheskom_orkestre.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Сказка о симфоническом оркестре". Автор - М.Ф.Червоная.
Есть на сказочной планете
Королевство дивное!
Музыкальное оно,
Сказочно-красивое!
Много жителей там разных
Чересчур забавных
И талантливых на редкость,
Очень музыкальных:
Нотный стан (линеек ряд)
И добавочных отряд;
Нотки (славные трещотки),
Штиль и хвостик возле нотки;
Три регистра – три министра,
Темп (то медленно, то быстро…);
Два ключам – дуэт отличный:
Ключ басовый, ключ скрипичный;
Три значка совсем особых,
Друг на дружку непохожих:
Знак диез (звук повышает),
Знак бемоль (звук понижает)
И бекар (всё отменяет
И на место возвращает);
Лига (всё соединяет)
И реприза (повторяет);
Точка (нотку удлиняет);
Пауз ряд (молчать заставит);
Бесконечная фермата
И черта в начале такта;
Лад мажорный (тихий, грустный);
При ключе размер живёт
(всем известный счетовод).
А рассказчик – это я!
Так начнём читать, друзья!
Кто в королевстве самый умный и талантливый.
В этом славном королевстве
Уж который год подряд
Праздник музыки устроить
Все хотят: и стар и млад.
Сочинять они решили
Музыку чудесную,
Чтобы жизнь свою украсить,
Сделать интересною.
Но кому из них под силу
Это сочинение?
И кого вдруг посетит чудо-вдохновение?
И возник меж ними спор,
кто же музыкальнее,
кто талантливей, достойней
и оригинальнее.
Сразу Нотки оживились
И давай себя хвалить,
И друг дружкой восхищаться,
Про талант свой говорить:
«Вот мы, нотки, нотки, нотки
Звонкие, весёлые!
Точки, точки мы, кружочки
Белые и чёрные!
Мы восьмушки, четвертушки,
Половинки, целые…
Мы подружки-хохотушки,
умные и смелые!
И назвали нас красиво:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Чтоб названия запомнить,
Нужно вслух произнести.
На письме обозначаем
Звуки уникальные,
Не простые, шумовые –
Звуки музыкальные!
Ау звука есть окраска,
Тембром называется.
По окраске каждый голос
Вмиг определяется.
Есть и громкость, высота –
Всё, как полагается.
Мы, конечно же, сумеем
С сочиненьем справиться!»
Тут же хвостики и штили
В унисон давай вопить:
«Нотки, вы про нас забыли,
А без нас вам не прожить!
Мы вам, нотки, как находки,
Мы, как воздух и вода!
Как для мастера – отвёртки,
Как голодному – еда!
Вот я, Штиль, стою при нотке –
Палочка прямая.
Обойдётся ль без меня
Длительность какая?
Только целая, пожалуй,
Может обходиться.
Остальным же ноткам я
Должен пригодиться.
Хвостик тоже встрепенулся
И напомнить всем решил,
Как он важен, как он нужен,
как изысканно красив:
«А я хвостик – шалунишка!
Без меня восьмушек нет
И шестнадцатых не встретить…
Есть во мне один секрет:
Справа я всегда от штиля
«Загибуленькой» пишусь.
Озорной я, симпатичный
И всегда собой горжусь!»
Похвалиться захотелось
Знакам альтерации.
Всех Диез опередил
И давай-ка хвастаться:
«Я – Диез! Хочу – повышу
Звук любой на полутон.
Изменю ему звучанье.
В повышеньи я силён!
И Бемоль со мною в паре.
Он понизить может звук.
Мы для нот необходимы!»
Тут Бекар воскликнул вдруг:
«Возмущён я! Как вы знаки,
Про меня могли забыть?!
Я – Бекар! И мне нетрудно
Хвастунишек проучить!
Если будете и дальше
Так же хвастаться, друзья,
Все диезы и бемоли
Отменю мгновенно я!»
Три регистра – три министра
Стали важно говорить:
«Надо срочно в королевстве
Нам порядок наводить!
Нотки музыку решили
Непременно сочинить.
Но сначала по регистрам
Нужно их распределить.
Ну-ка, ноты, разберитесь,
Для кого регистр какой!
Есть высокий, средний, низкий,
Но для каждой ноты - свой.
К своему регистру быстро
По порядку… становись!»
Нотки тут же подчинились
И вприпрыжку понеслись.
И у каждого регистра
Появился звуков ряд.
По порядку разместились –
Получился звукоряд.
Три сестрицы – Лига, Точка
И Фермата славная
Приобщились к разговору
(Речь весьма забавная) :
«Если нужно увеличить
Паузу иль нотку,
Кто возьмётся выполнить
Тонкую работку?
Только нам под силу это.
Мы универсальные!
Мы такие нужные
Знаки музыкальные!»
Тут размер сказал в сердцах:
«Как вы любите себя!
Дела нету никакого,
Всё одно лишь болтовня!
Вы пример с меня берите –
Я – известный счетовод!
Одному лишь мне известно,
Сколько в каждом такте нот.
Кто стоит в начале пьесы
В виде дроби? Это я!
Ни одно произведенье
Не начнётся без меня!
Кто помощник дирижёра?
Без кого он как без рук?
Без меня, друзья, представьте!
Я его ближайший друг.
Так что, ноты, мой совет вам:
Обо мне не забывать!
А иначе откажусь я
В каждом такте вас считать!»
Хором чёрточки запели:
«Захвалил себя, размер!
Ты ведёшь себя нескромно,
Подаёшь дурной пример!
Если б мы не отделяли
Такт от такта никогда,
Что считать тебе пришлось бы?!
Тактов не было б тогда!
Нам, дружок, скажи спасибо,
Что мы тактами стоим.
Мы достойны уваженья!
Благодарности хотим!
Раздражённо Темп промолвил:
«Как же можно без меня?!
Кто стоит над всеми сверху!
Посмотрите, это – я!
От меня всегда зависит
Скорость исполнения.
Много я имён имею
Разного значения.
Вот, к примеру, Рresto – скоро,
Lento, Largo - медленно,
Sostenuto, Moderato –
Сдержанно, умеренно.
А коль нет меня в начале,
Как же музыке звучать?
Быстро? Медленно? Спокойно?
Кто сумеет подсказать?
Только я вам подскажу –
В этом нет сомнения,
И поэтому к себе
Требую почтения!”
Долго Паузы терпели:
“Надоело нам молчать!
Хвастовство невыносимо!
Нужно спор ваш прекращать!
Вы пример берите с нас.
Мы не горделивые –
Мы такие скромные,
Очень молчаливые!
А вы, нотки, как трещотки!
Вас нельзя остановить.
Неужель не надоело
Вам там много говорить?
И не стоит зазнаваться!
Уж давно пора понять,
Что одним «кружочкам-точкам»
Не под силу сочинять!»
Хвастунишки приутихли,
Воцарилась тишина…
Но недолго продолжалась –
Вдруг Реприза подошла:
«Я – реприза, знак особый,
Я – для повторения!
Захочу и повторю
Спор без изменения!
Скучно, паузы, молчать!
Больше нет терпения!
Надо спор опять начать
И без промедления!»
Снова хвостики и штили,
Точки, лиги, нотки
Зашумели, закричали,
Не жалея глотки…
Нотный Стан в углу стоял
И за всеми наблюдал…
Долго он молчал, молчал,
Рассердился и сказал:
«Очень глупо и нескромно
Чем-то похваляться.
Надо срочно мне во всём
Лично разобраться!
Грош цена в базарный день
Вашей всей семейке,
Если тут же не взберётесь
на мои линейки.
Пять линеек хватит вам?
Если будет мало.
Приглашу добавочных.
Чтобы всем хватало.»
И Добавочные тут же,
Услыхав нравоученье,
Собрались все вместе дружно
И пришли без приглашенья:
«Мы слыхали, что без нас
Трудно обходиться,
И хотим , друзья, помочь
Вам расположиться».
Места всем хватил до сразу:
Разместились, кто где мог.
Споры тут не прекратились,
Хвастунишек хор умолк.
Нотный стан пересчитал
Знаки музыкальные:
«Здесь кого-то не хватает
В дружненькой компании».
«Нет ключей, - пропели нотки,
Но они ведь так нужны.
Место нам на нотном стане
Указать они должны».
Где ж ключи запропостились?
Где же славный наш дуэт?
Поскорей бы появились,
Ведь без них порядка нет!
А ключи вдвоём гуляли
В старом парке у пруда.
Спор услышав, удивились:
«Это что за чехарда?
Стоит только отлучиться,
Что-нибудь произойдёт.
Прекратить бы спор ненужный –
До добра не доведёт!»
И ключи к друзьям явились,
И послышались слова:
«Занимались бы вы делом!
Успокоиться пора!
Вам без нас не обойтись.
Мы – ключи особые!
Я – Ключ Соль, или скрипичный,
Он – Ключ Фа, басовый.
Спелись мы уже давно
В слаженном дуэте.
Нас никто не разлучит
Ни за что на свете!
Зря вы хвастались, друзья!
Каждый знак собой хорош,
Музыкален и умён,
На другого не похож.
Ну, а кто из вас, скажите,
Может музыку писать?
Знайте, только Композитор
Дар имеет сочинять!
Наша роль – совсем другая:
Помогать ему во всём
Так давайте приглашенье
Композитору пошлём.
Только если мы все вместе,
Можно музыку писать.
Нам придётся потрудиться,
Хватит, знаки, отдыхать!»
Всем понравилось, конечно,
Предложение ключей.
Ведь услышать захотелось
Сочиненье поскорей.
И отправили депешу,
Сообщалось в ней о том,
Что известный композитор
В королевство приглашён.
Знаки празднично оделись
И по росту стали в ряд.
Ждут маэстро с нетерпеньем,
Встретить все его хотят.
Нотный стан к ним обратился:
«Все должны себя вести
Скромно, сдержанно, спокойно,
Чтоб других не подвести!
Нам достойно надо встретить
Композитора, друзья!
А про споры и раздоры
Вспоминать никак нельзя!
Каждый чётко должен помнить:
Место каждому – своё,
Не считать себя столь важным.
Это мнение моё!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2
Презентация к уроку музыки в 4 классе. По программе Критской Е. Д., "Музыка. 4 класс." Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...
Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.
Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино», «Повторялкино», «Узнавалкино» (знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркест...
Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"
Оркестр – большой коллектив музыкантов. Самым большим по составу и самымбогатым по своим возможностям является симфонический оркестр.Симфоническим называется оркестр, составленный из несколь...
Технологическая карта урока музыки во 2 классе Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С. С. Прокофьева "Петя и волк"
Технологическая карта урока музыки...
Разработка к уроку по теме: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Разработка к уроку по теме:«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»....
«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
laquo;Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»....
Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра.Симфоническая сказка С.С. Прокофьева«Петя и волк»....