Внеклассное занятие " Школа вежливости"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Моталина Наталья Ивановна

 Занятие по привитию навыков культурного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_vezhlivosti.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Школа вежливости»

Цель: формирование навыков  вежливого поведения, общения.

Задачи:

1. Формировать умение быть вежливым.

2. Развивать привычку употреблять в своей речи вежливые слова.

3. Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

4. Коррекция речи, внимания, памяти.

                                               Ход занятия.

  1. Организационная часть.

– Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте.

    II. Сообщение темы занятия

   -Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, в школу, но эта школа необычная. Это  «Школа вежливости».

III. Основная часть.

   1) - Всегда ли вы вежливы с мамой и папой, с друзьями, с одноклассниками, с учителями? Ребята, а как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, соблюдает правила поведения с друзьями, в школе, гостях, театре, транспорте, на улице   и поэтому всякому с ним легко и приятно? (ВОСПИТАННЫМ.)

- Правильно, воспитанным.

Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

2) Игра «Вежливо — невежливо»

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вежливо — невежливо». Если вы считаете, что так поступать вежливо - хлопаете, если невежливо - топаете.

1. Поздороваться при встрече -
2. Толкнуть и не извиниться -
3. Помочь подняться -
4. Не встать, обращаясь к учителю -
5. Поднять упавшие вещи -
6. Не уступить место в транспорте -
7. Не заметить недовольство мамы -

3)  Чтение стихотворения учащимися.

Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется.
И остаётся с человеком навсегда.

 

4) - Ребята, а всегда ли вы в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»?

-  Сейчас мы с вами составим дерево вежливости.

Слова коротенькие эти -
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.  

- Дополните предложение.

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

- Когда нас бранят за шалости, говорим... (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)

- И во Франции и в Дании на прощанье говорят... (ДО СВИДАНИЯ)

- Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю... (ПОЖАЛУЙСТА)

5) Физминутка.  Игра «Вежливые прятки»

- А сейчас мы посмотрим, какие  волшебные слова знаете  и применяете вы в обращении друг с другом.

Ученику завязывают глаза или  он отворачивается, а кто-нибудь из игроков говорит вежливое слово, водящий должен отгадать, кто из ребят сказал.

6) - Ребята, не достаточно знать вежливые слова и уметь их применять, необходимо соблюдать правила культурного поведения  с друзьями, в школе, в гостях, театре, транспорте, на улице.  

-  Давайте вспомним как нужно вести себя в общественных местах.

7)Конкурс «Самый вежливый»

-Итак, задачи не на сложение,   задачи на правила уважения.

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки. Какие?

а) Нельзя кричать.
б) Надо, обратившись к прохожему, извиниться.
в) И употребить вежливые слова.

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить, если одному 8 лет, а другому 11? (Кто вежливее.)

3.Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру? (Поздороваться.)

4.Ты ел конфету, что сделаешь с фантиком? (Бросишь в урну.)

5. Нужно ли снимать головной убор, если ты пришёл в гости? (Обязательно.)

6. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

7. Какие слова произносят при прощании?

Вывод: самый активный знаток правил вежливости:  

 8) Чтение  советов  на память от школы вежливости.  

                        Если словом или делом

                        Вам помог кто-либо


                       Не стесняйтесь громко, смело,


                       Говорить: «Спасибо!»

                        Будь доброжелательным,
                       Скромным и внимательным!

                      Ты труд другого уважай,
                     Сам насорил - сам убирай!

                       Ежели вы вежливы,
                      В душе, а не для виду,
                      В автобус вы поможете -
                      Взобраться инвалиду.

                       В одежде будь ты аккуратен:
                      Избегай и дыр, и пятен!

                       Ежели вы вежливы,
                     То сидя на уроке,
                     Не будете с товарищем
                    Трещать как две сороки!

                     Дома близким не груби.
                    Малышей жалей, люби!

                      Ежели вы вежливы,
                     И к совести не глухи.
                    Вы место без протеста
                    Уступите старухе.      

                       Пусть же будет вам не лень,
                    Сказать при встрече: «Добрый, день!»

 IV.Подведение итогов

 - Ребята, вам понравилась наша экскурсия в школу вежливости?

- Как нужно произносить «волшебные слова». (Вежливо, с улыбкой.)

- А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Наш воспитательский час подошёл к концу. Мне было приятно с вами общаться. А чтобы вы помнили о нашей сегодняшней беседе, я предлагаю вам спеть песню «Улыбка»  

- До свидания!

Тема. Школа ВЕЖЛИВОСТИ

Цели: 

ознакомить с этическими нормами поведения;

дать представление о вежливом общении;

формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: 

песня «Улыбка»

 цветик-семицветик,

советы-памятки для каждого ученика

таблички с «вежливыми» словами.

Ход мероприятия

Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Учитель: Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно? Когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Ученики: Не всегда.

Учитель: Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Ученики: Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель: Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается.

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

Учитель. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает  правила

приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, что бы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - один.

Поздороваться при встрече -                          Не встать, обращаясь к учителю

Толкнуть и не извиниться - Взять билеты в автобусе -
Помочь подняться, поднять.     Не уступить место в транспорте
упавшие вещи -                                                     Не заметить недовольство  мамы

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. Дети  по очереди называют, учитель вывешивает таблички с «вежливыми   словами»

ВЕЖЛИВЫЕ ПРЯТКИ

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего, завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости «Прости», «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» Водящий должен узнать ученика по голосу.

Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова

Ученики. Вежливо, с улыбкой.

Учитель. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим,

обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбки.

Тогда у каждого будет хорошее настроение.

Игра на внимание «Пожалуйста»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные

команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо

А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии:

если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Учитель. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Конкурс. «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал
ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Haдо

обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его

побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуй
ста, не могли бы вы сказать, который час?»)

Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись,
Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11?
(Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.

  1. Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится - стыдится!

  1. Настанет, друзья, счастливое время

Наступят чудесные дни -

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

  1. Не будет мальчишек противных,

Придут золотые года,

И в чистую комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

  1. Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

  1. Пусть грубость исчезнет,

Исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой, в каждой аптеке

Лекарство от грубых детей.

  1. Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли.

Он принял и вежливым стал.

  1. Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей.

И будут все на свете

Любить таких детей.

НА ПАМЯТЬ ОТ ВОЛШЕБНОГО ЦВЕТИКА"СЕМИЦВЕТИКА

Для тебя, друг, я составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

  1. Как проснулся - так вставай,

Волю лени не давай!

  1. Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

  1. Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

  1. Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой - проверь!

  1. В школе, в классе не сори.

Сор увидишь - подбери!

  1. Ты труд другого уважай.

Сам насорил - сам убирай!

  1. Не таскай в кармане мела

-Это, милый мой, не дело!

  1. Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

  1. Дома близким не груби;
  1. Малышей жалей, люби;

Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Примерные вопросы для экзамена

  1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)
  2. Какие слова произносят при встрече и прощании?
  3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место
  4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?
  5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
  6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить
    жуков и бабочек?
  7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
  8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать,  хвастаться, обижать своих друзей?

Подведение итогов

Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамваи вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста») обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг неожиданно трамвай остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: (Извините, пожалуйста.)

Учитель. Какие вы молодцы!

Если словом или делом

Вам помог кто- либо,

Не стесняйтесь Громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я Вас благодарю!

Пусть мальчишки и девчонки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажет громко-громко

«Будьте вежливы всегда!»

Как проснулся - так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

   Прежде чем захлопнуть дверь,

  Все ли взял с собой - проверь!

Ты труд другого уважай.

Сам насорил - сам убирай!

Дома близким не груби;

        В школе, в классе не сори.

Сор увидишь - подбери!

      Малышей жалей, люби;

    Будь в одежде аккуратен:

   Избегай и дыр, и пятен!

    Не таскай в кармане мела

-Это, милый мой, не дело!

VIII. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем.

Игра «Волшебный цветик-семицветик»

- Сейчас ко мне выйдут 7 человек, которые станут волшебниками. Они отрывают по одному лепестку и отдают лепесток кому-нибудь из класса со словами:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели…

- Вели, чтобы... сказал... доброе слово.

Например: извини... я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста.

- Я тебя нечаянно обидел, прости меня.

- Я была неправа, что не поделилась с тобой карандашами. Не сердись на меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Доброта, вежливость, дружба"...

-        Доброта, вежливость, дружба... Что означают эти слова?Сергей Ожегов дал такое определение этим словам:«Доброта — это отзывчивость, душевное расположен...

Внеклассное занятие "Вежливость и культура речи"

Классный час или внеклассное мероприятие для учащихся 3 класса...

Методическая разработка "Внеклассное мероприятие "Вежливые слова"

          Методическая разработка "Внеклассное мероприятие "Вежливые слова" для начальной школы.                     ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Вежливость"

Данное мероприятие предназначено для учащихся 1-2 классов. Оно знакомит учащихся с этическими нормами поведения, даёт представление о вежливом общении,формирует привычку употреблять слова вежливости п...

Внеклассное мероприятие на тему: "Урок вежливости. Вежливые слова"

Внеклассное мероприятие на тему: "Вежливые слова"...

Внеклассное занятие "Вежливость- сила, слабость, необходимость.

Тема классного часа:«Вежливость – это сила, слабость, необходимость»Цели:– обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»,– формировать ...