Классный час в 4 классе на тему: «Умею ли я прощать?», Всё ли можно простить?»
методическая разработка (4 класс) на тему

Макарова Елена Александровна

Цель:   Создать  условия  для  сознательного  усвоения  нравственных  понятий  и  осознанию  своих  поступков  и  поступков  других  людей. 

Задачи:  Способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение».  Воспитывать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека.  Научить правильно реагировать на семейные конфликты и предложить способы их решения.   Развивать положительные эмоции, стремление делать добро себе и другим людям.  

Используемые  методики  и  технологии:  

1.     Энергетический  обмен  эмоциями  с  помощью  групповых  тренингов.  Тренинги. 

2.     Беседа. 

3.     Решение  конфликтных  ситуаций  по  методике  погружения  и  проигрывания (драматизация). 

4.     Коллективное  создание  образа  добра,  в  виде  ожившего  и  распустившегося  дерева.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_umeyu_li_ya_proshchat_4kldoc.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Макарова Е.А., учитель начальных классов

                                              Классный   час в 4 классе  на  тему:  

                                  «Умею ли я  прощать?»,  « Всё  ли  можно  простить?»   

Цель:   Создать  условия  для  сознательного  усвоения  нравственных  понятий  и  осознанию  своих  поступков  и  поступков  других  людей.  

Задачи:  

  1. Способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение».  
  2. Воспитывать понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека.  
  3. Научить правильно реагировать на семейные конфликты и предложить способы их решения.  
  4. Развивать положительные эмоции, стремление делать добро себе и другим людям.  

Принципы отбора материала   для классного часа – доступность, эстетичность, соответствие теме.    

Используемые  методики  и  технологии:  

  1. Энергетический  обмен  эмоциями  с  помощью  групповых  тренингов.  Тренинги.  
  2. Беседа.  
  3. Решение  конфликтных  ситуаций  по  методике  погружения  и  проигрывания (драматизация).  
  4. Коллективное  создание  образа  добра,  в  виде  ожившего  и  распустившегося  дерева.      

Подготовка  к  классному  часу:  

  1. Подготовка  рисунков  для  оформления  доски (дерево  без  листочков,  отдельно  листочки  и  плоды,  тучи,  солнце,  образы  зла  и  обиды).  
  2. Разработка  ситуаций  семейных  конфликтов.  
  3. Подготовка  пословиц  и  поговорок  по  теме  классного  часа.
  4. Разноцветные  карточки  добра  и  тёмные  карточки  зла.  
  5. Свеча.  
  6. Реквизит  для  театрализованных   мини-ситуаций.  
  7. Приглашение  настоятеля  Свято  Троицкой   церкви.  
  8. Презентация  с  необходимыми  этапами  занятия.  
  9.  Экран  с  проектором.  

Перед  началом  классного  часа  доска  оформляется  так:  посредине  доски  дерево  без  листочков,  солнышко,  закрытое  тучей,  по  обеим  сторонам  дерева  образы:  Злость  и  Обида.    

                                     Ход     мероприятия   

  1. Тренинг – настрой. 

- Здравствуйте,  ребята!    Улыбнитесь  друг  другу.   Пожелайте  улыбкой  хорошего   настроения.  Садитесь.  

Я  вам  желаю:  слушать  и  слышать  друг  друга,  учителя.  Активной  работы  и  хорошего  настроения  на  всё  занятие.  Я  вижу,  что  у  вас   улучшилось  настроение.  У  меня  настроение  тоже  отличное,  но  посмотрите  на  это  дерево,  оно  высохшее,  без  листочков.  

- Как  вы  думаете,  что  с  ним  произошло?  

Это  дерево  лишили  жизни  Злость  и  Обида.  Тёмная  туча  заслонило  солнышко.  

- Мы  поможем  дереву  ожить?  

Ребята,  а  у  вас  возникали  такие  чувства,  как  Злость  и  Обида?  Когда?  

- Что   надо  сделать,  чтобы  выйти  из  этого  состояния?  

  1. Сообщение  темы  и  целей  занятия. 

Говорить   мы  сегодня  будем  об  одном  из  самом   сложном,   но  очень  важном  человеческом  чувстве,  о  прощении.  

- Как  вы  понимаете  значение  этого  слова?        

По  словарю  С.И.Ожегова:   «Простить – не  поставить  в  вину  чего-нибудь,  извинить».  

Иногда  простить  бывает  легко,  а  иногда  очень  трудно,  обида  гложет  человека,  отравляет  жизнь,  не  даёт  свободно  общаться  людям.  В  душе  гаснет  солнце  добра  и  теплоты,  наплывают  чёрные  тучи  одиночества,  с  вами  остаётся  лишь  злость  и  обида  на  себя,  на  обидчика,  на  весь  мир.  Человек,  находясь  в  таком  состоянии,  не  может  хорошо  работать,  учиться,  приносить  пользу  людям.   Мы  сегодня  попробуем  оживить  дерево  и  поучимся  преодолевать  свои  обиды.   И ответим на вопросы:  «Умею  ли  я  прощать?»  и «Всё ли  можно  простить?».  

III.   Основная   часть.  

  1. Работа  с  пословицами. 

- Ребята,  а  вас   обижали  когда-нибудь?   А  вы  кого-нибудь?   Конечно,  ведь  все   мы  люди,   а   человеку  свойственно   ошибаться,   всякое  в  жизни  бывает.  Но  главное  признать  свою  ошибку.   Недаром   на  Руси  так  много  пословиц  и  поговорок  об  этих  чувствах.  

Задание:     Собрать  пословицу  и  объяснить  значение.  

     

Есть  слёзы,   есть  и  совесть.  

Тому  тяжело,  кто  помнит  зло.  

Кайся,  да  опять  за  старое  не  принимайся.

 

  1. Театрализованные  ситуации.  

Страшны   и  неприятны   любые  ситуации,  при  которых   вас  обидели  или   вы  кого-нибудь  обидели.  Но  особенно   страшно,  если  вы   обидели  самых  близких  вам  людей – членов  вашей  семьи.  Сейчас  мы  попробуем  инсценировать  приготовленные   жизненные  ситуации.   Выберите   в  своих   семьях   исполнителей  ролей  членов  семьи,  которых  вам  необходимо  инсценировать.   После  небольшой  театрализованной  постановки  мы  попробуем  разобраться  в  ситуации   и  проанализировать  по  плану:    

  1. Между  кем  произошла  ссора?  
  2. Кто  прав, кто  виноват?  
  3. Какой  вы  видите  выход?  
  4. Часто  ли  встречаются  такие  ситуации?  

     

      Ситуации:  

      Мама:   Доброе  утро,  доченька!  С  Днём  рождения,  моя  родная!  Будь  здоровой  и  счастливой!  А  вот  тебе  мой  подарок.  Носи,  доченька,  на  здоровье!  (мама  дарит  вязаную  шапочку).       

      Дочка:   Мама,  а  что,  шапочка  вязаная?  Ты  её  сама,  что ли  вязала?  Что,  не  могла  в  магазине  купить?  Она  же  не  модная!  

      Мама:  Дочка,  связанные  своими  руками  вещи   никогда  не  выходили  из  моды.  Я  так  старалась!  Она  так  идеально  подходит  к  твоей  новой  куртке!  

      Дочка:  Если  тебе  нравится,  то  носи  её  сама! -  обиженно   сказала  Марина  и  бросила  шапочку.  

                                                 Ситуация №2  

      1 дочка:  Папа,  ты  не  забыл,  что  обещал  нам  с  сестрой  сегодня  пойти  на  каток?

      Папа:  Да,  я  помню,  девчонки.  Но,  к  сожалению,  своё  обещание  сдержать  сегодня  не  смогу.  Вызывают  на  работу.  

  1. дочка:  Опять  работа!  
  1. дочка:  Всегда  работа!  
  2. дочка:  Зачем  ты  тогда  купил  нам  коньки,  если  на  каток  сходить  с  нами  не  хочешь!  

1 дочка:  Мы  научились  кататься,  а  ты  даже  посмотреть  не  хочешь,  как  у  нас  получается?  

Папа:  Я  очень  хочу,  но  нет  времени  попасть  с  вами  на  каток.  Надеюсь,  в  следующий  выходной  получится!  

2  дочка:   А  в  следующий  мы  не  пойдём,  у  нас  дела  будут!  Пока,  папочка!

1  дочка:  Пока!  

                                           Ситуация № 3    

Брат:   Лена,  помоги  мне  решить  задачу  по  математике!  

Лена:   Хорошо,   давай  разберёмся  вместе.  

Брат:   Мне  не  надо  вместе.  Реши  сама – и  всё,  а  я  в  это  время  другие  уроки  делать  буду!  

Лена:  А  почему,  Дима,  я  за  тебя  твои  уроки  делать  должна?  У  меня  своих  достаточно!  

Брат:  Так,  значит,  не  хочешь   помогать!   Мама,  а  мне  Лена  помочь  не  хочет,  реши  ты!  

Мама:  Дима,  сынок,  Лена  тебе  объяснит,  но  решать  за  тебя  не  будет,  это  ведь  твоя  работа,  тебе  её  делать  нужно!  

Брат:  Так  значит,  вы  обе  против  меня!  Тогда  я  математику  делать  вообще  не  буду,  сами  виноваты!  

(Обсуждение  представленных  ситуаций,  предложение  разрешения  конфликтов  в  семье).        

         

  1. «Оживление»  дерева.  

- Ребята,  перед  вами  список  различных  человеческих  чувств.  Выберите  из  них   те,  что  мешают  нам  прощать,  и  запишите  их  на  своих  тёмных  карточках.  А  теперь  порвите  их  на   мелкие  кусочки,  уничтожьте  их,   а   кусочки  положите  ко  мне  в  коробочку,  после  занятия  мы  вместе  выйдем   из  школы  и  их  сожжём!   Сожгите  эти  чувства  и  вы  в  своей  душе.   Сожжём  Злость  и  Обиду   вместе  с  ними!  

А  на  приготовленных  зелёных  листочках  и  плодах  напишите  чувства,  которые  помогут  простить  и  просить  прощение.  Прикрепите  эти  листочки  и  плоды  к нашему  дереву.   Видите,  оно  расцвело  без  Злости  и  Обиды.  (Ребята  украшают  дерево). 

Чувства:  

Досада  

Агрессия  

Добро  в  сердце  

Любовь  

Раздражение  

Уважение

Обида  

Зависть

Сердечность  

Ненависть  

Взаимопонимание  

  1. Притча  о  прощении.   (сопровождается  слайдовым  показом)  

     

  1. О прощёном  воскресенье.   

     На  Руси  давно  существует  праздник,  который  именуют  Прощёным  Воскресеньем.  Это  последний  день  масленицы.  В  этот  день  люди  шли  в  церковь  и  просили  у  бога  прощенья  за  свои  прегрешения,  плохие  поступки  и  ошибки,  которые  не  давали  людям  жить  в  мире  и  согласии  с  людьми  и  с  самим  собой.  В  последние  годы  это  традиция – празднования  прощёного  воскресенья – входит  в  нашу  жизнь.  В  этот  день  можно  услышать  телефонный  звонок  и  слова  из   трубки:  «Прости  меня!»   Можно  увидеть  на  пороге  твоего  дома  человека,  которого  вовсе  не  ожидал  увидеть:  «Прости  меня!»  Давайте   послушаем,  что  о  прощении  говорят  умудрённые  жизненным  опытом  люди.  

Предоставляю  слово  настоятелю  Свято  Троицкой  церкви  отцу  Евгению.  

  1. Памятка.  Учитель  раздаёт  ребятам  на  память  красивые  памятки  с  лучами   солнца.   Ребята,  запомните!  
  1. Каждый  может  совершить  ошибку.  
  2. Совершив  ошибку,  умей  её  признать.
  3. Прости,  и  будешь  прощён.  
  4. Прощение  уничтожит  злобу  и  агрессию,  разъедает  ненависть,  спасает  от  одиночества.  
  5. Прости,  и  твоя  душа  будет  светлее.      

 

После  этого  на  доске  убираем  тучу.  

- Вот  выглянуло  солнышко,  вот  и  стало  теплее  на  душе.  Посмотрите,  как  расцвело  наше  деревце!   Я надеюсь ваши души стали добрее и светлее.    

  1. Рефлексия.  

А  теперь,  ребята,  давайте  зажжём  свечу,  вложим  энергию  наших  добрых  сердец  в  этот  горячий  огонёк. Передавая огонёк,  вы  будете  передавать  друг  другу  тепло  ваших  сердец.  

 

После  окончания  мероприятия  дети  с  классным  руководителем  выходят  на  улицу  и  «сжигают  отрицательные  эмоции».  

Приложение  

Презентация  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для классного часа "Дружбой дорожить умейте"

В презентации используются фото класса, песенка "Ты, да я, да мы с тобой"....

Классный час "Русский солдат умом и духом богат"

Классный час проводится в виде конкурса- игры.Это мероприятие всегда проходит очень весело и интересно. Дети с желанием принимают в нём участие как участники, так и в качестве членов жюри....

Классный час на тему: Умей сказать: «НЕТ!».

Как и когда сказать "Нет!" вредным и ненужным привычкам. Как их победить. Человек сам решает быть здоровым или нет....

Классный час на тему "Умей сказать НЕТ"

Данный материал используется для учащихся 2-3 классов на уроках ЗОЖ....

Классный час на тему "Умейте дружбой дорожить"

Цель:  формирование культуры, межличностного взаимодействия «Я и мы». Задачи:   • формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;      ...

Классный час "Дружбой дорожить умейте"

Открытое внеклассное мероприятие на конкурс "Самый классный классный" в 4 классе с видеороликом и презентацией....

Классный час по Самопознанию «Умейте дружбой дорожить»

Ход классного часа I. Вступительное слово учителя. Актуализация темы. Здравствуйте, ребята!Здравствуйте, друзья!В этот день  радаВас увидеть я!Рада я приветствовать дорогих гостейКлассный ча...