Обобщение опытом
материал на тему
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта классного руководителя
«Классное руководство - это не работа, это образ жизни»
«И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, брат, у нас с тобой работа»
Вся моя жизнь связана со школой, потому что я родилась и выросла в учительской семье. Моя мама была учителем немецкого языка, а папа работал учителем трудового обучения. После окончания Бийского педагогического института я продолжила путь своих родителей - стала педагогом.
У педагога есть очень трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают её дополнением к своей преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной.
Образовательная Инициатива Новой школы делает уклон в сторону воспитания личности. Значит, роль классного руководителя возрастает. Ведь именно он является организатором и координатором деятельности учеников в классе.
Задача классного руководителя - создавать условия для развития учащихся.
Цветок растёт сам. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано природой. Ребёнок - росток человеческий. В нём изначально заложено стремление к развитию. Цель созревающей личности - утвердить своё «я», выявить своё неповторимое предназначение. А педагог – помогает ему в этом.
Я представляю свою авторскую программу воспитательной работы.
В данный момент являюсь классным руководителем 2 класса, но обобщать свой опыт внеклассной деятельности я буду на примере нескольких выпусков, поскольку опыт накапливается не за один год.
Цель моей программы: создать условия для формирования гармонично развитой личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей: духовных, нравственных, интеллектуальных, творческих и физических.
Направления моей воспитательной работы – это направления воспитательной работы школы: духовно-нравственное, культурологическое и эстетическое воспитание; гражданско-патриотическое; воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное; экологическое; здоровьесберегающее воспитание; воспитание семейных ценностей.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное, культурологическое и эстетическое воспитание. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Не один человек не рождается с определённым уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.
Формированию нравственных качеств личности моих учащихся способствовали классные часы: «День народного единства», «Традиции нашей семьи», « Рождество», «Деревенские посиделки», «Правила дорожного движения. Нарушение и ответственность»,
библиотечные часы, уроки, праздники: «8 Марта», «День матери», «Золотая осень», «Новый год». (Приложение 1.)
На праздниках традиционно проходят различные игры, пляски, конкурсы.
Организуем на каникулах запоминающиеся поездки в театр музыкальной комедии, драматический театр, планетарий. ( Приложение 2.)
На занятиях внеурочной деятельности в классе создан шумовой ансамбль. Дети играют на ложках, трещотках, бубнах, металлофоне. (Приложение 3.)
В 2007 году мною был организован вокальный ансамбль «Родники», который успешно выступает на всех мероприятиях школы и села.
Гражданско-патриотическое воспитание: работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории всей страны, любовь и уважение к своему селу, краю. В своей деятельности использую различные формы воспитательной работы. (Приложение 4)
Классные часы «Моя малая Родина», «Мои права и обязанности», «Поклонимся великим тем годам», "Содружество Независимых Государств", «Добру пусть откроется сердце», «Профессии наших родителей», «Азбука вежливости». Мероприятия: « День защитника Отечества»; «День космонавтики»; «День победы»; конкурсы рисунков «Моё село»; "День космонавтики".
Мы с ребятами участвуем в акции «Ветеран живет рядом», ежегодно посещаем митинги, посвящённые Дню победы. (Приложение 5)
Каждый год организуем экскурсии на предприятия своего села, поездки в краеведческие музеи, планетарий.
Участвуем в районных конкурсах стихов о Родине, об Алтае, где занимаем призовые места. Так в районном конкурсе «Поклонимся великим тем годам» в Шарчино, К. Чернаков занял II место, в районном конкурсе стихов об Алтае Лозгачёва Наталья и Чернаков Кирилл заняли II место. Всё это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Человеку присуще желание творить. Фантазировать. Делать работу руками. А занятий каких только нет на свете! И сколько материалов: простых и доступных. Используй. Твори! В наше время нужно только увлечь детей и всё получится. Каждый год в школе проходят выставки-конкурсы поделок, созданных руками детей и их родителей.
Конкурс поделок из овощей, выставка осенних композиций, букетов, мастерская «Деда Мороза», ко Дню Космонавтики. Развивая творческие способности детей, учу их видеть всё прекрасное рядом и воссоздавать всё это с помощью рисунков и поделок.
( Приложение 6)
Работа по благоустройству кабинета, дежурство в кабинете и в столовой воспитывает не только трудолюбие, но и ответственность.
Мои дети участвуют в сборе макулатуры.
Благоустраиваем и школьный двор. По моей инициативе, за каждым классом закреплён земельный участок. Дети вкладывают в него свой посильный труд. Участвуют с большим удовольствием в субботниках на территории школы и села.( Приложение 7.)
В системе работы классного руководителя большую роль играет ученическое самоуправление. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса. Позволяет выявить уровень притязаний каждого. Позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности. Помогает определить своё место в коллективе. В классе распределяем обязанности: мэр города, заместитель мэра, министерство образования, здравоохранения, спорта, внутренних дел, заботы и психологии, министерство культуры и печати. В конце каждой четверти учащиеся отчитываются за свою работу. (Приложение 8.)
Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал: "Невежда опасен для общества... Невежда не может быть счастливым сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может и чего-то не знать, но он обязательно должен быть умным человеком" Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным и достойным человеком. У каждого педагога есть своя методическая копилка, материал, который он использует не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Интеллектуальное воспитание: это направление реализуется в процессе
развития творчества и самостоятельности, выявления творческих способностей, наклонностей учеников, вовлечение их в разнообразную творческую деятельность. Каждый год учащиеся моего класса активно участвуют во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Зелёная математика», «Классики», «Инфознайка», «Кириллица», «Я - энциклопедия», заочно во всероссийских предметных олимпиадах и в викторине «Эрудит», международном математическом конкурсе «Кенгуру».
Занимают призовые места. С каждым годом интерес к участию в конкурсах у учащихся растет. Я сотрудничаю с Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего». На внеурочных занятиях «Умники и умницы», дети выполняют конкурсные задания с большим интересом.
Индивидуальную работу с обучающимися осуществляю с целью развития личности каждого ученика. Для этого мною разработана “Индивидуальная карта развития обучающегося”, где фиксируются его достижения в любой сфере деятельности от школьного уровня до регионального.
Взаимодействие общества и природной среды обозначило задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. Уделяя внимание экологическому воспитанию, стараюсь прививать детям уважение и любовь к природе, ко всему живому, учу охранять природу и заботиться об окружающем мире.
Добиваюсь этого через экскурсии в лес и лесное хозяйство, на водоём, через озеленение кабинета и рекреации. (Приложение 9.)
Проводим конкурс экологических баннеров, кормушек. Развешиваем кормушки и подкармливаем птичек. Сотрудничаем с Кулундинским лесничеством. Каждую весну мы выезжаем с лесниками в лес, где развешиваем скворечники и беседуем на экологические темы. Был создан волонтёрский отряд по очистке мусора.
«Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.
Для достижения целей по здоровьесберегающему воспитанию на каждом уроке провожу физкультминутки, разучиваю и организую подвижные игры на свежем воздухе, походы.( Приложение10.)
С интересом проходят классные часы по правилам дорожного движения.
Традиционны Дни Здоровья, кросс «Золотая осень», весёлые старты. Учащиеся добиваются прекрасных результатов на районном уровне. Иван Москалёв и Никита Миллер заняли призовые места в лёгкоатлетическом районном кроссе. (Приложение 11)
Спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья». Семья Москалёвых заняла первое место в посёлке Королёвском, где проходил окружной спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».
Воспитание семейных ценностей. Наша учительская задача - помочь учащимся и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности.
Эффективная работа классного руководителя немыслима без тесной связи с родителями. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в школе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.
В моём классе успешно действует родительский комитет. Создан клуб (родители и дети) «РиД».
Мне очень повезло с родителями! Мои родители инициативные, активные, любящие своих детей и умеющие работать в коллективе. Мне с ними легко работать и отдыхать.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. В своей работе я использую следующие формы работы:
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся. (Приложение12)
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями: «Выходной день в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», и др. При этом проигрываем несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбираем оптимальный для данной ситуации способ действий.
Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включиться в обсуждение проблемы.
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Такую форму я использую в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.
Формы трудовой деятельности- мамы и папы в каникулярное время благоустраивают кабинет для своих детей, помогают в сборе макулатуры.
На отведённом пришкольном участке, родители смастерили декоративный мостик, принесли и посадили из дома цветы. (Приложение 13)
Наш «островок» радует школьников, учителей и гостей школы в любое время года.
Формы досуга: совместные праздники «Новый год», «День матери», спортивные соревнования, праздники для мам и пап к 8 марта и 23 февраля, где устраиваем конкурсы не только для детей, но и для родителей.
Открытые уроки: один раз в месяц «День открытых дверей», когда родители посещают уроки.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный «За всё» и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, слушая вебинары, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий, а также использую интернет-ресурсы (https://infourok.ru/user/korenkova-galina-anatolevna);( https://www.nsportal.ru)
Классный руководитель должен расти и двигаться вперёд вместе со своими учениками. Поэтому я стараюсь повышать свои знания, участвовать в мероприятиях по повышению психолого-педагогической и воспитательной компетентности, идти в ногу со временем.
Известно, что дети - исследователи по своей природе. Иначе это называется любопытством. Шестилетний ребёнок пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы, любит наблюдать и экспериментировать, чтобы найти интересующий его ответ.
Наша школа с введением ФГОС (с 2011г.) реализует научно- исследовательскую деятельность. Мы, учителя начальных классов, во внеурочной и урочной деятельности используем работу над проектом и исследованием. По результатам анкетирования, мы выбрали программу внеурочной деятельности авт. А.И.Савенков «Я - исследователь», и началась работа. Дети работают над проектами совместно с родителями. Для этого я проводила родительские собрания, консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями проектной деятельности. Их совместная работа помогает им сблизится, возникают доверительные отношения, и родители начинают осознавать важность исследований в развитии познавательной деятельности ребенка, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом. Ведь совместно они подбирают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за растениями, жизнью насекомых, собирают сведения о ветеранах Великой отечественной войны, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Проекты получаются интересными, так как это плодотворный совместный труд учителя - ребёнка – родителя.
Ученики моего класса выполняли свои первые научные работы. Темы ребята выбрали актуальные и интересные: «Детская игровая площадка» (социальный проект), «Сосновая совка - вредитель леса», «Горох на окне», «Поди жив мой Иван»( об участнике ВО войны), «Пасека моего дедушки». Сколько всего интересного окружает нас! Но мы, взрослые, порой даже не задумываемся над обыденными вещами. А дети со своей пытливостью находят такие неразгаданные и не до конца исследованные проблемы, будто впервые мы это увидели! Ребята с удовольствием защищают свои работы и побеждают…(Приложение 15)
Итоговой работой ребят являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях. На четвёртой детской ярмарке исследовательских работ и проектов, посвящённой Году Российского кино в с. Шелаболиха Сеченов Никита со своим проектом «Поди жив мой Иван» занял I место по краеведению.
На базе Алтайского краевого детского экологического центра проходил конкурс «Я - исследователь». Своё наблюдение «Сосновая совка - вредитель леса» сначала на заочном, потом на очном конкурсе представлял ученик моего класса Трушин Максим, где занял призовые места. На протяжении пяти месяцев он наблюдал за куколками Сосновой совки. Вместе с мамой, участковым лесничим Кулундинского лесничества, они собирали в лесу куколок и в домашних условиях пытались вырастить из них бабочку. В итоге куколки погибли, так как оказались повреждены паразитами. Работу Максим продолжил с наступлением весны. Он снова отправился в лес, чтобы посмотреть, как прошла зимовка у куколок в лесной подстилке. Заложив пробные площадки, Максим нашёл живых куколок и принёс домой. На следующий день, из них вылупились две бабочки. Поместил их в банку с сосновой веткой, чтобы бабочки могли питаться, висеть на ветке и откладывать яйца. Однако кладку яиц они не дали, потому что не спарились. В дальнейшем Максим продолжил своё наблюдение жизненного цикла Сосновой совки в природе и представил свою работу на Всероссийском конкурсе в г. Сочи, где занял I место.
Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» пригласила Трушина Максима и меня, его преподавателя, принять участие в заочном туре, где наша работа была оценена дипломом I степени.
Дипломанты заочных конкурсов были приглашены очно, чтобы проявить себя в интеллектуально-творческих состязаниях на российском уровне в турнире «Творчество. Успех. Здоровье ». Турнир - это отличная возможность для тех, кто хочет раскрыть и проявить свои интересы, увлечения, способности, укрепить здоровье. Летний турнир-конференция проводился в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в г. Сочи.
Не верилось, что мы достигли такого уровня. Нас ждала увлекательная насыщенная программа, соответствующая требованиям ФГОС по различным направлениям, в том числе развития нестандартного и адаптивного мышления, коммуникативная компетентность. Все были покорены атмосферой творчества, содружества, возможностью в неформальной обстановке пообщаться с учеными - все это способствовало нашей быстрой адаптации. Каждый день был богат новыми, яркими впечатлениями, имел насыщенную программу. Вначале мы познакомились со всеми участниками, а потом началась интеллектуальная работа. Творческая среда позволила нашим детям достойно представить свои работы. Максим Трушин выступил с работой «Сосновая совка - вредитель леса». Богатый материал, собранный мальчиком в лесах Алтайского края, помог ему достойно выступить на мероприятии федерального уровня, где он был удостоен грамотами и дипломом I степени. Максим получил свидетельство участника Российского интеллектуально-творческого турнира. Вместе с ним была его мама, которая принимала в этой работе самое живое участие. Для мальчика – это незаменимый социальный опыт, для родителя – время раскрытия потенциала и возможностей своего ребёнка, знакомство с опытом других родителей, заинтересованных в личностном развитии своего ребёнка. Много команд из разных городов России присутствовало на этой конференции, каждая показала себя с лучшей стороны. Впервые на турнире педагоги, я в том же числе, провели мастер-классы, обменялись опытом. Дипломом I степени я была награждена за выступление по теме: «Инновационная деятельность классного руководителя в воспитательной системе класса», мастер-класс «Агрессия и способы её устранения», за участие в семинаре по теме «Когнитивное развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС» было выдано удостоверение о повышении квалификации. Что дает эта конференция? Мы бы ответили так: выход за рамки села и региона, возможность сравнения и сопоставления своего уровня исследовательских работ с другими, обмен опытом работы, перспективы дальнейшего развития исследовательской деятельности учащихся, привлечение внимания общественности и власти к проблемам развития интеллектуального потенциала страны.
Сельский учитель, как истинный интеллигент, не должен замыкаться в своей работе, своих интересах, он неизменно пользуется авторитетом у сельчан, является примером поведения. Всей своей деятельностью, самой жизнью он является примером большой воспитательной силы. Будучи представителем, сравнительно небольшого отряда интеллигенции сельский учитель исторически оказался вовлеченным в активную социально-преобразующую деятельность на селе. Своим особым предназначением он наделен односельчанами ореолом духовного лидера, большой силой общественного воздействия, а потому должен жить интересами общества, активно заниматься вопросами социально обустройства глубинки. Я как председатель «Совета женщин» являюсь инициатором проекта «Детская игровая площадка» региональной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края 2012-2020гг. Мы выиграли этот грант, в этом есть и заслуга моих детей. За что, я была награждена Благодарностью губернатора Алтайского края А.Б. Карлина. (Приложение 16.)
В настоящее время вместе со своими учащимися веду работу по возрождению народных традиций, сохранению исторической памяти предшествующих поколений. В рамках просветительской деятельности я разрабатываю и реализую каждый год социально значимый проект «Масленица». Первоначально праздничные гуляния проводились в рамках школы, а в последнее время границы праздника расширились: в масленичных забавах участвуют не только школьники, но и жители села. (Приложение 17.)
Культурно-просветительская работа сельского учителя приобретает в настоящее время особые утонченные формы, требует дополнительной профессиональной подготовки, обеспечивающей необходимый объем знаний, относящихся к различным сферам культуры и искусства. В школе существует вокальная группа «Серебряна», участником которой я являюсь. Становление ученика как личности, напрямую зависит от школы – от тех задач, функций и условий, создаваемые школой, от ее культурного содержания, социальных ролей, необходимых для развития не только учащихся, но и сельского населения.(Приложение 18)
У слова «педагог» есть несколько близких по смыслу, почти синонимичных терминов: «воспитатель», «наставник», «учитель». Слово «учитель» принято употреблять как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле – это авторитетный, мудрый человек, оказывающий влияние на людей. В узком смысле – это профессионал, который учит, воспитывает детей и тем самым оказывает огромное влияние на духовное развитие народа.
Если мы за свою работу слышим слова благодарности от детей и родителей, если мы видим слёзы на их глазах при расставании, если нам посвящают стихи, значит, эту профессию мы выбрали не зря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы Э.Кинг...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Обобщение опыта работы с родителями.
Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...