Классный час "Доброта и милосердие"
классный час (4 класс) на тему

Татьяна Валентиновна Каюшкина

Дети рассказывают стихи о доброте,милосердии.,сочувствии. Рассматриваются жизненные ситуации,учащиеся делают выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_dobrote.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Доброта и милосердие» в 4 классе

Цель:

1.Воспитать у учащихся доброту, человеколюбие, сопереживание, добросердечие, сочувствие.

2.Расширить знания детей о вежливых и добрых словах и их применение в жизненных ситуациях.

3.Развивать умение оценивать окружающих и собственные поступки, воспитывать навыки культуры речи.

4.Воспитывать доброжелательность, способность формулировать нравственные суждения.

Оборудование:

  1. Парты стоят по группам,
  2. Презентация
  3. Музыкальное оформление
  4. На доске половицы о доброте, милосердии ,камень из сказок
  5. На доске высказывания великих людей о доброте и милосердии.

Подготовительная работа  к классному часу:

1.Дети ищут и запоминают пословицы о доброте и милосердии.

2.Дети пишут сочинения: «Добро – это…», «Зло – это…», «добрый человек – это…»

3.Разучивание песни «Дорогой Добра….»

Ход классного часа

  1. Организационный момент:

«Встали все, подровнялись. У нас сегодня ответственный день, мы немного волнуемся, ведь у нас гости - поздоровайтесь с ними. Садитесь. У кого сегодня хорошее настроение - улыбнитесь! Улыбнулись все, и я заметила, что в классе стало светлее, значит, у нас все получится, все будет хорошо!

-Ребята, я хочу сегодня с вами поговорить о таких человеческих качествах как доброта и милосердие. Никто не рождается нищим, также как жестоким и бессердечным.                    СЛАЙД

Милосердие и доброта… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать добро людям. Может быть ,именно поэтому в старой Азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами

З – ЗЕМЛЯ

Л – ЛЮДИ

М – МЫСЛЬ

Д – ДОБРО                  СЛАЙД        

Как бы Азбука призывала «Люди Земли, Мыслите, Думайте ,Творите Добро».

  1. Я предлагаю вам сейчас сделать выбор, как это часто приходится делать героям сказок. Перед вами придорожный камень (КАМЕНЬ)  СЛАЙД 1.
  • Прямо пойдём – трудно нам будет, доброту обретём, вежливыми станем.
  • Влево пойдём – счастье найдём, друзей потеряем.
  • Вправо пойдём – много интересного повидаем, чужие тайны узнаем, душой очерствеем, смеяться разучимся.

(Дети выбирают дорогу, аргументируют свой выбор)

– Я рада, что вы выбрали дорогу прямую. Не смотря на, то что путь этот не легкий, пройдя его мы с вами станем еще добрее и лучше.

  1. Учитель:  Ребята, что такое доброта?

(отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)

Учитель: Доброта, милосердие, радость и переживание о других - создают основу человеческого счастья.

(На доске высказывания великих людей о доброте.)   СЛАЙД

-Что значит «добрый человек»?

делающий добро другим,

отзывчивый,

несущий благо,

благополучие,

хороший, честный,

нравственный

-А что такое милосердие?  

доброта и уважение,

любовь к людям,

сострадание к людям,

стремление приносить пользу и радость людям,

отзывчивость,

стремление оказатьподдержку другим,

душевный отклик,         СЛАЙД

«Милосердие – это активная доброта»

Учитель: Да, многие верно понимают и чувствуют, что такое доброта и милосердие.

В словаре В.Даля написано о милосердии: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность»

Помните, что доброта и милосердие вырабатывались человечеством столетиями для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом.

  1. В нашем городе есть Центр «Милосердие», работа которого направлена на оказание помощи пожилым людям, пенсионерам ,ветеранам войны и труда о ослабленным здоровьем, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Медицинские работники этого центра помогают этим людям,  а недавно был открыт Пансионат для ветеранов.
  2. Учитель: Добрые люди обладают хорошими качествами, с которыми я хотела вас познакомить но их названия рассыпались, давайте подумаем и попытаемся составить из простых слов сложные, родственные к слову ДОБРО

СОСЕДИ

СОВЕСТЬ                                                      ДОБРО

СЕРДЦЕ                                                           ЖЕЛАТЬ

( добрососедство, добросовестность, добросердечность, доброжелательность)

Молодцы!    СЛАЙД

Для чего человеку нужно обладать такими качествами? Чтобы дружно жить, не ссориться. Думаю, вы согласитесь со мной -если  к человеку отнестись с добротой, обратиться с улыбкой, то ему ответят тем же.

  1. УЛЫБКА – показатель здоровой стабильности успеха в жизни. Если вы чувствуете, что улыбок не хватает, попытайтесь изменить себя,посмотреть на окружающих с улыбкой.
  2. Учитель:Я предлагаю вам сейчас встать, взяться за руки и улыбнуться друг другу. Вы почувствовали,что вам стало теплее, радостнее и легче на душе? Ведь когда мы улыбаемся, работают все мышцы лица, губ, глаз. « Улыбка  - это мимическое движение,показывающее расположение к смеху, выражающее удовольствие,» -  так дается определение в словаре Ожегова.

9.Учитель: Ребята, подумайте и скажите, а по отношению к кому люди должны быть добрыми?

(к родным, близким, к друзьям, к животным, к природе)   СЛАЙД

« Как бы жизнь не летела,

Дней своих не жалей.

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело  во мгле.

Делай доброе дело – тем живем на Земле »

Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям.Из далекой-далекой древности, из VI века до нашей эры, греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: "Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями»  Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это огорчает. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями.

СЛАЙД  «ПРИРОДА» Причинять зло и страдание нельзя ни одному живому существу. Достойны осуждения те, кто выбрасывает на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения! Наша природа дарит людям спокойствие, радость и здоровье.

11. Учитель:

Доброта! Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, споры идут,а люди страдают, что не хватает в жизни доброты.

« Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной.

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой»…

 -Ребята, а какие слова могу обидеть? (злые, грубые)

Да, ДОБРОЕ СЛОВО ЛЕЧИТ, А ЗЛОЕ КАЛЕЧИТ»

12.-Учитель:

 Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. Поработайте в группах, напишите, какие вежливые слова вы знаете.

(Работа в группах) Музыка- звучит в это время.

Прочитайте, пожалуйста, какие слова вежливости вы знаете.

( дети озвучивают слова)

(добро пожаловать,  в добрый путь, в добрый час, благодарю, спасибо, пожалуйста, доброе утро, добрый вечер, добрый день, извините,…)

- А от кого вы слышите добрые слова?        СЛАЙД

-Дети приготовили стихотворение «Слово о словах» В.Солоухина

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется, то медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Будь слову своему хозяин.

13. - А сейчас, давайте представим, что мы ехали в автобусе и стали свидетелями такой ситуации.

Сценка «В автобусе»

« Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

- Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя в автобусе вести,- вежливо попросила соседка.

- А что я сделала? – возмутилась Леночка. –Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно.

- Обе героини произнесли одно и то же слово «пожалуйста», кто же вежлив?

(дети высказывают мнения свои)

Молодцы, ребята.

Учитель: Ну, а теперь давайте немного  отдохнем.

(Физкультминутка) ТАНЕЦ « Я рисую»

14. Учитель:

Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте и милосердии, некоторые из них вы видите на доске. А какие пословицы вы знаете? Хорошо. Посмотрите, у вас на столах лежат конверты, в них лежат пословицы, которые вам надо собрать ,приступайте к работе, какая группа будет готова – поднимет руку.

( дети работают ,я прохожу ,смотрю)

Пожалуйста, группа …. Какую пословицу вы сложили, и т.д.

Хорошо, справились с этим заданием. Предлагаю вам найти выход из сложившихся ситуаций.

15.  Учитель:

Предлагаю вам найти выход из сложившихся ситуаций (работа в группах)

  • Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11?
  • В школьном коридоре разговаривали учителя. Среди них Анечка заметила своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказала: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!» Права ли Анечка?
  • Вам подарили вещь, которая у вас уже есть или вам не нравится. Что вы скажете дарителю?

16.  Учитель :

Хорошо, и  этим заданием вы смогли разобраться. А я хочу задать вам еще вопросы, вы подумайте и, пожалуйста , ответьте:

1.Назовите 5 богатейших людей на планете

2.Назовите 3 последних победительницы «Мисс мира»

3.Назовите 3 последних лауреатов кино – премии «Оскар» на лучшую роль.

Трудновато, не так ли?  Не беспокойтесь, этого никто не помнит.

А теперь ответьте на эти вопросы.

1.Назовите 3 учителей, которые внесли вклад в ваше образование.

2.Назовите 3 друзей, которые помогли тебе в трудную минуту.

3.Назови 5 человек, с которыми тебе нравиться проводить время.

Осуществимо? Это легче, не так ли?

17. Учитель:

Люди, которые что – то значат в твоей жизни, не в рейтинге «лучших», не имеют больше всех денег, не выиграли величайших призов. Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те, кто ,ни смотря, ни на что, остаются рядом. И вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Не только на словах, а на деле, поступки ваши должны быть такими, чтобы не приходилось краснеть нивам, ни родителям, ни учителям.

18.Учитель:

Давайте попробуем составить правила доброты, следуя которым можно стать чуточку добрее. А поможет вам в этом народная мудрость. Поработайте в группах и на основе пословиц составьте правила Доброты и милосердия.

( дети работают, пишут на листочках)

1.Будь приветлив,вежлив.

2.Будь внимателен к людям.

3.Делай добрые дела.

4.Не отвечай злом на зло.

5.Помогай слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду.

6.Не жадничай, не завидуй.

7.Не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи.

8.Не бойся понять и простить.

9.Не бойся просить прощения.   СЛАЙД (объединю высказывания детей)

Молодцы, хорошие правила мы с вами составили. Теперь попробуем жить по ним. Ребята, а вы уже проявляли милосердие? Можете вспомнить, привести примеры?

(дети думают, отвечают)

19.Учитель:

Да, мы с вами участвовали в Акции «Прояви милосердие», когда делали поделки на выставку, а заработанные деньги пошли на помощь  детям  с онкологическими заболеваниями, приняли участие в Акции «Помощь детскому дому»,  «Подарок ветерану»,«Подарок воину Армии». А в этом году мы дружно приняли участие в сборе средств на операцию для мальчика из 1 гимназии. Значит мы с вами добрые люди, отзывчивые.

20.Учитель:

Я хочу вам рассказать одну интересную историю, которая меня очень  затронула.

ИСТОРИЯ

«Некоторое время назад, на олимпиаде в Сиэтле,9 атлетов стояли на старте 100 –метровой беговой дорожки. Они все были физическими инвалидами.

Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить.

Они пробежали треть дистанции, когда один мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег и оглянулись. Все бегуны остановились и вернулись обратно…Все…

Девочка присела рядом с ним, обняла и спросила: «Теперь тебе лучше?» А потом все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Все люди на трибунах встали с мест и зааплодировали. Аплодисменты длились очень долго…»

Те, кто это видел, до сих пор об этом говорит. Самая важная вещь в жизни – это помогать другим побеждать! Это присуще только милосердным людям, добрым.

21. Учитель:

В нашем классе 28 человек, на вопрос «Считаете ли вы себя добрым человеком?» положительно ответило- 23 ,1человек  сказал, что не считает себя добрым, а 3 человека не смогли ответить конкретно на вопрос. Значит, нам есть над чем задуматься и чему учиться.

Говорят, что если в человеке есть доброта, чуткость и милосердие, он состоялся как человек. Умение переживать и радоваться за других – основа человеческого счастья.

Я очень хочу, чтобы вы выросли настоящими людьми. «Все в ваших руках»                           СЛАЙД

22. Игра «Свиток»

Учитель:

У вас на столах лежат листочки, возьмите их и напишите на них пожалуйста, те качества, черты характера, которые в себе на нравятся.(пишут) А теперь сверните листочки и давайте закроем их в сундук, и  постараемся забыть о плохом о грубости, зле, невежливости. И будем работать над собой по Правилам Доброты и Милосердия. И тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому что доброта украшает человека. Я хочу ,чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню,маме, папе, учителям, друзьям и всем прохожим.

23. Учитель:

А закончить наш классный час я предлагаю песней «Дорогой Добра»

(поем)

СЛАЙД

Учитель: Я улыбаюсь вам и благодарю за эти минуты доброты, которые мы друг другу подарили  Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

 Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...

классный час о милосердии

милосердие - как зеркало души...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Классный час "Урок милосердия"

Классный час "Урок милосердия"...

Конспект классного часа. Тема "Милосердие".3 класс.

ДЕТСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ О ДОБРОТЕ И МИЛОСЕРДИИ И О ТОМ,КАК ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ВНИМАНИЕ И СОСТРАДАНИЕ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ НА ЗЕМЛЕ....

Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)

Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...

Классный час «О милосердии, о доброте»

Классный час «О милосердии, о доброте»...