Сценарий внеклассного мероприятия "Зимующие птицы нашего края "
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Сценарий мероприятия для учащихся начальной школы. Цель: Расширить знания учащихся о зимующих птицах нашего края и учить проявлять заботу к ним.Проводится в занимательной форме с использованием презентации и творческих заданий. Предварительные задания для обучающихся :
1) Смастерить дома самим или с помощью родителей кормушки для птиц
2) Принести корм для птиц
3) Выучить стихи о зимующих птицах ( 3 учащихся)
4) Придумать головоломку (кроссворд ) о зимующих птицах.
В ходе мероприятия проводится смотр кормушек, а в заключении кормушки вывешиваются в школьном дворе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zimuyushchie_ptitsy_nashego_kraya.docx | 767.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №2 г. Сычёвки
Сценарий внеклассного мероприятия
для учащихся начальной школы
по теме
«Зимующие птицы нашего края »
Подготовила и провела :
Козлова Валентина Павловна
Учитель начальных классов
МБОУ СШ №2 г. Сычёвки
2017 г.
Цель: Расширить знания учащихся о зимующих птицах нашего края и учить проявлять заботу к ним.
Задачи:
Образовательные: - обобщить и расширить представления учащихся о птицах нашего края.,
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,
- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;
воспитательные
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам,
- прививать любовь к родной природе,
- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.
развивающие
- развивать творческое воображение и фантазию у учащихся
- развивать логическое мышление и внимание,
- развивать умения и навыки самостоятельной и групповой работы у младших школьников.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, авторская презентация, аудиозапись пения птиц, листочки-карточки с заданием для групповой работы, дидактический материал для заданий - конкурсов: рыбки( с вопросами викторины) , удочки, шишки, собранные ещё осенью ( с приметами о птицах), выставка кормушек, сделанных учащимися дома для развешивания возле школы.
Предварительные задания для обучающихся :
- Смастерить дома самим или с помощью родителей кормушки для птиц
- Принести корм для птиц
- Выучить стихи о зимующих птицах ( 3 учащихся)
- Придумать головоломку (кроссворд ) о зимующих птицах.
Методы : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский
Формы организации: индивидуально-фронтальная, парная, групповая
План занятия :
I. Орг.момент
II. Определение темы и постановка цели самими учащимися
III. Актуализация знаний учащихся
IV. Раскрытие темы мероприятия
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы над раскрытием темы .
VII.Творческая мастерская . Игра по группам
VIII. Песня юных экологов
IX . Итог мероприятия. Рефлексия
X . Практическая часть
Развешивание кормушек в школьном дворе.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
II. Определение темы и постановка цели самими учащимися.
Учитель: Наступил, как вы знаете, 2017 год. А кто из вас знает, каким в нашей стране этот год объявлен? (Президент нашей страны Владимир Путин подписал указ , что 2017 год объявляется ГОДОМ ЭКОЛОГИИ)
- Как вы думаете, в каких целях это сделано? ( в целях привлечения внимания общества к экологическим проблемам)
-Ребята, сегодня мы тоже поговорим об экологических вопросах, у нас с вами будет очень интересное мероприятие! Сегодня мы поговорим о наших замечательных друзьях. А кто они? Вы узнаете, отгадав загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (птица).
-Правильно, ребята. Это птицы - наши пернатые друзья! И мы поговорим о зимующих птицах нашего города, нашего края. Как вы думаете, почему созрел такой разговор?
- Какова цель нашего мероприятия?
III. Актуализация знаний учащихся . Значение птиц в природе.
– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.)
Учитель: Птицы имеют огромное значение в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей растения. Например: пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь)
Слайд 2
– Много ли птиц можно увидеть зимой?
– Что является причиной их малочисленности?
– Почему они улетели в тёплые страны?
Учитель:
Чудесные создания.
Они летают и поют, землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, что случится,
Если птицы пропадут?
Ученик:
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот что будет, если птицы все исчезнут – пропадут!
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик - чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
IV. Раскрытие темы мероприятия . Многообразие зимующих птиц.
-Как называют птиц, которые проводят с нами зиму? (Их называют зимующими птицами.) Вы наверняка многих из них знаете и легко угадаете их по внешнему виду.
1. Игра “Узнай птицу” Слайды 3-6
(появляются слайды и дети по фотографиям определяют птиц)
-Всех ли птичек нашего города вы смогли определить?
-А теперь давайте познакомимся с ними по - подробнее.
Воробей (Слайды 7- 8)Это подвижная серо- коричневая птичка с короткой шеей, яйцевидным туловищем. Мы очень часто встречаем с вами его в городе . Летают чаще всего стайками. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу. Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой лапке стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно прихорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синица (слайд 9). Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое. Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые коготки. Но зимою синички очень страдают от холода и голода… Их обязательно нужно подкармливать. Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
крошками хлеба, пшеном.
Снегири – нарядные птицы.(слайды 10-12 ). Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками по 7-10 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает куда-либо на кусты или деревья, где и ночует. Питается семенами, почками и ягодами. Птенцов выкармливают в основном растительными кормами , добавляя насекомых.
Дятел (слайды 13-15 ). У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Существует несколько видов дятлов . В наших лесах и в городе чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел - труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
Сорока (слайд 16). Про эту птицу говорят, что у неё самый длинный хвост. И действительно, у неё хвост длинный, прямой, будто стрела . Сама она чёрная, а бока - белоснежные перышки.. Клюв прочный и острый. Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяются на зиму ближе к жилью людей.
Ворона (слайды 17-18 ). У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое. Оказывается, в о р о н ы, которые бывают у нас зимой, не наши вороны, а северные. Они потом отлетают. А с юга весною прилетают наши. Но мы этого даже и не замечаем, потому что весь год все вороны серы.
Сойка (Слайд 19) Очень часто в нашем городе и летом и зимой можно встретить вот такую птичку . Сойка размером с галку. Имеет яркое, рыхлое оперение, заметный широкий хохол на голове и довольно длинный хвост. Цвет туловища рыжевато-коричневый, крылья, хвост, у некоторых подвидов и верх головы — черные. Сойки сами заготавливают себе корм на зиму, они прячут желуди в лесную подстилку.
Свиристель (Слайд 20) - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Летом эти птицы питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, а также плоды шиповника, барбариса.
Совы (слайд 21). Совы также водятся у нас в окрестностях города.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
А ещё у нас зимуют красавцы: чижи и щеглы. (слайд 23 ). И другие птицы, обо всех сразу не расскажешь.
2.Значение природных условий для жизни зимующих птиц.
– Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
-(слайд 23) В это зимнее время необходимо позаботиться о птицах –наших верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой или был сильный снегопад, их поиски бесполезны.
Мы – юные экологи непременно должны придти на помощь!
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- Вам нравится, как птички поют?
3. Игра «Угадай мелодию»
Учитель: - Ребята, скажите, а вы могли бы узнать птичку по голосу? Давайте попробуем . Кто узнает или угадает?
(Учитель поочерёдно включает голоса птиц. Кто угадает , тому вручается жетон- пропуск на зимнюю экспресс - рыбалку)
4. «Экспресс - рыбалка»
- Сейчас мы отправимся на «зимнюю рыбалку» (удочка с магнитиком, рыбки с вопросами). Выходят сразу по 5 « рыбаков».
Вопросы:
- Какая птица съедает за сутки столько, сколько весит сама? (синица, свиристель)
- У какой птицы бывает до 15 птенцов? (синица)
- Какую птицу называют «Лесным санитаром»? (синица) «Лесным доктором» (дятел)
- Какая птица выводит птенцов за лето 2 раза? (синица)
- На какую птицу по размеру похож свиристель? (скворец)
- У какой птицы поют и самец, и самка? (снегирь)
- На какой музыкальный инструмент похоже пение снегиря? (флейта)
- Какая птица помогает лесу вырасти там, где его прежде не было? (кедровка)
- Каких птиц можно научить говорить? (ворона)
- У какой птицы на голове накинут кокетливый платочек? (свиристель)
- У какой птицы при ухаживании самец приносит кисточку ягод? (свиристель)
- Какую птицу называют «лесником»? (кедровка)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
- Какая птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой (поползень)
V . Физкультминутка «Не ошибись !»- Я называю птиц, а вы должны различить зимующих и перелётных. Если я называю перелётную птичку - машете руками («крылышками»)
Если зимующую – приседаете
VI. Продолжение работы по теме мероприятия
5 . Игра «Корзина с еловыми шишками » ( Разгадать приметы)
- А теперь мы «отправляемся с корзинкой в лес за шишками», на шишке задание – назвать примету, как птицы предсказывают погоду.
(Работа в парах: шишка раздаётся каждой паре учащихся , сидящих за 1 партой)
1. Утром синица пищит …. (к морозу)
2. Воробьи дружно чирикают – значит, будет….(оттепель)
3. Вороны устраивают в небе хоровод к… (снегопаду, теплу)
4.Воробьи прячутся в хворост… (на мороз, перед метелью)
5.Сова кричит на …(холод)
6. Птицы садятся на верхушки деревьев … (будет тепло)
7. Вороны прячут клюв под крыло –……( к холодам)
VII .Игра «Головоломка» по группам (класс делится на 4 группы) . Приложение №3
Учитель: каждой группе я даю листок, на котором напечатана головоломка – игра -цепочки слов «Найти спрятавшиеся слова-названия зимующих птиц. Эту головоломку сочинил для нас Иванов Никита (одноклассник). Он теперь будет вместе со мною следить, кто быстрее разгадает его головоломку. Команде - победительнице- приз-пакет семян подсолнуха
Учитель: Я надеюсь , что наше мероприятие открыло для вас что-то новое и интересное и ещё крепче станет дружба между вами – юными экологами и птицами. А сейчас послушайте стихотворение , которое расскажет нам Настя.
7 . Стихотворение Мухаммади «Как птице перезимовать?». Рассказывает ученик.
8. « Парад кормушек”.
- Многие из наших ребят к нашему мероприятию смогли смастерить самостоятельно или с помощью родителей кормушки. Давайте устроим парад наших кормушек.
« Парад кормушек”. (Проводится“парад кормушек”. Рассматривая каждую кормушку, ведется обсуждение: удобная она для птиц или нет.)
(Все вместе подводим итоги, чья кормушка понравилась больше всего, ребята сами называют имена победителей , а учитель вручает им призы )
– Кормушки надо развешивать в спокойных для птиц местах и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку можно установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
9. Корма для птиц.
– А какой корм можно положить в кормушку ?(Ответы учащихся)
Слайды 25-26 . Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Памятка “Главное правило при подкормке птиц”
Слайд. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!
VIII. Итог мероприятия.
– Послушайте внимательно стихотворение (его прочитает ученица) и подумайте, о чем оно.( Слайд )
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
– О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор?
А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится.
– Сохраним природу земли! Слайд
Об этом мы должны помнить всегда!
-Что запомнили вы сегодня? Какие новые знания получили? Что вам больше всего понравилось? Мы достигли цели, которую поставили вначале праздника?
-Что ещё нам нужно сделать?(Спеть нашу песню «Песню юных экологов»)
IX Песня юных экологов (Песня – переделка на мотив «Изгиб гитары жёлтой» О. Митяева (Слова песни см. в приложении 1)
X. Практическая часть
– А сейчас мы отправимся с вами на школьный двор и развесим кормушки, которые смастерили вы дома , и будем подкармливать птиц во время прогулок в ГПД.
Использованная литература
- Портал «Солнышко»
- Ситникова Т. Н. Птицы России: Начальная школа. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с., 8 с. цв. ил. – (Школьный словарик).
- Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И. Птицы леса. – М.: Дрофа, 2006. – 63, 1 с.: ил. – (Твой первый атлас-определитель).
Приложение № 1
Песня юных экологов
(на мотив песни О. Митяева)
Давайте повернемся, друзья, лицом к природе,
Поможем ей воспрянуть – она поможет нам.
Пусть чище будет воздух, вода в реке Вазузе ,
Ведь жить без них не может ни зверь, ни человек! (2 раза).
И яркий луч рассвета, и отблески заката,
Нам дороги, ребята, так будем всё беречь!
Красивыми поступками мы каждый день наполним!
Чтоб было всем нам лучше в родной Сычёвке жить (2 раза)
Тепло нам дарит солнце, чиста вода в Вазузе,
Мы любим нашу школу и будем украшать.
Помогут экознания нам сохранить природу,
А сохранив природу , мы станем лучше жить (2 раза)
Мы юные экологи и будем жить разумно
Сычёвка – наша Родина. Так будем всё беречь!
Поможет экология нам сохранить здоровье,
А сохранив здоровье мы дольше сможем жить!
Вот такие кормушки у нас получились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Зимующие птицы нашего края"
1. Загадки и фото зимующих птиц.2. Конкурс "Узнай птицу".3. Конкурс "Третий лишний"....
Исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"
Данный проект был составлен учащимися 3 класса и использовался на уроке "Окружающий мир"...
Дневник наблюдений "Помощь учащихся 2А класса зимующим птицам нашего края.
Ребята нашего класса любят природу, часто ходят на экскурсию в парк, слушают пение птиц. Но вот выпал снег и нашим друзьям стало холодно. Чтобы помочь птицам мы развесили кормушки и решили понаб...
Проект "Зимующие птицы нашего края"
Проект "Зимующие птицы нашего края" учащихся 2 класса МБОУ "Екатерининская СОШ" Сивинского района Пермского края, руководитель проекта: Мальцева Валентина Семеновна...
Сценарий внеклассного мероприятия ;Покормите птиц зимой!"
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно м...
Сценарий внеклассного мероприятия "Зимующие птицы"
Сценарий внеклассного мероприятия...
Сценарий внеклассного мероприятия "Покормите птиц зимой!"
Древний философ Конфуций сказал: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота. Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу». Так давайте почаще смотреть в ...