Проект "Мир, в котором я живу"
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Негляд Наталья Ильинична

Работа над проектом способствовует активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива уча­щихся и родителей, сплочению семей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мир, в котором я живу".595.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 СТ. БАТУРИНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

Проект

 « Мир, в котором я живу»

(для детей младшего школьного возраста)

учителя начальных классов

Негляд Натальи Ильиничны

                                            Пояснительная записка.

          Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственности. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.  Продолжается разрушение института семьи. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Вид проекта: развивающий, информационно-познавательный, творческий.

Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь 2015г.- май 2016г.)

Участники  проекта:

  • Дети.
  • Педагоги.
  • Родители.
  • Социум.

Цель:  Сохранение нравственного здоровья детей младшего школьного возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания.

Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственному воспитанию детей, повысит компетентность педагогов, детей, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Актуальность программы определяется потребностью общества в нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. В старшем дошкольном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманности. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

 Задачи:. 

  • На основе сотрудничества семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к доброте, способную противостоять злу.  
  • Становление первоначальных нравственных ценностей у детей: почтения и уважение к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему здоровью.
  • Снижение уровня агрессивности, заболеваемости
  • Повышение значения семейных ценностей, знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.
  • Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственном воспитании.

Система нравственного воспитания включает следующие направления:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • формирование нравственности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
  • эстетическое развитие детей;
  • сотрудничество семьи и школы;
  • обращение к традициям  и ценностям своего народа;
  • гуманное отношение к окружающему миру;
  • любовь к родной семье, родному дому, к Родине;
  • уважение к людям разных национальностей;
  • уважение к государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (1 блок - «Давайте познакомимся», 2 блок - «Все красивое - от природы, доброе – от человека»)

2 этап – основной (3 блок-«Моя дружная семья», 4 блок-« Здоровый образ жизни»)

3 этап- заключительный (5 блок - «Где труд там и счастье», 6 блок - «Я – россиянин»)

Основное содержание проекта:

Программа включает в себя 6 блоков:

      «Мир, в котором я живу»

1 блок: «Давайте познакомимся»

2 блок: «Все красивое - от природы, доброе – от человека»

                                                                                                                       

3 блок: «Моя дружная семья»

4 блок: « Здоровый образ жизни»

5 блок: «Где труд там и счастье»

6 блок : «Я – россиянин»

                                                         СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

   Наименование

           блока

              Задачи

      Формы работы

1.

«Давайте познакомимся!»

Диагностика детей, их родителей о нравственных ценностях.

Изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

-тестирование;

-анкетирование;

-опрос;

-творческие работы;

-педагогические наблюдения;

-беседы.

2.

«Все красивое - от природы, доброе – от человека»

-раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;

- воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;

- формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии .

- чтение художественной литературы;

- этические беседы;

- совместные экскурсии,

- часы общения;

- творческие работы;

- проекты;

- выставки;

- семейные чтения;

- семейные посиделки.

3.

 «Моя дружная семья»

- Формирование ценностного отношения к семье, её традициям;

- воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;

- расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;

- повышение компетентности родителей в нравственном воспитании

- знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа

-беседы;

- часы общения;

- семейные праздники;

- посиделки;

- походы;

- дни именин и дни рождения;

- совместные выставки;

- творческие встречи;

- индивидуальные консультации;

- дни открытых дверей;

- практикум для родителей и т.д.

- работа родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья».

4.

«Здоровый образ жизни»

- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;

- профилактика вредных привычек;

- на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.

- совместные прогулки;

- кроссы;

- спортивные соревнования;

- праздники;

- беседы-практикумы;

- походы;

- эстафеты;

- турниры;

- акции;

- встречи;

- Дни здоровья и т.д.

5.

«Где труд - там и счастье»

-формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;

- воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

- организация самообслуживания;

- беседы;

- конкурсы;

- встречи с интересными людьми;

- деловые игры;

- ролевые игры;

- выставки и др.

6.

«Я – россиянин»

- воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;

- знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;

- развитие личности гражданина, защитника Родины, ответственного отношения к семье, к людям;

- поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

- знакомства с подвигами святых и героев своей Земли;

- встречи с ветеранами войн;

- этические беседы;

- встречи с семьями;

- конкурсы,

- обсуждение мультфильмов и т.д.

- посещение музея

Ожидаемые результаты:

Педагог:

  • повышение профессионального  мастерства, компетенции;
  • повышение эффективности  воспитательной работы по нравственному воспитанию детей;
  • расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум;

Дети: 

Обучающиеся имеют представления:

  • о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
  • о духовных и нравственных ценностях;
  • о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
  • знакомы с историей и культурой своей страны;
  • умеют беречь и поддерживать красоту;
  • проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
  • верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
  • стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

  • сотрудничают в тесном контакте со школой и другими учреждениями по формированию нравственных ценностей удетей
  • воспитанию  чувства благоговения к святыням;
  •  воспитывают любовь и почтение  к дому, семье, близким, и окружающим, бережное  отношение к окружающему миру;
  •  являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
  •  понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях нравственные ценности.

 

Тематическое планирование: «Мир, в котором я живу»

1 блок: «Давайте познакомимся»

Работа с детьми

Работа с родителями

Беседа: «Кто Я?» , « В мире вежливых слов»

-анкетирование;

-тестирование;

-опрос;

-индивидуальные беседы

Дидактическая игра «Моя семья»

Беседа «Каким я хочу быть»

Дидактическая игра « Что такое хорошо, что такое плохо»

Конкурс рисунков: «Мойдодыр»

Конкурс стихов: «Полезные стихи»

2 блок: «Все красивое - от природы, доброе – от человека»

«Поговорим о доброте»

 - выставка творческих работ «Добрые дела»

- семейные чтения книг о добре и зле, о взаимопомощи и взаимовыручке

- акция доброты: сбор книг для детей инвалидов

«Мы все нужны друг другу»

« Не оставляй друга в беде»

«Доброта»

«Учись оказывать помощь»

«Доставляй людям радость добрыми делами»

3 блок: «Моя дружная семья»

«Гостям всегда рады»

- семейные праздники;

- посиделки;

- походы;

- дни именин и дни рождения;

- совместные выставки;

- творческие встречи;

- индивидуальные консультации;

- дни открытых дверей;

- практикум для родителей и т.д.

- работа родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья».

-  акция « Моя родословная»

«Дом, в котором я живу»

«Моя дружная семья»

«Моя родословная»

4 блок: « Здоровый образ жизни»

«Здоровая и вкусная еда»

- совместные прогулки;

- кроссы;

- спортивные соревнования;

- праздники;

- беседы-практикумы;

- походы;

- эстафеты;

- турниры;

- встречи;

- Дни здоровья и т.д.

«Вредные привычки»

«Волшебные точки»

«Я прививок не боюсь…»

«Если хочешь быть здоровым, закаляйся!»

5 блок: «Где труд там и счастье»

«Трудолюбивый человек всегда прекрасен»

- организация самообслуживания;

- беседы;

- конкурсы;

- встречи с интересными людьми;

- деловые игры;

- ролевые игры;

- выставки

- организация экскурсий на работу родителей

«Пословицы о труде»

« Все профессии нужны, все профессии важны»

« Любовь к труду у всех на виду»

« Мы  - модельеры»

6 блок: «Я – россиянин»

«Мы маленькие дети на большой планете»

- экскурсии в музеи;

- знакомства с подвигами святых и героев своей Земли;

- встречи с ветеранами войн;

- этические беседы;

- встречи с семьями;

- конкурсы,

- обсуждение мультфильмов и т.д.

- посещение музея

«Наша Родина - Россия»

«Мой край»

«Защитники нашей Родины»

«Наши космонавты»

«Этот День Победы».

Литература:

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;

3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;

4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.-  М.: Издательский дом «Покров», 2004;

6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

7. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;

8. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

9. Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;

10. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление.

11. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. 

12. 16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;

13. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский.

14. С.О.Николаева. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва,2005;

15.Т.Л.Мирилова Воспитание хороших манер. Издательско-торговый дом «Корифей».Влогоград,2009;

16.О.Н.Демидова. Будьте вежливы всегда.Воронеж,2009.

17. Урок доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Сост. Фесюкова И.С. – Х.: Издательство «Ранок», 2007.

 18. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ: метод. пособие,  2 изд. М:  Айрис- пресс: Айрис- дидактика, 2007

19. И.Я. Гусев. Этикет от А от Я.Минск,1992.

20.М.Ходаков. Как не надо себя вести. М.: Молодая гвардия, 1979.

 

Отчёт о реализации образовательного проекта

«Мир, в котором я живу»

Руководитель – Негляд Наталья Ильинична

Вид проекта: развивающий, информационно-познавательный, творческий.

Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь 2009г.- май 2010г.)

Участники  проекта:

  • Дети.
  • Педагог.
  • Родители.
  • Социум.

Цель:  Сохранение нравственного здоровья детей младшего школьного возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания.

Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственному воспитанию детей, повысит компетентность педагогов, детей, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

   В соответствии с гипотезой, был составлен план воспитательной работы на 2009-2010 учебный год, в соответствии с которым велась работа в 1-а классе. В процесс были вовлечены, наряду с классным руководителем, родители, педагог-психолог, социальный педагог, школьный библиотекарь, работники местного музея, руководители кружков.

  На I этапе проводилась:

- диагностика детей, их родителей о нравственных ценностях;

- изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

  Для реализации использовались следующие формы:

-тестирование;

-анкетирование;

-опрос;

-творческие работы;

-педагогические наблюдения;

-беседы.

   Результатом данной работы стало:

-Написание аналитической справки. К работе были подключены педагог-психолог и социальный педагог.

-Беседа: «Кто Я?» , « В мире вежливых слов»

-Дидактическая игра «Моя семья»

-Беседа «Каким я хочу быть»

-Дидактическая игра « Что такое хорошо, что такое плохо»

-Конкурс рисунков: «Мойдодыр»

-Конкурс стихов: «Полезные стихи»

II этап ставил перед собой задачи:

-раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;

- воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;

- формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии .

  Для реализации использовались следующие формы:

- чтение художественной литературы;

- этические беседы;

- совместные экскурсии,

- часы общения;

- творческие работы;

- проекты;

- выставки;

- семейные чтения;

- семейные посиделки.

   Результатом данной работы стало:

- выставка творческих работ «Добрые дела»

- семейные чтения книг о добре и зле, о взаимопомощи и взаимовыручке

- акция доброты: сбор книг для детей инвалидов

Классные часы о дружбе, доброте

III. Одним из важнейших направлений – сохранение семейных традиций

- Формирование ценностного отношения к семье, её традициям;

- воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;

- расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;

- повышение компетентности родителей в нравственном воспитании

- знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа.

  Работа проводилась посредством следующих мероприятий:

 - семейные праздники; D:\Фото 2\Наш класс\3 кл. День Матери\DSC02877.JPG

- посиделки;

- походы;

- дни именин и дни рождения;

- совместные выставки;

- творческие встречи;

- индивидуальные консультации;

- дни открытых дверей;

- практикум для родителей и т.д.

- работа родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья».

-  акция « Моя родословная»

http://mouschool-19.ucoz.ru/3.jpg                        D:\Фото 2\Люсьен\DSC03446.JPG

IV. Пропаганда здорового образа жизни – неотъемлемая часть воспитательного процесса.

Поставленные задачи

- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;

- профилактика вредных привычек;

- на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней

Решались через:

- совместные прогулки; D:\Фото 2\из фотика\DSC05229.JPG

- кроссы;

- спортивные соревнования;

- праздники;

- беседы-практикумы;

- походы;

- эстафеты;

- турниры;

- встречи;

- Дни здоровья и т.д.

V. Уважение к труду

-формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;

- воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

   Результатом работы по данному направлению стало:

- организация самообслуживания; D:\Фото 2\Наш класс\труд\Фото0026.jpg

- беседы;

- конкурсы;

- встречи с интересными людьми;

- деловые игры;

- ролевые игры;

- выставки

- организация экскурсий на работу родителей

- тематические классные часы

VI. воспитание патриота – важнейшая задача семьи и школы

Поставленные задачи:

- воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;

- знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;

- развитие личности гражданина, защитника Родины, ответственного отношения к семье, к людям;

- поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

Решались через:

- экскурсии в музеи;

- знакомства с подвигами святых и героев своей Земли; D:\Фото 2\ЛДП Соловушки 2011\22 июня\DSC01528.JPG

- встречи с ветеранами войн;

- этические беседы;

- встречи с семьями;

- конкурсы,

- обсуждение мультфильмов и т.д.

D:\Фото 2\день станицы 2012\DSC04504.JPG


Разработанный и внедрённый мной уже с первого класса педагогический проект, принёс свои результаты:

работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей. Дети осознали значимость своей работы, расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории страны, семьи, семейным традициям, родословной, появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними, чувство любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

 

Данный проект был предложен для обсуждения на конкурсе проектов в МБОУ СОШ№9 и получил Диплом I степени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Дом в котором мы живем» УМК «Начальная школа ХХI века».

Интеграция: окружающий - изо Форма работы:  групповая. Оборудование: столы объединены по количеству групп.  Материалы: большие листы бумаги по одному на каждую груп...

Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»

Продолжительность программы :  4 года. Возраст обучающихся :  7 -11 лет.  Основные направления работы:1.              «Я...

Устный журнал "Село, в котором я живу!"

Страницы устного журнала рассказывают об истории села, улиц, о жителях нашего села. На странице "Творческая" организуется групповая работа учащихся....

Классный час "Дом, в котором я живу!"

Одной из основных целей данного классного часа является воспитание у учащихся положительных качеств характера, желание преодолевать в себе отрицательные качества....

Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"

Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...

Внеклассная работа по теме: "Дом, в котором я живу…" (кружок "Живая этика") Хилоу Аида Нурмухамедовна,

Цель: воспитание чувства гражданственности.Задачи:Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому.Дать понятие слову Родина.Пробудить интерес к жизни класса, лицея, города.Справ...