Классный час
классный час (3 класс) по теме

Сметанина Альбина Леонидовна

Конспект "поговорим о дружбе", 3 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Поговорим о дружбе33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тема: «Поговорим о дружбе»

Цели:

  • Раскрыть на конкретных примерах значение понятия «дружба»;
  • показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;
  • содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование: компьютер, проектор, «урна», листочки, облака.  

Подготовительная работа: презентация.

Этап

Время

Содержание

Примечание

1.Организационный

1

Здравствуйте ребята, меня зовут Альбина Леонидовна. Сегодня я у вас проведу классный час. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Тихо садится первый ряд, еще тише садится 2 ряд.

-Ребята, сегодня мы с вами собрались на классный час, тему которого мы сейчас вместе и определим.  А помогут нам вот эти картинки на экране (Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш.)

-Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев?

- Правильно, это друзья. Какое чудесное слово – дружба.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какую цель мы поставим?

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

2.Основной

16

- Сегодня мы поговорим о дружбе. Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба между людьми помогает выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях.

 Говорят, что дружба – это дар, данный человеку. А как вы понимаете значение слова «дружба»? Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.  

-Ребята, как вы думаете, дружбу надо ценить?( да) А почему надо ценить дружбу? Правильно,  ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».                                        

- Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.                                                                    - Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!  Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

-Послушайте  стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом? Почему ?

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок -

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Ребята, можно ли назвать этого героя настоящим другом?  Почему нельзя? Правильно,  мы дружим с человеком  не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал,  не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит  на вопрос:

 «А есть ли у меня друг?»

У всех у вас есть друг, друзья? А с какими словами ассоциируется слово друг? Так давайте разберемся, чем отличаются понятия “друг”, “товарищ”, «знакомый», «приятель».

Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

Приятель - близкий и дружески расположенный знакомый. Приятельские отношения - временные узкие связи, нет взаимной заинтересованности в судьбе, личные симпатии.

Знакомый – человек, который с кем-нибудь состоит в знакомстве.

- А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить.

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… знакомый.

О человеке, с которым время от времени обсуждаете игры, фильм, какие-то события, вы скажете… приятель.

Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ.

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг.

- Друг, приятель, товарищ – понятия-синонимы, они близки по смыслу. Но от обычного приятельства дружба отличается тем, что друзья имеют родственные души, умеют сопереживать друг другу и в радости, и в горе. Приятелей много, а друг – один.

Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.

Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам) 
Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответсвенные действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать.

Как вы думаете, а  настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера?  Сейчас мы с вами поиграем.

-Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами.

(Понимание, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Враньё. Сострадание. Верность. Драчливость. Предательство. Справедливость. Взаимовыручка. Грубость. Обидчивость.)

-Посмотрите, ребята, сколько хороших качеств настоящего друга мы назвали.            

-Прочитаем ещё раз качества, какими должен обладать настоящий друг.

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри,    но и внешне. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод: хороший ли я друг?

-Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться быть настоящим Другом.

А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе.

-Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Сейчас вы будете работать в парах, сначала давайте вспомним правила работы в парах. (Слушать друг друга, уважать мнение друг друга, работать тихо, не мешать другим парам работать и т.д.) Существует много законов дружбы.  Какие вы знаете?

-Ребята, а у меня есть свои правила дружбы, давайте их посмотрим и прочитаем хором.

  1. Не выдавай чужие секреты;
  2. Всегда будь честным с другом;
  3. Не бойся попросить прощения;
  4. Не груби;
  5. Не меняй друзей;
  6. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
  7. Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
  8. Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
  9. Помогай другу в беде.
  10. Умей с другом разделить радость.                                
  11. Не смейся над недостатками друга.                
  12. Относись к другу как к себе.                                          
  13. Умей признавать свои ошибки.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Читает стихотворение ученик

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Учитель читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово

Слайд 8.

Динамическая пауза

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга  появятся слова на слайде

Читают на слайде

Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну.

Слайд 9.

Слайд 10.

3.Заключительный

3

Ребята, давайте подведем с вами итог классного часа

– Кто такой друг?

– Каким должен быть настоящий друг?

Продолжите фразу:

Друзья должны быть: добрыми, справедливыми, …

Друзья не должны быть: злыми, лживыми, …

– Что же в дружбе главное, о чем надо всегда помнить?

Дружба бывает крепкой, верной, настоящей, если у людей одинаковые интересы, им нравятся одинаковые игры, если они добры.

– Молодцы ребята!

– Все вы сегодня молодцы. Вы хорошо и дружно работали. Мне очень бы хотелось, чтобы вы стали одной дружной семьей и всегда помогали друг другу. И помните, что дружбой надо дорожить.

Сейчас я вам раздам облачко, на котором вы напишете хорошее пожелание своему другу  и подарите его.

Слайд 11.

Дарят облака своим друзьям

Учитель: Послушайте притчу о дружбе.

Как-то два друга  много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

Учитель: – О чем эта притча, чему она учит нас?

–  Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

 Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

Слайд 7.

Учитель:        Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.

Сейчас мы с вами поиграем.

        Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами.

(В ходе игры из положительных качеств настоящего друга  появятся листья на дереве дружбы (прикрепляет один из учеников)).  

Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Враньё. Сострадание. Верность. Драчливость. Предательство. Справедливость. Взаимовыручка. Грубость. Обидчивость.

Учитель: - Посмотрите, ребята, как от хороших качеств настоящего друга зазеленело наше дерево, стало красивым.            

-  Прочитаем ещё раз качества, какими должен обладать настоящий друг.

(читают на слайде)

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри,                        но и внешне. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод: хороший ли я друг?

Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться быть настоящим Другом.

Слайд 8. 

Учитель: А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе.

(Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну.)

Слайд 9. 

Учитель: Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? Иногда это сделать трудно.  Давайте посмотрим несколько сценок по рассказам В. Осеевой.

Рассказ «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки – первоклассницы: Соня и Вера. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки. Они с гордостью всем говорили:

- Мы – подружки! Мы во всем, во всем одинаковые!

Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:

-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

-Да, ты стала хуже ...

Учитель:  Какая из девочек вам понравилась больше? Почему?

         Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?

«До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли

по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье.

Девочки побежали.

—   Сними свой плащ, мы накроемся вместе!   — крикнула на бегу Таня.

—   Я не могу, я промокну!   — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

—   Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

—   У Маши был плащ, а я шла в одном платье,   — сказала Таня.

—   Так вы могли бы укрыться одним плащом,   — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.

—   Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Учитель:  Что означают слова воспитательницы «Ваша дружба до первого дождя»??

«Заколка»

Маша потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она очень расстроена и готова заплакать. Рядом стояли два одноклассника – Петя и Максим. Заметив это, Петя стал смеяться над Машей, называть её Машей-растеряшей:

- Ну и Маша. Маша – растеряша!

А Максим подошел к ней, попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерянную заколку.

Учитель:  Кто из мальчиков оказался настоящим другом?

                 А какой совет вы можете дать Пете?

(Другу всегда помогай,  друга всегда выручай.

 Не жди, когда тебя попросят о помощи,  учись сам видеть, кому

                               она нужна.

Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.

Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

Помогать друг другу, не бросать в беде.)

Учитель: А иногда бывает и так.

Ученик.      Как начну конфеты есть,

                 У меня дpузей не счесть.

                 А закончились конфеты

                 И дpузей в помине нету.

                 За конфету каждый дpуг,

                 Так и pвет ее из pук.

                 Hу зачем мне дpужба эта?

 Я и сам люблю конфеты.

Слайд 10. 

Учитель:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...