ДОБРО И ЗЛО
материал (3 класс) на тему
Цель – разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Задачи:
1 Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
2. Учить вырабатывать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
3. Учить задумываться о своем месте в жизни.
4. Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель – разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Задачи:
1 Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
2. Учить вырабатывать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
3. Учить задумываться о своем месте в жизни.
4. Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.
5. Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Подготовка: мультимедиа, наглядность, прайс - листы.
Форма проведения: общеклассная, групповая.
Методы: словесный, проблемно-поисковый, творческий, практический
Подготовка домашнего задания на прайс-листах, которые заполняет каждый ученик:
Домашнее задание 1.Ответьте на вопросы.
- Какие поступки мы называем злыми, а какие - добрыми?
- Если человек обладает добротой, то как его можно назвать?
- Если нет доброты, то как называют такого человека?
- Необходима ли доброта? Почему?
- Что может случиться с нами, если мы не будем обладать добротой?
- Зачем надо спешить делать добрые дела? Может быть не надо?
- Что в человеке говорит о его доброте?
- Объясните, что обозначает слово «доброжелательность»? Выберите нужный ответ и подчеркните его.
Доброжелательность – это
-доброе отношение к окружающим, желание помочь им;
-умение ничего не делать;
-умение быть добреньким
-не замечать плохого;
9. Приведите примеры из сказок, рассказов, где персонажи желают добро друг другу.
10. Просто ли быть добрым? Всегда ли мы такими бываем? Что нам мешает в этом?
11. Что является главным показателем доброты человека?
Домашнее задание 2. Заполните таблицы.
Плохой поступок, который совершили по отношению ко мне … | Какие страдания мне пришлось из-за этого перенести … |
Мой плохой поступок … | Какие неприятности и страдания он принёс другому человеку… |
Ход занятия.
I ЭТАП: Эмоциональный настрой
Учитель: Ребята, послушайте сказку Л.Н.Толстого «Белка и Волк ».
Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
- О чем эта сказка?
(Ответы детей: О добре и зле, потому что волк олицетворение зла, а белка-добра).
II ЭТАП: Определяем тему разговора
Учитель: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего классного часа? Обоснуйте свой ответ.
(Ответы детей)
Сегодня мы обсудим тему «Добро и зло».
(слайд 1)
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
(слайд 2)
Песня Барбариков «Что такое доброта»
(слайд 3)
Учитель:
Эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
III ЭТАП: Обсуждение
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (дети говорят то, что они думают о доброте - ответы на вопросы домашнего задания)
- Да! Многие из вас верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точное определение этому понятию дается в «Словаре русского языка» Ожегова
(слайд 4)
«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»
Какое противоположное нравственное качество доброте?
(Ответы детей)
Добру противостоит зло. Между этими понятиями с самого основания мира идёт борьба. Приведите пример плохого поступка, который совершили по отношению к вам и какие страдания вам пришлось из-за этого перенести …
(Ребята зачитывают свои домашние заметки)
Учитель:
Послушайте и выскажите своё мнение по поводу данной ситуации.(Чтение учителем рассказа о семье и обсуждение задания 2 , стр29 брошюры «Духовная культура и этика») Вопросы 1,2,5.
(Ответы детей)
Учитель:
А вам приходилось совершать поступок, за который вам пришлось краснеть и сожалеть? Какие неприятности и страдания он принёс другому человеку? …
(Ответы детей)
IV ЭТАП: Вывод
Учитель: Действительно, нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.
(слайд 5)
V ЭТАП: Рефлексия
Упражнение «Пять добрых слов»
Каждый учащийся обводит карандашом свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Потом этот листок передаете соседу справа. Таким образом каждый из вас получит рисунок от своего соседа. В одном из пальчиков, полученного рисунка вы пишите какое-нибудь одно привлекательное на ваш взгляд качество её обладателя, написав его, передаете рисунок соседу справа. Другой участник группы делает запись на другом пальчике и т.д. пока рисунок не вернется владельцу. Последний пальчик прописывает владелец этого рисунка, назвав свое лучшее качество.
Песня «Если друг не смеётся, ты включи ему солнце!»
Учитель: Свои комплименты вы прочитаете дома. В случае плохого настроения, вы будете доставать и перечитывать свои достоинства, для того, чтобы вернуть веру в себя. Я сегодня благодарю вас, ребята, за теплый, доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе.
(слайд 6)
Ведь… (читаем вместе с детьми)
Добрые слова – корни Добрые мысли – цветы Добрые дела – плоды Добрые сердца – сады
Учитель: Заботьтесь о своем саде, и не позволяйте ему зарастать сорняками! Наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...