Внеклассная работа по экологии в начальной школе
статья (3 класс)
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Проблема сохранения живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota_po_ekologii_v_nachalnoy_shkole.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по экологии в начальной школе – как одно из направлений в решении задач экологического воспитания младших школьников.
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.
Если современная образовательно-воспитательная практика сможет привить нынешнему и последующим поколениям людей чувство любви к Природе, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и Природе, способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности, то будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Проблема сохранения живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу.
Сегодня очевидно критическое положение, связанное с неблагополучием складывающихся отношений Природы и общества. Научно-технический прогресс, техногенное воздействие на Природу привели к нарушению равновесия в окружающей человека природной среде. Свидетельством тому являются:
- загрязнение вод Мирового океана;
- загрязнение воздуха;
- антропогенное влияние на окружающую действительность (дороги, воздушные пути, строительные объекты, атомные станции, химическая промышленность).
Следствием данных негативных явлений становятся «озоновые дыры» в атмосфере, массовые аллергии у людей, врождённые болезни у детей, проблемы городского стресса и т.д. Это угрожает не только обитанию человека сегодня, но и самому прогрессу общества. Дальнейшее разрушение природных связей будет означать угасание, а возможно, и гибель всей цивилизации. Следовательно, сама жизнь сегодня требует экологической грамотности всех граждан.
Для того чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития Природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования сил Природы в интересах человечества. Этому особенно важно учить подрастающее поколение. Причём важно не только выполнять какие-то отдельные мероприятия по природоохранной деятельности, но и соединить их в цепочку непрекращающихся действий по охране Природы.
Экология (от греч. oikos – жилище, местопребывание) – это наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней – от организма до биосферы и их взаимодействия с внешними условиями.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и Природы, при сформированности у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает деятельность учителей, родителей и самих детей по овладению системой знаний о взаимодействии Природы и общества, по выработке экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к Природе, умений и навыков по её изучению и охране. В настоящее время сложилась такая ситуация, что старшее поколение было лишено возможности овладеть основами экологических знаний, и поэтому основная тяжесть ложится на плечи школы, а в частности учителей.
Таким образом, цель системы экологического воспитания младших школьников – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование готовности к активной природоохранной деятельности. Процесс формирования готовности учащихся к природоохранной деятельности включает следующие мероприятия:
- экологическое просвещение младших школьников – формирование у детей необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Важно, чтобы ребёнок понял и усвоил, что его благополучие, завтрашний день его близких зависят от чистоты воздуха и воды, от здоровья его самого, его родителей, которое зависит от чистоты среды его обитания.
- экологические воспитательные дела (внеклассная работа по экологии в начальной школе) – конкретная природоохранная деятельность (движение «зелёных» и «голубых патрулей», юных друзей птиц, селекционеров исчезающих и редких растений).
Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету.
На уроках экологии у учащихся формируются убеждения, что Природа - целостная саморегулирующаяся система. Важное звено - изучение и понимание экологических законов и закономерностей существования, формирования биологических систем всех уровней.
Внеклассная работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности. Внеклассная работа по экологии в начальной школе выполняет ряд функций:
Просветительская функция | Помогает ребёнку осознать Природу как среду своего обитания, как эстетический феномен, а также усвоить мысль о том, что необходимо использовать знания о Природе с целью её сохранения, предотвращения необратимого нарушения её целостности. |
Развивающая функция | Формирование у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния Природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. |
Воспитательная функция | Формирование у младших школьников нравственного и эстетического отношения к Природе. Возникает чувство восхищения величием Природы, её красотой. При этом пробуждается чувство долга и ответственности за сохранение прекрасного в Природе, что побуждает учащихся к осуществлению природоохранной деятельности. Эта функция укрепляет патриотизм школьников. |
Организующая функция | Стимулирует активную деятельность учащихся по охране Природы. Выстраивает систему реализации побудительных мотивов личности ребёнка к природоохранной деятельности. |
Прогностическая функция | Развитие у младших школьников умения предсказать возможные последствия тех или иных действий человека в Природе. Предусмотреть, к чему ведёт нарушение биологических связей в Природе, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут полезными Природе. |
Наиболее ответственный этап в понимании младшими школьниками экологии - это изучение Природы родного края. Родной край - это то, что мы видим с самого рождения, это - наша Родина. Знание и понимание проблем малой Родины, умение пользоваться знаниями во благо себе и окружающей среде - основа экологической культуры человека.
Как показывает опыт работы многих учителей школ, привлечение детей в свободное время к изучению местных объектов родной Природы не требует больших затрат и академических знаний, может проводиться с использованием элементарных или сделанных руками самих детей средств измерений, проходит на хорошем эмоциональном фоне, воспитывает чувство гордости за свою "малую родину".
Продуктивная и хорошо организованная экологическая деятельность будит в детях творческое начало. Наблюдения за живой Природой способствуют пониманию важности природных процессов, значимости Природы в нашей жизни. Активное общение детей со взрослыми в процессе экологической деятельности, формирование и выражение собственного мнения, востребованность результатов работы помогает личности ребёнка формироваться полноценно, без искусственных ограничений и комплексов.
Время, проведённое на свежем воздухе, и активный образ жизни естественным образом укрепляют здоровье ребёнка, улучшают его самочувствие. Кроме прочего, созидательная работа и творчество отвлекают детей "от улицы", оставляют минимум возможностей для развития вредных привычек, влияния неблагоприятной социальной среды.
Поэтому при планировании внеклассной работы с детьми необходимо помнить о том, что природная среда благотворно влияет на детей и повышает эффективность воспитательных процессов. Именно поэтому объектами нашего внимания стали младшие школьники и окружающая природная среда, их взаимодействие между собой и потенциальные позитивные изменения в жизни подрастающего поколения.
Экологическая игра- " Дорога в школу"
Введение.
Предлагаемая вашему вниманию работа "Методика проведения эколого-краеведческой игры " Дорога в школу"" ставит своей целью осуществлять принцип непрерывности при изучении эколого-краеведческого материала, как одного из составных частей учебно-воспитательного процесса в школе, что позволит:
- развивать у младших школьников осознанно-правильное отношение к окружающей среде;
- заложить основы экологического мировоззрения, понимания связей растительного и животного мира со средой обитания и взаимодействия факторов внешней среды с деятельностью человека.
Данная методика предполагает:
- систематизирование наблюдений за явлениями Природы;
- опытно-практическую деятельность учащихся с возможным моделированием природных ситуаций;
- с помощью игровых методик, изобразительной деятельности отразить эмоциональные переживания ребёнка, связанные с познанием окружающей среды; развитие художественного мышления, фантазии, речи;
- опираясь на знания об окружающем мире, показать зависимость между трудом, эстетической деятельностью людей и явлениями Природы;
- пробудить в душе ребёнка чувство ответственности за судьбу своей земли; активизировать личное участие в охране Природы своего края и, прежде всего, своей местности;
- формирование экологической и эстетической культуры.
Эколого-краеведческая игра "Дорога в школу" представляет собой одну из разновидностей учебных эколого-краеведческих игр. Отличительная особенность - отсутствие определённого участка окружающей среды с набором природных экологических объектов. Содержанием игры является описание ежедневного пути учащихся из дома в школу. Также игра является основой для создания оперативной экологической службы в микрорайоне с привлечением к этой работе неограниченного числа учащихся различного возраста.
Часть 1. Эколого-просветительская деятельность в работе с младшими школьниками. Цели и задачи.
Анализ педагогической литературы, примеры из педагогической практики с детьми начальной школы показывают, что к наиболее эффективным формам и методам работы относятся методы, которые базируются на эколого-просветительской деятельности. Вовлечение детей в исследовательскую и практическую работу дают возможность для воспитания эколого-краеведческого мировоззрения в сознании любого ребёнка.
"Дорога в школу" - условное название методики эколого-просветительской деятельности, позволяющая включить ребят в повседневную работу по наблюдениям за состоянием окружающей среды своей местности.
"Дорога в школу" включает в себя не только экологическую тропу, по которой ребёнок следует в образовательное учреждение, но и посещение различных природных, экологических, краеведческих объектов и активное участие в их деятельности.
Конкретным примером такого посещения могут быть: парк, выставки, краеведческие чтения, экспедиции, походы в природу, экскурсии, спортивные соревнования и конкурсы.
Главная задача методики - добиться того, чтобы ребёнок почувствовал ответственность за состоянием земли, передал своё отношение к Природе одноклассникам, друзьям, что в свою очередь даст возможность создать здоровый, любознательный, творческий коллектив единомышленников.
Часть 2. Теоретические основы создания и функционирования экологической игры "Дорога в школу".
Теоретический раздел работы по подготовке ребёнка к исследовательской работе должен состоять из теоретических знаний, дающих возможность изучать законы Природы, взаимосвязи животного и растительного мира, явлений Природы. Цель данной работы:
- Научить ребёнка работать с книгой. Развить понимание того, что книга является одним из доступных источников знаний.
- Научить понимать значимость средств массовой информации, отражающей взаимодействие человека и Природы.
- Научить систематизировать и фиксировать наблюдения за явлениями Природы, делать анализ и выводы из понимания происходящего.
- Теоретические занятия должны сопровождаться работой с наглядными пособиями, справочниками, каталогами, приборами.
Часть 3. Формы и методы работы в экологической игре "Дорога в школу".
Тесное сочетание полученных знаний и применение их в исследовательской работе позволяют ученикам начальной школы оценить полученные знания и умения, развить желание расширить, закрепить, развить свои возможности с возможностями товарища, одноклассника.
В подготовке к исследовательской деятельности большое место занимает работа с картографическим материалом, с ориентированием на местности.
Большое значение имеет правильно составленный отчёт по проведённым наблюдениям.
Часть 4. Практическая работа в экологической игре "Дорога в школу".
В практическую работу эколого-краеведческой игры "Дорога в школу" входит комплекс методически обозначенных программ, содержащих игровые, соревновательные, конкурсные элементы. К ним могут быть отнесены деловые экологические игры, КВНы по экологическому сценарию, спектакли и выступления отдельных групп учеников по проблемам охраны окружающей среды.
У детей начальной школы подобные мероприятия воспринимаются с большим интересом, т.к. дают возможность для самовыражения, получения заслуженной оценки зрителей (своих сверстников), а, следовательно, найти в себе положительные качества, которые приведут их на путь саморазвития.
Такой род деятельности позволяет также привлечь ребят к природоохранной деятельности (посадка деревьев, кустарников, уход за насаждениями, уборка и благоустройство территории, родников и т.д.)
Часть 5. Взаимодействие учеников с общественностью и средствами массовой информации по вопросам охраны и контроля за состоянием окружающей среды в микрорайоне.
Эколого-краеведческая деятельность не получит полную педагогическую отдачу, если дети не увидят результаты своей деятельности в сообщениях средств массовой информации, не получат отклика от родителей и понимания со стороны школы.
Поощрение детей, принимающих в этой игре добросовестное участие, поможет педагогам и родителям найти путь к сердцам подрастающего поколения, поможет определить интересы к общественной жизни, даст возможность пробудить желание качественного подхода к получению знаний, уловить межпредметные связи преподаваемых дисциплин.
Практическая деятельность в эколого-краеведческом направлении заставит ребёнка по иному взглянуть на среду обитания в своём микрорайоне, на пришкольном участке, на содержание своей учебной сумки, свой внешний облик, на своё участие в жизни коллектива.
Данная методика проведения внеклассной работы по экологии в начальной школе носит пока только теоретический характер. Она будет дорабатываться, и улучшаться, после чего последует её практическое применение в одной из школ города.
Уроки экологии, внеклассная работа по этому предмету, экспедиции, экскурсии не должны проходить бесследно для учеников. Мы узнаём много нового, о природе, друг о друге, и даже о себе. И тем приятнее и отраднее, что каждый год среди выпускников школ есть кто-то, кто решил связать свою дальнейшую жизнь с биологией или экологией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
Внеклассная работа по природоведению в начальной школе
Актуализировать знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях.Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию творческих способностей.Создавать условия для воспитания любв...
Внеклассная работа по математике в начальной школе
Внеклассная работа является неотъемлемым компонентом всего учебно-воспитательного процесса. Под внеклассной работой понимают совокупность необязательных занят...
Внеклассная работа учителя и воспитателя начальной школы в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности.
Статья знакомит с направлениями внеклассной работы в области здоровьесбережения по методу проектной деятельности в школе коррекционного обучения....
Внеклассные мероприятия по экологии в начальной школе
Внеклассные мероприятия по экологии в начальной школе...
Система работы по экологии для начальной школы
Презентация доклада работы с учащимися начальных классов по экологии...
Внеклассное мероприятие по экологии для начальной школы "Семенов день"
Внеклассное мероприятие "Семенов день" помогает учителям 1-х классов сплачивать детский коллектив и коллектив родителей при подготовке к открытому мероприятию в рамках недели начальной школы...