Традиционные формы работы с родительским комитетом.
статья на тему

Григорьева Наталья Валерьевна

Данная работа освещает основные традиционные формы работы с родительским комитетом в рамках Оу и за его пределами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsionnye_formy_raboty_s_roditelskim_komitetom.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные формы работы с родительским комитетом.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь образовательного учреждения. Каковы основные формы сотрудничества ОУ с семьей? Охарактеризуем главные из них.

Посещение семьи ребенка

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания.

Повторные посещения планируются по мере необходимости, и предусматривают более частые задачи. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита.

Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем, настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с образовательным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

Проводится как экскурсия по образовательному учреждению с посещением классов, где обучаются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы образовательного учреждения (выставка, концерт, открытый урок или занятие по внеурочной деятельности и т.д.). После экскурсии и просмотра зам директора или руководитель ОУ беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. На это мероприятие приглашаются не только те родители, дети которых пойдут в первый класс, но и родители учащихся этого ОУ.

Беседы

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.

Ведущая роль здесь отводится классному руководителю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (дети с девиантным поведением; дети с ярко выраженными способностями к обучению, рисованию, музыке и т,д.).

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Формы проведения консультаций различны: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение».т

Консультации могут быть плановыми и неплановыми. 

Плановые консультации проводятся в ОУ систематически: 3-4 в год . Продолжительность консультаций 30-40 минут.

Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультации, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей.

Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 1-2 раза в год. Планирует и проводит общее родительское собрание руководитель, замдиректора  совместно с родительским комитетом и педагогами. Собраний должно быть не менее трех в году. На них обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего ГБОУ СОШ, задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя, представителей отдела образования и т,д,. Предусматриваются выступления родителей.

Классные родительские собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На них родителей знакомят с содержанием, задачами и методами обучения и воспитания детей определенного возраста в условиях ОУ и семьи. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит педагог, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данного класса, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?». По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с педагогом и, может быть, высказывают претензии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы работы с родительской общественностью класса

Тезисы для раздела  "Условия повышения потенциала классных руководителей"...

Презентация портфолио "Формы работы с родительской общественностью"

Развитие личности ребенка происходит прежде всего в учебно - познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни коллектива класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справ...

Статья "Работа с родительским комитетом"

В статье речь идёт о работе со сменным родительским комитетом. Все родители класса принимают участие в воспитании детей. Родительский комитет меняется ежегодно, и все родители за 4 года должны поработ...

Работа с родительским комитетом

Работа с родительским комитетом...

Работа с родительским комитетом в начальной школе

Материал содержит цели, задачи воспитательной работы. Основное содержание деятельности....

План работы общешкольного родительского комитета

План работы общешкольного родительского комитета школы...

Формирование толерантности у младших школьников через традиционные формы работы классного руководителя

Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелате...