экологический урок
методическая разработка на тему

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК – ИГРА

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛЕСНУЮ ОПУШКУ»

Цель: экологическое воспитание младших школьников.

Задачи:

 - повышение  экологической культуры через игру;

 - формирование экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её      сохранение;

 

 -  воспитывать любовь к природе, родному краю;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_urok.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК – ИГРА

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛЕСНУЮ ОПУШКУ»

Предмет (направленность): окружающий мир, экология.

Место проведения: класс или вне класса.

Цель: экологическое воспитание младших школьников.

Задачи:

 - повышение  экологической культуры через игру;

       - формирование экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её      сохранение;

 -  воспитывать любовь к природе, родному краю;

Участники игры разбиваются на команды. Ребятам предлагается дать названия  своим командам, выбрать капитанов.

 Организационный момент.

Звучит музыка,  дети рассказывают стихотворения.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… Природа!

Сегодня мы совершим удивительное путешествие по лесу. Гидом нашим будет Лесовичок. С ним мы  отправимся в чудесный мир природы леса, который таит в себе много загадок и тайн, и мы попробуем их отгадать.

А к концу нашего путешествия мы должны будем составить правила экологического поведения в лесу. (слайд 2)

1 задание.

─ Какое значение имеет для человека лес? (слайд 3)

 Команды зачитывают ответы.

● это дом для животных;

● защитник воздуха, водоёмов, почв;

● место отдыха человека;

● это витамины (ягоды), грибы, лекарственные растения;

● древесина.

2   задание  «Лесная книга жалоб». (слайд 4, 5, 6)

Животные вам, ребята, написали жалобные письма. Давайте их зачитаем, попробуем догадаться от кого они  и успокоим этих лесных жителей.

Жалоба 1:

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором бы рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что, вроде и звери, но и крылья у нас есть. Мы же друзья человека, а не враги. Обижают нас часто.   (Летучие мыши)      

 Знаете ли вы, что  летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров.

Жалоба 2:

 Ох, и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой их по ночам в лесу пугает, глаза, говорят, выпученные. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда людям без хлеба сидеть. (Сова)

Знаете ли вы, что  сова уничтожает за год тысячу грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1кг зерна, то, значит, одна сова спасёт в год тонну хлеба.

Жалоба 3:

Ругают меня люди, что плохая я мать, не строю своего гнезда,

не показываюсь людям, осторожничаю.  Многим не нравятся, что прожорлива я очень, поедаю большое количество насекомых.    (Кукушка)

Знаете ли вы, что  кукушка – очень полезная птица, у неё отменный аппетит, уничтожает множество насекомых-вредителей, опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы.

3 задание.  Отправляемся дальше, а чтобы было веселее идти, поиграем в игру «Лесные почемучки». (слайд 7, 8)

● Из какого дерева делают спички? (с трясущимися листочками)?                

   (Осина)

● Какое дерево применяют для изготовления лыж (с белым ство

    лом)? (Береза)

● Какое дерево идёт на изготовление карандашей? (Кедр)  

     ( очень красивое хвойное дерево с вкусными плодами)

● Какое животное слышит ногами? (Кузнечик)        

● У какого животного зубы растут на протяжении всей жизни?

    (по профессии он плотник)   (Бобр)      

  1. Это животное (бобр) занесено в Красную книгу. Что это за книга? Почему она так называется?   (в нашей стране красная книга вышла в 1978 году. Это краткая программа спасения природы. В неё заносят исчезающие виды растений и животных)

● Полезный маленький насекомоядный зверёк, который с удовольствие   поселяется вблизи жилья человека? (Ёжик)  

● Главный лесной барабанщик? (Дятел)  

● Какая птица выводит птенцов зимой и может доставать семена из шишек?(Клёст)  

   

4 задание   «Лесные загадки» (слайд 9, 10)

   У каждой команды есть кроссворд.

   Я буду задавать вопросы, а вы, посовещавшись, будете вписывать по порядку ответы.

-Дерево наших лесов, которое цветёт позже всех и из его пыльцы получается прекрасный мед? (липа)

-С прилётом каких птиц начинается весна? (грач)

-Животное водоёмов, которое является настоящим живым фильтром? (улитка)

-Это воздушные хищники, полезные насекомые,  схватывают на лету мух, комаров? (стрекоза)

-Птица, которая может ходить под водой? (оляпка)

-Первый весенний цветок? (подснежник)

-Какую лесную птицу называют лесной флейтой? (иволга)

5 задание   Конкурс капитанов  (в течение одной минуты дать как можно больше ответов.

  1. Что теряет лось каждую зиму ? (рога)
  2. Какая птица является подражателем звуков - пересмешником ( сорока)
  3. Большая группа птиц (стая)
  4. Главный лесной барабанщик (дятел)
  5. Какое животное живет всегда под землей? ( крот)
  6. Ночная охотница (сова)
  7. Птенцы какой птицы не знают свою мать (кукушка)
  8. Какая птица имеет самый длинный язык? (дятел)
  9. Какой зверь самый чистоплотный  (барсук)
  10. Когда у клеста появляются птенцы? (зимой)
  11. Какая птица чистит пашню от червей ( грач)
  12. Домик, построенный без топора (гнездо)
  13. У какого животного зубы растут на протяжении всей жизни (бобр)
  14. Птица, которая висит в воздухе и в полях поет, поет, поет.(жаворонок)
  15. Лесной петух (глухарь)
  16. Какая птица привязывает своих птенцов за лапки к гнезду  (ласточка)
  17. Какая птица может доставать семена из сосновых шишек (клест)
  18. Птичий домик (гнездо, скворечник)
  19. Назовите как можно больше сказок, где рассказывается о лисе?
  20. Какая птица ползает по стволу дерева вверх и вниз (поползень)
  21. Беленькая с живота, хвост развернут в два хвоста (ласточка)
  22. Каких животные знаете живут в наших лесах? (лиса, волк, кабан, белка и т.д)

Лесовичок  привел нас на лесную поляну. (Картинка) Что это?  Поляна выжжена, костер еще дымит, пожар начинается, громко играет музыка. Изуродованные стволы деревьев, ветви обломаны, мусор разбросан.  Много гостей в лес приходит, а как вести себя не знают. Плохо в лесу приходится и птицам, и животным, и растениям.

Поможем гостям вспомнить правила. Беседа по картинке. (слайд 11)

-Что изображено неправильно.

-Какие грубые ошибки допустили отдыхающие?

Знаете ли вы, что  если в коре дерева сделать крохотную ранку, в нее попадут споры грибов – трутовиков или поселятся вредные насекомые. Кроме того дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть. (слайд 12)

Знаете ли вы, что  место под костром не зарастает 5 – 7 лет. Под костром выгорает верхний плодородный слой почвы. 0,5 – 1 см почвы образуется за 100 – 300 лет. (слайд 13)

Знаете ли вы, что  бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовые пакеты -  более 200 лет, стекло – 1000 лет. (слайд 14)

Составление  правил экологического поведения в лесу. (слайд 15)

  1. Не губи деревья (не ломай ветви, не режь кору)
  2. Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.
  3. Не сори на месте своего отдыха.
  4. В меру бери дары природы.
  5. Учись наблюдать в природе.
  6. Учись слушать голоса природы.
  7. Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.

6 заданиеНарисовать плакат  на тему « Правила поведения в лесу» 

После защиты и обсуждения плакатов ребята зачитывают стихи.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб леса вокруг шумели,

Чтобы были голубыми небеса.  

Чтобы речка серебрилась

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела.

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

 

                       

Мы сегодня совершили прогулку по лесным тропам.  Нам пора возвращаться, а на обратном пути каждый подумает и нам расскажет: (слайд 16)

─ Что запомнил  интересного и узнал нового?

─ Какой вывод  для себя сделал?

От того каким будет лес, какой будет окружающая нас природа зависит только от нас,  людей, живущих на этой Земле.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический урок-игра в 4-м классе "Берегите природу"

Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей. Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, ...

Экологический урок - проект "Природа в опасности!"

Материал для проектной деятельности по окружающему миру...

Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.

Познакомить  учащихся  с  понятием  «экология»;                      помочь...

Экологический урок:По страницам Красной книги.

Познакомить учащихся с историей появления Красной книги как государственного документа.Раскрыть основные причины сокращения видов животных....

экологический урок-передача "Берегите Землю"

пояснительная записка к экологическому уроку-передаче "Берегите Землю"...

Экологический урок-игра "Путешествие на лесную поляну"

Экологический урок-игра "Путешествие на лесную поляну" ориентирован на учащихся 2-3 классов. Архив содержит подробную разработку урока и презентацию к нему. Этот материал можно использовать педагогам ...