Классный час "Доброта и милосердие"
классный час (4 класс) на тему
Дети рассказывают стихи о доброте,милосердии.,сочувствии. Рассматриваются жизненные ситуации,учащиеся делают выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_o_dobrote.docx | 35.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Доброта и милосердие» в 4 классе
Цель:
1.Воспитать у учащихся доброту, человеколюбие, сопереживание, добросердечие, сочувствие.
2.Расширить знания детей о вежливых и добрых словах и их применение в жизненных ситуациях.
3.Развивать умение оценивать окружающих и собственные поступки, воспитывать навыки культуры речи.
4.Воспитывать доброжелательность, способность формулировать нравственные суждения.
Оборудование:
- Парты стоят по группам,
- Презентация
- Музыкальное оформление
- На доске половицы о доброте, милосердии ,камень из сказок
- На доске высказывания великих людей о доброте и милосердии.
Подготовительная работа к классному часу:
1.Дети ищут и запоминают пословицы о доброте и милосердии.
2.Дети пишут сочинения: «Добро – это…», «Зло – это…», «добрый человек – это…»
3.Разучивание песни «Дорогой Добра….»
Ход классного часа
- Организационный момент:
«Встали все, подровнялись. У нас сегодня ответственный день, мы немного волнуемся, ведь у нас гости - поздоровайтесь с ними. Садитесь. У кого сегодня хорошее настроение - улыбнитесь! Улыбнулись все, и я заметила, что в классе стало светлее, значит, у нас все получится, все будет хорошо!
-Ребята, я хочу сегодня с вами поговорить о таких человеческих качествах как доброта и милосердие. Никто не рождается нищим, также как жестоким и бессердечным. СЛАЙД
Милосердие и доброта… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать добро людям. Может быть ,именно поэтому в старой Азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами
З – ЗЕМЛЯ
Л – ЛЮДИ
М – МЫСЛЬ
Д – ДОБРО СЛАЙД
Как бы Азбука призывала «Люди Земли, Мыслите, Думайте ,Творите Добро».
- Я предлагаю вам сейчас сделать выбор, как это часто приходится делать героям сказок. Перед вами придорожный камень (КАМЕНЬ) СЛАЙД 1.
- Прямо пойдём – трудно нам будет, доброту обретём, вежливыми станем.
- Влево пойдём – счастье найдём, друзей потеряем.
- Вправо пойдём – много интересного повидаем, чужие тайны узнаем, душой очерствеем, смеяться разучимся.
(Дети выбирают дорогу, аргументируют свой выбор)
– Я рада, что вы выбрали дорогу прямую. Не смотря на, то что путь этот не легкий, пройдя его мы с вами станем еще добрее и лучше.
- Учитель: Ребята, что такое доброта?
(отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)
Учитель: Доброта, милосердие, радость и переживание о других - создают основу человеческого счастья.
(На доске высказывания великих людей о доброте.) СЛАЙД
-Что значит «добрый человек»?
делающий добро другим,
отзывчивый,
несущий благо,
благополучие,
хороший, честный,
нравственный
-А что такое милосердие?
доброта и уважение,
любовь к людям,
сострадание к людям,
стремление приносить пользу и радость людям,
отзывчивость,
стремление оказатьподдержку другим,
душевный отклик, СЛАЙД
«Милосердие – это активная доброта»
Учитель: Да, многие верно понимают и чувствуют, что такое доброта и милосердие.
В словаре В.Даля написано о милосердии: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность»
Помните, что доброта и милосердие вырабатывались человечеством столетиями для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом.
- В нашем городе есть Центр «Милосердие», работа которого направлена на оказание помощи пожилым людям, пенсионерам ,ветеранам войны и труда о ослабленным здоровьем, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Медицинские работники этого центра помогают этим людям, а недавно был открыт Пансионат для ветеранов.
- Учитель: Добрые люди обладают хорошими качествами, с которыми я хотела вас познакомить но их названия рассыпались, давайте подумаем и попытаемся составить из простых слов сложные, родственные к слову ДОБРО
СОСЕДИ
СОВЕСТЬ ДОБРО
СЕРДЦЕ ЖЕЛАТЬ
( добрососедство, добросовестность, добросердечность, доброжелательность)
Молодцы! СЛАЙД
Для чего человеку нужно обладать такими качествами? Чтобы дружно жить, не ссориться. Думаю, вы согласитесь со мной -если к человеку отнестись с добротой, обратиться с улыбкой, то ему ответят тем же.
- УЛЫБКА – показатель здоровой стабильности успеха в жизни. Если вы чувствуете, что улыбок не хватает, попытайтесь изменить себя,посмотреть на окружающих с улыбкой.
- Учитель:Я предлагаю вам сейчас встать, взяться за руки и улыбнуться друг другу. Вы почувствовали,что вам стало теплее, радостнее и легче на душе? Ведь когда мы улыбаемся, работают все мышцы лица, губ, глаз. « Улыбка - это мимическое движение,показывающее расположение к смеху, выражающее удовольствие,» - так дается определение в словаре Ожегова.
9.Учитель: Ребята, подумайте и скажите, а по отношению к кому люди должны быть добрыми?
(к родным, близким, к друзьям, к животным, к природе) СЛАЙД
« Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле.
Делай доброе дело – тем живем на Земле »
Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям.Из далекой-далекой древности, из VI века до нашей эры, греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: "Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями» Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это огорчает. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями.
СЛАЙД «ПРИРОДА» Причинять зло и страдание нельзя ни одному живому существу. Достойны осуждения те, кто выбрасывает на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения! Наша природа дарит людям спокойствие, радость и здоровье.
11. Учитель:
Доброта! Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, споры идут,а люди страдают, что не хватает в жизни доброты.
« Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной.
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой»…
-Ребята, а какие слова могу обидеть? (злые, грубые)
Да, ДОБРОЕ СЛОВО ЛЕЧИТ, А ЗЛОЕ КАЛЕЧИТ»
12.-Учитель:
Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. Поработайте в группах, напишите, какие вежливые слова вы знаете.
(Работа в группах) Музыка- звучит в это время.
Прочитайте, пожалуйста, какие слова вежливости вы знаете.
( дети озвучивают слова)
(добро пожаловать, в добрый путь, в добрый час, благодарю, спасибо, пожалуйста, доброе утро, добрый вечер, добрый день, извините,…)
- А от кого вы слышите добрые слова? СЛАЙД
-Дети приготовили стихотворение «Слово о словах» В.Солоухина
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется, то медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Будь слову своему хозяин.
13. - А сейчас, давайте представим, что мы ехали в автобусе и стали свидетелями такой ситуации.
Сценка «В автобусе»
« Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя в автобусе вести,- вежливо попросила соседка.
- А что я сделала? – возмутилась Леночка. –Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно.
- Обе героини произнесли одно и то же слово «пожалуйста», кто же вежлив?
(дети высказывают мнения свои)
Молодцы, ребята.
Учитель: Ну, а теперь давайте немного отдохнем.
(Физкультминутка) ТАНЕЦ « Я рисую»
14. Учитель:
Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте и милосердии, некоторые из них вы видите на доске. А какие пословицы вы знаете? Хорошо. Посмотрите, у вас на столах лежат конверты, в них лежат пословицы, которые вам надо собрать ,приступайте к работе, какая группа будет готова – поднимет руку.
( дети работают ,я прохожу ,смотрю)
Пожалуйста, группа …. Какую пословицу вы сложили, и т.д.
Хорошо, справились с этим заданием. Предлагаю вам найти выход из сложившихся ситуаций.
15. Учитель:
Предлагаю вам найти выход из сложившихся ситуаций (работа в группах)
- Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11?
- В школьном коридоре разговаривали учителя. Среди них Анечка заметила своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказала: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!» Права ли Анечка?
- Вам подарили вещь, которая у вас уже есть или вам не нравится. Что вы скажете дарителю?
16. Учитель :
Хорошо, и этим заданием вы смогли разобраться. А я хочу задать вам еще вопросы, вы подумайте и, пожалуйста , ответьте:
1.Назовите 5 богатейших людей на планете
2.Назовите 3 последних победительницы «Мисс мира»
3.Назовите 3 последних лауреатов кино – премии «Оскар» на лучшую роль.
Трудновато, не так ли? Не беспокойтесь, этого никто не помнит.
А теперь ответьте на эти вопросы.
1.Назовите 3 учителей, которые внесли вклад в ваше образование.
2.Назовите 3 друзей, которые помогли тебе в трудную минуту.
3.Назови 5 человек, с которыми тебе нравиться проводить время.
Осуществимо? Это легче, не так ли?
17. Учитель:
Люди, которые что – то значат в твоей жизни, не в рейтинге «лучших», не имеют больше всех денег, не выиграли величайших призов. Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те, кто ,ни смотря, ни на что, остаются рядом. И вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Не только на словах, а на деле, поступки ваши должны быть такими, чтобы не приходилось краснеть нивам, ни родителям, ни учителям.
18.Учитель:
Давайте попробуем составить правила доброты, следуя которым можно стать чуточку добрее. А поможет вам в этом народная мудрость. Поработайте в группах и на основе пословиц составьте правила Доброты и милосердия.
( дети работают, пишут на листочках)
1.Будь приветлив,вежлив.
2.Будь внимателен к людям.
3.Делай добрые дела.
4.Не отвечай злом на зло.
5.Помогай слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду.
6.Не жадничай, не завидуй.
7.Не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи.
8.Не бойся понять и простить.
9.Не бойся просить прощения. СЛАЙД (объединю высказывания детей)
Молодцы, хорошие правила мы с вами составили. Теперь попробуем жить по ним. Ребята, а вы уже проявляли милосердие? Можете вспомнить, привести примеры?
(дети думают, отвечают)
19.Учитель:
Да, мы с вами участвовали в Акции «Прояви милосердие», когда делали поделки на выставку, а заработанные деньги пошли на помощь детям с онкологическими заболеваниями, приняли участие в Акции «Помощь детскому дому», «Подарок ветерану»,«Подарок воину Армии». А в этом году мы дружно приняли участие в сборе средств на операцию для мальчика из 1 гимназии. Значит мы с вами добрые люди, отзывчивые.
20.Учитель:
Я хочу вам рассказать одну интересную историю, которая меня очень затронула.
ИСТОРИЯ
«Некоторое время назад, на олимпиаде в Сиэтле,9 атлетов стояли на старте 100 –метровой беговой дорожки. Они все были физическими инвалидами.
Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить.
Они пробежали треть дистанции, когда один мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег и оглянулись. Все бегуны остановились и вернулись обратно…Все…
Девочка присела рядом с ним, обняла и спросила: «Теперь тебе лучше?» А потом все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Все люди на трибунах встали с мест и зааплодировали. Аплодисменты длились очень долго…»
Те, кто это видел, до сих пор об этом говорит. Самая важная вещь в жизни – это помогать другим побеждать! Это присуще только милосердным людям, добрым.
21. Учитель:
В нашем классе 28 человек, на вопрос «Считаете ли вы себя добрым человеком?» положительно ответило- 23 ,1человек сказал, что не считает себя добрым, а 3 человека не смогли ответить конкретно на вопрос. Значит, нам есть над чем задуматься и чему учиться.
Говорят, что если в человеке есть доброта, чуткость и милосердие, он состоялся как человек. Умение переживать и радоваться за других – основа человеческого счастья.
Я очень хочу, чтобы вы выросли настоящими людьми. «Все в ваших руках» СЛАЙД
22. Игра «Свиток»
Учитель:
У вас на столах лежат листочки, возьмите их и напишите на них пожалуйста, те качества, черты характера, которые в себе на нравятся.(пишут) А теперь сверните листочки и давайте закроем их в сундук, и постараемся забыть о плохом о грубости, зле, невежливости. И будем работать над собой по Правилам Доброты и Милосердия. И тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому что доброта украшает человека. Я хочу ,чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню,маме, папе, учителям, друзьям и всем прохожим.
23. Учитель:
А закончить наш классный час я предлагаю песней «Дорогой Добра»
(поем)
СЛАЙД
Учитель: Я улыбаюсь вам и благодарю за эти минуты доброты, которые мы друг другу подарили Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»
Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...
классный час о милосердии
милосердие - как зеркало души...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Классный час "Урок милосердия"
Классный час "Урок милосердия"...
Конспект классного часа. Тема "Милосердие".3 класс.
ДЕТСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ О ДОБРОТЕ И МИЛОСЕРДИИ И О ТОМ,КАК ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ВНИМАНИЕ И СОСТРАДАНИЕ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ НА ЗЕМЛЕ....
Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)
Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...
Классный час «О милосердии, о доброте»
Классный час «О милосердии, о доброте»...