ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА – ПАТРИОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_lichnosti_grazhdanina_-_patriota.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА – ПАТРИОТА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Чекмарева О.С.,
учитель начальных классов.
«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».
Н.Г.Чернышевский.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, способных отстаивать её интересы, заботящихся о ней. Воспитание гражданина – патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для российского общества.
Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики, как любовь к своему народу, краю и Родине;
уважение и принятие ценности семьи и общества;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.
История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм – любовь к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлении своими действиями всемерно служить государственным интересам.
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности следует вести по направлениям:
1.Гражданско-патриотическое направление - основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству;
2.Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений;
3.Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
Содержание гражданско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.
Учителю следует усилить роль внеклассной работы через практическую деятельность младших школьников. Вовлечь детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе в поисковую и исследовательскую деятельность по истории родного края. Общеизвестно, что именно с истории родного края начинается путь к осознанию мира. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы организации воспитательного процесса:
беседы, классные и информационные часы, читательские конференции;
тематические утренники, проведение совместных праздников с родителями;
торжественные линейки, уроки Мужества, экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания;
просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности; конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
ролевые игры, проигрывание ситуаций;
встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда, знаменитыми земляками.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки[3].
Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать в перспективе основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В настоящее время, в век новых интерактивных технологий учителю предоставляется уникальная возможность творчески подойти к такому важному вопросу, как воспитание патриотов. И о таких возможностях я расскажу на своём мастер-классе.
Патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет и ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов». В течение веков народы России создавали гуманистическую воспитательную систему, которая была способна формировать патриота.
Список литературы
1.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание
школьников. – 2005. – № 8. – С.
2. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
3. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
Урок кубановедения.Судьба и Родина едины. Выдающиеся личности в истории Кубани. Начальная школа.4 класс.
Кубановедение. Судьба и Родина едины. Знаменитые люди земли Кубанской. Начальная школа. 4 класс....
Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.
Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА – ПАТРИОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходи...
"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)
Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...
«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»
Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....
Диагностика личности и коллектива в начальной школе
В данной работе есть методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе...