Сценарий фольклорного праздника "Кузьминки"
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»
Цель:
Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.
Задачи:
дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Кузьминки»;
продолжить знакомство с разными жанрами фольклора.
улучшать артикуляцию и выразительность речи;
развивать социальную, познавательную, творческую активность детей;
воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
создавать сплоченный коллектив единомышленников;
воспитывать личность стремящуюся к нравственному совершенству.
Предварительная работа: Рассматривание слайдов ,фотографий, иллюстраций, беседа, заучивание поговорок, загадывание загадок, чтение потешек, разучивание хороводов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
ВЕД: Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!
Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!
У нас для каждого найдется и словечко и местечко.
Реб: 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени.
Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”.
Русский народ считал Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и
женщин рукодельниц.
Вед: Гостьюшки дорогие принимайтесь за рукоделие, начинайте зимнюю пряжу прясть
У нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
Танец «ПРЯХА» (Ах, ты прялица кокорица, моя)
На середину выходят девочки и выполняют имитационные движения соответственно со словами песни.
Вед: А теперь гостюшки дорогие покажите какая из вас лучшая мастерица
Аттракцион «КТО БЫСТРЕЙ» (Смотать ленточки)
Вед: Собирались люди вместе после осенних полевых работ, чтобы отдохнуть, повеселиться, людей посмотреть, себя показать. Соревновались в остроумии, в знании пословиц и поговорок, частушек и хороводных игр.
Хочу я посмотреть знаете ли вы пословицы и поговорки.
Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:
- Какие труды… (такие и плоды);
- Семь раз отмерь… (один отрежь);
- Землю красит солнце… (а человека труд);
- Красна птица перьем… (а человек уменьем);
- Под лежачий камень… (вода не потечёт);
- На печи заседать… (хлеба не видать);
- Труд человека кормит… (а лень портит);
- Скучен день до вечера… (коли делать не чего).
Вед: А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и огородов? Заготовка овощей! Вот и мы с вами займемся уборкой капусты.
Хоровод «Вейся, вейся, капуста моя»
Вед: Продолжаем наше веселье Игра «Дрема»
Реб: В эти дни парни присматривались к девушкам, выбирали себе пару.
Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать.
В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, помогают семьям жить в ладу, в мире.
Реб: В деревнях девушки закликали:
Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.
Вед: А теперь «Частушки»
Реб: Девочки беляночки,
Где вы набелилися.
Дев: Мы вчера коров доили,
Молоком умылися
.Реб: Вы послушайте, девчата,
Нескладуху будем петь:
На дубу свинья пасется
В бане парится медведь.
Ехал Ваня на баране
Нова дудочка в кармане
Ваню бабушка любила
Кашей масляной кормила.
Вед: А кто знает какие блюда подавали в этот день.( Из курицы). А еще Кузьминки называли куриными именинами.
Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха.
Реб: Про кур в эти дни и родились поговорки (Дети читают свои поговорки поочерёдно).
От курицы яйцо, а от яйца курица.
Хороша курочка перьями, а мясом еще лучше.
Курица через клюв яйца несет.
И у курицы сердце есть.
Яйца курицу не учат.
Учись у курочки: разгребай, да подбирай.
Цыплят по осени считают.
Был цыпленок, стал петух.
Петух орал, да в щи попал
Вед: В эти дни устраивались петушиные бои.
Игра «ПЕТУШИННЫЙ БОЙ»
Вед: Любила молодежь загадывать загадки
Реб: Она кудахчет по утрам,
Неся яйцо в подарок нам. (Курица)
Реб: Водит за собой цыплят
Словно няня в детский сад . (Курица)
Реб: Я вода. Да по воде плаваю. (Лёд)
Реб: Текло, текло и легло под стекло. (Вода и лёд)
Реб: Чем больше верчусь, тем больше толстею. (Веретено).
Реб: Скатерть бела весь свет одела. (Снег).
Вед: Любили парни на музыкальных инструментах поиграть
«Андрей воробей» (Играют на музыкальных инструментах)
Вед: А сейчас приглашаю всех на заключительный хоровод…
«Во саду, ли в огороде»
Наш праздник подошёл к концу. Спасибо за внимание. Приглашаем всех к праздничному столу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»
Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....
Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
Россия, Россия, края дорогие,...
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...
Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"
Это сценарий фольклорного праздника для учащихся начальных классов и их родителей. Содержание данного материала раскрывает детям обычаи проведения данного праздника, порядок проведения масленичной нед...
Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"
Привитие интереса к русским народным традициям и народному фольклору. Активизация досуговой деятельности учащихся и познавательной мыслительной деятельности. Развитие интеллектуальных и коммуникатив...
Сценарий фольклорного праздника
Сценарий фольклорного праздника "Рождество"...
Сценарий фольклорного праздника «Встреча весны»
Фольклорный праздник для учащихся, родителей, гостей. Цели: • формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной ...