Экологический час в 4 «А» классе Тема: «Я хочу дружить с природой»
классный час (4 класс) на тему

Экологический час о бережном отношении к природе в форме экологического турнира между двумя командами "Родничок" и "Росинка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_chas_ya_hochu_druzhit_s_prirodoy.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический час

 в 4 «А» классе

Тема: «Я хочу дружить с природой»

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ «Мглинская СОШ №2»

 Пашкова  Т.Г.

Экологический час

Тема:  "Я хочу дружить с природой"

( 4 «А» класс, учитель: Пашкова Т.Г.)

Цели: формирование экологических знаний;

через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, самому себе;

необходимости охранять птиц и зверей.

Оборудование: Ноутбук,проектор; слайды картин художников-пейзажистов, фонограммы (по сценарию).

І. (Звучит мелодия песни “Чистые пруды”, ученики читают стихотворения).

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С цветами, тянущими руки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

(С. Смирнов).

  Есть на земле огромный дом

  Под крышей голубой.

  Живут в нём солнце, дождь и гром,

 Лес и морской прибой.

 Живут в нём птицы и цветы,

 Весенний звон ручья,

 Живёшь в том светлом доме ТЫ

 И все твои друзья.

 Куда б дороги не вели

 Всегда ты будешь в нём.

 ПРИРОДОЮ родной земли

 Зовётся этот дом.

                                           (Л.Дайнеко)

Учитель: -Добрый день, дорогие друзья! Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает.

 (Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”)

( Просмотр слайдов картин художников пейзажистов.)

Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, одевает, обувает, веселит и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые,  и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некогда красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы,

-А знаете ли вы главные беды Земли?

(участники отвечают)

-Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология.

(Слайд)

- Природа безмолвна, но на нашем турнире мы дадим ей дар речи. Сейчас в эфире “Там-там новости”.

( Выходят мальчик и девочка, садятся к экрану телевизора. Фонограмма позывных. )

Мальчик: - Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это производные от состояния экологического напряжения.

Девочка: - “Покорять природу и не ждать от неё милости”– это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.

Мальчик: - Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети ХХІ века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?

Девочка: - Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом. При анализе воды некоторых рек  обнаружено наличие ртути.

Мальчик: - А сколько бродячих собак и кошек в нашем городе! Какое же сердце надо иметь, чтобы выгнать своего ранее любимого четвероногого друга! Ребята! Прежде чем завести собаку или кошку, подумайте над тем, хватит ли у вас терпения воспитать их? Запомните слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: “Мы в ответе за тех, кого приручаем”.

Девочка: - У меня в руках Красная книга. Все знают, что в неё заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единственных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Учитель: - Давайте вспомним растения, которые занесены в Красную книгу  (Облепиха, мать-и-мачеха, пижма,ландыш.)

Учитель: - Сегодня мы проводим экологический турнир между командами “Родничок” и “Росинка”.

(Представление команд)

 «Родничок»-от слова Родина.

Девиз: «Родничок кристальный чистый,

             Ты водою напои и здоровьем одари».

 «Росинка»-от слова Россия.

Девиз: «В маленькой росинке сила всей земли,

               Капелька живая радость подари»

 Каждой команде досталось вот такое облетевшее “деревце”. За каждый правильный ответ на нём будут “распускаться листочки”.

- Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Предлагаю I тур, который мы посвятим цветам.

I ТУР

Викторина “Ромашка”

- На каждом лепестке чудесного цветка ромашки записано задание.

1. Я поэт, зовусь я Цветик,
От меня вам всем приветик.

- Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”).

2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”.

- Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц”)

3. Продолжите стихотворение:

Колокольчики мои,
Цветики степные!

(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой)

4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - полетят в воздухе лёгкие семена.

- О каком цветке идёт речь? (Одуванчик)

5. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей

- О каком цветке идёт речь? (О розе)

6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов)

7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)

8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек)

Задание для гостей:

- Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак)

II ТУР «Детские высказывания»

В этом конкурсе мы с вами вспомним наиболее распространенные виды отходов и познакомимся с возможностями их вторичного использования. Я буду зачитывать детские высказывания. Задача команд: как можно быстрее понять, о чем идет речь. Команда, первой давшая правильный ответ, получает очко. В конкурсе побеждает команда, набравшая больше очков.


1. Его производит обыкновенная корова. 
Его необходимо компостировать.

В небольших количествах он очень полезен.

Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием. 

При попадании его в водоемы рыба и другие водные животные начинают задыхаться. (Навоз.)

2. В нее чаще всего упаковывают товары.
Сама по себе в природе она не разлагается.

Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

Предметы, изготовленные из нее, мало весят. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет. (Пластмасса.)

3. Ее изобрели китайцы.
Из нее получается очень много мусора.

У нас ее получают из дерева.

Она легко горит.

На ней обычно рисуют или пишут. (бумага)


4. Его делают из песка.

Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

Чаще всего оно прозрачное.

Когда оно падает, то разбивается. (Стекло.)

5. Этого почти не видно.

Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

Это могут собрать на свои листья зеленые растения. (Газовые отходы)


6.Это получается, когда что то становится старым или ломается.
Это можно увидеть везде — в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

Из этого можно сделать что-то новое.

Это бывает цветным, и за него можно получить деньги. (Металлолом)

7. Всегда черного цвета.

Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

Это очень вредно.

У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

Этого много при горении. ( Сажа)

8. Это то, без чего мы уже не можем прожить. 
Этим мы пользуемся каждый день.

Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

С помощью этого в доме становится чище.( Моющие средства)

 

III ТУР

Учитель: - Чтобы любить природу, нужно её знать. Проведем конкурс “Знатоки природы”.

Задания для команды “Родничок”:

1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка)

2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец)

Задания для команды “Росинка”.

1. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)

2. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода)

3. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

IV ТУР «Узнай по описанию»

Учитель: Берегите эту Землю, эту воду

                 Даже малую былиночку любя!

                 Берегите всех зверей внутри природы,

                 Убивайте лишь зверей внутри себя.


Узнайте по описанию о каком животном идет речь.

1. а) Длина его тела доходит до 2 метров, вес — до 300 килограммов

б) Это крупное всеядное животное.

в) Он может целыми месяцами питаться растительной пищей, наедаясь сочной травой, лесными корнями и грибами

г) В феврале у самки рождаются 2-3 детеныша.

д) На зиму впадает в спячку( Медведь)

2. а) Туловище этого зверя до 3 метров длиной, довольно, мощное, голова крупная, горбоносая, с мясистой верхней губой.

б) На горле у самцов свисает «Серьга» покрытый волосами кожаный вырост.

в) Рога у него крупные, граблевидные или лопатообразные. В декабре они отпадают, а к августу вырастают новые

г) Длинные ноги позволяют ему передвигаться в глубоком снегу и болотах.

д) Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, летом – травами (лось)

3. а) У нее пятнистая шерсть.

б) На ушах кисточки.

в) Хвост короткий.

г) Хищник.

д) Свою добычу подстерегает на толстых суках деревьев (рысь)

4.а) У него длинные уши, короткий хвост.

б) Подошвы лап довольно густо покрыты желтыми 
волосами.

в) Задние лапы длиннее передних.

г) Зимой живет в снежной норе под кустами.

д) Питается корой деревьев (заяц)

V ТУР «Экологическое буриме»

Учитель: - Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы ценить прекрасное в природе, должным образом выражать свои чувства.

Представители от каждой команды прочитают своё стихотворение, которое они сочинили на заданные рифмы.

1 команда

 

    2 команда

листопад-звездопад

 дуб - вокруг

калина-паутина              

пень-день

дубравы-травы

воробей-соловей

василёк-мотылёк

козы-берёзы

мальчик-одуванчик

 забота-работа

Стихотворения

Отшумел листопад,

В аллее рос прекрасный дуб

Закружился снегопад.

И радовал он всех вокруг.

Не цветёт уж василёк,

Но вот в один осенний день

И не летает мотылёк.

Остался от него лишь пень.

Лишь вдали краснеет калина,

        И загрустили птицы от такой беды,

И слетела с берёз паутина.

Их песен больше не услышишь ты.

Накрыл снег дубравы,

Поля, холмы и травы.

Не ходит теперь в лес мальчик,

Чтоб посмотреть на одуванчик,

 

Потому что до весны

Уснули крепким сном цветы.

Сценка “Два микроба”.

 

Учитель: - Какой же конкурс без призов! Но не беспокойтесь по этому поводу. Мы нашли целый клад. Будут награждены все достойные.

Команде победительнице – “Драконов зуб” (чеснок)

Проигравшим - “Поточим зубки” (морковь).

Учитель: Вот и закончился наш турнир. Не важно, кто победил, главное, чтобы вы поняли, что совершенно необходимо не дать погибнуть тем представителям фауны и флоры, кто ещё жив. Ибо, махнув рукой на одних, мы создаем неизбежную цепь потерь и, в конечном счете, можем оказаться на планете в одиночестве.

Ученик: - Но мы верим – настанет час, когда люди будут гордиться свежими листьями, росой и ночной прохладой, чистым небом и прозрачной водой. Ведь именно это- главное. Тогда человек с полным правом сможет считать себя хозяином на Земле.

(Дети читают стихотворения)

  1. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь …

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

  1. В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить  …

Природой, называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

  1. Летят, звеня дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым …

Всё это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим!

  1. Прощальный вальс танцует с ветром лето,

         Дрожит в окне вечерняя звезда …

         Природой, называется всё это,

         Давайте же её любить всегда!

5.Люби природу, паренёк,

    И девочка, люби,

    От загрязнений защищай,

    Её ты не губи!

6.Не отравляй полей и рек,

Морей, лесов и гор,

Ты в них отходы не сливай,

Вредителям - позор!

   7.Люби природу, человек,

      Её ты охраняй,

      Картину выжженной земли,

      Живя, не оставляй!

Учитель: -

 Давайте беречь наш общий дом Землю, нашу страну, наш край и наш город Мглин!

  Ребята, я хочу вам напомнить слова А.Барто: “ Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Ребята, что значит, по-вашему, “прикоснуться к красоте природы сердцем”?

(Радоваться всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречь, любить; ощутить эту красоту)

- Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?

(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой)

Учитель: - И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Спасибо всем за участие в нашем турнире! Берегите природу!

- Спасибо за внимание!

  До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое ассорти "Я хочу дружить с природой".

Цель родительского собрания  через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей....

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Презентация. Классный час: "Я хочу дружить с природой" 4 класс

Презентация. Классный час: "Я хочу дружить с природой" 4 класс...

Экологический час в 4 «А» классе Тема: «Я хочу дружить с природой»

Экологический час о бережном отношении к природе в форме экологического турнира между двумя командами "Родничок" и "Росинка"...

МАТЕМАТИКА с интеграцией экологических знаний 4 класс Тема урока: Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - принятие и освое...

Конспект воспитательного занятия экологического направления 2 класс. Тема: Станем природе друзьями

Конспект воспитательного занятия экологического направления 2 класс. Тема: Станем природе друзьями...

Экологический час " Я хочу дружить с природой"

Тема:  "Я хочу дружить с природой"Цели: формирование экологических знаний;через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, са...