КЛАССНЫЙ ЧАС «Хлеб – это жизнь»
классный час (4 класс) на тему
Цели:
- познакомить детей с историей хлеба, его национальными особенностями и традициями;
- расширить и уточнить знания детей о производстве хлеба и многообразии хлебобулочных изделий;
- воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, русским традициям и обычаям;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час «Хлеб – это жизнь» | 136 КБ |
Классный час «Хлеб – это жизнь» | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26
Классный час
«Х л е б – э т о ж и з н ь !»
Учитель начальных классов: Заплатникова Елена Мурадовна
2015 год
КЛАССНЫЙ ЧАС «Хлеб – это жизнь»
Цели:
- познакомить детей с историей хлеба, его национальными особенностями и традициями;
- расширить и уточнить знания детей о производстве хлеба и многообразии хлебобулочных изделий;
- воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, русским традициям и обычаям;
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1.ВСТУПЛЕНИЕ. ОРГ. МОМЕНТ.
- Ярмарка! Ярмарка! Веселись народ!
Ярмарочное представление!
Всем на удивление –
Балагуры, зазывалы,
Каравай, хлеб, пироги и другие товары.
А где хлебно и тепло, там и жить добро!
А у нас, а у нас
Русский перепляс!
Артель певцов
С народными песнями
Да потешками о хлебе!
Исполяется русская народная песня «На торгу»
На торгу, торгу кругом
Ходит Дуня с киселём.
Эй, купите киселя,
Кушать будете хваля!
Киселя, киселя,
Кому надо киселя?
На торгу, торгу кругом
Ходит Дуня с пирогом.
Эй, цена недорога,
Вы купите пирога!
Пирога, пирога,
Кому надо пирога!
Целый месяц на пирог
Тесто квасила я впрок,
Да валяла на полу
И под лавочкой в углу.
Пирога, пирога,
Кому надо пирога!
Как пирог мой укусить,
Зубки белые сломить?
Как достать бы топорок,
Пересёк бы поперёк.
Пирога, пирога,
Кому надо пирога!
1) с мишкой
Тпрушки, тпрушки,
Пекла баба преснушки.
Всем по преснушке,
Мишутке две!
2) с куклой
Пушки, татушки,
Пекла баба ватрушки.
На липовой кадушке
Для Катеньки-Катюшки!
3) со скалкой
Коноплёва-то жена
Пирогов испекла.
Я хвать за пирог –
Меня скалкой в лоб!
4) с куклой
Моя доченька расплакалась.
Надо доченьку утешить.
Не плачь – дам калач!
Не вой – дам другой!
Не реви – дам три!
5) с петухом
Кукареку, петушок,
Золотой гребешок!
Вскочил бабе на шесток,
Уклюнул блинка,
Поглянул дружка!
6)
Меж горами, меж долами
Сидит баба с пирогами.
Недорого продаёт
Всё по денежке берёт!
Ешь пироги!
Хлеб береги!
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЯ
Примерно так на Руси начинались ярмарки. Мы с вами уже говорили об этой русской традиции. Ярмарки проводились независимо от времени года. На ярмарках продавали продукты своего труда : овощи, фрукты, кустарные изделия, в том числе и хлеб, разные виды хлеба. В нашей школе тоже есть традиция проведения ярмарок осенью и весной. В основном на школьной ярмарке продаём хлебные изделия, выпеченные своими руками.
- Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг. Имя, которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Поэтому тема нашего сегодняшнего мероприятия: «Хлеб – это жизнь».
3. АНКЕТИРОВАНИЕ
Ученица нашего класса провела анкетирование.
Вопросы, на которые предлагалось дать ответ учащимся нашего класса:
1. Первый продукт на вашем столе?
2. Можете ли вы прожить без хлеба?
3. Вы каждый день едите хлеб?
4.Какой хлеб ты предпочитаешь: чёрный или белый?
5.Из чего выпекают хлеб?
6.Всегда ли вы бережёте хлеб?
7. Что бы ты посвятил хлебу?
8. Любимое хлебное изделие?
9.Любите ли вы принимать участие в школьной ярмарке?
10. С удовольствием ли вы покупаете хлебные изделия?
№ п/п | Наиболее распространенный ответ |
1 | Самый главный продукт на столе хлеб – 20 человек |
2 | Не могу прожить без хлеба - 20 человек |
3 | Каждый день ем хлеб – 21 человек |
4 | Белый – 21 человек, белый – 4 человека |
5 | Из муки пшеничной или ржаной – 20 человек |
6 | Всегда – 17 человек |
7 | Рассказ, стихотворение, сказку, благодарность, рисунок, песню. |
8. | Сухарики – 12 человек, булочки – 5 чел, а также батоны, плюшки, ватрушки. |
22 человека любят принимать участие в школьной ярмарке и все любят приобретать кондитерские изделия.
3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ , ПОДГОТОВЛЕННАЯ УЧЕНИКОМ
«Что такое хлеб? Когда и где он родился?»
Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.
Что же такое хлеб? Когда и где он родился?
Первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали ещё в древности.
Орехи, так же как и желуди были первым хлебом человека
Плоды хлебного дерева заменяли туземцам хлеб.
Остаться голодным рядом с хлебным деревом невозможно.
Плоды прокалывают и оставляют на ночь. К утру мякоть начинает бродить и из нее можно печь хлеб. Одно дерево может прокормить семью из 4-5 человек.
Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. В поисках пищи наши предки обратили внимание на злаки.
Заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен,
что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен.
В глубине веков затерялся день, когда первобытный человек растёр горсть зёрен, замесил муку с водой и на раскалённых камнях испёк первый хлеб.
Сначала люди питались сырыми зёрнами. Затем, научились делать муку, приспособив два камня, создали нечто вроде мельницы.
Замесив измельчённое зерно с водой, открыли новый вид пищи – кашу.
Человек научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зёрна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы.
Прошло ещё много времени и древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он испёк лепёшки. Древние египтяне овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения.
Так 5-6 тыс. лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства.
Искусство приготовления разрыхлённого хлеба со сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Хлеб был поставлен в один ряд с золотом и солнцем.
В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково – кружочком с точкой посредине.
Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. В честь мастеров возводились монументы. Так, до настоящего времени в Риме сохранилось надгробие – монумент высотой в 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тыс. лет назад, основателю нескольких больших пекарен Рима, которые обеспечивали хлебом весь Рим.
- взвешивание и приёмка хлеба;
- размол, просеивание муки;
- вымешивание и раскатывание теста, хлебная печь
В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом и употребляли как и каждое отдельно подаваемое блюдо.
Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем приняли германцы, славяне и др.народы
- О хлебе не только слагали притчи и легенды, пословицы и поговорки… Хлеб олицетворял божества.
Боги хлеба
Входят 2 богини: у одной в руках каравай; у другой - символ хлеба.
1Богиня. Для обозначения хлеба и славяне использовали символ – круг с точкой посередине.
2 Богиня. Всегда хлеб считался дарителем жизни на земле (как солнце) и стоил очень дорого (как золото).
1 Богиня. Древние египтяне назвали своего бога природы Осириса «бог – зерно».
2 Богиня. Древние греки поклонялись богине плодородия и земледелия Деметре, что в переводе означает «земля – мать». И были у нее разные прозвища: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов земли»), Сито («хлеб», «мука»).
1 Богиня. Древние славяне хлеб считали чудом. Хлебопашцам покровительствовали бог солнца Дажбог и бог грозы Перун.
2 Богиня. Земледельцы называли свой хлеб «божественным».
Богини уходят
-Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово в самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Как же он приходит на наш стол?
На свете я видела хлеба
Немало.
Крестьянка его из печи
Вынимала.
И клала на стол, осеняя
Крестом.
Он отдыхал, накрытый
Холстом.
В горнице пахло сильно
Сладко.
За трапезой ели его без
Остатка:
Ни крошки, ни корки –
Ломоть до конца.
Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
Выйди в поле за станицу,
Дымка сизая клубится…
Слышит чуткая округа
Гул моторов день-деньской,
И бурлит земля под плугом,
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
Сколько требует ухода
Мать - земля за целый год
Хлеб на блюде подает,
Вот он хлебушко душистый
Хрустом, корочкой витой
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой
В нем здоровье, наша сила, слайд 1
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора. слайд 2
-А как раньше готовили землю к севу? Какие орудия труда использовали для пахоты? (плуг, соху) - Это была трудная и нужная работа. В плуг или соху запрягали лошадь. Было это так…Русский художник Алексей Гаврилович Венецианов даже запечатлел момент пахоты на своей картине
«НА ПАШНЕ».
Сеялки пришёл черёд.
Семена пшеницы в почву
Благодатную кладёт.
- А как на Руси сеяли хлеб? Кто? (сеятели) Это были в основном мужчины. Они шли с большим коробом по полю и разбрасывали зёрна. На картине французского художника Винсента Ван Гога «Сеятель» изображён этот труженик.
Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри – ка на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица – земля!
Зеленеют дружно всходы.
Присмотрись: увидишь тут
Самый главный труд народа,
Самый главный в мире труд.
- И этот момент зарождения хлеба не остался без внимания художников. Вот картина того же Винсента Ван Гога «Пшеничное поле с восходом солнца» .
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода...
Солнце, воздух и вода
Пшеницы лучшие друзья!
Дают энергию для роста.
Поверьте, это им непросто!
В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный
Хлебный колосок.
Продолжается рассказ:
Урожай поспел у нас!
Рожь, рожь…
Дорога полевая
Ведет, неведома куда.
Над полем низко провисая,
Лениво стонут провода.
Рожь, рожь – до свода голубого.
Чуть видишь где – нибудь вдали
Ныряет шапка верхового,
Грузовичок плывет в пыли.
Рожь уродилась.
Близки сроки.
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге,
Нависнула – хоть подпирай
Знать, колос, туго начиненный,
Четырехгранный, золотой,
Устал держать пуды, вагоны,
Составы хлеба над землей.
- На картине великого русского живописца Ивана Ивановича Шишкина «РОЖЬ» мы имеем возможность полюбоваться бескрайним золотым пшеничным полем. Он тоже не остался равнодушным к этому пейзажу.
Степные машины
Покоя не знают.
Горячую воду
Моторы глотают.
Горячее солнце,
Нагревшийся воздух,
И ночью восходят
Горячие звёзды.Но ветер доносит
Сквозь горечь полыни,
Сквозь запах бензина
В горячей кабине,
Сквозь гул молотилок,
Сердец колыханье,
Горячее, сытное
Хлеба дыханье.
- Но комбайны появились только в 20 веке. А как убирали колосья на Руси?
Чем жали? (жали серпом)
- Серп — орудие для срезания злаков и трав, состоящий из сужающегося, закруглённого лезвия (как правило стального) и короткой деревянной рукоятки.
Серп является одним из древнейших орудий человека и символом земледелия.
- Русский художник Борис Михайлович Кустодиев, живший и творивший в начале прошлого века увидел жатву так:
А в поле труд... Обычной чередою
Идёт косьба: хлеба не будут ждать!
И это время названо страдою,—
Другого слова нет его назвать...
- Затем зёрна отделяют от плевел, т.е.сорняков. Сейчас это делают машины для очистки зерна.
-А раньше колосья били цепами.На шкатулке с палеховской росписью запечатлена именно эта картина крестьянского быта.
-Для хранения зерна сейчас действуют элеваторы, где есть специальные резервуары, куда засыпают зерно. Там поддерживается определённая температура и влажность воздуха. Здесь зерно хранят по нескольку месяцев, оберегая его от холода, от сырости, от вредных жучков. Раньше хранили зёрна в специальных постройках – амбарах. Старались строить их над землёй. Так зёрна меньше отсыревали, меньше гнили, обдуваемые ветром и хранились всю зиму.
Из элеваторов попадает зерно в цеха мукомольного комбината, туда, где специальные машины перетирают их. Получается мука..
По цехам пройдешь - порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы -
Очень умные станки.
- А кто знает, как раньше получали муку? (мельницы)
- Чем отличаются эти две мельницы? Слайд 14,15
- Внутри мельницы находились жернова - парные каменные круги, использующиеся в ветряных и водяных мельницах, и служащие для перемалывания в муку пшеницы и других зёрен.
- Итак, из зёрен получили муку. Её раскладывают в большие мешки или пакеты и везут в магазин. Часть муки не фасуют, а доставляют на хлебозавод машинами-муковозами, из которых потом выдувают муку сильной струёй воздуха. В цехах хлебозавода собственно и происходит превращение муки в хлеб, который мы все привыкли видеть.
Слайд 16
Автомат замесит тесто,
Автомат развесит тесто,
Автомат нарежет тесто
И отправит тесто в печь . Слайд 17
Хлеб нелёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.
В) Что ещё делают из теста?
- Мы с вами привыкли видеть на своём столе не только традиционный хлеб. Во что ещё превращается тесто?
- Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Для этого испокон веков пекли русский каравай. Слайды
Хлеб не просто дар природы, Хлеб – наш труд. Не забывай.
Береги же наш народный
Драгоценный каравай.
Если мы хотим кого- то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!
Поскорее накрывай стол скатеркой чистой, -
Перед нами каравай с корочкой душистой!
Круглобок, и маслян он, в меру крут, посолен –
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.
Почет и слава хлеборобам!
За их прекрасный урожай,
За то, что людям предлагают
Душистый хлеба каравай!
Игра «Каравай»
- Самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни, из года в год, из века в век! И питать этой новой жизнью человека!
И на любом дне рождения слышится мелодия хоровода «Каравай», которая величает именинника. А сегодня мы славим хлеб! Он у нас сегодня именинник.
Все встают в хоровод. Девочка с караваем в центре круга. После первой игры каравай передаётся следующему участнику
Как на хлебные именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой нижины.
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Кого любишь выбирай!
Водящий (каравай):
- Я люблю, конечно всех, а ….. больше всех! (передаёт каравай)
- Как вы думаете, почему все так ладится в вашей жизни? Почему, радуясь сегодняшнему дню, вы верите: завтрашний день будет лучше.. Есть хлеб – светло в доме, нет – беда, несчастье. Как оценить каждый ломоть, каждую корочку, крошку! Кажется, что она стоит?! Попробуй, оцени солнечный свет, красоту земли, тепло родного дома.
Истинная ценность хлеба не исчисляется рублями. Что бы ты ни задумал, о чем бы ни мечтал – мера всему хлеб. В нем основа нашего благополучия, он – залог всех наших радостей и надежд. Как говорили в старину: «Земля на зернышке стоит»
Есть такая притча:
Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:
- Сколько стоит мой самородок?
-1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:
-Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.
Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
-Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.
Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что …
- Продолжите притчу…
(…ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”.»
- Есть еще одна народная сказка, очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: все, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!
Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. И умер богач… Почему? (Захотелось богачу покушать. Потребовал себе хлеба, но что ни брал в руки, все становилось золотым. Так и умер богач от голода.)
-Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги.
“Не держи денег в узлу, а держи хлеб в углу”
Много пословиц, поговорок, считалок, чистоговорок, загадок есть у русского народа. В них участвует хлеб!
Соберите пословицы. Пословицы потеряли свой конец. Помогите им, ребята.
Без краюшки - | все не беда |
Покуда есть хлеб да вода - | не прожить и седой старушке |
Какова земля, | а хлеба край, так и под елью рай |
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; | таков и хлеб |
- Какие ещё пословицы о хлебе вы нашли?
(Входят ребята в русских народных костюмах).
Считалки:
"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".
"Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль,пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?"
Чистоговорки
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Закличка
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба каравай,
Хоть везде поливай!
Дай Бог дождик
В толстые вожжи!
Поливай весь день
На наш ячмень,
На бабью рожь,
На мужичий овес,
На девичью гречу,
На маличье просо.
частушки
Все мы в Серышево живем,
Вкусны пряники жуем!
Мы частушек много знаем.
Их сейчас для вас споем!
Прянички печатные –
До того приятные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
Хлебом-солью
Всех встречаем.
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сем.
Пыль клубится по дорожке,
Везем с ярмарки лепешки.
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.
Вова, Вовочка, дружок,
Съешь с поганкой пирожок!
А для нашей Анечки
Булочки да прянички!
Наши руки крендельком,
Щеки словно пряники,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!
Загадки о хлебе
На соломинке - дом сто ребяток в нем.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я, будет целая семья"
(Зерно)
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый".
(Хлеб)
У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени... (Мука)
Тысяча братьев одним поясом подвязаны. (Сноп)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом" (Колос)
На железном на мосту
Распухаю и расту. (Оладьи)
Стоит Андрюха, набито брюхо. (Амбар с зерном)
"Всем нужен, а не всякий сделает"
(Хлеб)
- Да, действительно: не каждый может выпекать хлеб!
Легенда о пекаре
Во все времена к труду пекаря на Руси относились с особым почтением. Раньше людей назвали просто Федька, Гришка, Петька. Мастеров – хлебопёков величали уважительно – Фёдор, Григорий, Пётр.
Имя знаменитого булочника Филиппова настолько вошло в память русского народа, обросло легендами, историями, байками, что иногда возникает мысль: а был ли такой человек на самом деле.
В начале ХIХ века в Москву из села Кобелево Калужской губернии приехал бывший крепостной крестьянин Иван Филиппов – основатель хлебной компании. Вначале он подрабатывал пекарем. Затем, собрав деньги, стал владельцем собственной небольшой пекарни. И такие способности в нем открылись, что он больших высот в пекарском искусстве достиг и другим хлебопекам примером стал.
Ученик в роли Филиппова:
Ф:
- Хлебушко черненький труженику первое питание.
Учитель:
- Почему он только у вас хорош?
Ф:
- Потому, что хлебушко заботу любит. Выпечка-то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки... А все-таки рожь бывает разная, выбирать надо. У меня все больше тамбовская, из-под Козлова, с Роминской мельницы идет мука самая лучшая. И очень просто!
Черный хлеб, калачи и сайки ежедневно отправляю в Петербург к царскому двору. Пробовал печь на месте, в Петербурге, да не выходили такие сайки и калачи!.
- Почему же?
Ф:
- И очень просто! Вода невская не годится!
Кроме того, - железных дорог тогда еще не было, - по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испеченными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печи, замораживали, везли за тысячу верст, а уже перед самой едой оттаивали - тоже особым способом, в сырых полотенцах, - и ароматные,. горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.
Калачи на отрубях, сайки на соломе... И вдруг появилась новинка, на которую покупатель набросился стаей. А всё благодаря случаю...
Ф:
- И очень просто!
В те времена всевластным диктатором Москвы был генерал – губернатор Закревский. Каждое утро мои горячие сайки подавались ему к чаю.
И вот однажды за чаем он закричал: «Эт-то что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова!»
Слуги, не понимая в чем дело, притащили меня испуганного к начальству. А губернатор как заорёт:
«Эт-то что? Таракан?» - и сует мне сайку с запеченным тараканом.
А я отвечаю: «И очень даже просто, ваше превосходительство. Это изюминка – с!
И съел кусок с тараканом. А генерал-губернатор снова: «Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают?!» . И выгнал меня вон. Я бегом вбежал в пекарню, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и вывалил.
Через час уже угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было. Так, благодаря моей находчивости и случаю появились хлеб и булки с изюмом.
Ведущий. Прошли века, но и в наши дни хлеб считается важной пищей человека. Не забывайте главного, чем бережнее мы будем к хлебу относиться, тем благополучнее станет наша жизнь!
Что же даёт нам хлеб?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ПОДГОТОВЛЕННАЯ УЧЕНИКОМ НА ТЕМУ:
«Хлеб. Есть или не есть?»
1 слайд Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством - он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно.
2 слайд Хлеб - важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка (наряду с картофелем, крупами, бобовыми), содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин).
3 слайд Пшеничный хлеб содержит белки 7,9 г, углеводы 50,0 г, жиры 1,0 г, энергетическая ценность 225 ккал, аминокислот в нём мало. В ржаном хлебе белков 6,5 г, углеводов 42,4 г, жиров 1,0 г, энергетическая ценность в этом хлебе 180 ккал, а ' аминокислот в нём много. Получилось, что пшеничный хлеб питательней, чем ржаной. В этих двух сортах хлеба одинаковое количество жиров. Но ржаной хлеб богаче аминокислотами.
4 слайд Норма употребления в сутки. В сутки детям можно съедать 120-300 г. Подросткам 350-400 г. Взрослым 330 г. Больше всего нужно хлеба людям занимающимся физическим трудом. Им нужно 800 г.
5 слайд Хлеб - существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб - источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.
ОКАЗЫВАЕТСЯ...свежий, только что выпеченный хлеб тоже вреден для здоровья человека!
7 слайд
Существует и такой уникальный по своим качествам продукт, как зерновые хлебцы. Они содержат такие микроэлементы, как железо, калий, фосфор, цинк, бор, йод, никель, кобальт и др.; витамины группы В, витамины Е, D, РР, Р. А клетчатка, которая также присутствует 8 составе хлебцев, выводит из организма соли тяжелых металлов, токсины, радионуклиды естественным путем.
8 слайд Питаемся по правилам!
- Не стоит комбинировать хлеб с сахаром, медом, вареньем - такая смесь вызовет брожение в кишечнике.
- Лучше всего хлеб сочетается с овощами (цветная капуста, свекла, морковь, лук), которые помогут хорошо переварить крахмал, благодаря содержащимся в них ферментам.
- Рекомендуется есть хлеб в дневное время. Он приваривается около трех часов и заряжает энергией на весь день.
- Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб. Наши предки учили: “При сытости помни голод”.
Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!
“Что самое ценное в нашей жизни?”(СЦЕНКА)
Автор Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила: Катюша: - Фу, какой плохой хлеб! Автор Бабушка рассердилась и стала поучать внучку: Бабушка - Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен… Катюша: - А Юрчик тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить. Бабушка - Ай, как нехорошо! - Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой. Автор Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала: Катюша: - Я больше никогда не буду плохо говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня… Автор Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.
- А как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень оттого, что он нам сейчас достается легко! А как в нашей школьной столовой обстоят дела с хлебом? Не замечаем ли мы иногда неуважительное отношение к хлебу?
- Мне становится больно, когда вижу, как некоторые ребята в относятся к хлебу. Ведь речь идет о первейшем продукте человечества.
Минуту я запомнил ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлебушка ржаного.
И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой.
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой.
И растоптал. И весь как был
Зарылся носом в пыль я...
А раньше дед меня не бил,
И вообще не били.
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб –
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали.
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Мне больно,
Когда я, случайно, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.
Что хлеб наш насущный – святые слова,
Так говорили и деды, и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова –
Сила великая хлебушку дадена
Хлеб как святыня для всех был всегда,
Есть он – исполнилось счастье народное,
Не было – голод душил города,
И вымирали деревни голодные.
Нынче ж, когда у нас вдоволь его,
Полки изделием хлебным завалены,
То ли от сытости, толь от чего
Хлеб совершенно ценить перестали мы.
Мы не бедны: на столе, в закромах
Досыта хватит всем хлеба душистого;
На необъятных колхозных полях
Колос наполнит зерно золотистое.
Чтобы в России люди могли
Жить в благоденствии долгие годы,
Надо беречь хлеб – щедрость земли,
Силу Руси, дар великий природы.
- Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила обращения, общения с хлебом. Давайте попробуем их вывести. Помогите мне.
- Бери хлеба столько, сколько съешь.
- Никогда не бери хлеб грязными руками.
- Не заворачивай хлеб в газету.
- Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.
- Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.
-В старину у хозяйки не пропадало ни крошки хлеба. Зачерствеет белый хлеб - и вот уже на столе сытный крестьянский суп дымится или ароматный калач из печи просится. Не зря говорится «Хлебушка - калачу дедушка». И чёрным корочкам хозяйка применение найдёт – хлебный квас в запотевшем жбане из погреба достанет.
Сохранить хлеб свежим совсем нетрудно. В металлических, пластмассовых, деревянных хлебницах свежим хлеб остаётся 2-3 дня, а чтобы он не плесневел, хлебницу надо мыть раз в 7-10 дней. Обязательно храните отдельно белый и чёрный хлеб – они лучше сохраняются.
Если всё же хлеб зачерствел, не выбрасывайте его, а удивите семью новыми блюдами. Из чёрствого хлеба можно приготовить много необычных и вкусных блюд:
- На Руси был обычай – сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть.
Когда старые люди учат этому обычаю, молодые улыбаются: « Крошку хлеба к обеду желудок просто не заметит». Верно, не заметит. Человек не воробей. Да не в том дело. Соблюдая старинный обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», высказывают хлебу свое почтение. Народный обычай подобен крепкой веревочке, он свит из многих волокон. Вот и обычай собирать крошки рожден не только уважением к хлебу, но и тщательным сбережением его. Он, хлебушек, никогда так вольно, как теперь, не лежал на столе. В мире есть даже музеи хлеба.
Музей «Хлебобулочных изделий»
Хлеб- это своего рода реликвия. Есть даже музеи хлеба . В музее искусств Нью-Йорка есть круглый хлеб, возраст которого 3400 лет. Был найден в западной части Швейцарии при археологических раскопках на дне высохшего озера.А в Цюрихском музее выставлен хлеб, которому 6000 лет. Это самый древний хлеб. Первый в России Музей хлеба открылся в 1988 году в Санкт-Петербурге, где хранится более 18 000 экспонатов. Некоторым экспонатам более сотни лет и у каждого своя история! Санкт-Петербургский музей хлеба - единственный государственный в России и один из тринадцати музеев хлеба в мире. Подобные музеи существуют в Германии, Голландии, Франции. В 1993 году из отраслевого Музея истории хлебопечения превратился в государственный. Его посетители сразу оказываются среди калачей, буханок, ковриг, кренделей, пряников самого разнообразного цвета и размеров. Петербургским школьникам очень повезло, многие из них теперь знают о хлебе гораздо больше своих родителей, в чьем детстве такого музея не было. Казалось бы, такая обыденная вещь, как хлеб, богата не только историей, но и легендами, сказками.
4.ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ
- А теперь небольшая викторина из которой мы узнаем, что вы запомнили на сегодняшнем классном часе и узнали о хлебе из прочитанных книг:
Викторина «Всё о хлебе»
- В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую –осенью, в зиму)
- Куда зерно везут после уборки? ( На элеватор – хранилище для зерна.)
- Где зерно превращают в муку? ( На мельнице.)
- Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
- Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара)
- Про него говорят: «…… - всему голова». (Хлеб)
- Об опытном, видавшем виды человеке говорят «тертый…..». (Калач)
- После его съедания остается только дырка. (Бублик)
- В старину на Руси её называли житом. (Рожь)
- Из какой страны пришло к нам слово «хлеб». (Древняя Греция)
- Пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого теста. (Баранка)
- Детская игра, получившая название в честь этого хлеба. Им величают именинника. (Каравай)
- Витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмерку. (Крендель)
- Древние египтяне называли своего бога природы ….«бог – зерно». (Осирис)
- Древние греки поклонялись богине плодородия и земледелия, что в переводе означает «земля – мать». (Деметра)
- У богини Деметры были и другие прозвища, одно из них в переводе на русский «хлеб», «мука». (Сито)
- Древние славяне хлеб считали чудом. Хлебопашцам покровительствовали бог солнца…. ( Дажбог)
- Хлеб считался дарителем жизни на земле, как и ….. (Солнце)
- Одну букву замени у «зайки» и получится ……. . (Сайка)
- Фамилия русского, знаменитого булочника. (Филиппов)
- Художник, автор картины «ЖАТВА». (Б.М. Кустодиев)
- Гостей встречают … и ….. (Хлеб и соль)
- Что придумывал русский народ о хлебе? (пословицы, поговорки, заклички, чистоговорки, загадки, частушки, считалки)
- Где в России расположен музей хлеба? (Санкт-Петербург)
- На Руси считалось, что люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы вы, ребята, не росли невеждами, чтобы для вас рядом со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу учатся с детства, и в семье, и в детском саду, и в школе. Нравственное отношение к хлебу - отношение бережное. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.
Выходят коробейники с лотками разной выпечки.
(с калачами)
Ярмарка! Хлебная ярмарка!
Продаются калачи, калачи горячи!
Хоть в окошко мечи!
(с пряниками)
Медовые пряники, сладкие, ароматные,
На вкус очень приятные.
Пряники медовые! Купите, купите!
Хвалил еще Афанасий Никитин.
Зубы есть – сам грызи,
А нету – у соседа попроси.
(с пирожками)
Пироги с луком, с перцем,
С собачьим сердцем,
С зеленой петрушкой,
С маленькой лягушкой.
Баранина низовая,
Мучка сортовая.
(с блинами)
Блины, блины!
Три дня как испечены.
С дымом, с паром,
С головным угаром!
Где блины – там и мы!
Вот блины - блиночки!
Кушайте, милые дочки!
Вкусные блиночки!
Кушайте, сыночки!
(с витушками)
У меня витушки тем,
Кто поет частушки.
Если лучше всех споет,
Все витушки заберет.
Кушайте, питайтесь!
В тоску не ударяйтесь!
(поют частушки гости)
(с сушками)
Сушки, бублики, баранку
Вы купите спозаранку!
С ванилью и маком,
С сахаром и таком!
Сколько сушек у меня,
Угадайте-ка, друзья!
Кто правильно число их назовёт,
Все сушки в подарок заберёт!
(гости угадывают количество сушек на связке. Кто угадает, получает связку.)
Учитель - Ярмарка! Ярмарка! Веселись народ!
Ярмарочное представление!
Всем на удивление –
Балагуры, зазывалы,
Каравай, хлеб, пироги и другие товары.
А где хлебно и тепло, там и жить добро!
- Вот и подошла к концу наша хлебная ярмарка! Без покупок не уйдёт никто! А поскольку наша ярмарка знаний о хлебе от души всех гостей встречала, то и без подарков никто не уйдёт! Угощаем всех и совершенно бесплатно! Кушайте на здоровье, гости дорогие! Так гласит русский обычай!
Классный час заканчивается чаепитием с караваем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хлеб – это жизнь.
1. Первый продукт на вашем столе? 2. Можете ли вы прожить без хлеба? 3. Вы каждый день едите хлеб? 4.Какой хлеб ты предпочитаешь: чёрный или белый? 5.Из чего выпекают хлеб? 6. Любимое хлебное изделие? 7.Всегда ли вы бережёте хлеб? 8. Что бы ты посвятил хлебу? 9.Любите ли вы принимать участие в школьной ярмарке? 10. С удовольствием ли вы покупаете хлебные изделия на школьной ярмарке ? В опросе участвовало 25 учеников нашего класса. ВОПРОСЫ АНКЕТИРОВАНИЯ:
Наиболее распространенный ответ: Самый главный продукт на столе - хлеб – 20 человек. Не могу прожить без хлеба - 20 человек. Каждый день ем хлеб – 21 человек. Белый предпочитают– 21 человек , чёрный – 4 человека. Хлеб выпекают из муки пшеничной или ржаной – 20 человек. 12 человек любят сухарики, 5 человек – булочки, а также батоны, плюшки, ватрушки. Всегда берегут хлеб – 17 человек. Ученики нашего класса посвятили бы хлебу рассказы, стихотворения, сказки, благодарности, рисунки, песни. 22 человека любят принимать участие в школьной ярмарке и все любят приобретать на ней кондитерские изделия. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ:
Что же такое хлеб? Когда и где он родился?
Покровители хлебопашцев ДАЖБОГ и ПЕРУН
В плуг (соху) запрягали лошадь… А.Г. Венецианов «На пашне» соха плуг
Семена пшеницы в почву благодатную кладет…
сеятели Винсент Ван Гог «Сеятель»
Зеленеют дружно всходы… Винсент Ван Гог «Пшеничное поле с восходом солнца»
Через некоторое время колоски пшеницы выглядят так.
Спелые колоски становятся желтыми. И.И. Шишкин «Рожь»
В степь выводят хлеборобы полевые корабли…
Зерна отделяют от плевел (сорняков). Машина для очистки зерна
Раньше пшеницу молотили цепами. Палеховская роспись. Шкатулка.
элеватор амбар
Раньше это делали при помощи мельниц… ветряной водяной
Жернова внутри мельницы.
Машины-муковозы Фасовка муки.
На хлебозаводе… Автомат замесит тесто… Автомат развесит и нарежет тесто… И отправит тесто в печь. Готовый хлеб
пшеничный и ржаной хлеб Белый хлеб плетёнка батон
Тост сухари тосты булочки крендель пончики
рулеты и кексы Рулет пирог торт
вафли Баранки и сушки
Соломка бутерброды
пирожки Пирожки оладьи блины
Макароны и вермишель Макароны вареники пельмени
Русский каравай
Собери пословицы.. Без краюшки - все не беда. Покуда есть хлеб да вода - Какова земля, Хлеба ни куска , так и в тереме тоска; не прожить и седой старушке. а хлеба край, так и под елью рай. таков и хлеб.
1.Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть. 2.Никогда не бери хлеб грязными руками. 3.Не клади хлеб в сумку с овощами, а клади в отдельный пакет. 4.Не заворачивай хлеб в газету. 5. Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ХЛЕБОМ:
Сгрести хлебные крошки со стола и съесть… РУССКИЙ ОБЫЧАЙ
Музей хлеба в Санкт-Петербурге открыт в 1988 году
Хлеб – это жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классныйчас " Я выбираю жизнь"
Создать условия для формирования привычек здорового образа жизни,негатывноговлияния на организм вредных привычек....
«хлеб – всей жизни голова»
«хлеб – всей жизни голова» для воспитательно...
Сценарий праздника хлеба "Хлеб - всей жизни голова" в 3 классе.
Сценарий праздника хлеба под заголовком "Хлеб всей жизни голова" составлен для проведения в начальной школе. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век новых достижений, он ...
Материал к классному часу "Хлеб - всей жизни голова"
Данный материал содержит подборку стихотворений и пословиц по теме...
«Хлеб – всей жизни голова»
Цель данного урока воспитывать бережное отношение к хлебу, к русским традициям, уважения к людям труда; Обогащать словарный запас пословицами, поговорками о хлебе....
Классный час "Хлеб- всей жизни голова"
К внеклассному мероприятию" Хлеб- всей жизни голова" ещё прилагается презентация....
Классный час "Хлеб – это жизнь, а не просто еда"
Форма проведения: творческий отчет-защита проектаЦель: Формирование бережного отношения к хлебу. Задачи: 1. Углублять знания учащихся о хлебе. 2. Воспитывать чувство уважения...