Классный час в 4 классе на тему: «Умею ли я прощать?», Всё ли можно простить?»
методическая разработка (4 класс) на тему
Цель: Создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознанию своих поступков и поступков других людей.
Задачи: Способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение». Воспитывать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека. Научить правильно реагировать на семейные конфликты и предложить способы их решения. Развивать положительные эмоции, стремление делать добро себе и другим людям.
Используемые методики и технологии:
1. Энергетический обмен эмоциями с помощью групповых тренингов. Тренинги.
2. Беседа.
3. Решение конфликтных ситуаций по методике погружения и проигрывания (драматизация).
4. Коллективное создание образа добра, в виде ожившего и распустившегося дерева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_umeyu_li_ya_proshchat_4kldoc.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Макарова Е.А., учитель начальных классов
Классный час в 4 классе на тему:
«Умею ли я прощать?», « Всё ли можно простить?»
Цель: Создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознанию своих поступков и поступков других людей.
Задачи:
- Способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение».
- Воспитывать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека.
- Научить правильно реагировать на семейные конфликты и предложить способы их решения.
- Развивать положительные эмоции, стремление делать добро себе и другим людям.
Принципы отбора материала для классного часа – доступность, эстетичность, соответствие теме.
Используемые методики и технологии:
- Энергетический обмен эмоциями с помощью групповых тренингов. Тренинги.
- Беседа.
- Решение конфликтных ситуаций по методике погружения и проигрывания (драматизация).
- Коллективное создание образа добра, в виде ожившего и распустившегося дерева.
Подготовка к классному часу:
- Подготовка рисунков для оформления доски (дерево без листочков, отдельно листочки и плоды, тучи, солнце, образы зла и обиды).
- Разработка ситуаций семейных конфликтов.
- Подготовка пословиц и поговорок по теме классного часа.
- Разноцветные карточки добра и тёмные карточки зла.
- Свеча.
- Реквизит для театрализованных мини-ситуаций.
- Приглашение настоятеля Свято Троицкой церкви.
- Презентация с необходимыми этапами занятия.
- Экран с проектором.
Перед началом классного часа доска оформляется так: посредине доски дерево без листочков, солнышко, закрытое тучей, по обеим сторонам дерева образы: Злость и Обида.
Ход мероприятия
- Тренинг – настрой.
- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Пожелайте улыбкой хорошего настроения. Садитесь.
Я вам желаю: слушать и слышать друг друга, учителя. Активной работы и хорошего настроения на всё занятие. Я вижу, что у вас улучшилось настроение. У меня настроение тоже отличное, но посмотрите на это дерево, оно высохшее, без листочков.
- Как вы думаете, что с ним произошло?
Это дерево лишили жизни Злость и Обида. Тёмная туча заслонило солнышко.
- Мы поможем дереву ожить?
Ребята, а у вас возникали такие чувства, как Злость и Обида? Когда?
- Что надо сделать, чтобы выйти из этого состояния?
- Сообщение темы и целей занятия.
Говорить мы сегодня будем об одном из самом сложном, но очень важном человеческом чувстве, о прощении.
- Как вы понимаете значение этого слова?
По словарю С.И.Ожегова: «Простить – не поставить в вину чего-нибудь, извинить».
Иногда простить бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаётся лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Мы сегодня попробуем оживить дерево и поучимся преодолевать свои обиды. И ответим на вопросы: «Умею ли я прощать?» и «Всё ли можно простить?».
III. Основная часть.
- Работа с пословицами.
- Ребята, а вас обижали когда-нибудь? А вы кого-нибудь? Конечно, ведь все мы люди, а человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает. Но главное признать свою ошибку. Недаром на Руси так много пословиц и поговорок об этих чувствах.
Задание: Собрать пословицу и объяснить значение.
Есть слёзы, есть и совесть.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Кайся, да опять за старое не принимайся.
- Театрализованные ситуации.
Страшны и неприятны любые ситуации, при которых вас обидели или вы кого-нибудь обидели. Но особенно страшно, если вы обидели самых близких вам людей – членов вашей семьи. Сейчас мы попробуем инсценировать приготовленные жизненные ситуации. Выберите в своих семьях исполнителей ролей членов семьи, которых вам необходимо инсценировать. После небольшой театрализованной постановки мы попробуем разобраться в ситуации и проанализировать по плану:
- Между кем произошла ссора?
- Кто прав, кто виноват?
- Какой вы видите выход?
- Часто ли встречаются такие ситуации?
Ситуации:
Мама: Доброе утро, доченька! С Днём рождения, моя родная! Будь здоровой и счастливой! А вот тебе мой подарок. Носи, доченька, на здоровье! (мама дарит вязаную шапочку).
Дочка: Мама, а что, шапочка вязаная? Ты её сама, что ли вязала? Что, не могла в магазине купить? Она же не модная!
Мама: Дочка, связанные своими руками вещи никогда не выходили из моды. Я так старалась! Она так идеально подходит к твоей новой куртке!
Дочка: Если тебе нравится, то носи её сама! - обиженно сказала Марина и бросила шапочку.
Ситуация №2
1 дочка: Папа, ты не забыл, что обещал нам с сестрой сегодня пойти на каток?
Папа: Да, я помню, девчонки. Но, к сожалению, своё обещание сдержать сегодня не смогу. Вызывают на работу.
- дочка: Опять работа!
- дочка: Всегда работа!
- дочка: Зачем ты тогда купил нам коньки, если на каток сходить с нами не хочешь!
1 дочка: Мы научились кататься, а ты даже посмотреть не хочешь, как у нас получается?
Папа: Я очень хочу, но нет времени попасть с вами на каток. Надеюсь, в следующий выходной получится!
2 дочка: А в следующий мы не пойдём, у нас дела будут! Пока, папочка!
1 дочка: Пока!
Ситуация № 3
Брат: Лена, помоги мне решить задачу по математике!
Лена: Хорошо, давай разберёмся вместе.
Брат: Мне не надо вместе. Реши сама – и всё, а я в это время другие уроки делать буду!
Лена: А почему, Дима, я за тебя твои уроки делать должна? У меня своих достаточно!
Брат: Так, значит, не хочешь помогать! Мама, а мне Лена помочь не хочет, реши ты!
Мама: Дима, сынок, Лена тебе объяснит, но решать за тебя не будет, это ведь твоя работа, тебе её делать нужно!
Брат: Так значит, вы обе против меня! Тогда я математику делать вообще не буду, сами виноваты!
(Обсуждение представленных ситуаций, предложение разрешения конфликтов в семье).
- «Оживление» дерева.
- Ребята, перед вами список различных человеческих чувств. Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих тёмных карточках. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите ко мне в коробочку, после занятия мы вместе выйдем из школы и их сожжём! Сожгите эти чувства и вы в своей душе. Сожжём Злость и Обиду вместе с ними!
А на приготовленных зелёных листочках и плодах напишите чувства, которые помогут простить и просить прощение. Прикрепите эти листочки и плоды к нашему дереву. Видите, оно расцвело без Злости и Обиды. (Ребята украшают дерево).
Чувства:
Досада
Агрессия
Добро в сердце
Любовь
Раздражение
Уважение
Обида
Зависть
Сердечность
Ненависть
Взаимопонимание
- Притча о прощении. (сопровождается слайдовым показом)
- О прощёном воскресенье.
На Руси давно существует праздник, который именуют Прощёным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы это традиция – празднования прощёного воскресенья – входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!» Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!» Давайте послушаем, что о прощении говорят умудрённые жизненным опытом люди.
Предоставляю слово настоятелю Свято Троицкой церкви отцу Евгению.
- Памятка. Учитель раздаёт ребятам на память красивые памятки с лучами солнца. Ребята, запомните!
- Каждый может совершить ошибку.
- Совершив ошибку, умей её признать.
- Прости, и будешь прощён.
- Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.
- Прости, и твоя душа будет светлее.
После этого на доске убираем тучу.
- Вот выглянуло солнышко, вот и стало теплее на душе. Посмотрите, как расцвело наше деревце! Я надеюсь ваши души стали добрее и светлее.
- Рефлексия.
А теперь, ребята, давайте зажжём свечу, вложим энергию наших добрых сердец в этот горячий огонёк. Передавая огонёк, вы будете передавать друг другу тепло ваших сердец.
После окончания мероприятия дети с классным руководителем выходят на улицу и «сжигают отрицательные эмоции».
Приложение
Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для классного часа "Дружбой дорожить умейте"
В презентации используются фото класса, песенка "Ты, да я, да мы с тобой"....
Классный час "Русский солдат умом и духом богат"
Классный час проводится в виде конкурса- игры.Это мероприятие всегда проходит очень весело и интересно. Дети с желанием принимают в нём участие как участники, так и в качестве членов жюри....
Классный час на тему: Умей сказать: «НЕТ!».
Как и когда сказать "Нет!" вредным и ненужным привычкам. Как их победить. Человек сам решает быть здоровым или нет....
Классный час на тему "Умей сказать НЕТ"
Данный материал используется для учащихся 2-3 классов на уроках ЗОЖ....
Классный час на тему "Умейте дружбой дорожить"
Цель: формирование культуры, межличностного взаимодействия «Я и мы». Задачи: • формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу; ...
Классный час "Дружбой дорожить умейте"
Открытое внеклассное мероприятие на конкурс "Самый классный классный" в 4 классе с видеороликом и презентацией....
Классный час по Самопознанию «Умейте дружбой дорожить»
Ход классного часа I. Вступительное слово учителя. Актуализация темы. Здравствуйте, ребята!Здравствуйте, друзья!В этот день радаВас увидеть я!Рада я приветствовать дорогих гостейКлассный ча...