ДОБРО И ЗЛО
материал (3 класс) на тему

Баскакова Наталия Семеновна

Цель – разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.

Задачи:

1 Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

2. Учить вырабатывать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

3. Учить задумываться о своем месте в жизни.

4. Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

Цель – разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.

Задачи:

1 Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

2. Учить вырабатывать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

3. Учить задумываться о своем месте в жизни.

4. Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.

5. Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

Подготовка: мультимедиа, наглядность, прайс - листы.

Форма проведения: общеклассная, групповая.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, творческий, практический

Подготовка домашнего задания на  прайс-листах, которые заполняет каждый ученик:

Домашнее задание 1.Ответьте на вопросы.

  1. Какие поступки мы называем злыми, а какие -  добрыми?
  2. Если человек обладает добротой, то как его можно назвать?
  3. Если нет доброты, то как называют такого человека?
  4. Необходима ли доброта? Почему?
  5. Что может случиться с нами, если мы не будем обладать добротой?
  6. Зачем надо спешить делать добрые дела? Может быть не надо?
  7. Что в человеке говорит о его доброте?
  8. Объясните, что обозначает слово «доброжелательность»? Выберите нужный ответ и подчеркните его.

Доброжелательность – это

-доброе отношение к окружающим, желание помочь им;

-умение ничего не делать;

-умение быть добреньким

-не замечать плохого;

9. Приведите примеры из сказок, рассказов, где персонажи желают добро друг другу.

10. Просто ли быть добрым? Всегда ли мы такими бываем? Что нам мешает в этом?

11. Что является главным показателем доброты человека?

Домашнее задание 2. Заполните таблицы.

Плохой поступок, который совершили

по отношению ко мне …

Какие страдания мне пришлось из-за

этого перенести …

Мой плохой поступок …

Какие неприятности и страдания он принёс

другому человеку…

Ход занятия.

I ЭТАП: Эмоциональный настрой

Учитель: Ребята, послушайте сказку Л.Н.Толстого «Белка и Волк ».

                     Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

  Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

-  О чем эта сказка?

(Ответы детей: О добре и зле, потому что волк олицетворение зла, а белка-добра).

II ЭТАП: Определяем тему разговора

Учитель: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего классного часа? Обоснуйте свой ответ. 

(Ответы детей)

Сегодня мы обсудим тему «Добро и зло».

(слайд 1)

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

(слайд 2)

Песня Барбариков «Что такое доброта»

 (слайд 3)

 Учитель:

Эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

III  ЭТАП: Обсуждение

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (дети говорят то, что они думают о доброте - ответы на вопросы домашнего задания)
- Да! Многие из вас верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точное определение этому понятию дается в «Словаре русского языка» Ожегова

(слайд 4)

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»

Какое противоположное нравственное качество доброте?

(Ответы детей)

Добру противостоит зло. Между этими понятиями с самого основания мира идёт борьба. Приведите пример плохого поступка, который совершили по отношению к вам и какие страдания вам пришлось из-за этого перенести …

(Ребята зачитывают свои домашние заметки)

 Учитель:

Послушайте и выскажите своё мнение по поводу данной ситуации.(Чтение учителем рассказа о семье и обсуждение задания 2 , стр29 брошюры «Духовная культура и этика») Вопросы 1,2,5.

(Ответы детей)

 Учитель:

А вам приходилось совершать поступок, за который вам пришлось краснеть и сожалеть? Какие неприятности и страдания он принёс другому человеку? …

(Ответы детей)

IV ЭТАП:   Вывод

Учитель: Действительно, нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.

(слайд 5)

V ЭТАП:   Рефлексия 

Упражнение «Пять добрых слов»

Каждый учащийся обводит карандашом свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Потом этот листок передаете соседу справа. Таким образом каждый из вас получит рисунок от своего соседа. В одном из пальчиков, полученного рисунка вы пишите какое-нибудь одно привлекательное на ваш взгляд качество её обладателя, написав его, передаете рисунок соседу справа. Другой участник группы делает запись на другом пальчике и т.д. пока рисунок не вернется владельцу. Последний пальчик прописывает владелец этого рисунка, назвав свое лучшее качество.

Песня «Если друг не смеётся, ты включи ему солнце!»

Учитель: Свои комплименты вы прочитаете дома. В случае плохого настроения, вы будете доставать и перечитывать свои достоинства, для того, чтобы вернуть веру в себя. Я сегодня благодарю вас, ребята, за теплый, доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе.

(слайд 6)

Ведь… (читаем вместе с детьми)

Добрые слова – корни                                                                                               Добрые мысли – цветы                                                                                                    Добрые дела – плоды                                                                                                      Добрые сердца – сады

Учитель: Заботьтесь о своем саде, и не позволяйте ему зарастать сорняками! Наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...