Блокадный Ленинград
классный час (1 класс) на тему

Коконова Дарья Владимировна

Ко дню снятия Блокады Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_blokadnom_leningrade.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог. Давным-давно, 300 лет назад, царь Петр I заложил на пустынных берегах Невы город. Назвал он его своим именем. Так появился Петербург. Постепенно он рос, обретая привычный нам облик. Ажурные мосты и блестящая рябь рек и каналов, роскошь дворцов и музеев, свежесть и прохлада парков и садов, размах и красота пригородов — Пушкина, Гатчины, Павловска, Петродворца...

Петербург несколько раз менял название. Название Санкт-Петербург он сменил сначала на Петроград, а затем на Ленинград. Именно это имя навсегда останется в памяти людей как символ мужества и патриотизма. Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Немецкая армия прошагала по Европе, не встречая почти никакого сопротивления. Париж и другие европейские столицы впускали вражеские войска, надеясь сохранить свои культурные и исторические ценности. Радужные мечты рассеялись словно дым. Немецкая армия, как саранча, уничтожала все на своем пути. Города были разграблены.

Когда фашисты напали на Ленинград, Гитлер был уверен, что и этот город после нескольких недель осады словно спелое яблоко упадет к его ногам. После захвата города фашисты собирались устроить банкет в гостинице «Астория» и были настолько уверены в своей победе, что даже выпустили пригласительные билеты на это торжество. И просчитались! Город остался неприступным, немцы не смогли взять его штурмом. Началась блокада.

Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам? Дети высказывают предположения.

Педагог. Кто из вас, ребята, слышал это слово — блокада? Как вы думаете, что оно означает?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Немцы окружили непокорный город, лишив Ленинград возможности общения с внешним миром. Именно это и называется блокадой.

Сейчас все происходившее тогда кажется страшной сказкой. Нельзя было поехать на выходные в Петергоф и Пушкин, Павловск и Гатчину — погулять по паркам, посидеть на берегу Финского залива, полюбоваться на дворцы. Все это было в руках врагов. Каждый день тысячи матерей и жен провожали своих сыновей и мужей на фронт, который располагался в нескольких трамвайных остановках от дома. Немцы подошли настолько близко, что с крыш высоких домов можно было увидеть их позиции.

Проверяя ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания, но и вели постоянные обстрелы, которые иногда длились двадцать шесть часов подряд. Ленинград лишился всего — отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Жители героического города сносили тяготы, не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не сдаваться в плен, в рабство к фашистам.

Кто из вас, ребята, знает, как ленинградцы жили во время блокады, как они смогли справиться с трудностями осажденного города?

Дети делятся своими знаниями.

Педагог. Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. Каждый день они вели тяжелую схватку со смертью, сражаясь за собственную жизнь. И кроме фашистов на осажденный город, лишенный воды, отопления, электричества и продуктов, наступала зима — в этот год неожиданно суровая и морозная.

Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» — небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем, а в разбитые очередной бомбежкой окна ветер задувал колючий, мелкий, больше похожий на лед снег.

Ребята, как вы думаете, как дети и подростки помогали взрослым во время блокады?

Дети высказывают предположения.

Педагог. За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник мутной грязной воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад к скользкой полынье.

И ночью осажденный город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту — на ленинградские крыши и чердаки. Там проводили они бессонные ночи, пристально глядя в небо и выслеживая траекторию полета вражеских бомбардировщиков. Чтобы избежать пожаров, люди специально приготовленными щипцами, а иногда и голыми руками скидывали зажигательные бомбы с крыш и чердаков, засыпали горящие фитили песком.

Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла.

После долгой, очень долгой зимы наконец в Ленинград пришла весна. Голодные люди съедали свежие зеленые листочки с деревьев, а сами деревья сгорали от ночных налетов фашистских бомбардировщиков.

Ленинградцы превращали свои чудесные городские парки и сады в огороды с неуклюжими грядками. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода. И даже в это голодное время делились последним куском хлеба, последней картофелиной с умирающими от голода, совсем незнакомыми людьми.

Ребята, посмотрите на эту картину. Какое место на ней изображено? Что делают люди перед Исаакиевским собором? Для чего ленинградцы разводили огороды в парках, в центре города?

Дети высказывают предположения.

Педагог. Однако, несмотря на все трудности, люди находили в себе силы работать на заводах и фабриках, выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения. Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках. Старшеклассники бросали школы, чтобы ухаживать за ранеными бойцами и ослабевшими жителями города и помогать оборонять Ленинград.

Гитлеровская армия не смогла сломить сопротивление ленинградцев. 900 длинных дней и ночей длилась блокада. Многие и многие тысячи людей погибли в той схватке между жизнью и смертью. Но те, кто выжили, могли с гордостью за великий героический город сказать: «Мы — ленинградцы!»

Нам от тебя теперь не оторваться.

Одною небывалою борьбой,

Одной неповторимою судьбой

Мы все отмечены. Мы — ленинградцы.

Нас по улыбке узнают. Нечастой,

Но дружелюбной, ясной и простой.

По вере в жизнь. По страшной жажде счастья,

По доблестной привычке трудовой.

Да будет сердце счастьем озаряться

У каждого, кому проговорят:

— Ты любишь так, как любят ленинградцы. —

Да будет мерой чести Ленинград.

Нам от него теперь не оторваться.

Куда бы нас не повела война —

Его величием душа полна,

И мы везде и всюду — ленинградцы.

О. Берггольц

Ребята, как поэт называет свой город? Какими чертами Ольга Берггольц, поэтесса, пережившая блокаду, наделяет своих земляков — ленинградцев?

Дети отвечают.

Педагог. Как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда писал эти строки?

Дети, посмотрите на календарь.

– Как вы думаете, почему этот день в календаре обозначен красным цветом?
– В нашей стране и в нашем городе отмечается День снятия Блокады нашего города. Это очень важная и памятная дата для всех людей.

В холода, когда бушуют снегопады
В Петербурге этот день особо ждут, –
Город празднует День снятия Блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

На долю нашего города выпало очень страшное испытание. Армия фашистов хотела уничтожить наш город. Фашисты подошли так близко, что могли видеть улицы нашего прекрасного города.

Город обстреливали из дальнобойных орудий. Стреляли прицельно, потому что на солнце хорошо были виден шпиль Адмиралтейства, золотом сиял купол Исаакиевского собора. Надо было спасать город. Ленинградцы решили замаскировать высокие точки нашего города. Для этого пригласили альпинистов, которые забрались на шпиль Адмиралтейства и закрыли его специальным чехлом.

Презентация. Слайд 2

Золотой купол Исаакиевского собора закрасили краской, чтобы он стал менее заметным на фоне серого ленинградского неба.

Слайд 3, 4

Спасали и памятники. Памятник Петру I – “Медный всадник” закрыли мешками с песком и щитами из досок.

Слайд 5

Скульптуры Летнего сада закопали в землю.

Фашисты хотели уничтожить не только красоту нашего города, но и жителей. Они окружили наш город со всех сторон.

Слайд 6

– Посмотрите, на карту. Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа?
– На кольцо. Это кольцо называли блокадным. Фашисты захватили единственную железную дорогу. И теперь в город нельзя было подвозить продукты. Наступила блокада.
– Особенно тяжело было зимой. А зима выдалась очень суровая. В городе отключили свет, отопление, воду. Жителям города выдавали маленький кусочек хлеба.

Слайд 7

Хлеб выдавали по специальным карточкам.

Слайд 8

Только этот маленький кусочек хлеба и вода – это все, что люди смогли съесть за день.

– Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба? Люди голодали и умирали от голода.

Слайд 9,10, 11

Трудно было и взрослым и детям. Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте.

Слайд 12

Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь.

Слайд 13

Давайте посмотрим на эти игрушки. Их принесли в наш Петербургский “Музей кукол” жители нашего города, которые в годы Блокады были такие же маленькие как вы.

Вот какие истории они рассказывали о блокадном времени.

Этот мишка спас девочку от болезни.

Слайд 14

Девочка заболела, а мама никак не могла оставаться с девочкой дома. Она должна была много работать. Тогда мама, чтобы девочка не скучала и быстрее выздоравливала, выменяла на рынке этого мишку. Девочка была с мишкой неразлучно. Она брала его с собой спать. И через некоторое время мама увидела, что девочка, играя с мишкой, стала поправляться.

А вот эту одежку для кукол сшила маленькая рукодельница, находясь в бомбоубежище во время бомбежек. А потом, когда девочка выросла, она стала модельером.

Слайд 15

И эти игрушки помогали детям пережить страшное время блокады.

Слайд 16, 17, 18, 19

Страна не забыла Ленинград! Для помощи блокадному городу и его защитникам по Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами “Дорогой жизни”. По этой дороге под огнем противника везли хлеб в город, а обратным рейсом эвакуировали часть населения (стариков и детей).

Слайд 20

Блокада города длилась 900 дней. Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать. Ленинград был полностью освобожден от блокады.

За заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, проявленный жителями города в борьбе с фашистскими захватчиками, наш город получил звание города-героя, многие защитники города были награждены медалью “За оборону Ленинграда”.

Слайд 21, 22

Не все жители нашего города дожили до радостного дня освобождения от блокады.

На Пискаревском кладбище захоронены тысячи ленинградцев, погибших в это страшное время.

В память о героизме людей здесь горит вечный огонь. Сюда благодарные потомки приносят цветы.

Слайд 23

Поставлен памятник и на месте, где произошел прорыв блокады

Слайд 24

Посмотрите, на что он похож?

Как вы думаете, случайно ли скульптор придумал такую форму памятника?

Это не единственные места, которые напоминают нам о времени блокады.

В нашем городе есть площадь, которая называется “Площадь Победы”.

На этой площади есть музей, посвященный блокадным дням.

Слайд 25

На Ладоге есть еще один удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни”.

Слайд 26

Этот памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

Давайте на него посмотрим и послушаем в исполнении детей стихотворение В. Молчанова об этом памятном месте.

По Дороге Жизни – сглаженной, спрямленной,
Залитой асфальтом – мчит машин поток.
Слева, на кургане, к солнцу устремленный
Их встречает каменный Цветок.
Памятью нетленной о блокадных детях
На земле священной он навек взращен,
И к сердцам горячим всех детей на свете
Он призывом к Дружбе, к Миру обращен.
Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!
Подойдите ближе, головы склоня
Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,
Тех, кто детским сердцем город заслонял.
У Дороги Жизни шепчутся березы,
Седины лохматит дерзкий ветерок.
Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы,
Плачет вместе с вами каменный Цветок.
Сколько их погибло – юных Ленинградцев?
Сколько не услышат грома мирных гроз?
Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться
Чтобы всех оплакать, нам не хватит слез.
Их похоронили в братские могилы.
Был обряд блокадный, как война жесток.
И цветов тогда мы им не носили,
Пусть теперь в их память здесь цветет Цветок.
Он пророс сквозь камни, что сильней столетий,
Поднял выше леса белый лепесток
Всей земле Российской, всей земле планеты
Виден этот белый каменный Цветок.

И мы с вами, как настоящие петербуржцы, будем помнить о трудных годах жизни нашего города и о том, что в нашем городе живут люди, которые пережили блокаду Ленинграда. Нам с вами заботиться и помогать им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

 В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать наши...

Презентация "Дети блокадного Ленинграда"

          Детям блокадного Ленинграда - умершим и живым - посвящается             Недетские испытания легли на ваши плечи, дети блокадног...

Дети блокадного Ленинграда

1941-1942.Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дн...

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Материал классного часа  знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда.

Урок памяти, посвящённый блокадным дням Ленинграда. Учащиеся узнают о том, как учились дети в блокадном городе....

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...