Викторина по сказкам
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Никифорова Людмила Аркадьевна

Технологическая карта литературной викторины по сказкам с презентацией. Провела мероприятие на День открытых дверей в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie.docx53.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта литературной викторины по сказкам

Педагог: Никифорова Людмила Аркадьевна

Класс: 2 «Б»

Тема внеклассного занятия:  По дорогам сказок (литературная викторина)

Продолжительность учебного занятия: 40 мин

Тип учебного занятия: систематизация  знаний

Педагогические задачи: создать условия для обобщения знаний о сказках (знание сказок, особенностей героев сказок, основных отличительных черт их характера); способствовать развитию творческих способностей учащихся.

 Задачи занятия:

1.Образовательные:

- Расширять представления школьников о роли сказки в         жизни каждого человека. 

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к литературному чтению.

3.Воспитательные:

- Способствовать формированию навыков коммуникативного общения

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные: Усвоение новых понятий, умение ими пользоваться, участие в диалогах и дискуссиях по прочитанным сказкам  

Метапредметные:

Познавательные.  Знание и объяснение  особенностей сказок, поиск необходимой информации в соответствии с заданием учителя и ведущих, овладение умения выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные. Способность выделять и осознавать учащимися то, что усвоено на уроках (новые понятия), уметь ими пользоваться.

Коммуникативные. Формулировать высказывание; сотрудничать с товарищами при выполнении работы в паре и группе, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, отстаивать свою точку зрения; умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Личностные: Формирование доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, проявление самостоятельности в выполнении заданий, интерес к чтению.

Технологии: Технология сотрудничества 

- ИКТ

- Игровые

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы для проведения урока:  мультимедиа проектор, ПК, экран,  листы с изображением героя сказки (Чебурашки) на каждый ряд, цветные карандаши у учащихся, костюмы сказочных героев для ведущих.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска и оборудование

Формируемые способы деятельности

1.

Организационный

Время сказки наступает,

 Время сказки настает.

 Все внимательно смотрите,

 Чудо вдруг произойдет.

 Если сказку вы хотите,

 К вам сейчас она придет! (1 слайд)

Подумайте, чем  мы будем сегодня заниматься?

Дети слушают, показывают готовность к занятию,

Выдвигают предположения о содержании занятия

ПК, проектор

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, владеют навыками психологической подготовки к уроку

2.

Постановка учебной задачи

Просит сформулировать учебную задачу

Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашего праздника. А я помогу вам, ребята, чтобы вы были веселыми, любознательными и остроумными. Вы, конечно же, прочитали много книжек, знаете много народных и литературных сказок, а так же любите мультфильмы? Поэтому я предлагаю вам немного поиграть со сказкой. Согласны?

 

Формулируют учебную задачу

Дети слушают и отвечают на вопросы ведущей

Принимают и сохраняют учебную цель

3.

Работа по теме

1.Разминка

Для начала проведем небольшую разминку. Ну что, ребята, поиграем?

Я начну, а вы кончайте,

 Только в рифму отвечайте!

Вам надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, как, ребята, представили, что вы в сказочной стране? Тогда – первое задание.(2 слайд)

  • Какие слова надо произнести, чтобы:
  • Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
  • Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим-сим, открой дверь!)
  • Сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)
  • Исполнить желание с помощью волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

Дети слушают

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

ПК, проектор

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, дополняют, уточняют высказанные мнения.

2. Конкурс «Фоторобот»

3. Викторина по сказкам

4. Отгадывание загадок

5. Дополни портрет Чебурашки

А сейчас я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию. Задание называется «Фоторобот». Посмотрите, какие герои попали в нашу картотеку, и попробуйте узнать их по особым приметам.(3 слайд)

  • Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Винни Пух)
  • Мальчик. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок. Опасен! Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино)
  • Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Особая примета – волосы голубого цвета. (Мальвина)
  • Кот. Место жительства – деревня Простоквашино. (Матроскин)

Молодцы, ребята! Настоящие детективы!

Теперь я попрошу узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил.(4 слайд )

Ваша мама пришла,

 Молочка принесла.

 (Коза из русской сказки «Волк и семеро козлят».)

Не садись на пенек,

 Не ешь пирожок,

 Неси бабушке,

 Неси дедушке.

 (Машенька из русской народной сказки «Маша и Медведь».)

Столяр Джузеппе – Синий нос

 Полено как-то в дом принес.

 Он начал ножку мастерить

 Для кресла или стула.

 Полено стало говорить

 И в нос его щипнуло.

 («Буратино», А.Н. Толстой)

Молодцы, ребята! Оказывается, вы действительно любите и знаете сказки. Давайте отгадаем загадки. (5 слайд)

Перед волком он дрожал,

 От медведя убежал,

 А лисице на зубок

 Все ж попался... (Колобок)

 Враг людей

 И враг зверей

 Злой разбойник... (Бармалей)

Всех на свете он добрей,

 Лечит он больных зверей.

 А однажды бегемота

 Вынимал он из болота.

 Добротою знаменит,

 Это доктор... (Айболит)

 Красна девица грустна —

 Приближается весна.

 Ей на солнце тяжко.

 Слезы льет, бедняжка.

 (Снегурочка)

 Он знаком всем малым детям,

 Обожают все его,

 Но таких на целом свете

 Не найдешь ни одного.

 Он не лев, не слон, не птица,

 Не тигренок, не синица,

 Не котенок, не щенок,

 Не волчонок, не сурок.

 Но заснята для кино

 И известна всем давно

 Эта милая мордашка,

 А зовется... (Чебурашка) (6 слайд)

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказочных героев. А теперь посмотрите на доску.

(На доске — контуры портрета Чебурашки во весь рост.) Узнаете? Верно, это всеми любимый Чебурашка. Предлагаю по очереди нарисовать по одному элементу портрета, например: ухо, глаз и т. д. Посмотрим, сумеете ли вы дополнить портрет этого замечательного персонажа.

Слушают

Дети слушают и отвечают на вопросы ведущей

Читают, слушают,

смотрят на картинки

Отвечают на вопросы

Дети слушают и отгадывают загадки

Дети слушают и отгадывают загадки

Дети слушают и отгадывают загадки

Выбегают к доске и по очереди рисуют по одному элементу портрета, все остальные поют песню

ПК, проектор

ПК, проектор

ПК, проектор

ПК, проектор

3 портрета Чебурашки на каждый ряд, звучит песня про Чебурашку

Формулируют ответы на вопросы, полно и точно выражают свои мысли.

Формулируют ответы на вопросы, полно и точно выражают свои мысли, используют простые речевые средства для передачи своего мнения

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой,

Формулируют ответы на вопросы, полно и точно выражают свои мысли, используют простые речевые средства для передачи своего мнения

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, договариваются о совместных действиях,

осуществляют логические действия

4.

Физкульт-минутка –игра

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – топаем ногами. Итак, начали.

Доктор Айболит, Змей Горыныч, Баба Яга, Винни Пух, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка.

Играют

Умеют слушать и выполнять задания в соответствии с целевой установкой

6. Конкурс переводчиков

7.Узнайте героя по событию

        

8.  Конкурс «Сказочные вопросы»

9.Конкурс «Продолжи сказку»

10. «Угадай, из какой сказки предмет»

11. Конкурс «Найди пару»

12. Конкурс

« Сказки о волке»

13. Музыкальная викторина

А сейчас, ребята, я предлагаю вам конкурс переводчиков. Я буду говорить о героях произведений простыми предложениями. А вы, узнав, о ком идет речь, должны сказать об этом герое, не повторив ни одного моего слова. Кроме того, «перевод» нужно найти либо в песне, либо в стихотворении. Трудное задание? Но я уверена, что и с ним вы справитесь!

Старушка имела животное булыжного цвета с рогами. (Жил-был у бабушки серенький козлик...)

Женщина пожилого возраста была владелицей пары жизнерадостных птичек. (Жили у бабуси два веселых гуся...)

Компания молодых особ занималась рукоделием после захода солнца у отверстия со стеклом. (Три девицы под окном пряли поздно вечерком...)

На плантации зеленых насаждений появилось новое чудо, пригодное для встречи Нового года. (В лесу родилась елочка, в лесу она росла...)

В зарослях невысоких растений расположилось зеленое насекомое. (В траве сидел кузнечик...)

А теперь – узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни. (7 слайд)

Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер)

Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхгаузен)

Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс)

Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса)

Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн)

Молодцы, ребята! С вами очень приятно общаться, вы столько всего знаете! Наш конкурс состоит из сказочных вопросов, и вы будете большие молодцы, если сумеете верно на них ответить. Попробуем? Итак.(8 слайд)

Сказочная хитрюга. Кто это? (Лиса.)

За кого держалась Жучка? (За внучку.)

Чем ловили золотую рыбку? (Неводом.)

Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы.)

Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Винни-Пух.)

Кто такой Елисей? (Королевич.)

Подруга семи гномов. (Белоснежка.)

Сказочная замарашка. (Золушка.)

Конкурс «Продолжи сказку» (9 слайд)

Позвала бабка внучку.

 Внучка за бабку,

 Бабка…

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

 – Терем-теремок! Кто в тереме живет?

 – Я мышка – норушка! А ты кто?

 – А я …

Угадай, из какой сказки предмет (10 слайд)

 Мёд

 Ключ

 Красная шапочка

 Горошина

 Яйцо

 Цветик-семицветик

Конкурс «Найди пару» (11 слайд) 

Соединить слово из левого столбика со словом из правого

Петух                                         Бабка

Дед                                           Заяц

Тесто                                           Пирожки

Маша                                           Коса

Теремок                               Колобок

Конкурс « Сказки о волке» (12 слайд) 

Дети называют сказки, героем которых является волк.

Предлагаю последнюю викторину, но не простую, а музыкальную. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны узнать, из каких мультфильмов взяты строки следующих песен.

Включается запись.

Я на солнышке лежу,

 Я на солнышко гляжу,

 Все лежу, все лежу

 И на солнышко гляжу! («Как львенок и черепаха пели песню»)

 С голубого ручейка начинается река,

 Ну, а дружба начинается в улыбки. («Крошка Енот»)

 В траве сидел кузнечик,

 В траве сидел кузнечик,

 Совсем как огуречик

 Зелененький он был. («Незнайка»)

 Я водяной. Я водяной.

 Поговорил бы кто со мной!

 А то мои подружки

 Пиявки да лягушки!

 Эх, жизнь моя жестянка...

 Да ну ее в болото!

 Живу я, как поганка,

 А мне летать охота! («Летучий корабль»)

 Ничего на свете лучше нету,

 Чем бродить друзьям по белу свету.

 Тем, кто дружен, не страшны тревоги!

 Нам любые дороги дороги! («Бременские музыканты»)

 Расскажи, Снегурочка, где была?

 Расскажи-ка, милая, как дела? («Ну, погоди!»)

Играют, договаривая слова

Дети слушают, отгадывают героев сказок

Дети слушают, отгадывают героев сказок

Обсуждают в группах, делают выводы

Работают с раздаточным материалом, обсуждают в группах, делают выводы

Слушают, выполняют задание

Дети слушают, отгадывают  сказки

Дети слушают песенки из мультфильмов  отгадывают название сказок

ПК, проектор

ПК, проектор

ПК, проектор

ПК, проектор

ПК, проектор

ПК, проектор

Аудиозаписи песен из мультфильмов

Умеют слушать и выполнять задания в соответствии с целевой установкой

Формулируют ответы на вопросы, полно и точно выражают свои мысли, используют простые речевые средства для передачи своего мнения

Формулируют ответы на вопросы, полно и точно выражают свои мысли, используют простые речевые средства для передачи своего мнения

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, договариваются о совместных действиях,

осуществляют логические действия

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, договариваются о совместных действиях,

осуществляют логические действия

Формулируют ответы на вопросы, полно и точно выражают свои мысли.

Умеют слушать и выполнять задания в соответствии с целевой установкой

5

Итог урока

Вот это да! Оказывается, вы, ребята, любите не только читать сказки, но и смотреть мультики? Интересно видеть героев сказки не только на экране, но и на нашем празднике.

Что за прелесть эти сказки! Сегодняшний праздник — это чудо, которое вы сотворили своими руками. Прошу всех артистов встать. Ребята, давайте еще раз поблагодарим аплодисментами всех героев нашего праздника!

Сказки гуляют по свету,

 Ночь запрягая в карету.

 Сказки живут на полянах,

 Бродят на зорьке в туманах…

 Мир озарив чудесами,

 Сказки летят над лесами,

 На подоконник садятся,

 В окна, как в речки, глядятся…

 Сказки со мною повсюду,

 Их никогда не забуду.

 Пусть Зло на проделки хитро,

 Но все ж побеждает Добро.

Дети осуществляют

самооценку

собственной учебной

деятельности,

соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия.

Умеют провести самооценку и

организовать взаимооценку;

умеют осуществлять оценку, как

выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению;

умеют формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников

6.

Рефлексия деятельности

- Какой вывод вы можете сделать в конце урока? Достигли ли мы цели урока?

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудится.

Да, трудно все-таки учиться!

- Оцените свою деятельность на уроке (Слайд 13)

На уроке мне:

- всё было понятно

- было трудно

- было интересно

- прибавилось знаний

- пришлось задуматься

- могу рассказать другим

Отвечают, размышляют

Оценивают свою деятельность на занятии

ПК, проектор

Владеют навыками самоанализа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказке А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Содержит вопросы по содержанию сказки...

Сценарии праздников "Масленица", "Светофор", викторина "Зимняя сказка", викторина "Весёлая математика"

Сценарии праздников были созданы на онове игровых, здоровьесберегающих технологий. В них использовано много игровых заданий: пословицы, загадки, ребусы, весёлые стихотворения. Во всём ходе занятия раб...

Занятие кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Задания были следующего содержания: ...

Презентация к занятию кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Показ презентации с заданиями ...

Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Многие из нас проводят  игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". В п...

Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Многие из нас проводят  игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи ...