Развитие личности ребенка.
статья по теме
Делюсь опытом работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnosti_rebenka.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
О воспитательном процессе развития личности пишут и говорят десятки столетий. Единства взглядов в определении процесса воспитания нет.
Наиболее важными в воспитательной деятельности считаю идеи:
- личностного подхода;
- индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания;
- всестороннего развития личности через компетентный подход в воспитании и обучении.
Воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания есть саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация. Развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками.
Для воспитательного процесса необходимо создание развивающего климата в детском коллективе.
Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред.
Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не означает одобрение любого поступка. Но безучастность, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывает подозрительность и недоверие.
Гласность.
Не оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить учащемуся последствия его поступка для других и для него лично, чем просто навесить ярлык.
Не приказ, а ориентация на проблему.
Излишняя строгость усложняет, вызывает недовольство, обрывает обратную связь воспитателя с детьми.
Основным объектом воспитательной работы является развитие комплексного, системного использования качеств личности в сочетании с восприимчивостью к воспитательным влияниям. Каждый ребенок имеет отличительные особенности, поэтому надо изучать то, что присуще только ему одному. На этой основе я и веду индивидуальную работу. Кроме индивидуальных качеств, изучаю общее в ребенке, это помогает определить его направленность. Знать направленность – значит знать самое главное в ребенке, предвидеть его реакцию на воспитание, предсказать его поведение в создаваемой педагогической ситуации, найти пути перехода от воспитания к самовоспитанию.
Уровень направленности индивидуальной работы осуществляю разными способами.
- Наблюдение во время свободного общения.
- Использование ситуации выбора, где надо отдать предпочтение личным или общественным делам.
- Использование наблюдений за ходом спортивных игр.
- Отчеты о выполнении общественных поручений.
Восприимчивость к воспитанию определяю по следующим показателям:
высокая - воспитанник активно поддерживает воспитателя, сотрудничает с ним во
всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требо-
вания старших;к таким воспитанникам можно отнести Матюшина Д ,Кузьмина Н
средняя - воспитанник выборочно реагирует на педагогические требования и
воздействия, болезненно воспринимает замечания в свой адрес,
поддерживает педагога в той области, где совпадают общие и
личные интересы;(КозловД, А.КулясовД.Горбунов Д)
низкая - учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые
педагогические требования, стремится уйти из поля педагогичес-
кого контроля, не помогает воспитателю;Пронин К,Булыженков А
невосприимчивость, трудновоспитуемость – сопротивление положительным
воздействиям и требованиям, противоборство с учителями,
стремление помешать педагогам выполнять их работу (срыв
уроков, нарушение дисциплины, грубость). СоколовЕ,Андреев С
Процесс оценки воспитанности ученика – это весьма эффективное средство для стимулирования самопознания, самовоспитанности, саморазвития, с ее помощью формируется адекватная личностная оценка.
Подводя итог, нужно сказать, что изучая и развивая личность ребенка, следует знать определенный общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Различные компоненты воспитания – это пути педагогического воздействия на формирующуюся личность. Но дадут ли они в совокупности всесторонне развитую личность – это еще не доказано хотя бы потому, что реально нет людей, имеющих одинаковое или равноценное умственное, эстетическое, нравственное, физическое и трудовое развитие. Способности у всех различны, кто-то будет интенсивнее развиваться в эстетическом, кто-то в интеллектуальном, кто-то в физическом отношении. Я пытаюсь научить их жить в коллективе, уважая друг друга, иметь активную жизненную позицию, быть требовательными к себе. Все это помогает детям при переходе в среднее звено школы, а затем и во взрослую жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.
«Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (...
Концепция развития личности ребенка младшего школьного возраста
Обобщение опыта по данной теме....
Влияние родительских установок на развитие личности ребенка.
Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки....
Мастер - класс "Роль сказок в развитии личности ребенка"
Раскрывается роль сказок в развитии личности младшего школьника. Применение теневого театра на уроках литературного чтения...
Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль. Стили семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно...
Творческое развитие личности ребенка на примере знакомства с русскими народными промыслами.
Предлагаемая презентация поможет учителю приобщить учащихся к истокам русской народной культуры , познакомить с элементами художественной росписи , изучить богатство и самобытность русского народа....
Лекция для родителей "Развитие личности ребенка"
Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками....