Права детей - детям
методическая разработка (4 класс) на тему
Мероприятие представлено в виде игы, с элементами театрализованности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_detey.docx | 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учрежденье средняя общеобразовательная школа №10 г. Волгограда
Тема мероприятия: «Права детей - детям!»
Форма проведения мероприятия: интеллектуальной игры
Целевая аудитория: начальная школа
Составитель: Цветкова Валентина Николаевна учитель начальных классов.
Цель:
Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству.
Задачи:
- Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка»;
- Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения;
- Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев;
- Воспитание интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.
Ход мероприятия
Ведущий 1:
- Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе.
Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследовали. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому они вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, а особенно ребёнок для того, чтобы все знали и уважали эти права.
Сейчас это самая известная Международная организация - Организация Объединённых Наций (ООН). 29ноября 1989 г. этой организацией был принят очень важный документ - Конвенция о правах ребёнка (его подписали 180 стран мира).
Ведущий 2:
- Конвенция о правах ребёнка и другие подобные документы нужны для детей. Так как дети слабее взрослых, поэтому им нужна особая защита. И эта защита должна исходить от взрослых. А чтобы взрослые имели возможность защищать детей от других взрослых и от неприятностей, понадобились специальные законы. Закон и наказание за его нарушение удерживает многих людей от плохих поступков.
Ведущий 1:
- Сегодня наша встреча посвящена праву и особенно, правам ребёнка.
( Появляется Незнайка)
Незнайка: Привет всем! Ох, и насмешили, не знают, что такое право. Вот я всё знаю.
Ведущий 2:
- Что же такое право?
Незнайка:
- Ну … Это… Я знаю…. Сейчас…
Ведущий 1: - Эх Незнайка опять хвастаешь. Лучше послушай.
Ведущий 2:
Права - это правила по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Незнайка:
- Понял, понял. Хочешь пирожное - бери, хочешь мороженое – бери, хочешь гулять – гуляй, хочешь баловаться – балуйся. Вот какой я понятливый.
Ведущий 1:
- Нет, Незнайка ты не понял, садись смотри и учись. Вот послушай, как ребята разбираются в правах. Сейчас я буду читать строчки стихотворения о правах, а вам нужно дружно отвечать: «разрешается» или «запрещается».
Игра «Разрешается - запрещается»
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел, лечиться.
Это разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается.
В детстве тяжкая работа
Строго запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными людьми дружить.
Это разрешается.
Этот слабый горбит спину.
Пред сильным преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго запрещается.
Верить и не верить в Бога,
Посещать или храмы
Этот выбор можно сделать
Это разрешается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить.
Это разрешается.
Отдыхать и веселиться
Посещать театр
Это может делать каждый.
Это разрешается.
Ведущий 2:
- Молодцы ребята! Теперь разделимся на 3 команды и начнём игру.
Конкурс № 1: «Отгадай сказку»
Ведущий 1:
- Прогуляемся по страницам любимых книжек и посмотрим, где наших любимых героев обижают, то есть нарушают их права. На карточках написаны нарушенные права, а вам нужно догадаться, в какой сказке они были нарушены. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Задания для команд.
1) В какой сказке французского писателя Ш.Перро нарушено следующее право ребёнка: «Ребёнок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться?». (Золушка, или Хрустальный башмачок». Мачеха и домашних дел).
2) В какой сказке С.Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяевами? («Три поросёнка». Волк разрушил домики двух поросят и добрался до третьего).
3) В какой русской народной сказке ребёнок подвергся похищению женщиной неопределенных лет, используя для этого птиц. Малыш был лишён права на защиту. («Гуси – лебеди»)
4) В какой сказке замечательного датского сказочника Г.-Х.Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать». («Снежная Королева». Из бедного скромного домика бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. Кто знает, может быть, она хотела мальчику добра?).
5) В какой сказке Г.-Х. Андерсена нарушено право ребёнка: «Ребёнок не обязан быть как все?». («Гадкий утёнок». Его били, щипали, гнали отовсюду за то, что он был не как все).
6) В какой сказке А.Толстого дети были лишены права на защиту от пыток и других жестоких наказаний. («Золотой ключик». Карабас Барабас жестоко обращался со своими куклами театра).
7) Каждый человек имеет право владеть имуществом. Героя этой книги обманом лишили денег Лиса и Кот (А.Толстой «Золотой ключик»)
8) Каждый имеет право на неприкосновенность жилища. В этой сказке рыжая плутовка незаконно захватила дом зайчика («Заячья избушка»)
9) Каждый имеет право на дом и семью. Баба Яга в этой сказке с помощью птиц похитила ребёнка, разлучив его с родными. («Гуси – лебеди»)
10) Каждый имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. В этой сказке серый волк нарушил право на жизнь сразу семерых героев. («Волк и семеро козлят»)
11) Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Зелёная героиня этой сказки отправилась в путешествие благодаря помощи уток. (Гаршин В. «Лягушка – путешественница»)
12) Каждый имеет право на свободу мирных собраний. Звери в этой сказке воспользовались своим правом, став бродячей музыкальной группой. («Бременские музыканты»)
13) Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию. Герой этой сказки незаконно был посажен на несколько тысяч лет в лампу. («Волшебная лампа Аладдина»)
14) Каждый имеет право на труд, на выбор работы. Герой этой сказки воспользовался своим правом и устроился на работу к попу. (Пушкин А. «Сказка о попе и его работнике Балде»)
15) Брак может быть заключен при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. Крошечную героиню этой сказки никто не спросил, хочет ли она замуж за грызуна. (Андерсен Г. «Дюймовочка»)
Конкурс № 2: « Инсценировка»
Ведущий 2: (Каждой команде даётся задание инсценировать эпизод сказки и объяснить какие права нарушены)
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ “МОРОЗКО”
Сказочник.
- Жил-был дед (выходит дед, садится на скамеечку), да с другой женой (выходит жена, садится рядом с дедом). У деда была дочка (выходит дочка, садится между дедом и бабой), а у бабы была дочка (выходит, садится рядом с матерью). Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита (падчерица подправляет что-то в туалете мачехи) и недовернешься – бита (девочки изображают сценку). А родная дочь что ни сделает – за все гладят ее по голове: умница (мачеха гладит по голове свою дочь).
- Падчерица дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до света… (Старуха сидит с недовольным видом.)
Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить…
Мачеха.
- Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Сказочник.
- Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспорить.
Старик.
- Собирайся, милая дочь.
Вывод. Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ “ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК,
ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО”
Буратино находится в зрительном зале. Выходит Пьеро.
- Пьеро. Здравствуйте, меня зовут Пьеро… Сейчас мы разыграем перед вами комедию.
Выбегает Арлекин.
- Арлекин. Здравствуйте, я – Арлекин! (К Пьеро.) Что ты хнычешь, дуралей?
- Пьеро. Я плачу потому, что от меня убежала моя Мальвина, девочка с голубыми волосами.
- Арлекин. Ха-ха-ха! Вот дуралей! Почтеннейшая публика, разве бывают девочки с голубыми волосами?
Появляется Буратино.
- Арлекин. Глядите – это Буратино!
- Все куклы. Это Буратино! К нам пришел плутишка Буратино!
- Карабас (грозно). Так это ты, маленький мошенник, испортил мою прекрасную комедию?! А ну, глупые куклы, быстро на сцену!
Бьет их плёткой. Хватает Буратино за рукав.
- Карабас. А тебя, Буратино, надо хорошенько проучить. (Тащит - Буратино за кулисы, грозит куклам плёткой.)
- Все куклы. Бедный, бедный Буратино, достанется ему от злого Карабаса Барабаса! (Плачут.)
Вывод. Продолжая читать Конвенцию о правах ребенка, мы увидим, что каждому ребенку дается право на отдых и досуг, он имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и все взрослые должны уважать и поощрять право ребенка на участие в культурной и творческой жизни.
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ “СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА”
Кай и Герда сидят и разговаривают с бабушкой.
- Герда. Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?
- Кай. Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает.
- Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней!
Кай. Ай! Меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.
- Герда. (обвила его шею руками, смотрит в глаза). Бедняжка Кай, это, наверное, осколок зеркала Снежной Королевы, теперь твое сердце превратится в кусок льда! (Плачет.)
- Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Пинает ящик с цветами.)
- Герда. Кай, что ты делаешь?
- Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы! (Открывает окно.)
- Герда. Кай, кто это? Входит Снежная Королева.
- Снежная Королева. Кай, я вижу: нравятся тебе мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе еще много красивых вещей и дам тебе мороженое.
- Кай. Нет, я не пойду с тобой! Снежная Королева укрывает его плащом. Уходят.
- Кай (кричит). Герда, спаси меня! Мне холодно!
- Герда. Она украла его! Кай, я обязательно спасу тебя!
Вывод. Запрещены похищение детей и торговля ими. Дети не вещи. Дети – это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.
Конкурс № 3: « Угадай мелодию»
Ведущий 1: В песне, как в капле воды, отражён огромный мир и вся жизнь человека. В строках известных песен популярным и понятным не только юристу языком изложены основные права и свободы граждан, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Ваша задача назвать эти права. Упоминаются они, конечно с долей юмора. За каждый правильный ответ – по 1 баллу.
- Песня бременских музыкантов
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету,
Тем, кто дружен, нестрашны тревоги,
Нам любые дороги дороги. (Право на свободу передвижения.)
- Подари мне платок
Подари мне платок — голубой лоскуток,
По краям голубым — золотой завиток.
Не в сундук положу, на груди повяжу,
И что ты подарил,
Никому не скажу. (Право на личную тайну.)
3)Дом
Но лишь потом
Я вспомнил дом.
И темной ночью, И светлым днем,
Как хорошо иметь свой дом.
(Право на жилище.)
Кто ни во что не верит, на зло всем.
Хорошую религию придумали индусы,
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.
(Право на национальную принадлежность, свободу вероисповедания.)
3)Вологда
Письма, письма лично на почту ношу,
Словно я романс продолженьем пишу,
Знаю, знаю точно, где мой адресат,
— В доме, где резной палисад. (Право на тайну переписки).
4)Я люблю тебя, жизнь
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново.
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова.
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы усталый.
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала. (Право на жизнь.)
5)Мне нравится, что вы больны не мною
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мнe нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной,
Не уплывет под нашими ногами.
(Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.)
6)Во французской стороне,
Во французской стороне,
На чужой планете
Предстоит учиться мне
В университете.
До чего ж тоскую я.
Не сказать словами.
Плачьте ж, милые друзья,
Горькими слезами. (Право на образование)
7)Каждый новенький ребенок
Каждый новенький ребенок
Вылезает из пеленок
И теряется повсюду
И находится везде!
Он всегда куда-то мчится
Он ужасно огорчиться,
Если что нибудь на свете
Вдруг случится без него! (Право на всестороннее развитие).
8)Песня пирата и кота
Я и ты такие разные,
Ты и я такие разные,
Но горячей дружбой связаны
Мы с тобою.
Слово пиратское свято,
Будем дружить навсегда,
Я уважаю пирата,
А я уважаю кота. ( Право дружить с тем, с кем хочет).
9)“ На крутом бережку”
Я весь день сижу
На крутом бережку,
Надо мной плывут
В небе облака.
Ласково жмурится
Солнце золотое,
Весело плещется
Синяя вода. (Право на отдых).
Конкурс № 4: «Волшебный сундучок» (сундучок с предметами)
Ведущий 2 : - Я буду вынимать из сундучка разные предметы. Вам нужно как можно быстрее догадаться, какие права человека они могут означать. За каждый правильный ответ – по 1 баллу.
1) Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
2) Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
3) Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
4) Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
5) Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).
6) Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).
7)Стетоскоп - О каком праве напомнил вам гиря? (О праве на мед обслуживание )
8)Билет на самолёт - О каком праве напомнил вам билет? (О праве на отдых )
9)Крестик - О каком праве напомнил вам билет? (О праве на вероисповедование )
Конкурс № 5: «Правовой цветник» Соберите цветок
Ведущий 1:
(Дети собирают цветок на котором пишут права ребёнка)
Перечень с надписями прав ребенка:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Ведущий 2:
-Вот Незнайка мы рассказали тебе о правах. Ты понял, что такое право?
Незнайка:
-Да я всё понял. Право – это правило, по которому должны жить все люди и дети на всей планете. Я хочу вас всех поблагодарить и прошу разрешения забрать в свой сказочный город ваши прекрасные цветы.
Ведущий 1 : Пришла пора подвести итоги нашей игры.
Подсчёт количества баллов у команд. Определение победителя. Награждение.
- Мы сегодня с вами поговорили о правах и вспомнили, что у детей, как и у взрослых есть права.Вот и закончилась наша правовая игра под названием «Права детей - детям!». Надеюсь, что вы, ребята, никогда не будете забывать о своих правах, но также и об обязанностях. Благодарю всех участников за внимание! Всего вам хорошего и до новых встреч!
Протокол игры «Права детей - детям!»
№ п/п | Название конкурса | Количество баллов | ||
I | II | III | ||
1 | «Отгадай сказку» (1 балл за каждый правильный ответ) | |||
2 | «Народная мудрость гласит» (3 балла за правильный вывод ) | |||
3 | « Угадай мелодию» (За названное право – 1 балл) | |||
4 | «Волшебный сундучок» (За каждый правильный ответ – по 1 баллу) | |||
5 | Правовой цветник» (За каждый правильный ответ 1 балл чем больше прав , тем больше баллов) | |||
Итог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования
В презентации кратко представлены документы трёх уровней(международного, федерального и регионального), регламентирующие право получения образования детям с ОВЗ...
Памятка "Правила перевозки детей должен соблюдать каждый водитель"
Памятка для родителей- автолюбителей...
Конспект занятия и презентация "Я и мои права" для детей младшего школьного возраста
Фрагмент занятия.Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев.Воспитатель предлагаем детям ответить на вопросы (сопровождается слайдами презентации):1. Мачеха с утра до ночи...
Правила поведения детей во время каникул
Правила, которыми должны руководствоваться учащиеся:выходя из подъезда на улицу, будь внимателен и осторожен;необходимо пользоваться тротуарами и местами, отведенными для игр и спортивных занятий;нель...
"Пристегните ремни!". Правила перевозки детей в автомобиле. Родительское собрание.
Родительское собрание. Беседа проведена на подборке материала из журнала "Путешествие на зелёный свет". Сегодня каждый человек, который дорожит своей жизнью, пристёгивается ремнём безопасности. ...
Права детей - детям
Мероприятие представлено в виде игры, с элементами театрализованности...
Шаблон визуального расписания для детей с РАС, шаблон правил для детей с РАС
Материалы для визуальной поддержки в обучении детей с РАС...