Внеклассное мероприятие БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД
классный час (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие: «Блокадный Ленинград»
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ Красногорской СОШ №2
Кацук Валентина Ивановна
Цели:
- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.
Оборудование:
1.мультимедийное оборудование, экран;
2.презентация со звуковым сопровождением;
3. аудио аппаратура;
4.аудио записи.
Ведущий:
Звучит песня Фадеева «Посвящение городу» кадры Презентации | Более 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза! За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск. Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору великой отечественной войны. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийский обстрел, ни постоянная угроза смерти не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев. Девятисотдневная защита осажденного города – это легендарная повесть мужества и геройства, которая вызвала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений. Давайте вспомним, как это было. |
| На 100 островах раскинулся могучий и неповторимый город. Гении русского народа, беспримерный труд создали этот город, навеки прославили его и дали ему бессмертие. Это имя – как гром и как град Петербург, Петроград, Ленинград. Город заводов и фабрик, театров и музеев, широких проспектов и площадей. |
Кадры Презентации – Блокадный Ленинград | Рёв самолетов, свист бомб. ( звучит финал 9 симфонии Бетховена.) |
| Петровой волей сохранен Он сердцем помнил: береги Исчезнуть пенным вихрем брызг, И под фашистских пушек вой (Николай Тихонов. Ленинград) |
| На Ленинград, обхватом с 3-х сторон, шёл Гитлер силой 40 дивизий. 8 сентября 1941 г фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград был блокирован. Страшная угроза нависла над городом на Неве. Первый день догорал… Сумеете ли вы оценить и понять всё, что выстрадали Ленинградцы в эти суровые, страшные, блокадные дни? Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. «После поражения России нет никакого смысла в дальнейшем существовании этого большого населенного пункта». Но враг просчитался. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. Ленинградцы построили 35 км, баррикад, 4170 домов, 22 тыс. огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурство на крышах домов, оборудовали медпункты. |
| … Я говорю с тобой под свист снарядов, Крондштатский злой, неукротимый ветер Над Ленинградом – смертная угроза… Я говорю: нас, граждан Ленинграда, И женщины с бойцами встанут рядом, Руками сжав обугленное сердце, Мы будем драться с беззаветной силой, * * * Мы знаем, что ныне лежит на весах Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Свободным и чистым тебя пронесем, |
| Вместе со взрослыми были и дети. Они тоже рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах, собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Во многих школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненным газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках, крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш». В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 г. Они были самые низкие: рабочие получали лишь по 250 г суррогатного хлеба, старики и дети по 125г в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Зимой 1941 – 42 г.г. город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилившие ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах, с заделанными картоном окнами, потому что стёкла были выбиты взрывной волной. Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду и потом под обстрелом доставлять её домой. Остановилось движение трамваев и автобусов. На работу людям приходилось ходить пешком по занесенным снегом улицам. Основным «транспортом» жителей города были детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни, дерева на гробы не было. Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода. |
Ведущий: | Блокада – далеко это слово |
(на экране – портрет Тани) | Многие знают печальную историю 11 – летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая, дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у неё родных и сделала сиротой. |
| В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям. «Женя умерла 28 декабря в 12-00 дня 1941года» Таню удалось спасти от голода. При первой же возможности её вывезли с детдомом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение и ужасы войны сломили девочку. Она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был открыт памятник. |
| («Баллада о Тани Савичевой» сл. В. Гина, муз. Е. Доги) |
| Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Опасен и тяжёл был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто взрывались снаряды и идти приходилось часто, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе. |
| В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду Во имя Родины и долга – 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волкова открыла ураганный огонь по врагу. Оккупанты сопротивлялись злобно и ожесточенно. 18 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землёй. Это означало, что ленинградцы не будут больше умирать от холода и голода. Ленинградцы стали получать продовольствие, заводы – топливо и сырьё. |
| Окончательно разгром оккупантов был завершен через год – 14 января 1944 года. Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней, и не только выстоял, но и победил. Мы чашку горя выпили до дна. (Презентация) |
| Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье нынешних поколений. У Вечного огня! … Я знаю, что хочу |
| «Вечерняя» песня Соловьева-Седого |
Ведущий: | На этом наша музыкально-литературная композиция, посвященная подвигу города-героя Ленинграда закончена. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"
Сценарий внеклассное мероприятия "Блокада Ленинграда"...
Внеклассное мероприятие «Железные люди» (герои – спортсмены в блокадном Ленинграде)»
Цель деятельности учителя: создание условий для самостоятельного осознания и осмысления новой информации по теме занятия в соответствии с индивидуальными особенностями учащихсяЦель деятельности учащих...
Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...
Внеклассное мероприятие "Дети блокадного Ленинграда" в рамках акции "Навстречу 75-летию Великой Победы"
В рамках акции "Навстреча 75-летию Великой Победы обучающиеся 3 Б класса приняли участие во внеклассном мероприятии "Дети блокадного Ленинграда" подготовленного классным руководителем Ш...
Внеклассное мероприятие "Хлеб блокадного Ленинграда"
Мероприятие направлено на воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;воспитание ч...
Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),
Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),...
Открытое внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"
Открытое внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда". Театрализованная постановка, которая не оставить равнодушным никого....